Главная » Статьи » В помощь учителю » Мой Казахстан |
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ПОЗНАНИЮ МИРА ПО ТЕМЕ: « КРАЙ ЗЕРНА». ЗАДАЧИ УРОКА: расширить у детей имеющиеся знания о значении хлеба в жизни человека, помочь учащимся понять, каким трудом достаётся хлеб народу, воспитывать у детей уважение к хлебу и людям, растившим его; рассказать детям как хлеб « приходит» на стол. ОБОРУДОВАНИЕ: Иллюстрации с изображением хлеба, картины « Уборка урожая», « В поле», колосья ржи, кроссворд, атрибуты. МЕТОД: беседа, проблемный, иллюстративный. ХОД УРОКА: 1. ОРГ, МОМЕНТ. ( психологический настрой.) 2. Новая тема: - Сегодня на уроке мы продолжим говорить о богатствах нашей необъятной Родины. Мы продолжаем заочную экскурсию и отправимся на степные просторы нашей Родины. Закройте на минутку глаза и прислушайтесь: мы стоим на краю огромного, необъятного поля. Оно волнуется как море, кажется нет конца и края этому золотому морю. Слышите, что- то шуршит? Как вы думаете что бы это могло быть? - Это колосья пшеницы. - Как вы думаете о чём шепчутся колосья? ( пора убирать урожай). - Всмотритесь в эту картину. Вот уже много лет она волнует сердца людей, точно так же как и в первый день её создания. Она посвящена главному в нашей жизни- хлебу. - Вы, ребята, знаете, что хлеб- ценная зерновая культура. В ней очень много полезных веществ, витаминов, которые необходимы для жизни человека. Каждый день, каждый из нас не меньше трёх раз берёт в руки хлеб, с удовольствием ест его. Мы привыкли к хлебу как к воздуху, порой не задумываемся о том, как мы к нему относимся. А ведь когда-то, в годы В.О. войны хлеб выдавали по карточкам, сразу на месяц. И потерять эту карточку было равносильно смерти. Люди получали по 125 г. хлеба. Они голодали, т. к. старались накормить солдат, всё отправляли на фронт, чтобы у солдат были силы воевать, всё отдавали ради победы. В. О. война закончилась победой. Погибло 20 млн. человек. Страна была разрушена. Остановлены фабрики и заводы, бездействовали колхозы и совхозы. Земля была истощена, надо было осваивать новые земли, ведь люди голодали. Да, и земля страдала от ран, от взрывов, была вся искорёжена. Стране нужен был хлеб. И тогда, по призыву партии, люди отправились осваивать Казахские земли- целину. ( земля, которую никогда не пахали и не обрабатывали). Среди целинников было много молодёжи: русские, украинцы, белорусы, армяне, молдаване, узбеки....Целину осваивали в тяжёлых условиях. Жить было негде, условий не было для жизни, жили в палатках, в вагончиках. Природа степного края была не очень щедрой к людям.Летом часто по степи проносились песчаные бури, вихри,а бури всё сносили на своём пути, срывая провода. Вспаханные земли разносило по степи сильными ветрами. Вспахано много было земель, что привело к уменьшению площадей пастбищ. Но целинники продолжали покорять степные земли. На месте палаток постепенно появлялись дома, строились посёлки, возводились города. Посмотрите внимательно на карту: Северо- Казахстанская, Акмолинская, Павлодарская, Кокшетауская, Костанайская- области, где выращивают хлеб. - А задумывались ли вы когда- нибудь как приходит хлеб к вам на стол? А вот об этом вам расскажет сейчас председатель колхоза « Урожайный» В. Саженов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬ: Когда наступает весна, у нас начинается посевная пора. Вспашут трактора поля, поборонят землю, чтоб мягче была, потом пройдут сеялки и посеют зерно. Пригреет солнышко и взойдут дружно всходы. А дождик польёт их молодые ростки. СОЛНЫШКО: Поднимайтесь, всходы! Я согрею вас, дам вам силы, а АГРОНОМ строго будет следить за вами, чтобы не напали на вас вредные насекомые, грызуны, чтобы не задушили вас сорняки. ПРЕДСЕДАТЕЛЬ: пришёл агроном, посмотрел на первые всходы и сказал: АГРОНОМ: Хорошая нынче будет пшеница! Вовремя бы убрать её с поля. Буду следить за почвой и за состоянием всходов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬ: До осени созревала пшеница. Созрела , налилась.. КОЛОСКИ: Пора убирать урожай! У нас уже нет силы удерживать зерно, да и не хотим мокнуть под холодным осенним дождём. ПРЕДСЕДАТЕЛЬ: Выехали в поле комбайны, дружно заработали. С утра до ночи шла уборочная страда. КОМБАЙНЫ: Всё уберём, ни одного колоска не оставим в поле. ПРЕДСЕДАТЕЛЬ: Жнут комбайны пшеницу. Подъезжают тут же машины и в них льётся зерно рекой. Машины везут зерно на ТОК. Там его сушат и отправляют на ЭЛЕВАТОР. ( движ. Лента), с которого зерно высыпают в мешки и отвозят на МЕЛЬКОМБИНАТ. МЕЛЬКОМБИНАТ: Тут зерно мелим и превращаем в муку Потом готовую муку сеем и отправляем на ХЛЕБОЗАВОД. ХЛЕБОЗАВОД: Тут муку сортируем. Из неё делаем тесто и выпекаем вот такие чудные изделия и готовую продукцию отправляем в магазины на продажу, а вы приходите и покупаете: ПРОДАВЕЦ: Хлеб ржаной, батоны, булки Не добудешь на прогулке, Люди хлеб в полях лелеют, Сил для хлеба не жалеют, Пашут каждую весну, подымают целину. Сеют, жнут, ночей не спят.... С детства знай, как хлеб растят 3. Ребята, вы очень много узнали о хлебе из моего рассказа, из р-за председателя, теперь поработаем еще с кнтгой, чтобы получше подготовиться к встрече с корреспондентом газеты «Школьная жизнь». Она готовит статью специально для газеты о нашей экскурсии. ЧТЕНИЕ СТАТЬИ. КОРРЕСПОНДЕНТ: Здравствуйте, я Лемешева Рита, корреспондент газеты « Школьная жизнь». Я знаю, что вы побывали на экскурсии в совхозе « Урожайный». Я хотела бы взять интервью у вас, для нашей газеты. 1. Что такое целина? 2. В каком году началось освоение целины? 3. Какова цель освоения целины? 4. В каких областях поднимали целину? 5. Кокой вред освоение целины нанесло почве? 6. Какой ущерб был нанесён животноводству? 7. В чём заключается подвиг целинников? 8. Как хлеб попадает к нам на стол? - Спасибо, ребята. 4. А сейчас рубрика « Знаете ли вы ?» 1. Почему так говорят: « Много снега- много хлеба»? 2. Знаете ли вы, что для того, чтобы хлеб вырос, надо 4 необходимых условия. Каких? Разгадаем кроссворд: 1. Он нужен всему живому. Без него будет тьма. 2. Оно необходимо маленькому ребёнку, взрослому тоже. 3. Без неё умрёт всё живое. 4. Она нужна всем: человеку, животному, животному, растению... А знаете ли вы, что кроме пшеницы существуют и другие зерновые культуры. ( рожь, ячмень, овёс...) А знаете ли вы как называются усики, отходящие от колоса? ( ости) - Кто знает сколько надо человеку хлеба в день? А на неделю? - А сколько стоит булка хлеба? - Как называется сорт пшеницы, который вывел мальчик в рассказе « Славка» Е. Пермяка? 5. ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА. - Мы много говорили о хлебе, о его ценных качествах и о том, как он достаётся хлеборобам, какой ценой. Зная всё это, напрашивается сам вопрос: Как же мы горожане должны относиться к хлебу? - В заключении я предлагаю вам поработать творчески. 1 ряд- написать слова благодарности хлеборобам. 2 ряд- придумать запрещающий знак ( как не нужно относиться к хлебу) 3 ряд- назвать пословицы о хлебе. 6. ИТОГ УРОКА. - О чём сегодня говорили? Что нового узнали? - С какими новыми словами познакомились? - А пока шёл наш урок, в совхозе « Урожайный» собрали богатый урожай пшеницы и председатель этого совхоза в память о нашей встрече просит вас отведать вот этот замечательный каравай. Вот он хлебушко душистый! Вот он тёплый золотистый. В каждый дом, на каждый стол Он пожаловал, пришёл. В нём здоровье наше, наша сила. В нём чудесное тепло Сколько рук его растило Охраняло, берегло В нём земли родимой соки, Солнце свет весёлый в нём Уплетай за обе щёки, Вырастай богатырём! ( угощает детей). | |
Просмотров: 1784 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|