Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Мой Казахстан

Возникновение жузов
А.Б. Жанкуатова,
учитель истории
ПЛ № 21 г. Караганда
Тема урока : «Возникновение казахских жузов»
История Казахстана 10 класс.
Этнический состав казахского народа.
Цель урока:
1. Рассмотреть возможности возникновения жузов и разъяснить учащимся этнический состав казахского народа.
2. Развивать логическое мышление, уважительное отношение друг – другу и приобрести навыки самостоятельной работы группы.
3. Воспитывать патриотические чувства и уважение к своему роду, племени и народу.
Оборудование:
- карта Казахстана
- таблица жузов
- тесты
Тип урока: Пресс – конференция.
Меж.предметная связь: география, казахская литература.
Эпиграф урока:
«Незнание семи предков – признак без родства»
Ход урока:
Организационный момент: проверить учащихся, разделить на 3 группы.
Проверка домашнего задания: раздать тесты по прошедшим темам в 3 вариантах.
Слово учителя: разделить класс на 3 группы - историки, журналисты, ученные .Мы знаем, традиционное казахское общество состоит из трех жузов, это старший, средний и младший.
О времени возникновения жузов, причинах его появления, о внутренней структуре нет общего мнения, но сегодня ученики из найденных ими материалов проведут пресс – конференцию и мы об этом узнаем…
1 . группа журналистов. ( они задают вопросы ученным)
А) Какие есть мнения у наших ученных о возникновении жузов?
Б) Есть мнение, что возникновение жузов связано с географическим фактором, это правда?
С) В каком веке казахи разделились на жузы?
2. группа журналистов – историкам:
А) Что вы можете сказать о понятии «жуз»?
Б) Какие особенности имелись у казахских жузов?
С) У каждого казахского жуза было свое исторический сложившаяся пространство, территория, это какие территории?
Отвечают ученные:
А) Ч. Валиханов считал, что когда государство Золотая Орда начало распадаться, то для того чтобы оставить за тобой территории своих кочевий, казахи и создали такие большие союзы.
По мнению Аристова Н.А объединение в жузы произошло во времена набегов джунгар.
В.В. Бартольд связывает возникновение жузов с географическим фактором. Выгодное природно - географическое положение позволило казахам отдаленных регионов сохранить культурно – хозяйственные особенности.
Б) ученный Вяткин М.П. соглашается с доводами В.В Бартоьда и добавляет к природно – географическим факторам политические события которые заставили казахов создать эти объединения.
С) Языковед С. Аманжолов считает, что казахи разделились на жузы еще в 10 – 12 веке до монгольского нашествия.
Отвечают историки:
А) Некоторые ученные связывают с арабским словом «джуз», что в переводе означает – «основная часть чего- то, ответвление»
Б) У казахских жузов имелись следующие особенности:
• Региональное единство.
• Этническое единство.
• Культурно – хозяйственная общность.
С) Территория старшего жуза – это Семиречье и Южный Казахстан.
Среднего жуза – Центральный, Восточный и Северный Казахстан.
Младшего жуза – Западный Казахстан.
Слово учителя: Жузы отличались внутренней сплоченностью и в руководстве с властью. Каждый жуз имел своего – бия. Казахские жузы были хозяйственно – культурными и политическими частями казахского народа. В мирное время большинство внутренних проблем, отношении решались внутри самих жузов. Внутренняя близость, патриотизм проявлялось во время джунгарских набегов на казахскую землю.
Разделение на три части – традиция, идущая от древних племен. Так, саки делились на тиграхаудов , хаомоваргов и парадария. Деление на большие союзы на бескрайних просторах казахской земли являлось жизненной необходимостью и было связано со спецификой кочевой жизни и сложностями управления государством.
Запись в тетрадях:
Племена Старшего жуза: По летописи казахов, племена старшего жуза состоят из жалайыров, дулатов, канлы, ошакты, сары – уйсунов, шапырашты, шанышкалы, сигерли, ысты – албанов, суанов. Основные регионы в которых распространялись эти племена – Семиречье, район Чу,Талас, Каратау, среднее течение Сырдарьи.
Племена среднего жуза: в средний жуз входило шесть племен («алты арыс»). Это аргыны, найманы, кыпчаки, коныраты, керей, уаки. Племена среднего жуза располагались на территории Центрального, Северного и Восточного Казахстана.
Племена младшего жуза: к казахам младшего жуза относятся три крупных племени: байулы, алимулы и жетыру. Земли казахов младшего жуза охватывали весь Западный Казахстан.
Закрепление урока: (фронтальный опрос по новой теме)
1. По мнению ученных когда казахи объединялись в жузы?
2. Что означает слово «жуз»?
3. Какие есть особенности у казахских жузов?
4. Знаем ли мы, биев которые возглавляли эти три жужжа?
5. Что такое «этническое сознание»?
Оценивание:
Домашнее задание: узнать к какому жузу вы относитесь и с какого вы рода.
Категория: Мой Казахстан | Добавил: учиться (2012-09-27) | Автор: Жанкуатова Айгерим Бекайдаровна
Просмотров: 4231 | Рейтинг: 3.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 1:12 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru