Главная » Статьи » В помощь учителю » Школьный театр |
С чего же начинать работу над постановкой спектакля? Прежде чем познакомить ребят с пьесой, режиссер должен сам серьезно над ней поработать: решить режиссерские и постановочные вопросы. Необходимо уяснить идею пьесы, проанализировать образы, проследить нарастание действия, найти кульминационный момент, представить себе какими средствами выражения лучше донести до зрителя главную мысль пьесы. Работа над постановкой пьесы начинается с «застольного» периода, то есть читки пьесы за столом. Первую читку должен проводить режиссер, так как он должен проработать ее, прочесть пьесу вернее, чем кто-либо другой, учитель-режиссер постарается обратить внимание исполнителей на мысли автора, его идею, на поведение главных героев, передать ритм отдельных сцен. Читая пьесу, учитель-постановщик не должен разыгрывать пьесу, характеризовать ее героев, навязывать свое мнение. Прочтя пьесу, учитель-режиссер проводит свободный обмен мнениями. В это обсуждение надо стараться вовлечь всех будущих исполнителей, задавая наводящие вопросы. Обсуждая пьесу, прежде всего надо выяснить: что понравилось, увлекло, взволновало, поразило воображение исполнителей. Так же следует отметить художественные качества пьес, ее композиционное настроение, обрисовку образов, язык действующих лиц, к какому жанру можно отнести эту пьесу. Решить вопрос, насколько нужна сейчас эта пьеса зрителю и какова ее идея, тема, конфликт. Проводя обсуждение, учитель-режиссер должен в процессе обмена мнениями выявить отношение к пьесе всех участников. Если пьеса понравилась будущим исполнителям и появилось желание сыграть эту пьесу, то над ней ведется дальнейшая работа, распределение ролей во взятой постановке пьесы. Это очень серьезное и ответственное дело, так как неверное распределение ролей сделает спектакль менее убедительным и может привести даже к идейному извращению пьесы, сделать спектакль идейно прочным. Обычно все артисты хотят играть главную роль и мало кто желает играть маленькую эпизодическую роль. Хотя часто эта роль не подходит к данному артисту ни по голосу, ни по темпераменту. Потому от учителя-режиссера требуется большой педагогический такт, чтобы суметь объяснить артисту, почему выбранная им роль не подходит, и заинтересовать исполнителя другой ролью. Давая роль исполнителю, режиссер должен учитывать характер сыгранных прежде ролей для того, чтобы артист не останавливался в своем творческом росте, играя одинаковые по характеру роли. (Не создавать артистам амплуа). Роли должны быть с учетом разнообразные по характеру и возрастающие по сложности. В кукольном театре, хотя исполнитель скрыт за ширмой, (не берется во внимание лицо, фигура, возраст) однако индивидуальные качества всегда проявляются в игре с куклой и доходят до зрительного зала. Большое значение также имеет голос – его тембр, манера речи и т.д. Поэтому в кукольном театре необходимо искать слияние зрительного образа куклы с голосом исполнителя. Закрепляя роль за определенным артистом учитель-режиссер должен сразу же предупредить их, что в процессе работы может возникнуть необходимость замены роли, а для того, чтобы сразу вернее распределить роли, следует проводить пробы на грядке ширмы, используя этюды на материале пьесы. Это позволит поверить также и движение кукол. Верное распределение ролей предопределит убедительность и правдивость будущего спектакля. После предварительного обсуждения пьесы и распределения ролей идет также работа за столом, где учителю-режиссеру, у которого к этому времени должна быть разработана пьеса и проанализирована каждая роль, должен уяснить будущим исполнителем каждый момент спектакля. Прежде всего исполнители должны понять идею, главную мысль пьесы. Идея пьесы – это кусок выхваченной их жизни или вся жизнь. Где отображается борьба двух начал: положительного с отрицательным, - передового, прогрессивного с отсталым, реакционным и где побеждает всегда положительное передовое. Каждый герой должен энергично отстаивать свои позиции, показать борьбу. Идея пьесы и образы выявляются в борьбе. И бороться надо со страстью. Это борьба мнений, убеждений – идейная борьба, выражается в спорах, а главное в поступках, во всем поведении действующих лиц. И чем горячее споры на сцене, чем напряженнее борьба, тем с большим вниманием и волнением следят зрители за происходящим, сочувствуют одним, возмущаются другим, осуждают плохое и отсталое и проникаются желанием в собственной жизни бороться с недостатками, быть во всем передовыми. Вот какое большое дело делает театр: он воспитывает зрителей! И за этот труд он получает не только признание и успех у зрителей, но и сознание, что его спектакли помогли лучше понять жизнь, разобраться в плохом и хорошем, увидеть путь к исправлению собственных недостатков. Теперь надо точно выявить, кто к какой группировке относится и сочувствующих той или иной группе. Выявить характер всех действующих лиц путем вопросов и беседы с участниками. Каждый исполнитель дает краткую характеристику исполняемого или действующего лица и рассказывает о его поступках, поведении. При обсуждении ролей мы выясняем и уточняем отношение между действующими лицами отношение между действующими лицами, логику их поведения. Каждый должен хорошо знать не только своего героя, но и других, с кем он сталкивается по ходу пьесы и как он к ним относится. Потом каждый участник должен уяснить свою «сверхзадачу»: на языке Станиславского это значит, каждый должен знать, какую цель преследует его герой и какими путями он ее достигает. По ходу пьесы найти для этого подтверждающие факты. «Сверхзадача» - это как бы конечная цель, а «сквозное действие» ведущие к ней пути. Вместе с тем в общей работе нельзя забывать своеобразные черты характера каждого участника: надо обращать внимание на обстоятельства предлагаемые пьесой и как влияют действия персонажей. Задавая вопросы: 1. Что хочет данный персонаж? 2. К чему стремится? 3. Что делает? 4. Как делает? Мы выясняем задачи, роли и приспособления. Разобрав, что происходит в каждой картине, и определив сценические задачи, в каждом эпизоде, исполнитель перейдет к ряду действий, выражающих основные стремления к их «сверхзадаче». Анализируя всю пьесу, мы выявим линию поведения каждого действующего лица и их поступки, в которых осуществляется их стремление. Это поможет исполнителю действовать на протяжении всей пьесы в нужном направлении, своим сквозным действием, раскрывая сверхзадачу спектакля. Анализируя пьесу, следует уточнить жанр пьесы, так как только определив жанровые особенности пьесы можно верно выбрать те или иные средства сценического изображения. Какой характер образов кукол, устройство декораций, оформление спектакля. Какие приспособления будут наиболее приемлемы, какие устройства куклы взять для работы над пьесой, чтобы кукла могла осуществить нужные действия на ширме. Актер театра кукол должен вкладывать свои мысли, чувства в игру кукол и представлять при этом живых людей. Во время анализа пьесы нахождение кукол на ширме, физические действия которые должны совершенствовать куклы в том или ином этюде. Анализ пьесы будит воображение исполнителей и является толчком к активному действию осуществления спектакля на сцене. Когда роли переписаны, проводится еще раз читка всей пьесы и каждый участник следит по своей роли все ли у него правильно переписано, кроме того, он ближе знакомиться с содержанием всей пьесы. Начинается читка по ролям. Во время этой читки учитель-режиссер неустанно следит за правильным произношением артиста, за чистотой их речи, воспитывает в них любовь к прекрасному. В застольный период нужно с первых же читок добиваться у учащихся разговорной речи. Когда освоен текст только в порядке «выразительного чтения», то перевести его в план живой разговорной речи бывает очень трудно. Приучать делать правильные логические ударения. Затем психологические и логические паузы во время разговора. Спектакль может потерпеть неудачу, быть менее доходчивым из-за скверной дикции исполнителей, говорящих тихо, медленно, раздельно, на одной ноте. Не трудно заметить, что у детей иногда «заплетается язык» они не могут сразу произнести трудное слово. Прекрасным упражнением для выработки навыка правильного произношения служат скороговорки. Дети знают их множество и охотно упражняются в их произношении. После проведения репетиции за столом, работа с исполнителями переносится на ширму, где определяются мизансцены, уточняются физические действия персонажей. Если исполнитель не знаком с куклой, с которой ему придется работать в процессе подготовки спектакля, он прежде всего должен ознакомиться с ней и его приспособлением. Куклой управляет рука человека. Куклу одевают следующим образом: указательный палец вставляют в колпачок вклеенный в головку. Большой и средний палец вставляют в руки куклы. Два остальных пальца плотно прижимают к ладони. Кукла должна ходить прямо, а не боком и не пятиться спиной. Выступая, кукольный персонаж в каждой сцене действием и словом должен выражать свое отношение к происходящему и, чтобы образ получился убедительнее исполнитель сам непосредственно реагирует на все происходящее, что он чувствует и думает, он должен вкладывать в действие надетой на руку куклы. Образ поведения куклы должен быть оправдан внутренним содержанием всех обстоятельств спектакля, пониманием логики действий персонажа, а так же изобразительных средств куклы. Режиссер-постановщик должен следить, чтобы в каждый момент спектакля кукла выполняла определенное соответствующее содержанию сцены действие. Учитель-режиссер постоянно обращает внимание исполнителей, чтобы движения кукол были четкими, расчлененными, мелкими и очень точными, так как небольшое движение головой или шаг вперед обозначает какое-то действие куклы. Кукла не должна делать бессмысленных движений, двигаться размашисто и резко. Ритм речи и сила слова отражаются в ритме и силе движения. Говорящая кукла двигается. Иначе зрителю будет непонятно, что говорит в это время данная кукла. Остальные куклы должны смотреть на говорящую. Речь куклы обращена к определенному объекту – это уточняет с кем она говорит. Кукла на ширме двигается в характере своего персонажа обязательно соблюдая свою походку. Если это человеческий персонаж, то надо последовательно воспроизводить все движения головы, плеч, рук, а так же сложные физические действия. Жест куклы рождается от внутренних побуждений сценического образа. Если на ширме кукла с артикулирующим ртом, то артикулировать надо только на ударных слогах, излишняя артикуляция утомительна, а также снижает эффект. Кукла на ширме появляется из-за какого-либо предмета или из глубины ширмы, в таком случае в начале появляется голова, затем руки, туловище. Тогда создается впечатление, что кукла выныривает. На ширме нет пола, этот пол воображаемый, и при вождении куклы надо следить за уровнем не опуская и не поднимая ее, чтобы зрителю казалось, что кукла ходит по полу, а не ныряет. Надо следить, чтобы кукла не запрокидывала голову назад. Кукла не должна двигаться боком и пятиться назад. Нужно держать куклы на таком расстоянии, чтобы они не мешали друг другу. | |
Просмотров: 3370 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|