Главная » Статьи » В помощь учителю » Мой Казахстан |
Игорь РОГОВ: Конституция – не застывший текст, а живой документ В эти дни наша республика отмечает важное событие – 15-летие Конституции. Главный документ страны обеспечивает политическую стабильность, общественное согласие, экономическое развитие государства, гарантирует эффективную защиту прав и свобод граждан. В канун Дня Конституции наш корреспондент встретился с председателем Конституционного совета Республики Казахстан Игорем Роговым, который рассказал о важных этапах конституционного строительства, ценностном потенциале Основного закона и роли Первого Президента – Лидера нации Нурсултана Назарбаева в правовом развитии страны. – Специфика истории такова, что значение конкретного исторического события определяется во взаимосвязи с другими событиями, историческими фактами, политико-идеологическими основами. Предшествовали ли какие-либо исторические события и закономерности принятию действующей Конституции? Одним словом, в каких условиях и как была принята Конституция? – Безусловно, ничего в жизни не происходит случайно. Каждому историческому событию предшествуют другие события, создаются условия для принятия тех или иных исторических решений. Потребность в новой Конституции в любой стране возникает вследствие таких масштабных событий общественно-политического характера, как революции, завоевание независимости, распад государства, появление нового государственного образования, изменение формы правления и политического режима. В начале 90-х годов прошлого столетия распалось огромное по территории, численности и составу населения, экономическим ресурсам и другим показателям государство – СССР. Его распад не мог пройти незаметно, без острейшей кризисной ситуации и резкого усиления социальной и политической напряженности в обществе. В некоторых республиках Советского Союза происходили конфликты социального и межнационального характера. В такое сложное время перед казах¬станцами встал вопрос о принятии выс¬шего политического документа государства, способного обеспечить мягкий переход от советской системы к новому либеральному режиму. Молодому государству необходимо было очертить четкие контуры государственности, его правовой системы, формы правления, организации государственной власти. Все должно было базироваться на проч¬ной конституционной основе. К Конституции 1995 года Казахстан шел планомерно без серьезных политических и социальных эксцессов: сначала была принята Декларация о государственном суверенитете Казахской ССР, позже – так называемая «малая конституция» – Конституционный закон «О государственной независимости Республики Казахстан» и первая Конституция 1993 года. Необходимость создания новой конституционной системы, отвечающей интересам народа Казахстана, была осознана обществом еще в начале 1990-х годов. В целях укрепления конституционного строя и совершенствования государственной власти Законом Казахской ССР от 24 апреля 1990 года был учрежден пост Президента Казахской ССР, и в тот же день Верховный Совет избрал Президентом страны Нурсултана Абишевича Назарбаева. Учреждение поста Президента стало фактическим началом конституционных преобразований. Закон «Об учреждении поста Президента Казахской ССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной закон) Казахской ССР» был принят в условиях кризиса советской политической системы и государственности. В дальнейшем содержание данного института претерпело существенные изменения в Конституции 1993 года и получило свое новое концептуальное определение в действующей Конституции республики. В Декларации о государственном суверенитете от 25 октября 1990 года были заложены политические основы учреждения независимого, демократического, правового государства. Она впервые объявила о верховенстве Конституции и законов Казахской ССР на всей территории республики. 1 декабря 1991 года прошли первые всенародные выборы, в которых Президентом Республики Казахстан был избран Н. Назарбаев. 10 декабря 1991 года принимается Закон «Об изменении наименования Казахской Советской Социалистической Республики», которым Казахская ССР была переименована в Республику Казахстан. Многие принципиальные решения для конституционализации независимости Казахстана уже были приняты, осталось только придать всему этому юридическое оформление, закрепив при этом независимость страны в высшей политико-юридической форме. Эта задача была реализована Конституционным законом «О государственной независимости Республики Казахстан» от 16 декабря 1991 года. Конституционный закон объявил Республику Казахстан государством, обладающим всей полнотой власти на своей территории. Следующим этапом стало принятие первой Конституции независимого Казахстана в 1993 году, которая юридически закрепила независимость Республики Казахстан. Однако этот документ в основном сохранил методологическое родство с прежними советскими конституциями. Многие принципиальные вопросы остались нерешенными. К примеру, в ней не было прописано, какой будет форма правления республики – президентской или парламентской? Отсутствие четкого представления о форме правления в государстве переходного периода опасно тем, что порождаются конфликтные ситуации между ветвями власти, нестыковки в управлении государством, несогласованность в деятельности государственных органов. – Значит, именно этим можно объяснить принятие Конституции 1995 года? – Не только. Конституция 1993 года, скорее, есть итог компромисса, нежели осознания необходимости и единого согласия различных социальных сил общества. Она создала правовую неопределенность в отношениях между властными структурами, разобщенность государственных органов. Не была сформирована конституционно выстроенная система сдержек и противовесов между ветвями власти, отсутствовало их интегрирующее звено, что было чревато возможными глубокими кризисами между ними. При всей ее объективной исторической значимости Конституция Казахстана 1993 года оказалась неэффективным регулятором реальных правовых отношений. Поэтому к 1995 году актуализировался вопрос о новой Конституции, которая должна была преодолеть недостатки прежней. Таким образом, назрели все исторические, социальные и политические предпосылки для ее принятия. В довольно непростой политической атмосфере Президент принял на себя всю полноту ответственности перед народом и историей, апеллируя к воле народа, вынес на всенародное обсуждение проект новой Конституции, которая и была принята 30 августа 1995 года на республиканском референдуме. – Стало быть, Конституция 1995 года характеризуется тем, что она является документом единства и согласия в обществе? – Да, это так. В основе действующей Конституции заложена идея согласия. Конституция представляет собой основанный на общечеловеческих ценностях договор между человеком, обществом и государством, целью которого является защита свободного развития человека. Основной закон является реальным инструментом в руках человека и руководством к действию. Конституция Казахстана – не только правовая, но и в определенной степени идеологическая основа государства. В ней, как отметил Президент, четко прослеживается национальная идея Казахстана, которая ставит во главу угла человека, его жизнь, права и свободы. Конституционные начала национальной идеи нашли, как известно, свое воплощение в таком программном документе, как Доктрина национального единства Казахстана, одобренная Советом Ассамблеи народа Казахстана 19 апреля 2010 года. Главным направлением реализации доктрины, как указано в ней, являются активизация и мобилизация человеческого, интеллектуального потенциала страны в целях ускоренного развития Казахстана, достижения достойного уровня жизни каждого из нас, защита гарантированных Конституцией прав и свобод граждан. – Какова роль Первого Президента Республики Казахстан – Лидера нации в правовом развитии Казахстана? – На всех этапах развития казахстанской модели конституционного строительства Глава государства руководил конституционными реформами и всецело претворял их в жизнь. Он возглавлял консультативно-совещательные органы и рабочие группы по разработке проектов конституций, конституционных изменений и иных политико-правовых актов высочайшего государственного значения. Им изданы программные документы, нацеленные на коренное изменение всей правовой системы. Целый ряд действующих конституционных законов, кодексов и иных законов принят в первые годы независимости. Так, после делегирования Верховным Советом законодательных полномочий в течение 1995 года Президентом было издано около 140 указов, имеющих силу законов, в основном экономического блока. Без преувеличения, удивляют широта правового мышления Президента и его глубокие познания в юриспруденции. Каждый раз Глава государства, принимая участие в подготовке и обсуждении проектов законодательных актов, скрупулезно подходит к рассмотрению их экономической, финансовой и юридической сути, дает советы, насыщает проекты новыми идеями и правовыми приоритетами. В этом я лично убедился, когда руководил рабочими группами по подготовке