Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Мой Казахстан

Познавательная игра «Любить свой город, значит знать его историю»
ГУ «Вспомогательная школа- интернат»

Познавательная игра

«Любить свой город, значит знать его историю»

Подготовила: Колесникова И.И.


г. Семей
Воспитательная цель: Развивать патриотические чувства, чувство сопричастности к судьбе Родного города; расширять общий кругозор и осведомленность учащихся; учить работать сообща, быть ответственными за общую работу, учить занимать активную жизненную позицию; находить общий язык с разными детьми; продолжать формирование нравственных свойств личности и положительных черт характера.
Коррекционно–развивающая цель: Раскрыть в детях творческое начало; развивать мышление, память, внимание, воображение; обогащать чувственный опыт, формировать высокие духовные качества; совершенствовать диалогическую и монологическую речь, слуховое и зрительное восприятия; развивать навыки культурного поведения в общественных местах; создать безопасный психологический климат в детском коллективе.
Образовательная цель: Формировать нормы правильной литературной речи и обогащать словарный запас; систематизировать полученные учащимися знания из истории родного города.
Оборудование: Фотовыставка с видами старого и нового г. Семей, плакат с цитатой: «Любить свой город, значит знать его историю», флажки с гербом города Семей; на плакате коллективная творческая работа «Будущее Семея», видеофильм о Семее; музыкальное сопровождение для упражнения для релаксации, подарки и призы для победителей; портреты Абая Кунанбаева, Мухтара Ауэзова, Кабанбай Батыра, Шакарима Кудайбердыева, Ф.М. Достоевского, Чокана Валиханова.

Ход проведения

I. Психолого - педагогический настрой. Приветствие, Круг радости и горячего сердца.
II. Ребята! Сегодня мы поговорим о прошлом, настоящем и попробуем
Воспитатель: заглянуть в будущее нашего родного города Семипалатинска, (ныне Семея), который мы очень любим. Наше путешествие так и называется «Любить свой город...». А что это значит любить свой город, по-настоящему вы поймете в ходе нашего занятия, и вы сами продолжите это высказывание.

Чтец: Читает стихотворение А. Кузнецова «Семипалатинск, Родина моя».
(Демонстрация видеофильма о г. Семипалатинске.)

Воспитатель: Интересна и необычна история нашего города. Семипалатинская крепость была основана в 1718 году, а городом она стала называться в 1728 году. В этом году исполнилось 292 года со дня его основания. Раскинувшийся на обоих берегах Иртыша, Семей, является одним из крупнейших и красивейших городов страны. Так говорят о нем местные жители и те, кто посещает наш город впервые. Левобережная его часть называется Жана-Семей (в переводе с казахского, новый Семипалатинск), а правобережная центральная часть соединяется с ней несколькими мостами. Яркой достопримечательностью города стал новый подвесной мост через реку Иртыш. Он 17 в мире, а именно такой конструкции их всего три. Не передашь словами всей красоты города, где старина и современность, причудливо переплетаются, создают его неповторимый облик. Широкие современные проспекты и тихие старинные улицы, многоэтажные здания, аккуратные особняки, сверкающие стеклом и металлом, офисы многочисленных фирм и памятники старой архитектуры, изящные постройки в дачном пригороде, скверы, парки, площади, обилия разнообразия транспорта, фонтаны, музыка ночных кафе, вечерний перезвон церковных колоколов и пение муллы (муэдзинов) по утрам. Днем и ночью, пересекая Семей, мчатся поезда, идут суда по Иртышу, не замирает жизнь в аэропорту, способном принимать любые типы самолетов из разных уголков земного шара. Идет бойкая торговля в современных торговых центрах, супермаркетах и рынках. Семейчане живут в высотных домах, дети учатся в современных школах, а студенты в институтах, университетах, колледжах. Гостям города будут интересны городские музеи, кинотеатры, театры. Восемь газет на русском и казахском языках, издаются в городе, городская радиостанция телевиденье несут горожанам новости об их любимом городе и со всего мира.
В Семее жили и работали великие, интереснейшие и талантливые люди, которых знают во всем мире, и семейчане гордятся тем, что являются их земляками.
В городе стараются создать условия для развития подрастающего поколения. Большой популярностью пользуется дворец творчества детей и молодежи, уникальный биологический центр, детский парк, спортивные и танцевальные клубы, балетная, музыкальная и художественная школы и студии.
Жители города любят отдыхать в живописном реликтовом ленточном сосновом бору, на целебном озере Шошкалы, Шульбинском водохранилище.
Семей принадлежит к городам, на облике которых лежит печать истории. Дома с вековым прошлым сменяется современными постройками. Но жители бережно сохраняют все, что служит украшению города, рассказывают о его истории. Сегодня мы проведем игру по страницам истории родного города: отправимся в путешествие по его улицам, достопримечательностям, вспомним интересные факты из биографии края, выдающихся людей, живших и творивших в разное время в нашем городе, и узнаем, насколько хорошо вы знаете прошлое своего города. (Разъяснения значения слова «достопримечательность».)
Для участия в игре необходимо разделиться на 2 команды, выбрать название и капитана. (Учащиеся формируются в группы по цветовому принципу.) Право отвечать первой получает та команда, которая первой поднимает флажок с гербом города. Каждый правильный ответ команды приносит 1 очко. Оценивать выступление команды будет жюри. ( Представляет жюри).
Сегодня нас ожидает много познавательного, увлекательного. Итак,
мы начинаем!

Тур 1. «Листая страницы истории»
Каждая команда инсценирует фрагмент из истории создания города. Команда-соперник должна догадаться, о чем идет речь.

1 команда - Братское место! Тут бы и осесть!
- Думаю, что низко здесь, - сказал начальник экспедиции,- не затопило бы.
- А потом застучали топоры, запели пилы. Так ли это происходило или немного иначе, но крепость была построена. И как ей не везло. В одну весну Иртыш вышел из берегов, затопил острова и низины. Много наделал он бед и хлопот гарнизону. В течении 60 лет трижды менялось место крепости, пока не утвердилось, наконец четвертая, где и поныне стоит Семипалатинск. О какой крепости идет речь?
(Старая крепость)
2 команда - Вот как описывают Старую крепость крупнейший ученый академик, путешественник и натуралист Паллас: ...Старая крепость обнесена высокой стеной с земляным возвышением под стенами, имелись два вооруженных пушками бастиона и трое ворот - Семипалатинские, выходившие на берег Иртыша, Усть-Каменогорские-восточные, и третьи ворота были обращены в сторону г. Омска.
Эти ворота сохранились до наших дней. Назовите их.
(Ямышевские)

Тур 2 «Герб нашего города».
1. Почему на гербе города Семей изображено животное верблюд? (Город был центром транзитной торговли и через него проходил «Шелковый торговый путь». С весны до осени тянулись бесконечные караваны. Из Ташкента и Бухары везли хлопок, ткань, одеяла, шерстяные кофты, фрукты. Из Китая - чай, фарфоровую посуду, серебро. Приезжали купцы из Индии и Персии.
2. Какие цвета присутствуют на гербе и что они символизируют?
(Три цвета: Лазурь- символ красоты, величия. Серебряный -
чистота, золото-богатство, справедливость, великодушие).

Тур 3 «Блиц опрос»

1. Почему ворота назвали «Ямышевские»? (Через эти ворота шли караваны верблюдов, Ямышевского озера, которое расположено в близи города Павлодар).
2. Почему город назвали Семипалатинск? (До основания крепости на левом берегу Иртыша находился джунгарский город Доржинкит, в котором было 7 больших «палат» дворцов, там некогда стоял ламаистский монастырь.)
3. Какие товары вывозили купцы из Семея? (сукно, мыло, хлеб, бархат, продукты животноводства, мед, чугун.)
4. Как фрагмент водопроводной трубы, газета, футбольный мяч, пожарная башня, башенные часы связаны с г. Семей? ( Все они в Казахстане впервые появились, именно в г. Семей.)
5. Как имена Президента Академии наук Казахстана, академика Каныша Сатпаева, поэтов Сабита Донентаева, Султанмахмуда Торайгырова, исследователя жизни Абая Каюма Мухамедканова, Певицы Розы Рымбаевой, Бибигуль Тулегеновой, Батыра Хаджимукана Мунайтпасова, первого казахстанца -участника Олимпиады Гусмана Косанова, спортсмена ДаулеТурлыханова связаны с нашим городом? (Все они в разное время родились, жили и работали в г. Семей.)

Тур 4 «Их именами названы улицы»
I. Уважаемые игроки, перед вами фотографии фрагментов
проспектов современного Семипалатинска. Посмотрите на изображения улиц и дайте их название. (Демонстрация фотографий проспектов им. Шакарима и М. Ауэзова.)
II. В городе есть улица, названная в честь великого русского
писателя и друга Чокана Валиханова. Назовите ее? (улица им. Ф.М. Достоевского)

Тур 5 «Узнай героя»
По описанию участники состязания должны узнать гениальных людей Казахского народа и рассказать о них.

Описание 1.
...Уже с 15-ти лет этот юноша пользовался уважением старших и решал житейские споры. Люди считали его честным, справедливым и умным. Люди старшего возраста шли к нему за советом, не считая его мальчиком, и пророчили ему судьбу знаменитого бия. Он прекрасно владел словом, писал стихи, делал переводы с русского языка на казахский, сочинял музыку, помогал открывать школы для бедных. (Абай).

Описание 2.
41 год он провел в седле и умер в седле. Настоящее его имя Ерасыл, что значит «благородный». Еще подростком он начал принимать участие в сражениях с Джунгарами и отличался невиданной храбростью. Сам великий Абылай Хан назначил его главным полководцем, называя его «Разящий меч». (Кабанбай Батыр.

Тур 6 «Достопримечательности города»
На стенде в перевернутом виде (изображением к стенду) размещены иллюстрации с видами города. Вытягивая из футляра бочонок с номером, совпадающим с номером иллюстрации, участник открывает ее и называет то место в городе, которое изображено на картинке. Вытягивают номера участники команд по - очереди.
Пока жюри подводит итоги проводится. Упражнение на релаксацию.

Тур 7 «Семей город будущего» Коллективно- творческое задание.
Воспитатель: Ребята, мы с вами заранее провели подготовительную работу и нарисовали наш город. Давайте помечтаем и изобразим его в будущем. Как вы думаете, люди каких профессий нужны, чтобы построить по-настоящему красивый, уютный, современный город.? (архитекторы, строители, садовники ит.п.)
Воспитатель: Я не знаю, кем вы будете в будущем, поэтому давайте вытянем жребий. (Дети делятся на людей этих профессий и используя заготовки современных зданий, фонтанов, клумб, транспорта и т.д., украшают город и возводят здания.)

Воспитатель: А теперь посмотрите на свой город! Кого в нем не хватает?
Учащиеся: Людей.
Воспитатель: Верно! А какие люди будут в нем жить?
Учащиеся: Красивые, талантливые, честные, добрые, веселые, трудолюбивые и т.п.
Воспитатель: Вам хочется жить в таком городе?
Учащиеся: Да.
Воспитатель: Тогда поместите своих человечков в этот город. Что нужно сделать, чтобы город сохранился, чтобы в нем было чисто, уютно, красиво, жителям приятно было общаться друг с другом.
Учащиеся: Люди должны быть культурными, ко всему относиться бережно, ухаживать за цветами и деревьями, не бросать мусор на тротуары, не обижать животных и т.п.)
Воспитатель: Верно! Только от жителей зависит, каким будет город в будущем. - Наша игра-путешествие подходит к концу. Слово жюри для подведения итогов (награждение победителей и участников игры.) Воспитатель: На этом мы заканчиваем наш разговор о родном городе. Я предлагаю вам вернуться к названию сегодняшнего занятия и, подумав, продолжить это высказывание, убрав многоточие. Что значит любить свой город? Учащиеся отвечают: «Значит знать его историю, беречь его и делать краше» (Окончание высказывания помещается на доске.)
Воспитатель: А чего вы сейчас можете сделать для своего города? (Дети говорят о том, что им необходимо хорошо учиться, чтобы получить профессию, стать хорошими специалистами и приносить пользу городу)
Воспитатель: А что бы вы пожелали своим землякам, жителям Семея? (Ответы детей)
Жюри подводит итоги.

III. Ритуал прощания. Воспитатель, гости и учащиеся встают в круг, держась за руки, и воспитатель благодарит всех за доставленную радость общения, за то, что дети были вместе, очень дружно работали, поэтому у них все получалось, у всех было хорошее настроение.
IV. Рефлексия
1. Вам понравилась познавательная игра?
2. Что нового и интересного вы узнали?
3. У вас хорошее настроение?
4. Вам бы хотелось еще раз встретиться?

Родному городу.

Семипалатинск, Родина моя!
Пусть нет в тебе столичного размаха -
Иртыша есть пояс у тебя,
Из бора шапка, из степи рубаха,
И есть душа ее не подменить.
Как не втащить волну на парапеты,
Как в небе невозможно растворить
9
Кресты церквей и башни минаретов.
Ты соткан из контрастов, город мой:
Ворота крепостные - рядом с КрАЗом,
Домов многоэтажных строгий строй
Соседствуют с купеческим лабазом.
Тебе, дано старея - молодеть!
Но, радуясь веселым новостройкам,
Ты счастлив тем, что смогут разглядеть
Историю в твоих местах потомки.
Ты видел много, мой Семипалат:
Солдат петровских, ссыльных, бар губернских,
На улице твоей, как с братом брат,
С Чоканом обнимался Достоевский.
Ты слыл столицей воинов, купцов,
Ты был душой всего степного края.
И видел титулованных глупцов,
И понимал Великого Абая
Среди иных красавцев-городов
Ты кажешься, быть может, неказистым
Но лишь для равнодушных ты таков-
Не для сердец, взволнованных и чистых.
Свою судьбу навек с твоей сплетя
В любви сыновней вновь хочу признаться:
Я счастлив тем, что я твое дитя!
И в том тебе не нужно сомневаться!

А.Кузнецов.

Используемая литература:
1. В.Я. Басин, А.С.Елагин, кн. Семипалатинск Алма-Ата, 1984г.Серия «История городов Казахстана».
2. Материалы из фондов музея-комплекса им.Ф.М. Достоевского и историко-краеведческого музея.
Категория: Мой Казахстан | Добавил: Irina_Ivanovna (2011-12-11) | Автор: Колесникова Ирина Ивановна E
Просмотров: 4058 | Рейтинг: 5.0/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 8:41 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru