Главная » Статьи » В помощь учителю » Мой Казахстан |
В основе концепции Конституции Республики Казахстан лежит концепция евразийства Каждая страна в своем развитии выбирает такую форму Конституции и политической системы, которая наиболее полно соответствует истории, традициям, уровню политической культуры и, главное, менталитету своего народа. О Конституции можно сказать, что она – одежда, надеваемая на вышесказанные особенности конкретного народа, и если эта одежда соответствует менталитету народа (т.е. приходится «впору») – этот народ достигнет стабильности и процветания. Если Основной закон не соответствует уровню политической культуры и менталитету – народ сталкивается с целым сонмом проблем и, в конце концов, отстает в своем развитии, а иногда все кончается плачевно. Каждое государство в своем развитии проходит этап принятия Конституции и ее становления как главного документа страны. В переводе с латинского слово «constitutio» означает «устанавливаю», «учреждаю». В юридическом значении Конституция – это документ учредительного характера. Своим происхождением конституции обязаны приходу к власти буржуазии, точнее говоря, ее выходу на политическую арену в борьбе с феодализмом. В такой стране, как Англия, где буржуазные «преобразования начались ранее, чем в других странах, были приняты документы конституционного характера, например, Орудие управления 1653 г., Акт о лучшем обеспечении свободы подданного и предупреждении заточения за морями 1679 г. и др. Но первые писаные конституции в современном понимании были приняты в США в 1787 г. и во Франции и Польше в 1791 г. Соединенные Штаты Америки формировались выходцами из различных стран Европы, а значительно позже из других частей света. И когда мы говорим сегодня об американцах как о великой нации, то истина этих слов основывается на следующих фактах. Американская нация (в гражданском понимании этого злополучного для нашей страны термина) – это сгусток самых сильных, самых уверенных в себе личностей, индивидов, часто с авантюристическим духом. Индивидуализм американских граждан имеет глубокие исторические корни. И Конституция США принималась с учетом менталитета американской нации, как нации индивидуумов и индивидуалистов. В наше время, когда американские ценности усиленно пытаются внедрять в странах, народы которых имеют другой менталитет, т. е. основываются на традициях, истории, религиозных верованиях, культуре и, самое главное, коллективистском мировоззрении, возникают проблемы (Ирак, Афганистан и др.), что закономерно. Обратимся к истории такой уникальной азиатской страны, как Япония, которая еще во второй половине XIX века стала вровень с самыми могучими и развитыми державами Европы и Соединенными Штатами Америки. Уже в VIII веке в сознании японцев прочно укрепился принцип легитимности императорской власти. То есть император, и никто другой может быть главой государства. Однако долгое время в Японии существовал институт сёгуната – своеобразной формы военной диктатуры, при которой власть сосредоточена в руках сёгуна – «великого полководца». Система сёгуната с некоторыми перерывами просуществовала с 1192 по 1868 год. Характерной чертой сёгуната стало сохранение императора как номинального главы государства, обладающего некоторыми представительскими и церемониальными функциями. Императору отводились все причитающиеся по рангу почести, однако реальной политической силы у него не было. 3 февраля 1868 г. на престол взошел 15–летний император Муцухито, после падения сёгуна ставший правителем Японии и давший своему правлению название Мэйдзи – Meiji («просвещенное владычество»). Окруженный превосходными советниками, Муцухито начал обширные реформы, которые освободили страну от противившегося всему иноземному феодализма, ввели европейскую культуру и поставили Японию в ряды цивилизованных государств. Мейдзи характеризуется большим количеством реформ не только административно–правого, государственного и политического характера, в этот период было проведено и множество экономических и социальных реформ. Пришедшее к власти после свержения сёгуната новое правительство Японии получило в наследство десятки неравноправных договоров. Не довольствуясь возможностями открытого грабежа Японии, иностранные державы стремились к превращению ее в колонию. Опасность колониального порабощения Японии была очевидной. Экономическая политика периода Мэйдзи характеризовалась, прежде всего, государственным протекционизмом, то есть такой политикой, при которой государство брало на себя большую часть необходимых для общественного развития забот о развитии национальной индустрии. Лидеры Мэйдзи ставили перед собой задачу – в течение одного поколения достичь того, чего западные страны добивались не одно столетие. Чтобы пройти этот путь, японский император закупил на Западе 1500 самых современных по тем временам промышленных предприятий и передал крупным частным предпринимателям за весьма низкую цену – по 10% от стоимости. Проведенные реформы за 10 лет превратили отсталую, раздробленную, облепленную со всех сторон неравноправными договорами страну в сильную державу. Реставрация Мэйдзи послужила катализатором для последующей бурной индустриализации Японии, вывела страну в разряд сильнейших мировых военных держав, вынудив всех перезаключить с ней неравноправные договоры. Теперь о главном – как Япония под руководством мудрого, несмотря на юность, императора Муцухито создавала и принимала Конституцию страны. 12 октября 1881 г. император заявил о своем желании даровать стране Конституцию; 11 февраля 1889 г. в Токио воспоследовало торжественное провозглашение Конституции Японии. До принятия Конституции была совершена кропотливая работа по ее созданию. По велению императора уполномоченными людьми из государственных мужей, ученых и юристов были изучены и проанализированы конституции ряда стран. Первая поездка с такой целью была в США. В 1882 г. за рубеж была отправлена правительственная миссия во главе с Ито Хиробуми для изучения конституционного опыта европейских стран. Во время турне наибольшее впечатление на делегацию произвела Пруссия с ее сильной императорской властью, авторитетным парламентом, государственным протекционизмом и активной ролью государства в развитии промышленности. По мнению авторитетной делегации, история, культура, менталитет народа именно этой страны наиболее близки менталитету Японии. Действительно, история немцев свидетельствует о высоком воинственном духе нации: об этом говорят многочисленные военные столкновения, междоусобицы в истории Германии, участие немецких воинов практически во всех европейских военных конфликтах. Военная дисциплинированность, высокая организованность, рыцарские устои и понятие воинской доблести и чести позволяли говорить о немцах как о нации, близкой по духу японцам. Принципы института самурайства и кодекс чести Бусидо близки духу немецкого рыцарства. Япония в известной мере напоминала Германию после революции 1848–1849 гг. Создание в Японии централизованной государственной системы, объединение страны «сверху» являлось одной из важнейших задач государства. К Японии того времени вполне можно применить слова, сказанные известным ученым о Германии: «Германское единство сделалось экономической необходимостью». Именно эти факторы стали основополагающими при составлении проекта японской Конституции – за образец была принята прусская (бисмаркская) Конституция 1850 года. Император и его совет приняли предложение членов официальной делегации и взяли за основу Конституцию Пруссии. В результате «реставрации Мэйдзи» Япония пошла по пути конституционной и даже парламентарной монархии. Император разрешил создание политических партий и дал им «инкубационный период» – 10 лет для создания и утверждения своих программных документов, создания социальной базы, роста численности членов партии и, безусловно, воспитания партийных лидеров. Этот мудрый шаг императора давал возможность политическим партиям безболезненно для страны и для себя пройти процесс становления и роста. При этом необходимо учесть, что этот процесс происходил в стране, где отсутствовали традиции политической борьбы и был весьма низок уровень политической культуры населения. И только спустя 10 лет политические партии приступили к активной политической борьбе за места в парламенте страны. Великий реформатор ХХ века Дэн Сяопин говорил, что «критерием истины является практика». Так вот, сегодняшняя Япония – это яркий пример правильности политики, проводимой в те далекие годы молодым и талантливым императором Муцухито. Печальный опыт по строительству государства в соседнем Кыргызстане показывает, как опасно копировать конституции развитых демократий западных стран и внедрять их в совершенно другой азиатский социально–политический ландшафт, игнорируя особенности менталитета кыргызского народа. Политическая наивность Акаева и его окружения, строившего кыргызскую государственность по западным образцам под дифирамбы западных краснобаев об островке демократии в Центральной Азии, о центральноазиатской Швейцарии и прочий политический бред привели к нынешним результатам. Мир получил стабильный островок нестабильности в Центральной Азии и, к великому сожалению, на южных рубежах нашей Родины. Конституция Республики Казахстан имеет глубокие философские (концептуальные) корни. Конституция Республики Казахстан 1995 года основывается на политической философии основателя нашего государства и первого ее президента Н.А.Назарбаева. Конституция РК концептуально, отчасти институционально и функционально сориентирована на Конституцию V Французской Республики. 28 сентября 1958 года на всеобщем референдуме была принята Конституция V Республики Франции. За нее проголосовали 79% избирателей. В отличие от Конституции 1946 года, где сначала говорилось о парламенте, новая Конституция открывала изложение полномочий основных органов государственной власти с полномочий президента. С тех пор президенту стала принадлежать ведущая роль в государстве. Президент Франции является хранителем Конституции, гарантом независимости нации, территориальной целостности страны. Более того, он обеспечивает нормальное функционирование ветвей власти и преемственность государственной политики. Он должен гарантировать нормальное функционирование государственных органов в рамках закона. В основе концепции Конституции Республики Казахстан лежит концепция евразийства. Это не то, что предлагали теоретики евразийства Н.С. Трубецкой, П.Н. Савицкий, Г.В.Флоровский и др. после Октябрьской революции, когда процесс этот представлял «отмежевание» страны от Европы и утверждение традиционных многообразных связей с евразийскими народами. Народы, проживающие на евразийском пространстве, имеют свои исторические особенности. Естественно, имеют свой менталитет, который складывался на протяжении столетий. В казахских государствах предыдущих эпох всегда был хан (каган), опиравшийся на авторитетный совет (курултай) состоявший из глав наиважнейших родов и племен, биев и представителей духовенства. И наша сегодняшняя Конституция вобрала в себя характерное для Азии (Востока) единоначалие, что означает сильную президентскую власть (и это отражено в статьях Конституции) и наличие основанного на европейских традициях парламента. Именно симбиоз европейских и азиатских традиций, т.е. политическая философия евразийства Н.А. Назарбаева стал основой Конституции 1995 года, а также строительства современного государства, которое выдержало испытание временем и доказало на деле свою состоятельность, так как наиболее полно соответствует евразийскому менталитету народа Казахстана. Но наряду с принятием Конституции в том же 1995 году состоялся перелом в развитии нашей государственности, когда президент Казахстана в кратчайший временной срок один принял 147 законов, ставших крепким правовым фундаментом формирования рыночной экономики, политической системы, заложившим основы дальнейшего развития государства. Необходимость прорыва в правовой сфере диктовалась крайне сложной ситуацией в стране. Старые законы СССР и Казахской ССР не работали, потому что не было этих государств, не было той социально-политической системы, ради которой создавались эти законы. А новых законов не было потому, что их не успевал принимать парламент. В этот наисложнейший период развития государства Н.А.Назарбаев принял персональную ответственность перед страной, перед народом, перед будущими поколениями и, наконец, перед историей и принял один вышеуказанные 147 законов. Именно эти законы подняли нашу Родину с колен и вывели на траекторию стабильного экономического роста. Первые результаты действия законов были очевидны уже к концу 1995 года. И сегодня, спустя полтора десятилетия, значительная часть нынешних законодательных актов Республики Казахстан базируется именно на тех принципах, которые были обозначены в законах и указах, имеющих силу закона, принятых в период с марта по ноябрь 1995 г. Таким образом, подписанные президентом Н.А. Назарбаевым в краткий период 147 законов, затронувших практически все сферы жизни республики, подготовили мощную базу для принятия главного закона страны и ее жителей – Конституции Республики Казахстан. Принятие нового Основного закона страны 30 августа 1995 года стало своеобразным итогом активной законотворческой деятельности главы государства в этот период. К созданию, обсуждению и разъяснению проекта Конституции страны были привлечены широкие слои казахстанского общества – ученые, политики, творческая интеллигенция, предприниматели и госслужащие, рабочие и жители сельской местности, студенческая молодежь. С целью привнесения передового международного опыта в работе по обсуждению Конституции принимали участие и зарубежные эксперты. Законотворческая деятельность президента в этот период стала основой для дальнейшего государственного строительства в Казахстане. Она послужила нормативно–правовой базой модернизации политической системы Республики Казахстан. По сути, законодательная база государства была создана с «нуля», что в свою очередь, привело к глубоким структурным изменениям в экономике страны и росту благосостояния граждан. Законы 1995 года дали мощный импульс развитию экономической, политической, финансовой и социальной сфер жизни казахстанского общества, стимулировали демократическое развитие страны. К. БУРХАНОВ,доктор политических наук, профессор, депутат мажилиса парламента РК, член комитета по международным делам, обороне и безопасности, член фракции НДП «Нур Отан» http://www.liter.kz/index.php?option=com_content&task=view&id=3789&Itemid=2 | |
Просмотров: 1197 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|