Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Мой Казахстан

Урок по истории Казахстан "Золотой человек"
СМИРНОВА Л.К.
«Золотой человек»

Цель: Рассмотреть часть находок, сделанных в Иссыкском кургане, описать их, высказать свое мнение об их достоинствах и недостатках, предположить какое значение имели эти изображения для саков.
Дать представление о работе археологов.
Высоко ценить национальное искусство, глубоко понимать его содержание.

Оборудование: фотографии реконструкции «Золотого человека», кургана «Иссык», раскопок, отдельных предметов, найденных в нем и схема их расположения, схема расположения частей головного убора, научное описание предметов, лупы.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы: ролевая игра, работа в малых группах, дискуссия.

Ход урока.
1.Краткий рассказ учителя об Иссыкском могильнике и находках, сделанных в 1969 – 1970 гг., сложном и захватывающем труде археологов.
2.Класс делится на группы по 3-4 человека – археологи. Каждая группа получает изображение одного из предметов, найденных при раскопках и лупы. Один человек от группы становится экспертом и получает научное описание предмета – его цель помочь товарищам увидеть важные детали изображения.
Через 5 – 7 минут от каждой группы выступают по одному археологу и описывают находки.
Необходимо найти и показать описываемый предмет на фотографии раскопа и схемах расположения предметов.
3.Учащиеся высказывают свои предположения о головном уборе саков.
Учитель делает вывод о том, что головной убор сакского царя является примером символического представления саков о космосе. Колпак по кругу обрамляет изображение цепи золотых гор и деревьев. У подножия гор помещены «земные звери» - тигры, козлы. На вершинах – птицы, крылатые тигры. По представлениям саков мировой горный хребет окружал мир со всех сторон. На передней части головного убора имеется солнечная эмблема – символ всего космоса: 4 крылатых коня и 4 золотых стрелы.
4.Реставрация, работа археологов позволили создать макет воина – скифа IV – V веков, похороненного в Иссыкском кургане.
Для обсуждения предлагается проблема: можно ли обработать каким-нибудь составом золотые предметы, найденные при раскопках, чтобы придать им современный вид, и нужно ли это делать.
5.Сравнение символов современного Казахстана и предметов, найденных в Иссыкском кургане.
6.Информация о журнале SHAHAR – КУЛЬТУРА и обсуждение фрагментов будущей книги «Древности Алматы».
Территория Алматы и ее ближайших окрестностей в свое время была районом сосредоточения «царских» и рядовых погребений саков. Постепенное расширение городской территории привели к тому, что большинство курганов было уничтожено. На территории города не сохранилось ни одного кургана в не потревоженном виде. А общее их число составляет чуть больше двух десятков. На северной окраине Алматы располагается некрополь Боролдай. Здесь планируется провести раскопки.

Домашнее задание. Рассказать о связи культуры саков и современного Казахстана.

Научное описание предметов.
Статуэтка архара.
Архар стоит на выгнутой прямоугольной подставке. Миниатюрный архар изображен в статичной позе, одновременно спокойной и настороженной, характерной для самца, охраняющего стадо. Не смотря на малые размеры статуэтки морфологические особенности животного переданы предельно точно и детализировано. Мощны изогнутые рога с годовыми кольцами, проработаны глаза, уши и ноздри, обозначена шерсть, резами оконтурен короткий хвост. Статуэтка цельная, литая в форме. По четырем углам подставки имеются отверстия для крепления к верху головного убора.

Бляхи в виде барсов с зубчатыми пластинами,
изображающими горы (две).
Они парные (правая и левая), изображения являются зеркальным отражением друг друга, даны в профиль. Изображения снежного барса и схематизированный мотив горных вершин составляют в композиционном отношении единое целое. Поза говорит о состоянии ярости в момент, когда спокойно взбирающийся по склону барс был приведен внезапной и близкой опасностью в состояние мгновенной атаки – настолько быстрой, что он не успел еще повернуться всем телом, а развернул лишь для защиты и нападения передние лапы и голову. Барс стоит на одной задней лапе, туловище животного перекручено в средней части и поставлено вертикально, торс противоестественно вывернут назад и передние лапы угрожающе подняты вверх. Шея вытянута, пасть оскалена, нос сморщен; округлое ухо прижато, глаза и скулы обозначены выемом. Лопатка передней ноги подчеркнута выступом, на загривке клювовидный отросток имитирует крыло. На туловище показаны ребра, бедро задней ноги подчеркнуто двойной линией. Длинный опущенный вниз хвост хищника на конце загнут в кольцо.

Бляхи в виде барсов (две).
Бляхи парные, даны в противоположных позициях. Звери изображены в стойке на задних лапах, передние подняты вверх, голова повернута назад, хвост пропущен между ног и конец свернут в кольцо, выражение морды «смеющееся». Бляхи выполнены в технике низкого рельефа. На лапах барсов имеются отверстия для крепления.

Зубчатая пластина, изображающая горы, имитация деревьев
и скульптурки птиц.
Птицы выполнены объемно, но до примитивности схематично. Они имели деревянные основы, часть из них сохранилась. На основе – золотая обкладка, передающая тело, вытянутую шею и голову с клювом. Крылья птицы сделаны отдельно, вырезанные из листового золота, они вставлялись в прорези на спине в распростертом положении.
Каждое дерево состоит из железного стержня (ствол), обтянутого листовым золотом, и прикрученных к стержню в два яруса золотых проволок с концами, свернутыми в кольцо (ветви). На верхние концы стержней посажены птицы.
Горы изображены зигзагообразными выступами, имитирующими горные вершины.
Стреловидные украшения (четыре).
Они состоят из древка, наконечника и двух круглых палочек, окрашенных в красный цвет, с округлыми утолщениями на концах. На концевых утолщениях их имеются отверстия, куда вставлялись древки. Тонкие деревянные древки спирально обвиты узкими золотыми лентами. Верхние концы древков завершаются плоскими наконечниками листовидной формы, вырезанными из листового золота.
Бляхи-накладки ремня в виде лежащего оленя в профиль
(три).
Изображение оленя предельно заполняет поверхность бляхи, а сплошные линии рогов и согнутых конечностей и своеобразная трактовка хвоста и «бороды» создают замкнутость прямоугольной рамки.
Изображение оленей сильно стилизованы, но при этом видовые особенности животного читаются свободно. Они изображены в лежащей позе. Ноги поджаты так, что копыта передней ноги касаются внешней стороны копыта задней ноги. Контуры другой пары ног выступают над первой. Поджарое туловище изогнуто, вся тяжесть тела перемещена на передние ноги, что создает впечатление приподнятости крупа на полусогнутых задних ногах. Голова поставлена горизонтально, форма морды больше похожа на лосиную, особенно покатый храп и отвислые губы. На ней четко прорисованы ноздри, рот, губы. Скулы изображены завитком, соединяющимся с храпом. Глаза имеют веки и зрачок. Большое ухо соединяется со стержнем рогов. Необычен хвост оленя, он трактован на манер лошадиного, широк и пышен и расчесан на три пряди. Хвост от крестца опускается к ногам, а затем загибается круто вверх, соединяясь с кончиком рогов. Мощные рога закинуты на спину. Два передних отростка рогов, также с широкими лопастями, круто нависают надо лбом и соединяются с храпом.
На каждой из блях с внутренней стороны по углам рамки припаяны четыре серебряные петельки прямоугольной формы, служившие для прикрепления бляхи к ремню.
Категория: Мой Казахстан | Добавил: Smirnova_Rudny (2013-03-16) | Автор: Смирнова Людмила Куприяновна E
Просмотров: 3438 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 5:13 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru