Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Мой Казахстан

Своя земля и в горсти мила
КТД «СВОЯ ЗЕМЛЯ И В ГОРСТИ МИЛА»

Цель: Воспитывать чувство патриотизма, любви и уважения к Родине; обычаям, традициям казахского народа; дружеские взаимоотношения между людьми разных национальностей.

Я – казах!
Встречая смерть в степях,
Тысячу раз я воскресал – казах!
Если плакал – опускалась мгла,
А смеялся – свет сиял в глазах.
Ж. Молдагалиев
Мои предки верили в светлое и прекрасное будущее своей страны, своего народа и оно наступило.

ИСПОЛНЕНИЕ ГИМНА Республики Казахстан.

16 декабря 1991 года Казахстан торжественно провозгласил государственную независимость. Этот день стал днем исполнения многовековой мечты казахского народа о свободе и независимости. Для Казахстана, 200 лет бывшего бесправной колонией России, 70 лет проведшего в составе СССР, 16 декабря – навеки великий национальный праздник. Казахстан начал восстанавливать свою государственность.

Государству для создания условий стабильного развития нужны были свои законы и приоритетные цели. Стратегические цели на пути к процветанию, безопасности и улучшению благосостояния всех казахстанцев, были сформулированы через 6 лет, в 1997 году в Послании Президента страны народу Казахстана «Казахстан – 2030».

« В 2030 году мы будем жить в стране, которая не будет находиться на заднем плане мировых событий. Наш Казахстан, являясь центром Евразии, будет играть роль экономического и культурного связующего звена между тремя быстро растущими регионами – Китаем, Россией и мусульманским миром».
«Казахстан – 2030». Послание президента Н.А. Назарбаева народу Казахстана.

Такую цель поставил перед казахстанцами в 1997 году наш президент
Н.А. Назарбаев.

МЫ ВЕРИМ!!! ТАК БУДЕТ!!!
Так как за 20 лет независимости в Республике Казахстан произошли значительные перемены – экономическое и социальное возрождение, подъём национальной экономики, рост благосостояния людей и укрепление казахстанской государственности.

Мы любим нашу страну и гордимся ею. Наше Отечество, наша Родина – это Республика Казахстан. Отечеством мы зовем Казахстан потому, что здесь жили испокон веков наши отцы и деды. Родиной мы зовем его потому, что здесь мы родились и все здесь для нас родное.
Много есть на свете, кроме Казахстана, хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина.
Мы должны знать историю нашего государства, чтить законы своего народа, сохранить для потомков переданную нам в традициях народную мудрость. И только тогда, как написал Мухтар Шаханов, мы не зря проживем жизнь, только тогда, не иссохнет наше сердце, не зачерствеет душа, так как воздастся ей от щедрости земли, от её красоты, от её изобилия.

Ребёнок, что отчей землёю рождён,
Пока не созрел для борьбы и невзгод,
Пока не постиг, что священен народ,
Пока не узнал, что священна земля,
И реки её, и холмы, и поля,
Он воздухом Родины должен дышать,
Где в муках земных родила его мать.
Мухтар Шаханов

МУЗЫКАЛЬНЫЙ НОМЕР. КОБЫЗ.

1. Разминка. «Дальше, дальше, дальше…»

1. Как называется государственный праздник, который в Республике Казахстан отмечают 25 октября? (День Республики)
2. Как называется государственный праздник, который в Республике Казахстан отмечают 16 декабря? (День независимости)
3. Как называется государственный праздник, который в Республике Казахстан отмечают 30 августа? (День Конституции)
4. Какое место в мире занимает Республика Казахстан по площади? (9 место)
5. С каким государством граничит Республика Казахстан на севере? (Россия)
6. С каким государством граничит Республика Казахстан на востоке? (Китай)
7. Какова протяженность границы РК? (15 тыс.км.)
8. Как называется Основной закон нашего государства? (Конституция)
9. «Сидящий впереди», так с латинского языка переводится название высшего поста в РК. (Президент).
10. О каких племенах - жителях древнего Казахстана писал «отец истории» Геродот, называя их «скифами»? (саки)
11. Какое божество было главным божеством в сакском обществе? (Солнце)
12. Какому главному божеству поклонялись древние тюрки? (Тенгри)
13. Назовите имя великого композитора, жыршы, поэта, легендарного создателя кобыза. (Коркыт)
14. Как называют в Казахстане певцов-импровизаторов? (акыны, жырау)
15. Как называется священная книга мусульман? (Коран)
16. Как называются крылатые кони в казахских легендах, изображение которых внесено в герб РК? (Тулпары)
17. Как называется мусульманский храм? (мечеть)
18. Какое занятие было основным занятием казахов до революции? (скотоводство)
19. Как называется поэтическое состязание акынов? (айтыс)
20. На какие три жуза делилось Казахское ханство? (Младший, Средний, Старший)
21. Назовите имена ханов – основателей Казахского ханства. (Джанибек и Керей)
22. Как у казахов назывался военачальник, герой, отличившийся особой храбростью и личной отвагой? (батыр)
23. В какой праздник традиционным приветствием являются такие слова: «Пусть будет велик этот праздник, пусть изобилие льется молочной рекой»? (Наурыз)
24. Как назывались кибитки – жилища кочевников – предков казахов? (куйме)
25. Как называют умение лошадей и овец добывать из-под снега корм? (тебеневать)
26. Как называется основа юрты – решетчатая стенка? (кереге)
27. Как называется купольное навершие юрты? (шанырак)
28. Весенние кочевья у скотоводов назывались…(коктеу)
29. Летние кочевья у скотоводов назывались…(жайляу)
30. Зимние кочевья у скотоводов назывались…(кыстау)

2. « ИСТОРИЯ В ЛИЦАХ».
В нашем крае вам не счесть больших озёр,
В нашем крае вам не счесть лесистых гор,
В нашем крае счета нет прекрасным (отважным) людям,
Населявшим с давних пор степной простор.

(Поднять номер карточки, соответствующей номеру портрета исторической личности).

1. Философ, ученый-энциклопедист, при жизни получивший прозвище «Второй учитель» (т.е. после Аристотеля). Астрономия, логика, теория музыки, математика, этика, медицина, психология – вот перечень его интересов. Автор 160 трактатов, охватывающих самые различные отрасли знаний. Родился в древнем казахском городе Отраре (который арабы называли Фарабом). (Абу Насыр аль-Фараби)

2. Сказитель, композитор, покровитель поэтов, музыкантов. Ч.Валиханов называет его первым казахским шаманом и поэтом. Пытался найти рецепт бессмертия. Согласно легендам, смастерил кобыз, зарезав верблюда. ( Коркыт)

3. Настоящее имя – Мухамед-Ханафия. Казахский просветитель-демократ, путешественник, этнограф, фольклорист, исследователь истории народов Средней Азии, Казахстана и Восточного Туркестана. Прямой потомок Чингис-хана. Учился в кадетском корпусе в г. Омске. Был адьютанатом генерал-губернатора Г.Х.Гасфорта. Участвовал в экспедиции по Цетральному Казахстану, Семиречью, где и собрал ценные материалы по истории, религии, статистике, праву казахского народа, которые были использованы в написании книг о казахах.
(Чокан Валиханов)

4. Просветитель и гуманист, писатель-демократ. Инициатор открытия волостных школ в Торгае, Иргизе, Актюбинске. Добился открытия первой женской школы в Иргизе. Участвовал в разработке учебников на казахском и русском языках для казахских школ. Основоположник казахской детской литературы.
(Ибрай Алтынсарин)

5. Великий казахский поэт и просветитель, музыкант, философ, общественный деятель. Его литературное наследие включает в себя стихи, поэмы, переводы и беседы с читателем. Первый казахский поэт, который перевел Пушкина, Лермонтова и Крылова. (Абай Кунанбаев)

6. Кюйши, композитор, домбрист, классик казахской инструментальной музыки в жанре кюй. Как композитор-бунтарь создает кюи «Алатау» и «Сарыарка», отразившие глубокие думы народа о независимости и свободе. (Курмангазы Сагырбайулы)

7. Прославленный казахский би Среднего жуза. Участвовал в составлении «Сборника законов Тауке-хана» - «Жеты жаргы». Один из первых организаторов народной борьбы против джунгарских завоевателей. В народе его прозвали «звонкоголосы». (Казыбек би Келдибекулы)

3. РОДСТВЕННЫЕ УЗЫ.

В жизни человека немаловажную роль играет его происхождение. У каждого казаха - три ветви родственных связей: по линии отца, по линии матери, по линии жены. Все три ветви должны быть опорой, защитой человека. Народ дает свою оценку трем линиям родства…
Своя родня завистливая: если у тебя есть что-нибудь, завидуют, если нет ничего – не поделятся.
Родственники жены смотрят насколько ты состоятельный: преподнесешь подарок – хороший, не преподнесешь подарка – скандала не миновать.
Лишь родственники матери – твоя опора и защита: вместе с тобой радуются, огорчаются, желают только хорошего.
В казахском языке очень много названий, связанных с родственными отношениями.

ЗАДАНИЕ: Совместить названия родственников на казахском и русском языках.
ВНИМАНИЕ! Среди слов на казахском языке одно слово не подходит по смыслу, т.е. не является названием родственников.

РОДСТВЕННЫЕ УЗЫ

БАБА - ПРАДЕД
АЖЕ - БАБУШКА
АМЕНГЕР - ВТОРОЙ МУЖ
АНА - МАТЬ
БОТАМ - МОЙ ВЕРБЛЮЖОНОК
УЛАН - ПОДРОСТОК 12 – 13 ЛЕТ
КЕЛИН - СНОХА
АКЕ - ОТЕЦ
БАЛА - РЕБЕНОК
АТА - ДЕД
БОБЕК - ШЕСТИМЕСЯЧНЫЙ РЕБЕНОК
АПА - СТАРШАЯ СЕСТРА
УЛЫ АЖЕ - ПРАБАБУШКА

ЗАДАНИЕ ДЛЯ БОЛЕЛЬЩИКОВ. «ЛОШАДЬ».
Как тулпары, мы сильны,
Словно соколы, вольны,
Укрощать коней строптивых
Все мы сызмальства должны.
(представители болельщиков должны нарисовать лошадь за ограниченное время).

4. «ВРЕМЕНА ГОДА».
Воды Родины моей, широта моих степей,
С вереницами кочевий и цепочками гусей!

На протяжении веков главное занятие казахов – кочевое скотоводство, требовало знаний географических, астрологических, биологических. Места кочевий, маршруты строго определялись в разное время года. (Описываю пастбища и действия казахов, говорите, к какому времени года относится это описание. (Поднимать карточки)

1. Зима. Это самое трудное для кочевников время года. Время, когда скотина спадала с тела, слабела, требовала большего присмотра. Обычно стойбища ставили возле рек на небольших углублениях. Для скота строились загоны из камыша, бараньего помёта. В начале этого времени года кочевники занимались согумом (забой скота), который сопровождался играми, развлечениями, пирами.

2. Лето. В это время года казахский народ занимал места по окраинам степи, так как это время пожаров.
Жили более сплоченно. Это было самое привольное время, когда справлялись свадьбы, проводились игры, конные скачки на приз (байга), устраивались состязания борцов, музыкантов и сказителей.

3. Осень. В это время производилась стрижка овец. По большей части в это время производили баранты (угон скота), чему способствовали темнота ночей и то обстоятельство, что лошади тогда в теле и способны выдерживать быстрые и большие перегоны. Тогда же проходили народные собрания, на которых решались важные для страны дела.

4. Осень. Это время года кочевники встречали с восхищением. Юрты и кибитки разбивались на сопках и возвышенностях. Весь световой день кочевники проводили вне жилых помещений, под открытым небом. Отощавший скот приносил приплод. Производилась стрижка овец, верблюдов.

5. Зима. Места для кочевок чаще выбирались возле рек, так как здесь было больше корма для скота, это более защищенные территории, к тому же поставлявшие кочевникам топливо. Особенной привязанностью кочевников пользовалась Сырдарья.

5.«ПОСЛОВИЦЫ».
a. КОМУ МИРНО С РОДНЕЙ НЕ ЖИВЕТСЯ, В МИРЕ ОГРОМНОМ МЕСТА НЕ НАЙДЕТСЯ

Быть в тесных отношениях с родственниками – залог единения и силы.
У казахов существовало много пословиц, связанных с родственными отношениями.

Давайте познакомимся с вековой народной мудростью изложенной в пословицах казахов.
ЗАДАНИЕ: Найдите вторую половину пословиц.

ПОСЛОВИЦЫ.

ОТ РОЖДЕНИЯ ПЛОХОЙ, ПЛОХО ОТЗЫВАЕТСЯ О РОДНЫХ.

ЗА ЕДУ БЕРИСЬ, ОСМОТРЕВ ПОСУДУ,
НА ДЕВУШКЕ ЖЕНИСЬ, УЗНАВ ЕЁ МАТЬ.

ОТ ОТЦА ПЕРЕЙМЕШЬ ГЕРОИЗМ,
ОТ МАТЕРИ ПЕРЕЙМЕШЬ ТЕПЛОТУ.

ЦЕНУ РОДИТЕЛЯМ УЗНАЕШЬ,
САМ, СТАВ РОДИТЕЛЕМ.

СВОЕГО РЕБЕНКА ВОСПИТЫВАЕШЬ ДО ТЕХ ПОР, ПОКА НЕ ВЫРАСТЕТ,
ВНУКА БУДЕШЬ РАСТИТЬ ДО ТЕХ ПОР, ПОКА НЕ УМРЕШЬ.

ХОРОШИЙ РЕБЕНОК – ХВАЛА, ПЛОХОЙ – ПЯТНО.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ БОЛЕЛЬЩИКОВ. ЗАГАДКИ.
1. У трехсотшестидесяти шести матерей
Сорок восемь сыновей
Гнездо их из двенадцати ячей,
А внутри по паре белых яиц.
(Год, месяц, недели, дни)

2. Мой дворец желтого дерева,
Внутрь его кладут щепки,
Если поискать огонь и вода
Вместе там найдутся. (Самовар)

3. Идёт – следа нет,
Режет – крови нет. (Лодка)

4. Живое от не живого родится,
А неживое от живого родится.
Если ты умён, подумай и отгадай. (Яйцо)

5. На горе горят два светильника,
То горят они, то гаснут. (Глаза человека)

6.Черное тело далеко стоит,
Без души оно, без движения,
Внутри кости переплетены,
Единственный глаз на макушке. (Юрта)

7. Кручу верчу белую собачонку,
И она тяжелеет. (Веретено)

8. На свете есть прожорливый червяк,
Позади него тянется нитка. (Иголка)

6.«НАРОДНЫЕ ПОНЯТИЯ». (И ЭТО НУЖНО ЗНАТЬ)

Что предками посеяно, потомкам пожинать.
Согласно казахским народным понятиям, потомки должны знать три рода, трех биев, три опоры, три подлости и т.д.

ЗАДАНИЕ: Дополните логический ряд, необходимым, на ваш взгляд, понятием.

ТРИ РОДА 1. СТАРШИЙ ЖУЗ. 2. СРЕДНИЙ ЖУЗ. 3._________________

ТРИ БОГАТСТВА 1. ЗДОРОВЬЕ. 2.________________. 3. ЖИВНОСТЬ ТВОЯ.

ТРИ ВИДА СЧАСТЬЯ 1. НАРОД. 2. ЯЗЫК. 3.______________________

ТРИ ДАРА 1. _______________. 2. МУЖЕСТВО. 3. КРАСОТА.

ТРИ НЕОЖИДАННОСТИ 1. СМЕРТЬ. 2. ФОРТУНА. 3._________________

ТРИ ВЕЩИ, КОТОРЫЕ НЕ ЦЕНЯТ 1. _______________. 2. ЗДОРОВЬЕ. 3.ХОРОШАЯ ЖЕНА.

ОТВЕТЫ: МЛАДШИЙ ЖУЗ. ЖЕНА. РОДИНА. ХАРАКТЕР. НЕУДАЧА. МОЛОДОСТЬ.

7. «ПРЕДСТАВЛЕНИЕ КАЗАХА»

Импровизация, творчество, понимание красоты слова – это качества, которые казахский народ очень ценит. Предлагаем командам продемонстрировать наличие этих качеств и у подрастающего поколения.
Задание: закончить четверостишья (со смыслом, в рифму и красиво).

Едва услышит: едет гость – любой! –
Джигит-чабан поёт и веселится
Барашка режет и готовти той.

Таков казах! Запомни ты его
По характерным и простым приметам:
Дороже аргамака ничего

Казах! Что это значит? Солнце, степь,
Просторов звёздных гулкая обитель.
Ему искусство нужно, словно хлеб:

Будь чёрный, жёлтый, белый – всё равно:
Казах любого к дастархану просит.
Казаху сердце щедрое дано.
Коня подарит и чапан набросит!
К. Мырзалиев

1. На дастархан, конечно, не скупится.
2. Нет для него на свете бренном этом.
3. Степняк искусства истинный ценитель.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ БОЛЕЛЬЩИКОВ. «БОГАТСТВА КАЗАХСТАНА»

Природа щедро одарила землю Казахстана, а труд казахстанцев преумножил богатства нашей Республики.
Какие богатства Казахстана перечисляет в своём стихотворении Жамбыл Жабаев?

КАЗАХСТАН
Посмотри, мой жолдарс, посмотри,
Перед хозяевами сполна
В чистом пламени ясной зари,
Все богатства раскрыла страна!
Каратау даёт свинец, (1. свинец)
Кокшетау гонит овец, (2. овцы)
Тянет с золотом руки Алтай, (3. золото)
Медь обильно даёт Карсакпай. (4. медь)
Белый хлопок дарит Шымкент. (5. хлопок)
Предлагает руно Жаркент. (6. руно)
Золотые, как в сказке, хлеба. (7. хлеб)
Для народа растит Актюба…
Дни и ночи грузит поезда
Чёрным золотом Караганда. (8. уголь)
В Эмбе вышки гордо стоят,
И кипит нефтяной водопад. (9. нефть)
В Кармакчинской степи зреет рис, (10. рис)
В Алатау сады поднялись,
А в садах слаще сна и мечты,
Спеют яблоки Алматы. (11. яблоки)

8. АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ДЕЛЕНИЕ. (Магнитная доска)
Административно и территориально Казахстан делится на 14 областей и 160 районов. В республике насчитывается 85 городов и 200 посёлков городского типа. Самые крупные области Казахстана – Карагандинская, Актюбинская, Восточно-Казахстанская, Алматинская.
Контур нашей республики и её областей на доске. Задание: указать, где на карте нашей Родины должны находиться имеющиеся у вас карточки с названиями областей РК.
АКМОЛИНСКАЯ ОБЛАСТЬ
АКТЮБИНСКАЯ ОБЛАСТЬ
АЛМАТИНСКАЯ ОБЛАСТЬ
АТЫРАУСКАЯ ОБЛАСТЬ
ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКАЯ ОБЛАСТЬ
ЖАМБЫЛСКАЯ ОБЛАСТЬ
ЗАПАДНО-КАЗАХСТАНСКАЯ ОБЛАСТЬ
КАРАГАНДИНСКАЯ ОБЛАСТЬ
КОСТАНАЙСКАЯ ОБЛАСТЬ
КЫЗЫЛОРДИНСКАЯ ОБЛАСТЬ
МАНГИСТАУСКАЯ ОБЛАСТЬ
ПАВЛОДАРСКАЯ ОБЛАСТЬ
СЕВЕРО-КАЗАХСТАНСКАЯ ОБЛАСТЬ
ЮЖНО-КАЗАХСТАНСКАЯ ОБЛАСТЬ

9. «ЧЕРНЫЙ ЯЩИК».

1. Это то, что есть в каждой стране, что по ценности стоит на втором месте, после высшей ценности каждого государства – человека.(20 баллов)

2. За сохранение единства и свободу того, что здесь находится, миллионы людей проливали кровь, отдавали жизни, вынесли неисчислимые беды и лишения.
(15 баллов)

3. Согласно Конституции РК это «находится в государственной собственности, может находиться также в частной собственности на основаниях, условиях и в пределах, установленных законом».
(10 баллов)

4. Пословицы и поговорки казахского народа о том, что лежит в этом ящике:
Нет (земли) лучше Родины.
Родная (земля) – золотая колыбель.
Все (земли) хороши, но своя, всех лучше.
Каждому родная (земля) – рай.
Своя (земля) и в горсти мила. (5 баллов)

От всей души мы поздравляем с праздником всех присутствующих в зале!
От всей души мы поздравляем с праздником всех казахстанцев!
А Родине своей желаем светлого будущего и процветания!
Довольствуйся малым.
Береги то, что имеешь.
Не гонись за тем, чего нет.
Имей:
Во время болезни – терпенье,
Если ты сыт – довольствуйся этим.
За добро – благодарность,
За подлость - проклятие,
В будущем - уверенность,
Надежду на успех.
Мир праху.
Оставшимся - благоденствие.
Каждому – здравие.
Желайте добра всем, кто рядом.

Все на сцену. Песня. Слово жюри. Подведение итогов.
Категория: Мой Казахстан | Добавил: Ole4ka (2012-05-10) | Автор: Гильмутдинова Галина Александровна E
Просмотров: 3118 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 9:42 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru