Главная » Статьи » В помощь учителю » Мой Казахстан |
ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКАЯ ОБЛАСТЬ Г.УСТЬ-КАМЕНОГОРСК Дебаты: «Latyn álіpbıіne kóshý-zaman talaby» Переход на латиницу –веление времени Класс: 9 Сембаева Жибек Омирбаевна КГУ "Областаная специализированная IT школа-лицей" 2019г «Latyn álіpbıіne kóshý-zaman talaby» Переход на латиницу –веление времени (Дебат) Цели: 1. Дать информацию о важности перехода на латиницу, формирование общественного мнения 2. Воспитание патриотической личности способный реализовать себя в общественной жизни и быть полезным стране, воспитание на ценностях нового казахстанского патриотизма 3. 4. Документы: статья Президента Н.А. Назарбаева «Болашаққа бағдар: рухани жаңғыру» (12 апреля 2017г), видео, материалы интернета . Оборудование:Интерактивная доска,компьютер,видео «Голос народа» значки «Жастар» для команд, презентация по правилам дебата. Ход проведения Вводная часть. «Мозговой штурм» Ведущий: Добрый день дорогие гости, учителя, ученики нашей школы! 12 апреля 2017 года была опубликована статья Главы Государства Казахстана, направленная на модернизацию общественного сознания. Болашаққа бағдар: рухани жаңғыру (Курс в будущее: духовное обновление). Казахстан вступил в новый исторический период. Цель известна – войти в тридцатку развитых государств мира. Были поставлены ближайщие задачи о переводе документации на латиницу, дана установка по созданию графика перехода на латинский алфавит. Значит не за горами когда осуществиться переход на латиницу. То есть к 2025 году делопроизводство, периодические издания, учебники и все остальное мы начинаем издавать на латинице Чтобы достичь поставленной цели что мы должны сделать? Для обсуждения этого вопроса в учреждениях , организациях, предприятиях проводятся различные мероприятия и сегодня мы собрались обсудить переход на латинский алфавит и проведем дебаты касающего актуального вопроса современности Мнение ученых, литераторов , общественности полярное, одни говорят нужен переход, другие , что переход не нужен. Высказывают свое мнение в чем полезен или в чем вред перехода на латиницу. Показ видео «Голос народа» Так давайте начнем наши дебаты «Переход на латиницу –веление времени/ «Latyn álіpbıіne kóshý-zaman talaby» Позвольте ознакомить с содержанием и правилами проведения дебата: 1. В дебатах участвуют 2 команды (утверждающая и отрицающая сторона -за и против), в команде по 3участника 1участник спикер –капитан команды, который должен представить команду 2. Во время дебата каждая команда защищает свои позиции, высказывают свое мнение, основываясь на аргументах . 3. После выступления второго участника можно задавать вопросы соперникам. 4. Дебат будет проходить в формате Карл Поппера по кейсам. 5 При проведении дебата соблюдаем 3 основных правила дебата а) Принцип первый: уважение необходимо.Дебаты не касаются личности участника, нельзя оскорблять человека за то, что он не согласен с вашей позицией. Дебаты касаются идей и того, какие идеи полезны человечеству. А в столкновении идей единственным приемлемым оружием являются обоснованные аргументы. Умейте уважать друг друга, умейте выслушивать друг друга, каждый имеет право на свое мнение б) Принцип второй: честность обязательна.Честность-стержень дебатов. Если для вас действительно обучение и совершенствование умений важнее победы, то вы будете честны в своих аргументах, доказательствах и ответах на вопросы. в) Принцип третий: проигравших нет. Основное назначение дебатов - обогатить ваши знания и одновременно доставить удовольствие. В процессе подготовки вы работаете над «образовательным багажом», а во время самой игры – развиваете свои ораторские способности. –Ведущий: А сейчас приглашаем участников дебата, приветствие команд (рассаживаются напротив друг друга.) Участник , который наблюдает за таймером времени-тайм-кипер-Морозов Евгений /секундомер гонг Пока команды рассаживаются я хочу вам представить членов жюри Шакирова Ж.Ш.-учитель истории высшей категории Алканова Г.Н.-учитель казахского языка Козлова Алина –ученица 11 класса Регламент Спикер Время Роль спикера 1 Утверждающая сторона -За /сторонник/капитан команды 1 СПИКЕР- 5 минут Знакомит с командой . Знакомит с кейсом. Выступает со своей резолюцией Предлагает свои дефиниции- /понятия и свои критерии 1аргумент 2 аргумент 3 аргумент 2 Отрицающая сторона /против 1 СПИКЕР второй команды - 5 минут Знакомит с командой . выступает.Приводит свои аргументы против по кейсу соперника и знакомит со своим кейсом 3 За / Утверждающая сторона 2 СПИКЕР-"ЗА" 3 минуты То что было сказано соперниками отрицает и приводит свои доводы и приводит свои кейс в соответствие 2 спикер /Вопрос команде 3 минут ВОПРОСЫ ОТВЕТЫ Отрицающая сторона 2СПИКЕР " против" -3 минут Продолжает выступать и защищать свое мнение и отрицает некоторые понятия в выступлении 2 соперника. 4 2 СПИКЕР «за» задает вопросы команде противников 3 минут Команда «за» задает вопрос команде «против» 5 Утверждающая сторона 3СПИКЕР команды за 3 минуты Приводит свой кейс в соответствие и против аргументов противников защищает свою точку зрения. Делает выводы о правильности своей точки зрения и преимуществах, подводит итоги 6 Отрицающая сторона 3СПИКЕР команды против 3минуты Приводит свой кейс в соответствие и против аргументов противников защищает свою точку зрения. Делает выводы о правильности своей точки зрения и преимуществах, подводит итоги В первой части первые спикеры двух команд выставляют свою резолюцию, приводят дефинициии критерии и выступают 5 минут. Во второй части выступают вторые спикеры После их выступления команды задают друг другу вопросы . Правильные полные ответы на вопросы оцениваютя по 1-2 балла. В третьи части пока жюри подводит итоги идет опрос зрителей Является ли актуальным переход к латинице Латын алфавитіне көшу- уақыт талабы ма , сіз қалай қарайсыз,жағымды жағы неде? – жауабы қазақша /2 оқушы –Садуакасова С.А., қазақ тілі мұғалімі Является ли актуальным переход к латинице? Вопрос на английском языке задает Коломиец М.В., учитель английского языка-ответ 2 учеников Итоги подводят жюри Отдельно можно голосование участников дебата Подведение итогов , выступление жюри, награждение участников дебата 1Команда победитель-1 место 2 команде -2 место Лучший спикер 1 команды Лучший спикер 2 команды ХОД ДЕБАТА Выступление команд 1- спикер: Добры день, приветствуем наших соперников , членов жюри и зрителей - приветствуем, тайм-кипера Разрешите начать свое выступление Я хочу вначале познакомить вас со своей командой: 2спикер - 3 спикер - И я капитан команды, 1 спикер- Наша резолюция: «Переход на латиницу –веление времени» Наши критерий: Важная задача ,поставленная Президентом и она будет выполнена. Наши дефиниции: программа Рухани жаңғыру, начало перехода до 2025 года , латинский алфавит Латин.алфавит создан на основе греческого . Хорошо известен в Европе,где латынь была общим языком культуры и религии.На основе латиницы разработаны алфавиты почти всех европейских языков –английский, немецкий,французский и др- с рядом специфических черт в каждом случае. 2. Болашаққа бағдар: рухани жаңғыру (Курс в будущее: духовное обновление)- это статья Главы Государства Казахстана была опубликована 12 апреля 2017 года , она направлена на модернизацию сознания как общества в целом, так и каждого казахстанца и поставлена важная задача конкурентоспособность.Сегодня не только отдельный человек, но и нация в целом имеет шанс на успех, только развивая свою конкурентоспособность. Наши аргументы: I. Мы будем переводить казахский алфавит на латиницу поэтапно до 2025 года. II. На сегодняшний день по казахской письменности должна быть проведена реформа. 3. Изучение английского основанного на латинице поможет адаптации людей к латинице 1- спикер: Пять тысяч лет назад человечество изобрело письменность и научились свои мысли ,свое видение мира показывать на письме. И с этого периода буквы и письмо стали не только неотьемлемой частью повседневной жизни но превратилсь в механизм жизнедеятельности во всех сферах жизни. Древние письмена как памятник наших предков и в наше время как достояние культуры они хранятся в музеях. Известно что казахский народ на протяжении многих веков применял разные виды письменности. В последние 2 века мы поменяли уже несколько раз графику. И снова «Нужно ли переходить к латинскому алфавиту» актуальный вопрос встал перед нами снова. Латинский алфавит не является новым неизведанным для казахов. Этим алфавитом пользовались в Китае с 1961 года по 1983 годы. Почему мы должны переходить к латинице? Во –первых, латинский алфавит прост в применении и его легче усвоить и изучить, так как является языком компьютерной технологии Этот вопрос имеет и политические корни : сближение с тюркским народом,тюркским миром. Также всемирная общественная практика, развитие современного общества на практике доказывает все большое применение и точность в науках естественно-математического направления. Для слияние казахской культуры с мировой литературой и культурой переход на латиницу можно провести поэтапно в течение 10-15 лет. Это поможет через латинский алфавит избежать различии между казахами проживающими в разных странах по всему миру. И конечно же ясно, что даст возможность формированию единого письма, единой национальной культуры. Переход на латиницу –это не только изменения алфавита. Это проведение реформы языка, что коснется всех сфер государства: образование, науки, общества, политики. К примеру, Узбекистан, Азербайджан,Түркменистан после распада СССР в конце XX века перешли на латинский алфавит. Это дает им стимул для дальнейшего развития в ногу со временем. Мы ставим целью стать одним из развитых 30 государств. Этот переход поможет реализации нашей цели , послужить одним из рычагов глобализации. Людям разных национальностей, которым трудно даются звуки не подчиняющиеся правилам казахского языка и специфические звуки облегчит им задачу изучения казахского языка. В связи с этим глава государства в Послании «Қазақстан-2050» где показаны стратегические направления перехода на латиницу четко указал на положительные стороны этого перехода. . История графики казахского языка имеет глубокие корни. В VI–VII веках, древнетюркское руническое письмо, известное в науке как орхоно-енисейское письмо.Начиная с X по XX век, почти 900 лет, на территории Казахстана применялась арабская графика.Латинизированный алфавит официально использовался с 1929 по 1940 год, после чего был заменен кириллицей. 13 ноября 1940 года был принят Закон "О переводе казахской письменности с латинизированной на новый алфавит на основе русской графики". Таким образом, история изменения алфавита казахского языка определялась в основном конкретными политическими причинами. В декабре 2012 года в своем ежегодном Послании народу Казахстана "Казахстан-2050" президентом была поставлена задача : " необходимо с 2025 года приступить к переводу нашего алфавита на латиницу". Переход на латиницу также имеет свою глубокую историческую логику. Это и особенности современной технологической среды, и особенности коммуникаций в современном мире, и особенности научно-образовательного процесса в XXI веке.В наших школах все дети изучают английский язык. Это – латиница. То есть для молодежи не будет проблем. С помощью ученых и широкой общественности принят единый стандартный вариант казахского алфавита в новой графике. Подытоживая свое мнение , мы считаем переход на латиницу в первую очередь мировая интеграция через смены кириллицы на латиницу, это требование времени и настоящая необходимость и конечно же интеграция Казахстана в тюркский мир. Объединение тюркского мира Туркменистан, Узбекистан, Азербайджан, Турция - все эти страны объединены латинской базой своей письменности. Соответственно, это непременно объединит наши страны и культурно и экономически Спасибо за внимание 2 команда «Против». 1 спикер: - Здравствуйте члены жюри, тайм-кипер, Здравствуйте наши соперники и зрители - Разрешите начать свое выступление Хочу представить свою команду . : 2-спикер- 3 спикер - И 1- спикер, капитан команды я, ------- Наша резолюция: нет необходимости перехода на латинский алфавит. Наши дефиниции латинский алфавит, кириллица /обьяснение определении Наши критерий: Президент поставил вопрос, решает народ. Наши аргументы: 1) Наше национальное достояние, литература имеющая многовековую историю останется без надобности ненужной без читателей . 2) Переход на латиницу не принесет пользы и этому поколению и будущему поколению 3) Разобьет национальность на два лагеря. История помнит когда в один день был сделан переход с арабской графики на кириллицу. И тогда ученые тоже доказывали что переход на кириллицу поможет развитию общества в ногу со временем. И теперь они снова все как один доказывают что латинский алфавит является велением времени и нужен. Конечно мы не изучив все обстоятельно и учитывая все мнения не будем делать скоропостижные выводы. Но в народе говорят «Семь раз отмерь,один раз отрежь». Большинство в обществе поддерживают латинский алфавит как способ развития информационно-коммуникативных технологии, а сможет ли он также заменить родной казахский язык. Я считаю переход на латиницу не актуальным. Потому что через введение латиницы мы потерям богатое многовековое литературное и историческое наследие . Если все перейдут на латинский алфавит, тогда наша письменная богатая литература останутся без читателей? Хорошо, пусть даже молодежь освоит алфавит а как быть старшему поколению и особенно сельским жителям? Я не думаю что введение латинского алфавита поможет развитию казахского языка, поэтому считаю что введение латиницы не актуально. Даже сейчас, спустя более двадцати пяти лет независимости, мы испытываем проблемы с нехваткой учебников. Это касается ВУЗов и школ. Будет довольно сложно перевести на латиницу все учебные пособия для начальной, средней школ и высших учебных заведений, кроме того, перевод потребуется и для художественной литературы. И это не считая объявлений, вывесок и прочих многочисленных мелочей.Спасибо за внимание 2 спикер ЗА Я полностью поддерживаю спикера нашей команды и еще раз хочу подтвердить нашу резолюцию: «Переход на латиницу –веление времени» По всему миру доказано что латиница применяется в различных областях науки. Название медицинских препаратов, лекарств, формулы в математике, физике, химии , многочисленные термины, профессии , научная литература – все связано с латинским алфавитом. То что в латинской графике обозначение букв наименьшее тоже является их достижением .в некоторых странах к обозначениям букв добавляются диакритические знаки (точки, двоеточие, черточки) и через эти обозначения латинский алфавит состоит из 26 букв. Основываясь на фактах можно сказать,что большое количество стран мира пользуются латинским алфавитом ,60 % суши Земли на 131 языках, а кириллица в 15 странах мира на 23 языках. Этот язык объединит казахов живущих почти в 40 странах вокруг латинского языка.Те страны которым латинский алфавит не родной они тоже свои товары, и ценные бумаги маркируют этими буквами латыни. Китайский народ уже на протяжении полувека перешли на латиницу. Китайцам разговаривающих на разных диалектах по всей стране это помогло им придти к единой письменности. Обьединить людей разговаривающие на разных диалектах и не понимающих друг друга с помощью латиницы у них вынужденная мера. Наша важная задача используя латиницу быть на гребне волны развития современного мира. Для перевода учебников и художественной литературы нужно время и в данное время в рамках «Рухани жаңғыру» уже готовятся 100 книг на латинице.Современный мир — это мир латинского алфавита () Это язык науки и техники, интернета и IT-технологий и нашей молодежи расшириться горизонт их взаимодействия и культурного роста . Спасибо за внимание я готов ответить на ваши вопросы Господин спикер вы сказали что Узбекистан и Туркменистан перешли на латинский алфавит с какими трудностями они столкнулись и не ожидает ли это и нас ? - Научная общественность изучает опыт и проводит исследования тюркских народов перешедщих к латинице.Проблема в Узбекистане в том что в школах с узбекским обучением была принята латиница и потребность в учителях владеющие латинским возросло и учебников на латинице не хватает. Была принята версия не адаптированная для народа и трудночитаемая. Поэтому там с латиницей параллельно идет и кириллица . При введении нового всегда возникают рабочие моменты, проблемы которые будут решаться со временем. И мы постараемся учесть эти вопросы. 2 спикер Против Я поддерживаю нашу резолюцию что : нет необходимости перехода на латинский алфавит и хочу привести такие аргументы Большие расходы вынуждено будет тратить государство и конечно же эти расходы не смогут оправдать потерю нашего времени. Реформа эта скорее будет принята без опроса народа, без каких-либо голосований, казахстанцы стараются не проявлять какой-либо инициативы и пассивны. Ученые собираются и разрабатывают алфавит, скажут, что он для нас подходит намного лучше чем тот, что разрабатывали раньше Народ скорее всего, в большинстве своём, не будет препятствовать этому и в итоге мы получим обновление (надеюсь, что не обнуление) системы образования. Особенно тяжело будет тем, кто по-старше. Сейчас решается вопрос о введении, но механизм введения не отработан до конца и не ясно понимают, как будут это делать.Мы отстаиваем свое мнение что нет необходимости перехода на латинский алфавит. Если Президент поставил вопрос, то решить должен народ. Если вспомнить опыт Узбекистана, то это может ухудшить внутреннюю политическую ситуацию в обществе. Спасибо за внимание, я готов ответить на ваши вопросы Господин спикер мы говорим о замене алфавита а не языка что вы скажете по этому поводу Ответ Граждане республики , те кто думает о будущем своей страны должны решать вопросы обдуманно . некоторые думают что изменение алфавита это замена кириллицы латиницей то есть из 42 букв алфавит будет состоять из 32 букв , это значит 10 букв и связанные с ним правила тоже исчезнут.Замена алфавита не нужная мера ,а возможно из за соперничества со странами использующих латиницу Можно поднять престиж казахского языка и на кириллице 3 спикер ЗА Наш Президент возлагает большие надежды на молодое поколение, которому строить новое будущее страны, ведь знание английского языка основанный на латинице мы уже получаем,с компьютерной техникой тоже на латинице овладели . В рамках государственной реализации Рухани жаңғыру нам вместе надо решать эти задачи . Первый из них — проект поэтапного перехода казахского языка на латинскую графику. Этот проект призван придать новый импульс развитию языка и интегрировать его в мировое пространство, заинтересовать и мотивировать граждан овладеть языком. Мы знаем историю , какие изменения были по алфавиту, и для интеграции , существования в глобальном мире и для внешней связи с казахами Германии, Дании, Турции и других стран нам нужно переходить к латинице и это веление времени 1)Мы будем переходить на латиницу поэтапно до 2025 года. 2) по казахской письменности будет проведена реформа. 3)Изучение английского поможет адаптации людей к латинице, потому что изучение английского в школах давно идет Проведение в школах факультативных занятии, подготовка учителей, создание книг на латинской графике –это пути к решению задачи ,поставленной перед народом и конечно молодежь должен первым откликнуться на решение глобальных проблем. Чтобы выжить – надо измениться. Тот, кто не сделает этого, будет занесен тяжелым песком истории. 3 спикер ПРОТИВ Наша резолюция: нет необходимости перехода на латинский алфавит,мы остаемся при своем мнении если Президент поставил вопрос, то решить должен народ 1) Наше национальное достояние, русская и мировая литература имеющая многовековую историю останется без надобности без читателей . 2) Переход на латиницу не принесет пользы молодому поколению старшему поколению , которые не смогут осилить латиницу и читать газеты и журналы. 3) Разобьет национальность на два лагеря за и против что приведет к разобщенности в обществе,конфликтам и поэтому вопрос перехода к латинскому алфавиту считаю не актуальным. Пока жюри будет подводить итоги послушаем мнение зрителей -вопрос на английском языке /2 ученика отвечают за и против -вопрос /2 ученика отвечают на казахском языке Выступление жюри Награждение грамотами команды и лучших спикеров Итог/ведущий Какое алфавит доступнее выгоднее и поднимет престиж нашего языка этот вопрос будет изучен нашими учеными, нашими языковедами –лингвистами которые и дадут свою объективную оценку «Чем одному скитаться в пути, лучше вместе искать дорогу с народом» –говорят в народе , или «если народ говорит , то он не ошибается» Наша цель знать мнение детей , учить их любить и изучать языки, уважать национальную духовную культуру. Учить их умению выражать свои мысли , уметь приводить факты и доводы и уметь выслушивать оппонента. | |
Просмотров: 426 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|