проектов Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов и других актов. Президент давал указания как по концепциям названных законов, так и по конкретным их положениям, подчас лично формировал юридически безупречные нормы. Заслуги Президента Республики Н. Назарбаева в проведении конституционных реформ, принятии прогрессивных законов нашли и международное признание. Учитывая особый вклад в создание, становление и развитие Содружества Независимых Государств, утверждение правовых принципов в его деятельности, глава Казахстана Н. Назарбаев награжден престижной международной юридической премией «Фемида». Премия учреждена в середине 90-х годов Международным союзом юристов, который объединяет 35 юридических ассоциаций и союзов 12 стран и является высшим знаком отличия, присуждаемым юристам, государственным и общественным деятелям, внесшим значительный вклад в создание демократического государства и развитие институтов правового государства. Названной премией награждались в разное время не только юристы, но и известные политики – президент России Дмитрий Медведев, президент Болгарии Петер Стоянов, мэр Москвы Юрий Лужков и другие. – В действующую Конституцию Казахстана за 15 лет дважды были внесены изменения и дополнения. Не часто ли вносятся изменения в Основной закон? Насколько прочна наша Конституция и не означают ли коррективы слабость ее резервов? – Я не раз говорил и остаюсь верен своей позиции, что потенциал Конституции Казахстана не исчерпан. В Конституцию надо вносить изменения тогда, когда ее нормы становятся «тормозом» дальнейшего успешного развития государства и общества. Конституция – не застывший текст, это живой документ. Конституция требует бережного отношения к себе, и лишь тогда, когда это действительно необходимо, совершенствования и обновления. Но даже внесение изменений и дополнений в Конституцию не означает, что ее потенциал исчерпан. Отдельные нормы Основного закона все еще не получили достаточного законодательного развития, не в полной мере используется на практике ряд его положений. Эти вопросы до сих пор актуальны. Что же касается поправок, внесенных в Конституцию, то они продиктованы современными условиями и, по сути, ускоряют движение нашей страны в новом направлении. Глубинные истоки эффективности действия и востребованности Конституции лежат в представленной в ней воле народа, поскольку запросы и чаяния народа нашли в этом документе реальное отражение и закрепление. И здесь мы видим главный залог успешной реализации всех конституционных изменений, выражающих эти потребности. Новеллы и коррективы, внесенные в Конституцию, призваны стимулировать позитивные изменения в политической системе, укрепить связь государственной власти и институтов гражданского общества, поднять качество функционирования законодательной власти, усилить контроль Парламента за деятельностью Правительства, усовершенствовать судебные и иные механизмы защиты прав граждан, а также открыть простор для развития местного самоуправления. Действующая Конституция получила новый ресурс в строительстве демократического и правового государства. В ходе конституционных реформ существенные изменения произошли в сфере защиты прав человека. Так, дополнениями, внесенными в Конституцию в 1998 году, был учрежден и сейчас функционирует институт присяжных заседателей. Довольно длительное время в Казахстане обсуждался вопрос об отмене смертной казни. Изменения, внесенные в статью 15 Конституции, фактически отменяют данный вид наказания. После конституционной реформы 2007 года смертная казнь может применяться как исключительная мера наказания лишь за особо тяжкие преступления, совершаемые в военное время, и террористические преступления, сопряженные с гибелью людей, с предоставлением приговоренному права ходатайствовать о помиловании. То есть фактически этот вид наказания у нас не применяется. Немаловажным является также передача права санкционирования ареста и содержания под стражей в компетенцию суда. – В феврале следующего года исполняется 15 лет Конституционному совету, который вы возглавляете. Известно, что одним из спорных вопросов при разработке проекта Конституции являлся выбор модели органа конституционной юстиции. Вы были в то время заместителем председателя Конституционного суда, сейчас являетесь председателем Конституционного совета. Объясните, в чем разница между советом и судом? – Разработчики конституционных документов первой волны реформ были едины в поисках надежных гарантий от возврата к тоталитаризму. Они понимали, что если в государстве отсутствует конституционный контроль, то даже самая демократическая конституция с самым широким набором прав и свобод человека может остаться листком бумаги, а общество рано или поздно столкнется со злоупотреблениями власти, нарушениями конституционных прав граждан. В этой связи был учрежден Конституционный суд, который, по мнению многих, в том числе зарубежных специалистов, успешно проработал в первые годы независимости. Перед принятием Конституции 1995 года стоял серьезный выбор – сохранить существовавший в те годы Конституционный суд или создать новый орган конституционной юстиции – Конституционный совет. Остановились на последнем. Не все были согласны с таким решением. Но времени прошло достаточно, и сегодня мы убедились в том, что выбор французской модели конституционной юстиции, адаптированной к казахстанскому опыту конституционного строительства, является приемлемым для Казахстана. Были учтены такие важные вопросы, как форма правления, принцип единства и разделенности государственной власти и, самое главное, необходимость обеспечения «бесперебойного» применения норм Конституции, касающихся прав и свобод человека и гражданина. 15 лет назад не все отчетливо понимали, какое место в государственной системе должен занимать Конституционный совет, ведь он не входит в традиционную триаду ветвей государственной власти. Главное преимущество Конституционного совета в том, что он осуществляет как предварительный, так и последующий конституционный контроль в отношении законов республики, то есть конституционность принятых Парламентом законов может быть проверена Конституционным советом как до вступления их в силу, так и после вступления в силу. Конституционные же суды, как правило, не рассматривают конституционность законов до их вступления в силу. Конституционный совет наделен достаточными полномочиями, позволяющими ему играть ключевую роль в обеспечении конституционной законности, быть арбитром последней инстанции в случае возникновения споров по поводу конституционности законов и иных нормативных правовых актов, международных договоров республики. – Расскажите о результатах, с которыми Конституционный совет встречает юбилей Основного закона, о важных решениях, принятых органом конституционного надзора. – Конституционным советом со дня его образования рассмотрено около 180 обращений, по которым принято более 140 нормативных постановлений. В Парламент направлены 13 ежегодных посланий о состоянии конституционной законности. Многие из содержащихся в них предложений и рекомендаций по совершенствованию нормативно-правовой базы учтены в законотворчестве и правоприменении. В соответствии с решениями Конституционного совета внесены изменения и дополнения в 65 законов. Из всех обращений, поступивших в Конституционный совет, более 40% составляют обращения об официальном толковании норм Конституции. Решения Конституционного совета имеют важное значение в формировании и развитии правовой системы Казахстана. Конституционным советом воплощаются в жизнь отдельные концептуальные направления современной национальной конституционной политики, решаются спорные вопросы относительно компетенции государственных органов. Например, такие исключительно теоретические вопросы, как раскрытие смыслового содержания терминов «компетенция», «полномочия», «функции», «предметы ведения», обсуждение которых всегда считалось прерогативой ученых, теперь после их рассмотрения в Конституционном совете наполняются реальным практическим содержанием. С этими вопросами в Конституционный совет обращался Премьер-Министр для решения ряда методологических проблем, возникших в ходе проведения административной реформы. В разное время Конституционным советом рассмотрены обращения по вопросам судебной защиты прав и свобод, участия присяжных заседателей в уголовном судопроизводстве, допустимости судебного обжалования решений органов уголовного преследования, свободы вероисповедания и религии, свободы объединения граждан, права на получение и распространение информации, права собственности, регистрации недвижимого имущества и другим. – В заключение хотелось бы услышать ваши пожелания читателям в канун праздника. – От себя лично и от имени всего коллектива Конституционного совета хочу искренне поздравить читателей вашей газеты с 15-летием Конституции и пожелать всем крепкого здоровья, успехов в труде, семейного благополучия и большого счастья. Татьяна БРЕДИХИНА http://www.kazpravda.kz/c/1282950623 | |
Просмотров: 2839 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|