Главная » Статьи » В помощь учителю » Школьный театр |
Открытое занятие на тему: « Введение в образовательную программу « Волшебный сундучок – юного кукловода » Музыкального театра кукол « Карабаскин » Цель занятия : Пробудить у детей интерес к деятельности музыкального - кукольного театра, заразив магией этого вида искусства. Задачи: Обучающие: 1.Познакомить детей с миром кукольного театра 2.Научить бережному отношению к театральным куклам Развивающие: 1.Раскрыть творческий потенциал детей. 2.Развить эстетический вкус, образное мышление и фантазию детей. Воспитывающие: 1.Формировать у детей положительную самооценку и уверенность в себе, умение работать в коллективе. 2.Создать ситуацию успеха для каждого ребенка. 3. Вызвать положительный эмоциональный интерес к театральному творчеству Материалы и оборудование: Мультимедийная установка, магнитофон, театральный чемоданчик с разными видами кукол, ширма, куклы для сказки «Репка », « Курочка ряба», альбом с фотографиями участников кукольного театра «Карабаскин», памятный приз для каждого участника занятия – фото альбомы с изображением куклы - «Петрушка». План – конспект (Звучит аудиозапись «Где водятся волшебники» муз . М.Минкова) Этап I •Организационный момент. •Приветствие педагогом воспитанников. Педагог: Здравствуйте милые ребята! Я рада приветствовать вас на нашем занятии. И как всегда мне везет, потому что мне достаются самые лучшие, самые симпатичные, самые добрые дети. Присаживайтесь. Для начала давайте познакомимся. Меня зовут Оксана Васильевна! А теперь пусть каждый из вас по очереди встанет, назовет свое имя и скажет, каким ласковым словом называют дома близкие. Очень хорошо! Я прошу хлопнуть в ладоши тех, кто любит играть, а теперь тех, кто любит мечтать (фантазировать) и хлопнуть в ладоши тех, кто любит сказки. Ребята, я рада, что вы сегодня пришли ко мне на занятие, потому что все вы любите сказки, любите играть и фантазировать, ведь именно этим мы и будем заниматься сегодня. Этап II Сообщение целей и задач занятия: Сегодня ребята я хочу пробудить в вас интерес к кукольному театру, заразить вас магией этого вида искусства, приобщить вас к миру прекрасного, разбудить вашу фантазию и творческие способности, помочь вам поверить в себя и свой успех. Подготовительный этап: Создание психологического настроя на совместную деятельность. И так я приглашаю окунуться в увлекательный мир – мир кукольного театра, где вы познакомитесь с различными видами театральных кукол, а также каждый попробует себя в роли актера. Кукольный театр – какие у вас возникают ассоциации с этим словосочетанием? (Дети отвечают). А кто из вас видел кукольный спектакль? Какой? (Дети отвечают). Какие впечатления (понравился и почему)? (Дети отвечают). Актер…кто это? (Дети отвечают). Какие виды кукол вы знаете? (Дети отвечают). Давайте посмотрим, какие виды театральных кукол существуют. (ПРЕЗЕНТАЦИЯ. Просмотр слайдов с обсуждением и комментарием) - Пальчиковые. Почему они так называются? (Дети отвечают). Эти куклы делаются очень просто. Такие куколки вполне подойдут для домашнего представления. Пальчиковую куклу можно сделать из мячика для настольного тенниса, шарика детской погремушки, футляра-яйца от киндер-сюрприза. Делаем отверстие для пальца и оформляем игрушку. На руку надеваем обычную перчатку или конус из лоскутка ткани. - Перчаточные. Почему они так называются? (Дети отвечают). (ответ - одеваются на руку актера как перчатка). Перчаточных кукол независимо от того, кого они изображают, называют куклой-петрушкой, так как первым персонажем этого типа стал знаменитый Петрушка. - Тростевые - Почему они так называются? (Дети отвечают). Туловище актер держит в одной руке, а другой управляет специальными проволочными тростями, прикрепленными к кистям рук куклы. Тростевая кукла крупнее перчаточной. Работать с ней, гораздо, сложнее. - Марионетки – куклы на ниточках . Кукла –марионетка должна быть очень подвижной в суставах, тогда ее можно заставит делать разнообразные движения – ходить, приседать, танцевать, исполнять цирковые номера. - Куклы -тени . Как вы думаете, почему они так называются? (Дети отвечают). (создается