Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Мой Казахстан

«…черемуха, смородина – это тоже РОДИНА» ( конспект похода-экскурсии в сельской малокомплектной школе)
КГУ «Уба-Форпостовская средняя школа» Бородулихинского района, ВКО
Джура Елена Юрьевна, учитель физической культуры, руководитель кружка «ТУРИСТ»


«…черемуха, смородина – это тоже РОДИНА


( конспект похода-экскурсии в сельской малокомплектной школе)
Содержание и цели: воспитывать любовь к Родине, родному краю; расширять краеведческий интерес, знания детей о природе (флоре и фауне); продолжать развивать наблюдательность, познавательные процессы у детей; прививать интерес к прекрасному.
Ход занятия:
- Сегодня мы совершим увлекательное путешествие, ведь путешествуя, человек узнаёт много интересного. На экскурсиях и в походах можно узнать, когда и как зародилось наше село, в котором мы живём, а также любоваться красотой родного края.
Наш дом родной, наш общий дом -
Земля, где мы с тобой живём!
Ты только посмотри вокруг:
Тут речка, там зелёный луг!
- Кто из вас догадался, о чём эти строки? (ответы детей) Правильно - о Родине. Назовите место, где мы с вами живём? (ВКО, село Уба-Форпост ).
- Ребята, а где мы с вами сегодня находимся? (гора Мохнатуха, река Уба).
- Нашу местность смело можно назвать Зелёным музеем. Но сначала вспомним правила поведения в лесу, в горах (дети рассматривают экологические знаки и рассказывают о них).
- Молодцы! Теперь я знаю, что никто из вас не нанесёт вреда природе.
- Посмотрите, как красив луг с жёлтыми цветами!
- Ребята, мы с вами попали в царство растений и загадок о них.
Загадки:
1. Рос шар бел, дунул ветер - шар улетел. (Одуванчик).
2. Каждый лист мой любит тропки у обочины дорог.
Он однажды людям добрым раны вылечить помог. (Подорожник).
3. Ах, не трогай меня, обожгу без огня!
- Что за трава, которую и слепые знают? (Крапива).
4. Я и в поле, и в саду
У прохожих на виду.
Голова моя бела,
Лепестками проросла. (Ромашка.)
- Ребята, как можно назвать эти растения? Для чего они нужны человеку? Правильно - это лекарственные растения. Они помогают человеку и животным избавиться от болезней. Все эти растения произрастают во многих районах нашего края. Есть много трав полезных на земле страны родной, могут справиться с болезнью - ромашка, мята, крапива и одуванчик молодой.
Попробуем по запаху определить: мяту, душицу, ромашку, полынь, пижму и др.
Назови цветы в букете (из собранных цветов).
- Почему нельзя рвать большие букеты цветов? (Большинство цветов размножаются семенами, если сорвать цветы, то растение утратит возможность размножаться и ему может грозить вымирание.)
- Ребята, посмотрите, какие деревья нас окружают? ( берёза, сосны, клён, тополь).
Определите по листьям породы деревьев и кустарников.
( береза, осина, рябина, крушина, бузина, тополь и т. д.)
- А у какого дерева белый ствол? (берёза) В какое время года берёза угощает нас соком? (весной). Как называют берёзку в народе? (подружка, кудрявая, невеста).
Какие ягоды растут в наших лесах? (Земляника, черника, малина, клюква,
ежевика, брусника.)
- Чем ценны плоды шиповника? (В них много витамина С.)
Экологический тренинг:
Представьте себя деревьями,
Ваши корни глубоко вросли в землю,
Ваш ствол, ваши ветки тянутся к солнцу,
Вы - деревья в лесу!
Локти согнули, кисти встряхнули,
Ветер сбивает росу,
Плавно руками помашем.
Это к нам птицы летят,
Как они сядут, покажем -
Крылья мы сложим назад!
- Как вы думаете, кто может жить на деревьях? (птицы)
- А как называется дом, где живут птицы? Как птицы делают гнёзда, из чего? (ответы детей)
Есть ли взаимосвязь между голосом и названием птицы?
Безусловно! Разные птицы подают голос по-разному. Из звуков, которые они издают, и образовались многие названия птиц. Вот давайте вспомним, кто как поет:
Синичка посвистывает: «Синь-синь!»
Чайки кричат: «Чай-чай!»
Гагары им поддакивают: «Га-га! Га-га!»
Галка представляется: «Гал-ка! Гал-ка!»
Грач вторит ей: «Гра-гра!»
Чиж, откликаясь: «Чи-чи! Чи-чи!»
Тетерев скромно называет себя: «Тер-тер! Тер-тер!»
Кречет же подает о себе таким образом: «Кре-кре!»
Ну а скворцы поют: «Сквор-сквор!»
Почему аиста в народе считают птицей, приносящей счастье в семейный очаг?
Считается, что аисты не только приносят в дом счастье, но и новорожденных детей. Маленьким несмышленым детям, пристающим к родителям с вопросами о своем появлении на свет, некоторые родители, дабы не ломать голову над естественным вопросом ребенка, отвечают просто и лаконично: аист в клювике принес.
Издавна аисты пользовались особым уважением у людей, и птицы отвечали им тем же: селясь неподалеку от сел и деревень, мастеря гнезда на деревьях, а иногда устраивая и обживая их на крышах домов. Гнездо аиста – большое и добротное, настоящее жилище, которое с любовью из года в год подновляется и ремонтируется.
Аисты – верные супруги и заботливые родители. По очереди они насиживают яйца. Вместе кормят и выращивают свое потомство: приносят в клювах еду и вываливают ее перед малышами, мол, выбирай себе на вкус! Поят их припасенной водой из своего клюва и даже устраивают банные дни, поливая на птенцов сверху. В особо знойные и жаркие дни папа-аист, пристроившись рядом с гнездом, застывает на месте, широко раскрыв крылья, закрывая своих чад от палящих солнечных лучей.Примерно через два месяца птенцы пробуют свои силы, но еще под неусыпным руководством родителей: вылетают из гнезда, ищут себе прокорм. Аисты продолжают опекать своих подросших отпрысков до тех пор, пока они окончательно не подрастут и не окрепнут: приносят моллюсков, небольших рыбок, ящериц, лягушек, грызунов, насекомых.
О благоразумии аиста можно судить по такому факту: больных и слабых, не способных к выживанию птенцов, родители выкидывают из гнезда. Оправдывает жестокость родителей их желание иметь здоровое потомство. Ведь больной птенец может заразить и остальных, к тому же более сильные птенцы не дадут ему расти и развиваться, вовремя получать свою пищу.
Быть может, за заботливое и добросовестное, ответственное отношение к содержанию своей семьи аисты олицетворяют собой счастье. Поэтому-то этих птиц народ наделил почетной обязанностью – приносить в каждый дом и семью большое счастье – ребенка.
- По каким приметам можно определить ясную погоду? (Утренняя роса на траве, прохладно после захода солнца, утром стелется туман, небо утром серое, вечером квакают лягушки и т. д.)
- По каким приметам мы определим, что скоро будет дождь? (Ласточки низко летают, дождевые черви вылезают наружу, овцы просятся в загон, утром нет росы, на восходе небо красное, рыбы выпрыгивают из воды, муравьи бегут к муравейникам и т. д.)
- Почему ласточки перед дождем летают низко? (Они летают за насекомыми, которых холодный и влажный воздух прибивает к земле.)
- Как узнать о приближении дождя, наблюдая за муравейником?
(Муравьи тянутся к муравейнику, закрывая его ходы.)
- Почему муравья в народе считают хранителем леса? (Потому что муравьи приносят огромную пользу лесу – уничтожают вредных и губительных для растений насекомых.) Между прочим, муравей никогда не забредет в чужой муравейник, знаете почему? Оказывается, муравьи великолепно различают запахи и по ним находят дорогу в свой дом-муравейник.
- А что это за чудесный цветок? (Бабочка)
- Посмотрите, чьи это владения? (здесь живёт паук, он плетёт паутину)
А знаете ли вы о том, что для лягушки добыча только то, что движется?
Неподвижную муху она просто не видит. А в движении они тут же будут пришлепнуты длинным языком лягушки.
Оказывается, очень многие охотники – ящерицы, насекомые, другие мелкие животные – замечают добычу, только когда она движется.
- Ребята, насекомых на земле много или мало?
А что было бы, если бы насекомых не стало?
Много разных насекомых - это хорошо или плохо?
- Человека называют царём природы! Правильно ли это? (дети высказывают свои соображения)
- Человеку надо бережно относиться к природе!
Что значишь ты без трав и птиц,
И без любви к пчеле жужжащей,
Без журавлей над хвойной чащей,
Без миловидных лисьих лиц?
Когда поймёшь ты, наконец,
Врубаясь в мёртвые породы,
О человек, венец природы,
Что без природы твой конец! (С.Кирсанов).
Вот и подошло к концу наш привал. Каждый, кто хоть один раз побывал в походе, приобретает гордое звание “Турист!”. Следовательно, все мы с вами туристы.
И в начале дороги домой давайте разучим нашу речёвку.
Я буду произносить строчку, а вы мне дружно отвечайте: “Мы туристы!”.
Но будьте внимательны!
Кто шагает с рюкзаком? Мы, туристы.
Кто со скукой не знаком? Мы, туристы.
Кто в дороге целый день? Мы, туристы.
Кто не знает слова лень? Мы, туристы.
Эй, ребята, твёрже шаг!
Что турист берёт в дорогу?
Песню, ложку и рюкзак!
Давайте “сфотографируемся на память ”
Продолжите фразы:
Мне сегодня понравилось...
Мне сегодня запомнилось…
Я сегодня узнал…
Мне было интересно, потому что…
Я научился…
Мне хотелось бы изменить…
Я расскажу друзьям о…
Я испытываю чувство гордости за…
Моё участие я оцениваю как…
Мне хочется пожелать…
Мне хочется сюда вернуться, потому что…
Дома расскажите родителям о нашей экскурсии, о своих открытиях и новых знаниях.
Категория: Мой Казахстан | Добавил: SGK (2013-02-27)
Просмотров: 1292 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 5:13 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru