Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Мой Казахстан

Айтысы внекласное мероприятие
Айтысы – поэтические состязания.
Внеклассное мероприятие
Тема: Айтысы (поэтические состязания) –
высшая ступень поэтической импровизации.

Цель, задачи: продолжить изучать обычаи, традиции казахского народа, связанные с айтысом; сформировать положительное отношение к более углубленному изучению обычаев и традиций казахского народа; развитие речи, памяти; воспитание любви к Родине, к красоте слова поэтического.

Оформление: портреты известных акынов;
плакат с надписью названий видов айтысов.


1.Вступительная беседа (Цель: выявить имеющие знания об айтысах)

–Что называется айтысом?
- Назовите виды айтысов.
-Где исполнялись айтысы?
-Кто является исполнителем айтысов?
-Назовите известных вам акынов.
- Какие музыкальные инструменты использовали акыны?
-Есть ли сейчас поэтические состязания подобного рода?
-Как и где они проводятся?
-Каждый ли человек может участвовать в таких состязаниях?
-Каковы современные темы айтысов?

2.Лекция.

Ребята, сегодня мы отправляемся с вами в мир поэтических состязаний, узнаем много нового и интересного. Акыны с кобызом и домброй в руках передвигались по степи, пели свои песни перед народом и на больших празднествах вступали между собой в песенные состязания-айтысы. Ни одно из народных торжеств не проходило без участия акынов. Они пользовались всеобщей любовью и большим авторитетом среди народа. Темы песен акынов были самыми разнообразными: это события повседневной жизни, явления. Связанные с бытом, обычаями. А также поэтический рассказ о чувствах, настроениях, чаяниях людей. Акыны были сказителями, хранителями поэтического наследия народа, создателями лирического эпоса. Акыны мастера устного творчества всегда пользовались уважением в народе. Их творчество является формой пропаганды нравственных принципов нашего общества. В этом их большое воспитательное значение. Высокая поэтическая техника, остроумие, умение динамично импровизировать – все это необходимо как соперникам по айтысу, так и многочисленным слушателям, живо реагирующим на каждое удачное слово или промах акына-импровизатора.

3.Выступления учащихся (учащиеся получили заранее опережающее задание, теперь обмениваются знаниями, рассказывая свои сообщения)

1-й учащийся. Иса Байзаков писал: «Я импровизирую особенно легко и непринужденно в те минуты, когда многолюдное торжество и веселье толкают меня на упорный айтыс или на трудное поэтическое состязание, внутренне надеясь на то, что я споткнусь. Это затрагивает творческое самолюбие, и тогда мое поэтическое вдохновение вспыхивает и горит».
-Слово учителя. Лишь при таких условиях настоящий акын-импровизатор, вдохновленный, одухотворенный, сыплет жемчужины слов, словно драгоценный бисер.
2-й учащийся.Термин «айтыс» произошел от глаголов «айт» -говори, «айтысу» - состязаться. Айтысы акынов в какой-то степени напоминают спортивные игры, в которые включаются и зрители, увлеченные процессом борьбы двух творческих индивидуальностей. И каждая сторона страстно желает своему акыну победы. Слушатели невольно становятся азартными болельщиками.
3-й учащийся. По мнению М.Ауэзова, А.Веселовского, древнейшими формами айтыса являются жар-жар (свадебные дуэты), бәдік (название болезни), которые стали основой для сложения кайым-айтыса (древнетюркский глагол «қайымақ» - «отзываться. Давать ответ кому-нибудь»), откуда и получили развитие более сложные формы поэтических состязаний акынов-төре-айтыс, сөре-айтыс и айтыс в письмах.
Айтыс акынов – древний поэтический жанр. На праздниках и тоях любой из слушателей может вступить в такое состязание.
4-й учащийся. Есть акыны, занимающиеся только айтысом. Они не пишут песни, жыры.
Немало девушек и женщин, постоянно участвует в айтысах. Все они в народе пользуются особым уважением.
Учитель. Айтыс акынов – древний поэтический жанр имеет следующие разновидности:
Түре-айтыс (однокуплетный айтыс)
Сөре-айтыс (многокуплетный айтыс)
Айтыс в письмах
Айтыс-загадка
Айтыс-басня
1. Түре-айтыс. Это малый айтыс акынов. Вступавший в состязание акын пытался опровергнуть утверждение, содержащееся в выступлении противника. В түре-айтысе находят отражение бытовые, общественные, семейные проблемы, оценка мастерства акына-соперника и вопросы взаимоотношений между людьми.