впечатление, что двигаются только тени). Театры теней есть во многих странах мира, но особенно ими славятся страны Востока – Корея, Китай, Япония, Индонезия, индия. Отличительные особенности кукол этого театра в том, что они плоские. Силуэты кукол делаются из картона. А еще нужен плоский экран и освещение. Кукла приводится в движение с помощью тонких тростей, или кукловод держит ее за ручку, а подвижные части дергает за веревочку или леску. Педагог: Ребята с 2006 года я являюсь руководителем музыкального театра кукол «Карабаскин» организованного мною на базе Дворца школьников и молодежи. И у нас с ребятами есть традиция изготавливать куклы своими руками, ставить спектакли, выступать перед другими детьми и взрослыми, участвовать в смотрах кукольных театров. И сейчас я проведу небольшую экскурсию. Видеоролик «Чудеса- юного кукловода» Все эти куклы сделаны руками таких же девчонок и мальчишек, как вы. Но ребят этих отличает старательность и терпение, потому что театральная кукла станет послушной только в руках очень старательного и терпеливого человека. III. Основной этап: ( звучит волшебная музыка) К ребятам в гости приходит маг и волшебник: ( ученик второго года обучения) Маг: Здравствуйте о многоуважаемые ! Ребята я прихватил с собой чудесный, при чудесный. волшебный сундучок Заглянем в него? (Открывается сундучок и звучит музыка «В гостях у сказки». Маг: (показывает ребятам движения они повторяют.) Раз –два –три-четыре-пять, Начинаем колдовать Надо за руки всем взяться, На носочки вверх подняться, Покружиться, улыбнутся В мир волшебный окунуться Маг: Ребята мы открыли сундучок и внутри лежит для вас послание от сказочных театральных кукол. Они вас просят прежде чем познакомиться с ними необходимо разучить веселую пальчиковую игру « Свиристели», так мы с вами разогреем наш голосовой аппарат, разомнем пальчики и настроимся на дальнейшее путешествие в мир театра. ( проводится пальчиковая игра « Свиристели» под муз. Д.Тухманова «Птичка») Прилетели свиристели, взмахи крыльев скрещенными кистями рук. И на веточке присели, полуприседания с сомкнутыми коленями Стали зернышки клевать. « Клюют» по ладони левой руки 2-м пальцем правой руки. Затем по ладони правой руки 2-м пальцем левой руки. Раз,два,три,четыре,пять. Поочередно смыкают с первым пальцем второй, третий, четвертый, пятый палец на каждой руке. Хохолки расправили, К сомкнутым первому и второму пальцам обеих рук то присоединять, то поднимать остальные пальцы, разводя их в стороны (имитируют хохолки) Песни петь заставили. Производят щелчки пальцами. Ти- ри -ра! Ти-ри-ра! Выполняют 2 коротких хлопка ладонями, 1 шлепок по коленям – последовательность выполняется 2 раза. Птицам прочь лететь пора! Делают четыре ритмичных взмаха крыльями. Маг: Молодцы !А сейчас, дорогие ребята, с вы сделаете маленький шаг в непростом, но весьма интересном деле: вы оживите перчаточные куклы. В этом нам поможет так же волшебный сундучок. Давайте посмотрим, что там внутри. (Открывается сундучок и звучит музыка «В гостях у сказки». В сундучке находятся герои различных сказок и ждут своей очереди пообщаться с вами. Для этого нужно отгадать загадки. (Дети отгадывают загадки. Тот, кто отгадал – получает куклу) •Летом гуляет, а зимой отдыхает. (Медведь). •Шерстка мягонька, да коготок остер. (Кошка). •На сене лежит, сама не ест и другим не дает. (Собака) •Зимой беленький, а летом серенький. (Заяц). •Под полом, полом шевелит хвостом, В щели глядится, вылезти боится. (Мышка • Рыжая плутовка, рыжая головка.. (Лиса). •Кто испек колобок? (Бабка). •Как звали девочку в сказке «Три Медведя»? (Машенька) •Кто поймал золотую рыбку? (Старик) •Шапочка алая, жилеточка нетканая, кафтанчик рябенький. (Курица) Маг: Молодцы ребятишки, девчонки и мальчишки, справились с заданием отгадали загадки , теперь мне пора с вами прощаться! ( уходит) Педагог: А теперь эти куклы нужно оживить. Существует три основных типа движений в театре перчаточной куклы: движения, создаваемые пальцами, движения, создаваемые запястьем и всей рукой. Движения пальцев внутри куклы соответствуют движениям головы и рук человека, движения запястья – сгибанию в талии, движения всей руки – движению ног. Пластика перчаточной куклы состоит из этих основных движений. (отработка движений) Для упражнений с верховыми куклами нужна ширма. Самая простая ширма: к двум стульям привязываются вертикальные рейки, высота которых соответствует росту актёра. Третью рейку укрепляют горизонтально, поперёк двух других, образуя верхнюю часть ширмы (эта часть ширмы называется «грядка»). На грядке укрепляется ткань, закрывающая актёров -«фартук». (Показ) Пусть каждый пройдет за ширму и попробует себя в роли актера. (Отработка движений). Обычно верховых кукол показывают из – за ширмы на 2/3 их роста ( как бы до колена). Рука должна быть мягкой, расслабленной, тогда она долго не будет уставать. Чем дальше кукла от грядки, тем меньше она видна зрителям, поэтому для выхода на ширму её поднимают не у грядки, а в глубине, на заднем плане, и затем подводят вперёд к грядке. Точно так же, чтобы увести куклу со сцены, её надо отвести на задний план и там опустить. Если на сцене одновременно две или несколько кукол, то движется только та из них, которая разговаривает в данный момент, остальные стоят неподвижно и смотрят на говорящую. Молодцы! Педагог: Смотрите, смотрите и не говорите, что вы не видели. Слушайте, слушайте и не говорите, что вы не слышали. Только сегодня и только сейчас. Только здесь и только для вас сказка ….. А какая сказка то? Ребята посмотрите на куклы, и скажите, какую сказку можно поставить? (Дети отвечают - «Курочка Ряба» и «Репка»). В волшебном сундучке есть репка и золотое яичко. Кто знает сказку «Курочка Ряба» и сказку «Репка»? Давайте повторим. ( повторяются сказки). А сейчас разделимся на две группы, по 5 человек - каждая. Таким образом, каждый из вас по очереди побудет в роли актера и зрителя. Этап IV. Практическая деятельность детей: Первая группа ставит сказку «Курочка Ряба». Затем другая группа ставит спектакль-сказку «Репка». Задача для второй группы усложняется, так как персонажей больше, поэтому некоторым актерам придется работать двумя куклами. (Постановка спектаклей) Педагог: Ребята вы сейчас работали за ширмой, ваши ручки и ваш голос немного устали нам с вами просто необходимо провести разминку. ( проводится пальчиковая игра «Сабельки» под вальс Шопена») Сабельки, сабельки, - поочередно, скрестно, ударяют вытянутыми указательными пальцами. Мы играем, мы играем, Движения повторяются. Пальчики, пальчики, Сгибание и разгибание кистей рук. Разминаем, разминаем. Повтор движений. К солнышку, к солнышку Встают, руки на поясе. Поднимаем, поднимаем. Поднимаются на носочки, тянут вверх напряженные руки. Ручками, ручками Расслабляют руки до локтей. Покачаем, покачаем Затем до плеч, « роняют» руки вперед Глазоньки, глазоньки Выпрямляют корпус Закрывают, закрывают Девочки. Мальчики Стоят с закрытыми глазами, руки вниз Отдыхают, отдыхают. Этап V. Заключительный этап: Поведение итогов и рефлексия. Молодцы, вы справились с поставленной задачей. Снимите куклы и положите их себе на колени. Пусть хлопнет в ладоши тот: •кому понравилось быть в роли актера; •кто дальше хотел бы заниматься в кружке; •кто научился работать с театральной перчаточной куклой. С каким видом кукол вы сегодня работали на занятии? (Дети отвечают). (Ответ: перчаточной куклой). Какие виды кукол вы еще знаете? (Дети отвечают). (Ответ: тростевые, пальчиковые, куклы-тени, марионетки). Нашим героям сказок пора возвращаться в волшебный сундучок. Пусть каждый, положив куклу, скажет несколько слов о сегодняшнем занятии. Что больше всего понравилось? (звучит музыка , дети высказывают свое мнение) Педагог: Вот и прощаться пришла пора. До свидания взрослые, до свиданья детвора! (закрывается сундучок, музыка заканчивается). Педагог: Какая самая лучшая награда для артиста? Дети: Аплодисменты зрителей. Педагог: Мы сегодня хорошо поработали, давайте поаплодируем друг другу. Большое спасибо, что вы пришли сегодня на занятие. И на память каждому из вас я подарю небольшой фото - альбом с изображением куклы - Петрушки. Пусть он улыбается и напоминает вам о нашей встрече. До свидания! | |
Просмотров: 4233 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|