Главная » Статьи » В помощь учителю » Мой Казахстан |
Тип урока: урок построения понятия или постановки учебной задачи (целевое применение усвоенного) Цели урока: • Образовательные: – актуализировать и систематизировать имеющиеся знания обучающихся по темам: “Тоталитарное государство” и “Взаимосвязь человека и тоталитарной системы в рассказе Солженицына А.И. “Один день Ивана Денисовича””; – контроль сформированности усвоения информации из разных источников по пройденной теме. • Развивающие: – продолжить работу по развитию мыслительных процессов, развитие связной речи обучающихся, способствовать развитию коммуникативных навыков, умения дискутировать. • Воспитательные: – воспитание стремления к системным знаниям по литературе и истории и к самоконтролю через чувства уважения, любви и гордости к родному языку, выявить способы противостояния режиму; продемонстрировать то, что помогало человеку за колючей проволокой сохранять человеческие качества, способствовать достижению успеха в деятельности каждого обучающегося. Приобретаемые навыки: умение анализировать прочитанное произведение, высказывать свою точку зрения, развивать критическое мышление. Формирование и развитие компетенций: коммуникативной, языковой, гражданской, ценностно-смысловой, познавательной. Технологическая карта урока. Фрагмент темы Деятельность учащихся Деятельность учителя 1. Мотивация Чтение наизусть стихотворения А.Ахматовой “Реквием” Обоснование актуальности темы урока, эмоциональный настрой 2. Исследование “Что такое тоталитаризм?” Включение обучающихся в поиск самостоятельных ответов, решение познавательных задач, просмотр и прослушивание компьютерной презентации. Объяснение задания: выделить черты тоталитаризма 3. Обмен информацией, обсуждение. Что такое тоталитаризм? 4. Причины массовых репрессий в СССР Обсуждение, представление вопроса с использованием презентации Ответы обучающихся о причинах репрессий начиная с 20-х годов. Выделение изменений в причинах на разных этапах. Беседа, корректирование ответов обучающихся Беседа, корректирование ответов обучающихся, расширение знаний по судебным процессам 30–60-х гг. 5. А.И.Солженицын Презентация- сообщение ученика о биографии писателя Показ презентации Настрой на анализ текста 6. Повесть “Один День Ивана Денисовича” Анализ текста, дискуссия Беседа, корректирование ответов обучающихся, сравнение литературной и исторической оценки тех событий. 7. Карлаг(местный материал) Сообщение краеведческого материала об узниках Карлага Анализ краеведческого материала, собранного учащимися 8. Подведение итогов Творческое задание Мнения обучающихся Письма на выбранную тему Настрой на творческую работу, объяснение задания. 9. Рефлексия Мнения обучающихся об уроке, о том какой должна быть счастливая жизнь в счастливом государстве. Заключительные слова учителей. Эмоциональное завершение урока Ход урока 1. Познавательная мотивация – создание ситуации, вызывающих ребят узнать материал урока. Учитель литературы: “Неудержимое чувство на отгадку человеческой лжи, рано зародясь, развилось в мальчике остро… И неисторжимо укоренялось в нем решение: узнать и понять, откопать и напомнить.” “Я делаю выводы не из прочитанных философий, а из людских биографий, которые рассматривал в тюрьмах” (А.И. Солженицын) 1930–50 годы для нашей страны были крайне сложными и противоречивыми. Это время неуклонного роста военной мощи СССР, время бурных темпов индустриализации, время спортивных праздников и воздушных парадов. И в то же время именно эти годы – самые кровавые и страшные из всех лет истории Советской России. Вот как охарактеризовала это время Анна Ахматова в поэме “Реквием”: Перед этим горем гнутся горы, Не течет великая река, Но крепки тюремные затворы, А за ними “каторжные норы”, И смертельная тоска. Для кого-то веет свежий ветер, Для кого-то нежится закат – Мы не знаем, мы повсюду те же, Слышим лишь ключей постылый скрежет Да шаги тяжелые солдат. Подымались как к обедне ранней, По столице одичалой шли, Там встречались мертвых бездыханней, Солнце ниже и Нева туманней, а надежда все поет внутри. Это было когда улыбался Только мертвый, спокойствию рад. И ненужным привеском болтался Возле тюрем своих Ленинград. И когда, обезумев от муки, Шли уже осужденных полки, И короткую песню разлуки Паровозные пели гудки, Звезды смерти стояли над нами, И безвинная корчилась Русь Под кровавыми сапогами И под шинами черных “Марусь”. Голос Ахматовой – это голос измученного, “стомильонного народа”. Учитель истории: Сегодня перед нами стоит очень сложная тема – “Человек в тоталитарном государстве”. Сложная потому, что в последнее время на тему репрессий и реабилитации жертв произвола написано немало художественных и историко-публицистических произведений. Интерес к трагическим событиям прошлого повсеместен и огромен. Но эта тема неоднозначно оценивается политиками, писателями, историками, обычными людьми. Зачастую оценки эпохи прямо противоположны. “Триумф и трагедия” назвал эпоху правления Сталина военный историк Дмитрий Волкогонов. Триумф одного человека – трагедия целого народа. Наш сегодняшний разговор не ставит своей целью обсуждение Сталина как личности. А вот, что представляет из себя сталинизм как система, в чем его корни – попытаемся разобраться. Учитель литературы: На уроке постараемся ответить на вопросы: 1. Какова взаимосвязь между человеком и тоталитарной системой? 2. Выявим способы противостояния режиму тоталитаризма. 3. Попытаемся определить те качества, которые помогали человеку оставаться человеком даже в невыносимых условиях за колючей проволокой. Учитель истории: Это эпоха, которая вошла в историю под названием тоталитарное общество или тоталитаризм Проблемное задание: Кому и почему нужен тоталитаризм? 2. Исследование – включение обучающихся в поиск самостоятельных ответов, решение познавательных задач. Класс делится на группы: 1 группа: Кому и почему нужен был тоталитаризм? 2 Группа: Определите, какие из нижеперечисленных задач решали большевики в процессе создания тоталитарного государства? 3 группа: были ли массовые репрессии 1930-х г.г. в СССР следствием индивидуальных особенностей Сталина – человека и политического лидера – или закономерностью тоталитаризма? 2) Определите, какие из ниже перечисленных задач решали большевики в процессе создания тоталитарного государства: А) подавление сопротивления политических противников; Б) создание парламентской республики; В) установление контроля над газетами, журналами, книгоизданием; Г) поиск компромисса с другими политическими силами; Д) формирование системы карательных органов; Е) развитие многопартийности; Ж) обеспечение разделения властей; З) очистка партии от колеблющихся, сомневающихся и самостоятельно мыслящих людей; И) установление контроля над производством и распределением произведенного; К) воспитание детей в духе преданности тоталитарному (социалистическому) идеалу; Л) обеспечение экономической свободы; М) усиление социальной однородности общества? Учащиеся работают по данным заданиям 4 мин. Используется стратегия «Кирпичики». Затем спикер даёт комментарий. 3. Обмен информацией, обсуждение. ВОПРОС учителя истории: Что такое тоталитаризм? Ответ: Слово “тоталитарный” изобрел Бенито Муссолини (от “тотальный” – итальянский (totale), полный, всеохватывающий, всеобъемлющий, для характеристики фашистских порядков в Италии, в смысле: “всеобщий”, “общепризнанный”, “наилучший для всех”, так сказать “подлинно демократический”, “принятый абсолютным большинством и наилучший для него”. Вспомните, что вам известно о режиме, выделите самые основные черты тоталитаризма? Давайте вместе составим кластер. Тоталитарный режим характеризуется полным (тотальным) контролем государства над всеми сферами жизни общества. Тоталитарным режимам свойственны огосударствление всех легальных организаций, не ограниченные законом полномочия властей, запрещение демократических организаций, ликвидация конституционных прав и свобод, милитаризация общественной жизни, репрессии в отношении инакомыслящих. Тоталитарный режим – политический строй, при котором 1. Сосредоточение государственной власти в руках группы, партии 2. Уничтожение демократических свобод 3. Отсутствие возможности появления политической оппозиции 4. Сохранение власти благодаря насилию, массовым репрессиям, духовному порабощению. Тоталитарная система: 1. Насильственное установление однопартийной системы. 2. Уничтожение оппозиции внутри самой правящей партии. 3. Захват государства партией. 4. Ликвидация системы разделения властей. 5. Уничтожение гражданских свобод. 6. Построение системы всеохватывающих массовых общественных организаций. 7. Унификация всей общественной жизни. 8. Авторитарный способ мышления. 9. Культ национального вождя. 10. Массовые репрессии. ВОПРОС учителя истории: Когда сложилась система тоталитаризма в СССР? Ответ: Такая система сложилась в СССР в 30-е годы 20 века. “Постановлением ЦИК и СНК СССР от 1 декабря 1934 года следствие по делам о так называемых террористических организациях и террористических актах должно было вестись в ускоренном порядке, судебное слушание – производится без участия сторон и без вызова свидетелей. Смертные приговоры приводились в исполнение немедленно. Заработала кровавая машина, сотни тысяч ни в чем не повинных людей стали “врагами народа”, “шпионами”, ушли в небытие, превратились в “лагерную пыль”. Пощады не было никому. Страшные приговоры без особых разбирательств подписывались высшим руководством страны, не глядя, общими списками, до 500 человек одновременно”. Историк: Репрессии – это карательные меры государства в отношении своих граждан. 4. Причины массовых репрессий. Как эти причины менялись на разных этапах развития нашей страны? Причины массовых репрессий. “Революционное насилие” – стимул к труду. Еще в 1919 году за нарушение трудовой дисциплины, невыполнение нормы выработки – до 6 месяцев заключения в лагере принудительных работ. В 30-е годы – для индустриализации – исправительно-трудовые лагеря “архипелага ГУЛАГ”, дешевая рабочая сила, новое “крепостное право” в деревне (паспорт) – все это “внутренние ресурсы” для строительства социализма. По официальным данным 1930–1953 гг. осуждающих приговоров было вынесено 3 778 234, из них 786 098 – смертных. По неофициальным данным репрессировано 20 миллионов “врагов народа”. Подверглись гонениям более 20 миллионов крестьян, народы Крыма, Кавказа, немцы Поволжья, калмыки и др. В 1990 г. было реабилитировано 8 072 888 человек. ВОПРОС: Какие задачи ставила перед собой власть в 20—30-гг? Ответ: Главная задача власти – создание нового человека. В 20-е годы в ходу была модель революционера – разрушителя старого мира: железные комиссары, стальные чекисты. В 30-е гг. – модель созидателя Нового мира: “индустриальный человек”, “научно-организованный человек”, “усовершенствованный коммунистический человек”. Сталин провозгласил окончательный идеал: “Я подымаю тост за людей простых, обычных, скромных, за “винтики”, которые держат в состоянии активности наш великий государственный организм”. Таким образом, создавался “государственный житель” ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ Учитель истории: В ходе беседы мы затронули два аспекта политического развития страны: причины формирования тоталитарной системы; массовые репрессии. Происходящее тогда не было страданием одного человека, это была трагедия целого народа. Лидеры и рядовые, знаменитые и неизвестные – сколько их осталось на горькой дороге потерь. 5. А. И.Солженицын. Учитель литературы: И мы с вами, ребята, знакомы с опытом художественного исследования по этой теме. Вспомните имена авторов, писавших на эту тему. Имя А. И. Солженицына обычно вызывает споры. Многие, не зная его творчества, уже заранее предубеждены в том, что Солженицын труден, “сложно понятен”. Большинство из тех, кто утверждает, что не любит Солженицына, или вовсе не читали его произведений и судят о писателе с чужих слов, или, бегло познакомившись с некоторыми его произведениями, не дают себе труда понять и оценить значение творчества этого замечательного человека. Знакомясь с произведениями литературы, искусства, не делайте поспешных выводов. Помните: чтобы понять, нужно, по замечанию, Л.Н. Толстого, “заставить ум свой действовать со всею ему возможною силою”. Появление художественных произведений о трагической судьбе человека в тоталитарном государстве развенчало миф о якобы счастливом коммунистическом будущем. Невозможно быть счастливым в обществе, которое построено на насилии, репрессиях, расправе с инакомыслящими. Произведения Солженицына представляют огромную ценность из-за того, что их автор – участник, очевидец событий, жертва сталинского режима. Он приподнял завесу над темным периодом нашей истории – сталинизмом. Что же мы знаем о А. И. Солженицыне? Домашнее задание приготовила Клейменова Алена. Ученик: Александр Солженицын родился в 1918 году, в первый год после революции. И за долгую, почти девяностолетнюю жизнь он пережил многое. Он лишился отца еще до своего рождения; тот, офицер царской армии, погиб за несколько месяцев до рождения сына. Мать получила образование в Петербурге, знала несколько европейских языков, была верным другом своему сыну, многое сделала для его духовного становления. В 1941 году Солженицын окончил физмат Ростовского университета, одновременно учился заочно в Московском историко-философском литературном институте. В октябре 1941 году начался его фронтовой путь. Сражался храбро, боевой офицер, награжден орденом Красного Знамени. В феврале 1945 году Солженицын был арестован в Восточной Пруссии за критику Ленина “Вовки” и Сталина “Пахана”. Его письма к другу юности были засечены цензурой, и этого было вполне достаточно для его ареста. “Враг народа” был изобличен. Он получил 8 лет и 3 года ссылки по статье 58-10 и 58-11. Лагеря, спецтюрьма, “шарашка” (специнститут в пригороде Москвы), заболевание раком, излечение. В 1956 ссылка была с него снята, возвратился в Среднюю Россию, преподавал во Владимирской области в сельской школе, а затем в Рязани – до конца 1962 года, когда был напечатан "Один день Ивана Денисовича". После 1965 года Солженицына уже в СССР не печатали, он подвергался резким нападкам властей и газет. В 1969 г. его исключили из Союза писателей, а в 1970 году он был удостоен Нобелевской премии. Солженицын не поехал на вручение премии, потому что был уверен в том, что ему не разрешат вернуться в Россию. А в феврале 1974 года (после выхода 1-го тома романа “Архипелаг ГУЛАГ”) он был обвинен в измене родине, арестован и выслан за границу. Солженицыну было 55 лет. За границей плодотворно работал, писал историю страны. В 1994 году вернулся в Россию. Проехав страну от Дальнего Востока до Москвы, он активно включается в общественную жизнь. В 2008 году писателя не стало. Рассказ “Один день Ивана Денисовича” был задуман еще в лагере (зима 1950–1951 года, Экибастузский Особлагерь) и первоначально носил название “Щ-854; (Один день одного зэка”). Вся страна читала и обсуждала этот рассказ, ведь впервые в русской литературе появилось произведение, рассказывающее о жизни одного из невинно репрессированных во времена культа личности Сталина. Рассказ шокировал, поражал своей горькой, страшной правдой. (Сообщение о биографии.) 6. Повесть “Один День Ивана Денисовича” (А. И. Солженицын. Человек в истории. Один день Ивана Денисовича. Презентация.) Учитель литературы: О кошмарной жизни в сталинских лагерях мы узнаем из так называемой лагерной прозы и в первую очередь благодаря творчеству А.И. Солженицына. Его повесть “Один день Ивана Денисовича” потрясла читателей откровением о лагерной жизни при Сталине. Сегодня произведения Александра Исаевича известны широкому кругу читателей. Анализ текста “Один день Ивана Денисовича”. Анализ рассказа через групповую форму работы. Стратегия «Толстые и тонкие вопросы». Дома учащиеся должны были приготовить вопросы по произведению разными по сложности. 1 группа 1. Что мы узнаём о главном герое повести? 2. Почему день, описанный в повести, кажется Шухову почти счастливым? Какие счастливые события происходят с героем? 2 группа 1. В течение какого времени происходит действие? Много ли событий вмещает этот день? 2. Почему стало возможным унижение людей? Кто в этом повинен? 3 группа 1. Какие порядки царят в лагере? Как выживают в лагере люди? 2. Почему автор главным героем выбрал простого мужика-крестьянина? Уникальность и значительность рассказа Солженицына состоит в раскрытии трагической картины жизни людей в условиях тоталитарного режима и одновременно подлинного характера, утверждающего себя в этих обстоятельствах. – Какова композиция этого рассказа? Экспозиция “погружает” читателя в художественное время и художественное пространство: дает представление о времени, о месте действия, о герое. “В пять часов утра, как всегда, пробило подъем – молотком об рельс у штабного барака… Шухов не вставал…” Завязка: “Шухов решился – идти в санчасть. И тут же чья-то имеющая власть рука сдернула с него телогрейку и одеяло.” Кульминация: Одухотворенный труд раскрывает истинность каждого человека, кладка стены объединяет многих людей в едином порыве, и этот порыв показывает, что система полностью не сломала человека. Труд является тем нравственным стержнем, который помогает в мире лагеря остаться человеком. Развязка: “Засыпал Шухов вполне удовлетворенный. На дню выпало много удач…” Учитель литературы: Ребята, в тяжелые времена в экстренные ситуации могут попасть любой человек. На основе произведения давайте попробуем по памятке, предложенной для вас, разбить и подобрать примеры из текста. 1. Оценить ситуацию. Не впадать в панику. 2.Не провоцировать на действия субъект, если понимаешь, что ты бессилен, не оскорблять. 3.Внутренне сконцентрироваться, мысленно успокоить себя и выполнять требования. 4. Не жалеть себя, не расслабляться. Находить положительные моменты в создавшейся ситуации. 5.Попытаться найти выход из положения . Учитель литературы: и последнее творческое задание. Представьте на формате А-4 эскизы ваших обложек к данному произведению А.И.Солженицына. “Один день одного зека”. (Комментарий рисунков учащихся обложки книги.) Историк: Люди по-разному подходят к изучению своей истории. Одни предпочитают документальные материалы, другие – художественно-публицистическую литературу. Но каждый сам оценивает прошедшие события, пропускает их через себя. 7. Карлаг – представление краеведческого материала. На эту тему домашнее задание выполнил Лыков Влад. Наше село тесно связано с Карлагом. На карте появился поселок №13 – он стал продовольственной базой Карлага. Домашнее задание приготовила Никульча Катя об истории села. Работа с сельскохозяйственной опытной станцией была научной. И видное место занимает Бычек Яков Кондратьевич – ученый, селлекционер, который вывел много сортов пшеницы и других культур. Домашнее задание – Эльцер Влад. Учитель истории. – Как же система относилась к человеку, и как человек взаимодействовал с ней? – Как люди противостояли режиму тоталитаризма? – Какие качества помогали человеку оставаться человеком даже в не выносимых условиях за колючей проволокой? – Приведите примеры массовых репрессий на территории нашего региона 8. Творческое задание. Литератор: Неравнодушные люди выражали свое мнение по поводу тех событий, которые происходили в их жизни, писали письма, статьи в газету. Мы предлагаем вам сделать то же самое. Темы: – “Не могу молчать” статья в газету или письмо вождю. – Письмо современника гулаговцу – Письмо из лагеря домой. – Письмо из дома гулаговцу 9. Заключение. Историк: Мы знаем теперь, что политические обвинения и репрессии против ряда деятелей партии и государства, против многих коммунистов и беспартийных, хозяйственных и военных кадров, ученых и деятелей культуры были результатом преднамеренной фальсификации. Тысячи безвинно пострадавших были реабилитированы. Чтобы довести процесс справедливости до конца, нельзя отворачиваться от больных вопросов нашей истории, будто ничего особенного не произошло. Нельзя с пренебрежением относиться к исторической правде, к памяти тех, кто оказался невинной жертвой беззакония. Литератор: Тоталитарный режим – это отсутствие свободы, слежки, раздутая военщина, подавление живой мысли, процессы, лагеря, ложь цифр, аресты, расстрелы. Покончено с этим, но из памяти народной разве можно такое вынуть? Что нынче счесть большим, что малым - как знать, но люди не трава: Не обратить их всем навалом В одних не помнящих родства. Пусть очевидцев поколенья Сойдут по-тихому на дно. Благополучного забвенья Природе нашей не дано. А.Т.Твардовский. Рефлексия. – Неравнодушное сердце, что важно для вас? Эссе читает Грушевская Лидия. На стенде, подготовленному к уроке, используя ленточки памяти, отметьте свое настроение, впечатление по сегодняшнему уроку. Подведение итогов урока. Самоанализ открытого бинарного урока по истории и литературе по теме: «Человек в тоталитарном государстве» Дата проведения: 12 марта 2014 года Место проведения: КГУ «Центральная СШ» Класс: 11 класс Данный урок является заключительным по истории на тему: «Политические репрессии и депортация народов». По литературе мы немного забежали вперед, познакомив ребят с творчеством А.И.Солженицына. По литературе на тему тоталитаризма учащиеся 11 класса уже знакомы с творчеством Е.Замятина, описывавшего государство будущего, закон формирования Нового человека. Связав два предмета, мы решили сделать данный урок более интересным для учеников, показав все стороны жизни тех времен. Выбранный тип урока – комбинированный, с использованием элементов новых технологий: групповая форма работы. Стратегии критического мышления и т.п. Основа урока строилась на повторении пройденного материала по истории, по литературе давалась новая тема с опорой на прочитанную повесть «Один день Ивана Денисовича». Урок давался в 11 классе, учащиеся которого относятся более к гуманитарному направлению, имеют способности выше среднего. При планировании урока была сделана опора на диагностику общеобразовательных специальных умений, которая выявила развитость у учащихся умений устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать явления. Поэтому при определении развивающих целей была сделана опора именно на эти умения. Цели урока: • Образовательные: – актуализировать и систематизировать имеющиеся знания обучающихся по темам: “Тоталитарное государство” и “Взаимосвязь человека и тоталитарной системы в рассказе Солженицына А.И. “Один день Ивана Денисовича””; – контроль сформированности усвоения информации из разных источников по пройденной теме. • Развивающие: – продолжить работу по развитию мыслительных процессов, развитие связной речи обучающихся, способствовать развитию коммуникативных навыков, умения дискутировать. • Воспитательные: – воспитание стремления к системным знаниям по литературе и истории и к самоконтролю через чувства уважения, любви и гордости к родному языку, выявить способы противостояния режиму; продемонстрировать то, что помогало человеку за колючей проволокой сохранять человеческие качества, способствовать достижению успеха в деятельности каждого обучающегося. Приобретаемые навыки: умение анализировать прочитанное произведение, высказывать свою точку зрения, развивать критическое мышление. Формирование и развитие компетенций: коммуникативной, языковой, гражданской, ценностно-смысловой, познавательной. Цель и задачи поставлены в соответствии с требованиями программы, с учетом возрастных особенностей учащихся и психологических основ процесса усвоения новых знаний. На уроке применялись различные формы и методы учебной деятельности: эмоциональное вступление от имени учителей, ассоциации, толстые и тонкие вопросы, мультимедийная демонстрация, видеофрагменты. Анализ, синтез, проблемное изложение вопросов, групповая форма работы, работа с текстов, методика «кирпичики». Фронтальная беседа, творческая работа. Принципы, соблюдаемые в деятельности учителей и учащихся: сотрудничество. Соучастие, наглядность, доступность. Также на уроке мы использовали интерактивную доску, на которой были предоставлены задания по проверке домашнего задания (презентации), была проведена проверка правильности выполнения заданий с отработкой умения учащихся работать с интерактивной доской. Наглядный материал был представлен по теме. Структура урока отвечает дидактическим целям и задачам урока. Урок построен с элементами развивающего обучения учащихся: введение в тему, целеполагание и мотивация. Актуализация знаний, получение новой информации и первичное закрепление способов деятельности, систематизация и обобщение ЗУН, рефлексия, домашнее задание творческого характера , постановка задач к последующему уроку. На уроке формировались следующие виды компетентности: коммуникативная, информационная, компетентность решения проблем. Урок состоял из семи этапов: 1. Организационный 2. Целеполагание и мотивация 3. Проверка домашнего задания 4. Повторение пройденного материала по истории 5. Задания проблемного характера 6. Информирование о домашнем задании 7. Рефлексия Структурно урок выдержан. Все соответствовало достижению целей и задач урока. Этапы урока логически связаны между собой. Разнообразие видов деятельности способствовали активизации познавательной деятельности учеников. Временные рамки урока были немного увеличены, т.к. был предоставлен большой объем информации. Положительная психологическая атмосфера на уроке поддерживалась благодаря заинтересованности учащихся ходом урока, созданию ситуаций успешности, сотрудничества с учащимися. Активность класса можно оценивать как высокую. Урок, на наш взгляд достиг цели. | |
Просмотров: 774 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|