2. В сөре-айтысах акыны выступают перед большой аудиторией. Акыны вначале приевтствуют друг друга, в стихах, обмениваются новостями, затем каждый из них с гордостью сообщает о достижениях своего региона, критикует недостатки и промахи соперника. Причем критика бывает, как того требует обычай, острой и меткой.

3.Айтысы в письмах. Народные акыны вступают не только в импровизированные устные состязания. Они иногда вызывают на поэтический диспут своих соперников письмом. Иногда к акыну с просьбой написать для них письмо-песню обращаеются и жигиты. В казахской народной поэзии жанр айтысов в письмах был известен давно.

4.Айтысы-загадки. Самая сложная форма айтысов. Акыны свои мысли высказывают иносказательно. В айтысах-загадках проявляются знания, широта жизненного опыта, остроумие и красноречие. Поэтому не все способны участвовать в таком айтысе. Только лучшие из акынов могут выиграть поединок.
Учитель. Сохранились чудесные образцы айтысов-загадок между Саядилем Керимбековым и девушкой Майсой (Жамбылский район). Сначала выступал Саядил, он сказал:
1-й учащийся. Я сокол, обитающий на вершинах гор Алатау, готовый наброситься на серых гусей на берегах Жетысу.
Учительница. Майса ответила.
2-я ученица. Если ты настоящий сокол, посмотрим, не окажешься ли ты обыкновенной птицей, занимающейся ловлей мелких зверушек. Покажи себя в деле.
Учитель. Саядил рассказывает о себе в соотвествии с традициями айтысов и загадывает загадку.
1-й учащийся. Что стоит горсть зерна?
Учитель. Майса отвечает.
2-я ученица. Разве зерно не основа жизни? Не в хлебе ли сила человека? Решение такое верно. Не так ли?
Учитель. Вторая загадка Саядила.
1-й учащийся. Четыре вещи для чего нужны людям?
Учитель. Ответ Майсы.
2-я ученица. Огонь, вода, соль, хлеб – вот четыре вещи, вкоторых основа жизни.
Учитель. Иногда загадка остается нерешенной, тогда акын, загадавший её, сам сообщает ответ. Так не смогли отгадать загадку Омарова Шораякова вступившие с ним в айтыс младшие сестры его жены (балдыз). Загадка звучала так: «Есть у меня в руках птица с утиной шеей, черная как гусь». Акын имел ввиду черный кувшин, стоявший возле очага, смеясь, он сам отгада л загадку. Таким образом этот айтыс с загадками представляет собой один из интереснейших разновидностей этого жанра.
5.Айтыс-басня.
В нем акын свои мысли выражает иносказательно. Для них характерны злая ирония, сарказм, порой и юмор. Акыны ведут дискуссию с отдельными предметами. («Жуманазар и домбра»). Иногда в таком своеобразном айтысе участвуют животные, звери и птицы.
Учитель. Акыны мастера устного творчества всегда пользовались уважением в народе. Их творчество является формой пропаганды нравственных принципов нашего общества. В этом их большое воспитательное значение.

4.Беседа (Цель: закрепление полученных знаний)

-Кода настоящий акын-импровизатор «сыплет жемчужины слов»?
-Расскажите происхождение слова «айтыс».
-Почему айтысы напоминают спортивные игры?
-Какой из видов айтысов, как вам кажется, представляет наибольшую сложность и почему?
-Случалось ли, что загадку нельзя было отгадать?

Задание: попробуйте придумать подобные загадки, ответы на них.
- Почему айтысы и сейчас имеют важное значение?
- В каких художественных произведениях встречается описание айтыса? Какой вид?

5.Чтение по ролям отрывков из айтысов (учащимся было дано задание данного характера заранее)
а/ «Жар-жар»
б/ «Состязание Биржана и Сары»
в/ «Айтыс Джамбула с Кулмамбетом»
-Чем вам понравились данные отрывки, их исполнение.
6. просмотр телеотрывков айтысов
7.Заключительное слово учителя.

Сегодня айтыс по-прежнему занимает важное место в жизни народа. Не вызывает сомнения, что в будущем айтысы будут представлять собой активно живущий жанр. Современные люди имеют достаточно высокое образование. Они всесторонне информированы о всех важнейших событиях, происходящих внутри страны и за пределами её, поэтому они имеют возможность создавать высокохудожественные и высокоидейные произведения, остается только пожелать, чтобы вы сами стали участниками айтысов в качестве акынов и зрителей.
Категория: Мой Казахстан | Добавил: Ryshaya (2012-03-30) | Автор: Лукьяненко Светлана Ивановна E
Просмотров: 7354 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 1:11 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru