Главная » Статьи » В помощь учителю » Мой Казахстан |
Айтысы – поэтические состязания. Внеклассное мероприятие Тема: Айтысы (поэтические состязания) – высшая ступень поэтической импровизации. Цель, задачи: продолжить изучать обычаи, традиции казахского народа, связанные с айтысом; сформировать положительное отношение к более углубленному изучению обычаев и традиций казахского народа; развитие речи, памяти; воспитание любви к Родине, к красоте слова поэтического. Оформление: портреты известных акынов; плакат с надписью названий видов айтысов. 1.Вступительная беседа (Цель: выявить имеющие знания об айтысах) –Что называется айтысом? - Назовите виды айтысов. -Где исполнялись айтысы? -Кто является исполнителем айтысов? -Назовите известных вам акынов. - Какие музыкальные инструменты использовали акыны? -Есть ли сейчас поэтические состязания подобного рода? -Как и где они проводятся? -Каждый ли человек может участвовать в таких состязаниях? -Каковы современные темы айтысов? 2.Лекция. Ребята, сегодня мы отправляемся с вами в мир поэтических состязаний, узнаем много нового и интересного. Акыны с кобызом и домброй в руках передвигались по степи, пели свои песни перед народом и на больших празднествах вступали между собой в песенные состязания-айтысы. Ни одно из народных торжеств не проходило без участия акынов. Они пользовались всеобщей любовью и большим авторитетом среди народа. Темы песен акынов были самыми разнообразными: это события повседневной жизни, явления. Связанные с бытом, обычаями. А также поэтический рассказ о чувствах, настроениях, чаяниях людей. Акыны были сказителями, хранителями поэтического наследия народа, создателями лирического эпоса. Акыны мастера устного творчества всегда пользовались уважением в народе. Их творчество является формой пропаганды нравственных принципов нашего общества. В этом их большое воспитательное значение. Высокая поэтическая техника, остроумие, умение динамично импровизировать – все это необходимо как соперникам по айтысу, так и многочисленным слушателям, живо реагирующим на каждое удачное слово или промах акына-импровизатора. 3.Выступления учащихся (учащиеся получили заранее опережающее задание, теперь обмениваются знаниями, рассказывая свои сообщения) 1-й учащийся. Иса Байзаков писал: «Я импровизирую особенно легко и непринужденно в те минуты, когда многолюдное торжество и веселье толкают меня на упорный айтыс или на трудное поэтическое состязание, внутренне надеясь на то, что я споткнусь. Это затрагивает творческое самолюбие, и тогда мое поэтическое вдохновение вспыхивает и горит». -Слово учителя. Лишь при таких условиях настоящий акын-импровизатор, вдохновленный, одухотворенный, сыплет жемчужины слов, словно драгоценный бисер. 2-й учащийся.Термин «айтыс» произошел от глаголов «айт» -говори, «айтысу» - состязаться. Айтысы акынов в какой-то степени напоминают спортивные игры, в которые включаются и зрители, увлеченные процессом борьбы двух творческих индивидуальностей. И каждая сторона страстно желает своему акыну победы. Слушатели невольно становятся азартными болельщиками. 3-й учащийся. По мнению М.Ауэзова, А.Веселовского, древнейшими формами айтыса являются жар-жар (свадебные дуэты), бәдік (название болезни), которые стали основой для сложения кайым-айтыса (древнетюркский глагол «қайымақ» - «отзываться. Давать ответ кому-нибудь»), откуда и получили развитие более сложные формы поэтических состязаний акынов-төре-айтыс, сөре-айтыс и айтыс в письмах. Айтыс акынов – древний поэтический жанр. На праздниках и тоях любой из слушателей может вступить в такое состязание. 4-й учащийся. Есть акыны, занимающиеся только айтысом. Они не пишут песни, жыры. Немало девушек и женщин, постоянно участвует в айтысах. Все они в народе пользуются особым уважением. Учитель. Айтыс акынов – древний поэтический жанр имеет следующие разновидности: Түре-айтыс (однокуплетный айтыс) Сөре-айтыс (многокуплетный айтыс) Айтыс в письмах Айтыс-загадка Айтыс-басня 1. Түре-айтыс. Это малый айтыс акынов. Вступавший в состязание акын пытался опровергнуть утверждение, содержащееся в выступлении противника. В түре-айтысе находят отражение бытовые, общественные, семейные проблемы, оценка мастерства акына-соперника и вопросы взаимоотношений между людьми. 2. В сөре-айтысах акыны выступают перед большой аудиторией. Акыны вначале приевтствуют друг друга, в стихах, обмениваются новостями, затем каждый из них с гордостью сообщает о достижениях своего региона, критикует недостатки и промахи соперника. Причем критика бывает, как того требует обычай, острой и меткой. 3.Айтысы в письмах. Народные акыны вступают не только в импровизированные устные состязания. Они иногда вызывают на поэтический диспут своих соперников письмом. Иногда к акыну с просьбой написать для них письмо-песню обращаеются и жигиты. В казахской народной поэзии жанр айтысов в письмах был известен давно. 4.Айтысы-загадки. Самая сложная форма айтысов. Акыны свои мысли высказывают иносказательно. В айтысах-загадках проявляются знания, широта жизненного опыта, остроумие и красноречие. Поэтому не все способны участвовать в таком айтысе. Только лучшие из акынов могут выиграть поединок. Учитель. Сохранились чудесные образцы айтысов-загадок между Саядилем Керимбековым и девушкой Майсой (Жамбылский район). Сначала выступал Саядил, он сказал: 1-й учащийся. Я сокол, обитающий на вершинах гор Алатау, готовый наброситься на серых гусей на берегах Жетысу. Учительница. Майса ответила. 2-я ученица. Если ты настоящий сокол, посмотрим, не окажешься ли ты обыкновенной птицей, занимающейся ловлей мелких зверушек. Покажи себя в деле. Учитель. Саядил рассказывает о себе в соотвествии с традициями айтысов и загадывает загадку. 1-й учащийся. Что стоит горсть зерна? Учитель. Майса отвечает. 2-я ученица. Разве зерно не основа жизни? Не в хлебе ли сила человека? Решение такое верно. Не так ли? Учитель. Вторая загадка Саядила. 1-й учащийся. Четыре вещи для чего нужны людям? Учитель. Ответ Майсы. 2-я ученица. Огонь, вода, соль, хлеб – вот четыре вещи, вкоторых основа жизни. Учитель. Иногда загадка остается нерешенной, тогда акын, загадавший её, сам сообщает ответ. Так не смогли отгадать загадку Омарова Шораякова вступившие с ним в айтыс младшие сестры его жены (балдыз). Загадка звучала так: «Есть у меня в руках птица с утиной шеей, черная как гусь». Акын имел ввиду черный кувшин, стоявший возле очага, смеясь, он сам отгада л загадку. Таким образом этот айтыс с загадками представляет собой один из интереснейших разновидностей этого жанра. 5.Айтыс-басня. В нем акын свои мысли выражает иносказательно. Для них характерны злая ирония, сарказм, порой и юмор. Акыны ведут дискуссию с отдельными предметами. («Жуманазар и домбра»). Иногда в таком своеобразном айтысе участвуют животные, звери и птицы. Учитель. Акыны мастера устного творчества всегда пользовались уважением в народе. Их творчество является формой пропаганды нравственных принципов нашего общества. В этом их большое воспитательное значение. 4.Беседа (Цель: закрепление полученных знаний) -Кода настоящий акын-импровизатор «сыплет жемчужины слов»? -Расскажите происхождение слова «айтыс». -Почему айтысы напоминают спортивные игры? -Какой из видов айтысов, как вам кажется, представляет наибольшую сложность и почему? -Случалось ли, что загадку нельзя было отгадать? Задание: попробуйте придумать подобные загадки, ответы на них. - Почему айтысы и сейчас имеют важное значение? - В каких художественных произведениях встречается описание айтыса? Какой вид? 5.Чтение по ролям отрывков из айтысов (учащимся было дано задание данного характера заранее) а/ «Жар-жар» б/ «Состязание Биржана и Сары» в/ «Айтыс Джамбула с Кулмамбетом» -Чем вам понравились данные отрывки, их исполнение. 6. просмотр телеотрывков айтысов 7.Заключительное слово учителя. Сегодня айтыс по-прежнему занимает важное место в жизни народа. Не вызывает сомнения, что в будущем айтысы будут представлять собой активно живущий жанр. Современные люди имеют достаточно высокое образование. Они всесторонне информированы о всех важнейших событиях, происходящих внутри страны и за пределами её, поэтому они имеют возможность создавать высокохудожественные и высокоидейные произведения, остается только пожелать, чтобы вы сами стали участниками айтысов в качестве акынов и зрителей. | |
Просмотров: 7412 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|