Главная » Статьи » В помощь учителю » Мой Казахстан |
КГУ «Уба-Форпостовская средняя школа» Бородулихинского района, ВКО Джура Елена Юрьевна, учитель физической культуры, руководитель кружка «ТУРИСТ» «…черемуха, смородина – это тоже РОДИНА ( конспект похода-экскурсии в сельской малокомплектной школе) Содержание и цели: воспитывать любовь к Родине, родному краю; расширять краеведческий интерес, знания детей о природе (флоре и фауне); продолжать развивать наблюдательность, познавательные процессы у детей; прививать интерес к прекрасному. Ход занятия: - Сегодня мы совершим увлекательное путешествие, ведь путешествуя, человек узнаёт много интересного. На экскурсиях и в походах можно узнать, когда и как зародилось наше село, в котором мы живём, а также любоваться красотой родного края. Наш дом родной, наш общий дом - Земля, где мы с тобой живём! Ты только посмотри вокруг: Тут речка, там зелёный луг! - Кто из вас догадался, о чём эти строки? (ответы детей) Правильно - о Родине. Назовите место, где мы с вами живём? (ВКО, село Уба-Форпост ). - Ребята, а где мы с вами сегодня находимся? (гора Мохнатуха, река Уба). - Нашу местность смело можно назвать Зелёным музеем. Но сначала вспомним правила поведения в лесу, в горах (дети рассматривают экологические знаки и рассказывают о них). - Молодцы! Теперь я знаю, что никто из вас не нанесёт вреда природе. - Посмотрите, как красив луг с жёлтыми цветами! - Ребята, мы с вами попали в царство растений и загадок о них. Загадки: 1. Рос шар бел, дунул ветер - шар улетел. (Одуванчик). 2. Каждый лист мой любит тропки у обочины дорог. Он однажды людям добрым раны вылечить помог. (Подорожник). 3. Ах, не трогай меня, обожгу без огня! - Что за трава, которую и слепые знают? (Крапива). 4. Я и в поле, и в саду У прохожих на виду. Голова моя бела, Лепестками проросла. (Ромашка.) - Ребята, как можно назвать эти растения? Для чего они нужны человеку? Правильно - это лекарственные растения. Они помогают человеку и животным избавиться от болезней. Все эти растения произрастают во многих районах нашего края. Есть много трав полезных на земле страны родной, могут справиться с болезнью - ромашка, мята, крапива и одуванчик молодой. Попробуем по запаху определить: мяту, душицу, ромашку, полынь, пижму и др. Назови цветы в букете (из собранных цветов). - Почему нельзя рвать большие букеты цветов? (Большинство цветов размножаются семенами, если сорвать цветы, то растение утратит возможность размножаться и ему может грозить вымирание.) - Ребята, посмотрите, какие деревья нас окружают? ( берёза, сосны, клён, тополь). Определите по листьям породы деревьев и кустарников. ( береза, осина, рябина, крушина, бузина, тополь и т. д.) - А у какого дерева белый ствол? (берёза) В какое время года берёза угощает нас соком? (весной). Как называют берёзку в народе? (подружка, кудрявая, невеста). Какие ягоды растут в наших лесах? (Земляника, черника, малина, клюква, ежевика, брусника.) - Чем ценны плоды шиповника? (В них много витамина С.) Экологический тренинг: Представьте себя деревьями, Ваши корни глубоко вросли в землю, Ваш ствол, ваши ветки тянутся к солнцу, Вы - деревья в лесу! Локти согнули, кисти встряхнули, Ветер сбивает росу, Плавно руками помашем. Это к нам птицы летят, Как они сядут, покажем - Крылья мы сложим назад! - Как вы думаете, кто может жить на деревьях? (птицы) - А как называется дом, где живут птицы? Как птицы делают гнёзда, из чего? (ответы детей) Есть ли взаимосвязь между голосом и названием птицы? Безусловно! Разные птицы подают голос по-разному. Из звуков, которые они издают, и образовались многие названия птиц. Вот давайте вспомним, кто как поет: Синичка посвистывает: «Синь-синь!» Чайки кричат: «Чай-чай!» Гагары им поддакивают: «Га-га! Га-га!» Галка представляется: «Гал-ка! Гал-ка!» Грач вторит ей: «Гра-гра!» Чиж, откликаясь: «Чи-чи! Чи-чи!» Тетерев скромно называет себя: «Тер-тер! Тер-тер!» Кречет же подает о себе таким образом: «Кре-кре!» Ну а скворцы поют: «Сквор-сквор!» Почему аиста в народе считают птицей, приносящей счастье в семейный очаг? Считается, что аисты не только приносят в дом счастье, но и новорожденных детей. Маленьким несмышленым детям, пристающим к родителям с вопросами о своем появлении на свет, некоторые родители, дабы не ломать голову над естественным вопросом ребенка, отвечают просто и лаконично: аист в клювике принес. Издавна аисты пользовались особым уважением у людей, и птицы отвечали им тем же: селясь неподалеку от сел и деревень, мастеря гнезда на деревьях, а иногда устраивая и обживая их на крышах домов. Гнездо аиста – большое и добротное, настоящее жилище, которое с любовью из года в год подновляется и ремонтируется. Аисты – верные супруги и заботливые родители. По очереди они насиживают яйца. Вместе кормят и выращивают свое потомство: приносят в клювах еду и вываливают ее перед малышами, мол, выбирай себе на вкус! Поят их припасенной водой из своего клюва и даже устраивают банные дни, поливая на птенцов сверху. В особо знойные и жаркие дни папа-аист, пристроившись рядом с гнездом, застывает на месте, широко раскрыв крылья, закрывая своих чад от палящих солнечных лучей.Примерно через два месяца птенцы пробуют свои силы, но еще под неусыпным руководством родителей: вылетают из гнезда, ищут себе прокорм. Аисты продолжают опекать своих подросших отпрысков до тех пор, пока они окончательно не подрастут и не окрепнут: приносят моллюсков, небольших рыбок, ящериц, лягушек, грызунов, насекомых. О благоразумии аиста можно судить по такому факту: больных и слабых, не способных к выживанию птенцов, родители выкидывают из гнезда. Оправдывает жестокость родителей их желание иметь здоровое потомство. Ведь больной птенец может заразить и остальных, к тому же более сильные птенцы не дадут ему расти и развиваться, вовремя получать свою пищу. Быть может, за заботливое и добросовестное, ответственное отношение к содержанию своей семьи аисты олицетворяют собой счастье. Поэтому-то этих птиц народ наделил почетной обязанностью – приносить в каждый дом и семью большое счастье – ребенка. - По каким приметам можно определить ясную погоду? (Утренняя роса на траве, прохладно после захода солнца, утром стелется туман, небо утром серое, вечером квакают лягушки и т. д.) - По каким приметам мы определим, что скоро будет дождь? (Ласточки низко летают, дождевые черви вылезают наружу, овцы просятся в загон, утром нет росы, на восходе небо красное, рыбы выпрыгивают из воды, муравьи бегут к муравейникам и т. д.) - Почему ласточки перед дождем летают низко? (Они летают за насекомыми, которых холодный и влажный воздух прибивает к земле.) - Как узнать о приближении дождя, наблюдая за муравейником? (Муравьи тянутся к муравейнику, закрывая его ходы.) - Почему муравья в народе считают хранителем леса? (Потому что муравьи приносят огромную пользу лесу – уничтожают вредных и губительных для растений насекомых.) Между прочим, муравей никогда не забредет в чужой муравейник, знаете почему? Оказывается, муравьи великолепно различают запахи и по ним находят дорогу в свой дом-муравейник. - А что это за чудесный цветок? (Бабочка) - Посмотрите, чьи это владения? (здесь живёт паук, он плетёт паутину) А знаете ли вы о том, что для лягушки добыча только то, что движется? Неподвижную муху она просто не видит. А в движении они тут же будут пришлепнуты длинным языком лягушки. Оказывается, очень многие охотники – ящерицы, насекомые, другие мелкие животные – замечают добычу, только когда она движется. - Ребята, насекомых на земле много или мало? А что было бы, если бы насекомых не стало? Много разных насекомых - это хорошо или плохо? - Человека называют царём природы! Правильно ли это? (дети высказывают свои соображения) - Человеку надо бережно относиться к природе! Что значишь ты без трав и птиц, И без любви к пчеле жужжащей, Без журавлей над хвойной чащей, Без миловидных лисьих лиц? Когда поймёшь ты, наконец, Врубаясь в мёртвые породы, О человек, венец природы, Что без природы твой конец! (С.Кирсанов). Вот и подошло к концу наш привал. Каждый, кто хоть один раз побывал в походе, приобретает гордое звание “Турист!”. Следовательно, все мы с вами туристы. И в начале дороги домой давайте разучим нашу речёвку. Я буду произносить строчку, а вы мне дружно отвечайте: “Мы туристы!”. Но будьте внимательны! Кто шагает с рюкзаком? Мы, туристы. Кто со скукой не знаком? Мы, туристы. Кто в дороге целый день? Мы, туристы. Кто не знает слова лень? Мы, туристы. Эй, ребята, твёрже шаг! Что турист берёт в дорогу? Песню, ложку и рюкзак! Давайте “сфотографируемся на память ” Продолжите фразы: Мне сегодня понравилось... Мне сегодня запомнилось… Я сегодня узнал… Мне было интересно, потому что… Я научился… Мне хотелось бы изменить… Я расскажу друзьям о… Я испытываю чувство гордости за… Моё участие я оцениваю как… Мне хочется пожелать… Мне хочется сюда вернуться, потому что… Дома расскажите родителям о нашей экскурсии, о своих открытиях и новых знаниях. | |
Просмотров: 1292 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|