Главная » Статьи » В помощь учителю » Мой Казахстан |
Республика Казахстан – молодое государство. Значит, и законодательство у нас молодое. Тем не менее, по прошествии 20 лет жизни в независимом государстве, мне хотелось бы провести небольшое сравнение законов, которые работают в нашей стране и за рубежом. Поскольку больше всего я сталкиваюсь с системой образования, я сделаю попытку сопоставить фрагменты Закона об образовании Республики Казахстан и законодательства, функционирующего в таких разных, но вместе с тем, близких и важных для нас государствах, как Российская Федерация, США и Германия. Необходимо отметить, что действующий Закон об образовании РК вступил в силу 27 июля 2007 года (предыдущий был принят 7 июня 1999 года), а некоторые изменения и дополнения в статьи закона были приняты только 24 октября 2011 года. Итак, я полагаю, что было бы интересно и актуально сравнить основные принципы законодательства в части развития среднего образования нашей страны и вышеуказанных государств. Главным принципом образования в современном демократическом государстве является принцип равенства. Статья 3. «Принципы государственной политики в области образования» Закона об образовании РК, пункт №1 провозглашает равенство прав всех на получение качественного образования. Причём, речь идёт не только о гражданах Казахстана. В статье 8. «Государственные гарантии в области образования» (пункт №) говорится: «Иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Казахстан, имеют равные с гражданами Республики Казахстан права на получение предшкольного, начального, основного среднего и общего среднего образования в порядке, установленном уполномоченным органом в области образования». В России принцип равенства закреплён статьёй №5 (пункт №1) Закона об образовании Российской Федерации «Государственные гарантии прав граждан Российской Федерации в области образования»: «Гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости». Германская федерация, как яркий представитель европейской демократии, также проповедует принцип равенства в праве на образование. Причём, этим правом могут воспользоваться и иностранные граждане. «Акт о равных образовательных возможностях», изданный в США в 1974 году, также обеспечивает всеобщий и равный доступ к образованию в каждом из штатов, вне зависимости от расовой, половой, национальной принадлежности и т.д. Таким образом, во всех четырёх государствах принцип равенства в получении образования ставится во главу угла, и реализация его находится под строгим государственным контролем. Одним из краеугольных камней системы общего среднего образования является его доступность. Как в Казахстане, так и в России начальное и общее среднее образование обязательное и бесплатное, причём, как для граждан, так и для иностранцев, либо лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории государства. В США ситуация похожа – почти 90% учащихся посещают бесплатные начальные и средние школы, финансируемые за счёт местных налогов и налогов, поступающих в казну штата. Остальные дети школьного возраста учатся либо в частных школах, либо на дому. Частные школы на 80% содержатся религиозными объединениями, поэтому там, помимо основных, изучают и религиозные дисциплины. Есть ещё одно существенное отличие американских школ от наших – в США нет общенациональной системы образования. Здесь в каждом штате собственное законодательство. Различается даже возраст окончания общей средней школы. В большинстве штатов молодежи положено учиться до 16 лет, а в некоторых - до 18. Тем не менее, каждый ребенок в Америке получает, по крайней мере, 11-летнее образование независимо от пола, расы, вероисповедания, успеваемости, физических недостатков, степени владения английским языком, наличия гражданства или статуса иммигранта. В Германии обязательное школьное образование распространяется на детей в возрасте от шести до девятнадцати лет, - соответственно, продолжительность обучения в школе рассчитана в общей сложности на 13 лет. По истечении этого срока, при условии успешной сдачи экзаменов, ученик получает аттестат зрелости, дающий ему право на поступление в высшее учебное заведение. Каждая школа в Германии подчиняется правительству своей земли. Поэтому программы, правила и даже длительность обучения в разных областях страны различаются. В Республике Казахстан и Российской Федерации разрабатываются и реализуются государственные программы развития образования, обязательные к применению на всей территории страны. В США, несмотря на то, что нет единой общенациональной системы, власти обеспечивают руководство и финансирование федеральных образовательных программ, в которых участвуют как муниципальные, так и частные учебные заведения, а Министерство образования США осуществляет надзор за реализацией этих программ. В Германии дело обстоит следующим образом. Руководящим органом системы начального и среднего образования является Постоянная конференция министров образования и культуры земель Германии. На уровне земель руководство образовательным процессом осуществляют земельные профильные министерства. В каждой из земель действует свой закон об образовании, составленный на основе Федерального закона. Программы обучения, учебники утверждаются на уровне земельных правительств, причем по каждому предмету одновременно существуют несколько одобренных соответствующим министерством учебников, а учитель волен выбирать их. Таким образом достигается многовариантность образования, обеспечивается плюрализм мнений и суждений. Следовательно, можно констатировать, что в Казахстане и России система начального и среднего образования более централизована, чем в Германии и Соединенных Штатах. Важным принципом и залогом получения качественного образования является его преемственность. В статье №3 «Принципы государственной политики в области образования» Закона об образовании РК пункт №7 провозглашает «непрерывность процесса образования, обеспечивающего преемственность его уровней». Давайте посмотрим на российский закон. Статья 7. «Федеральные государственные образовательные стандарты», пункт №3 провозглашает «преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования». В Германии действует государственный закон об обязательном образовании и возрастных границах школьно-обязанного возраста - от 6 до 18 лет. Школьная обязанность включает: 1) необходимость посещения начальной школы (или посещения специальной школы, если ребенок почему-либо непригоден для обычной школы); 2) необходимость посещения средней школы (или посещения профессиональной школы) Согласно принятой в Германии системе путь общего образования делится на ступени (Schulstufen), а именно: Primarstufe - начальная, или первая ступень; Sekundarstufe I - средняя ступень, или вторая ступень I; Sekundarstufe II - старшая ступень, или вторая ступень II. Первой ступени отвечает начальная школа (Grundschule), вторая ступень включает в себя либо основную школу (Hauptschule), либо реальную школу, либо гимназию. То есть, этот закон также обеспечивает непрерывность и преемственность получения образования в рамках начальной и средней школы. Школьное образование в Америке слагается из трех ступеней: начальная школа (elementary school), средняя школа (middle school) и высшая школа (high school). Дольше всего дети учатся в начальной школе: с «нулевого» по пятый класс. Причём, «нулевка» в американском понимании, которая, кстати, именуется здесь «детским садом» (kindergarten), несколько отличается от «нулевки» в нашем понимании. Она выполняет здесь ту же подготовительную функцию и не является обязательной, но сам подход, а также структура и методы обучения в нулевом классе часто совпадают с теми, что применяются в других классах начальной школы: начиная с продолжительности школьного дня (все те же шесть с половиной часов!) и кончая наличием домашних заданий. Обучение в средней школе длится всего три года: с 6-го по 8-й классы. И, наконец, с 9-го по 12-й класс юный американец обучается в высшей школе. Только окончив высшую школу, он вправе поступать в колледж и университет. Также необходимо отметить, что деление американской общеобразовательной школы на три ступени (начальная, средняя и высшая), в отличие от нашего, не является условным. Речь идет не об одной школе, в которой обучаются дети разных возрастов с нулевого по 12-й классы, а об абсолютно разных школах, каждая из которых не только находится в отдельном здании, но имеет свой собственный преподавательский состав, свою администрацию и функционирует в качестве самостоятельной единицы в системе образования того или иного административного округа. Специфика структурирования американской школы состоит еще и в том, что как состав класса, так и закрепляемый за классом учитель меняются здесь каждый год. И происходит это вовсе не оттого, что в силу мобильности американцев ученики мигрируют из школы в школу и из класса в класс. Перед началом каждого учебного года школа сознательно переформировывает классы, чтобы сделать их примерно одинаковыми как по половому и расовому составу, так и по уровню подготовки, знаний, навыков и поведения учеников. Что же касается учителей, они строго специализированы: учитель 1-го класса всю свою профессиональную жизнь учит только детей 1-го класса, учитель 5-го — только детей 5-го, и т. д. Классные руководители старших классов могут быть учителями-предметниками, но они тоже, как правило, узко специализированы. Итак, можно сделать вывод, что законодатели всех рассматриваемых государств уделяют большое внимание принципу непрерывности и преемственности школьного образования, но реализуется данный принцип не везде одинаково. Яркий пример необычного для нас подхода – формирование классов в США. Также, говоря о системе школьного образования, мне хотелось бы затронуть вопрос о принадлежности и формах собственности образовательных учреждений. В США и Германии, как в развитых капиталистических государствах, разумеется, давно существуют как государственные, так и частные школы. Но, необходимо отметить, что и в этих странах число частных учреждений, реализующих программы начального и общего среднего образования, довольно невелико. К примеру, в Соединённых Штатах чуть больше 10% учащихся посещают частные школы, обучение в которых является платным. 80% из их числа, как я уже отмечала выше, управляются религиозными объединениями. При этом, вовсе не обязательно, что качество знаний в частных школах выше, нежели в муниципальных, - но аттестат частной школы выше котируется при поступлении в университет. В нашей стране также одним из принципов государственной политики провозглашается «разнообразие организаций образования по формам собственности, формам обучения и воспитания, направлениям образования». То есть, предусматривается организация частных школ, но для нас этот опыт является новым и пока мало распространённым. И в Законе об образовании Российской Федерации (статья 12 «Образовательные учреждения», пункт №3) есть запись аналогичного содержания: «Образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными учреждениями, в том числе учреждениями общественных объединений и религиозных организаций)». Это говорит о том, что и в государствах с молодой, развивающейся рыночной экономикой есть место учреждениям разных форм собственности в сфере образования. Резюмируя вышесказанное, хотелось бы отметить следующие моменты. Конечно, и законодательство, и государственные стандарты, и структура образования в России, Казахстане, США и Германии различны, везде есть свои особенности. Но при проведении анализа принципов государственной политики в области образования бросается в глаза, что Закон об образовании РК ни в чём не уступает своим зарубежным аналогам, имеющим более длительный срок существования. Сравнительный анализ показывает, что наш закон в полной мере соответствует духу демократии, предоставляя широкие возможности для получения начального и общего среднего образования всеми категориями граждан республики. Чётко прописан наш закон и с содержательной, профессиональной точки зрения. Он предусматривает все ситуации, которые могут возникнуть в сфере образования. Также обращает на себя внимание тот факт, насколько велика роль государства в реализации задач современного образования. В этом аспекте Казахстан не уступает другим, даже более развитым, странам. Остаётся надеяться на то, что на практике наша система школьного образования также способна выйти на передовые рубежи в современном мире, выпуская из стен образовательных учреждений умных, всесторонне развитых, активных, подготовленных к вызовам современного общества глобализации молодых людей, достойных граждан нашей республики. | |
Просмотров: 7391 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|