Главная » Статьи » В помощь учителю » Внеклассные мероприятия |
КГУ «Вспомогательная школа-интернат №5 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Егорова О.П г. Семей Сценарий мероприятия «Красная книга Казахстана». Цель: Воспитание бережного отношения к природе. ЗадачиОборудование: телевизор, презентация, слайды растений и животных Казахстана. Ход: Ведущий: - Добрый день, дорогие друзья! Круг радости. 1. Игра «Скромные звери». -Ребята, сейчас мы поиграем в игру «Скромные звери». Мы устроим в нашем классе импровизированный зоопарк. В этом зоопарке живут только добрые, вежливые, скромные звери. Каждый из вас получит карточки с изображением зверей. Для того чтобы попасть в такой зоопарк, вы должны будете от лица своего зверя убедить хозяина зоопарка, что будете вести себя скромно и попросить впустить вас. Например, лев может пообещать, что он никого не будет пугать и покатает на спине маленьких зверей; ёжик не будет колоть зверей иголками, а принесёт на них грибов из леса. -Ребята, мы поиграли с вами в весёлую игру, и настроились на серьёзное занятие. 2. –Посмотрите на экран. (На экране фрагмент фильма «Медведь»). Беседа по фильму: Какие чувства вы испытали, посмотрев этот сюжет? - Посмотрите на доску. Как прекрасен этот мир! Не правда ли, прекрасны творения природы на этих фотографиях! Ими б только восхищаться, поражаясь сколь щедра на выдумки природа, но есть одно но….. - Послушайте стихотворение и попробуйте догадаться, о чём мы сегодня будем говорить. Охраняется Красной книгой Столько редких зверей и птиц. Чтоб пустыни нагрянуть не смели. Чтобы души не стали пусты. Охраняются звери, охраняются змеи, Охраняются даже цветы. Красная книга Красная, Может, значит, она, что природа умрёт? Цель у неё иная: Всё живое хранить зовёт. - Кто из вас сможет назвать тему занятия? Дети: - Красная книга. 3. Работа по теме занятия. Сегодня всех нас здесь собрала очень важная тема - охрана природы. Мы отправимся с вами в путешествие по страницам Красной книги, узнаем о редких, исчезающих растениях и животных. Земля у нас только одна. Ни лес, ни река, ни озера, ни луга не могут сами позаботиться о себе. Не могут защитить себя ни птицы, ни насекомые, ни мелкие зверюшки. С чего начать? С самого простого. Увидели в лесу или на берегу реки мусор, уберите его, закопайте в землю там, где можно. Аккуратно сожгите то, что горит. Не ломайте веток, а тем более верхушек у молодых деревьев. Не вытаптывайте молодую поросль. Берегите птиц, муравьев! Первое, с чего начнется ваша дружба с природой, будет то, что вы не принесете ей вреда! Когда-то давно природа решала: быть или не быть человеку. Теперь именно человек решает: быть или не быть природе. С каждым годом по вине человека становиться всё меньше и меньше животных. Люди стали задумываться. А что делать? Учёные составили список и назвали «Красная книга». Почему именно «красная», а не жёлтая и не синяя? Оля Лисьева: «Красная книга – красная, Значит, природа в опасности! Ведущий: -Действительно, ребята, красный цвет книги – запрещающий цвет: Стоп! Остановитесь! Дальше так нельзя! В Красную книгу занесены сотни видов рыб, насекомых, растений и животных. Но записать животное или растение в Красную книгу – не значит ещё сохранить. И что с ними станет завтра – никому не известно. (демонстрация Красной книги). - Ребята, из Красной книги мы узнаём, какие виды растений и животных в опасности. «Красная книга» советует, как сохранить редкие виды растений и животных, призывает изучать эти виды, предупреждает об исчезновении. Вся красная книга состоит из цветных страниц. Что это за странички, мы узнаем из рассказов ребят. Оля Лисьева: -На чёрных страницах списки тех, кого мы уже никогда не увидим, кто уже вымер. И нет уже тех людей, которые видели их живыми. Серёжа Найдёнов: -На красных страницах записаны особо редкие и исчезающие животные, растения. Они ещё где-то сохранились, где-то их ещё можно встретить, увидеть, но их так мало, что они могут исчезнуть совсем. Лена Черепанова: -На жёлтых страницах – те животные и растения, количество которых быстро снижается, которым грозит опасность. Таня Гордеева: -На белых страницах те животные и растения, численность которых всегда была невелика. Обитают они или на небольшом острове или на озере. Серёжа Мараев: -На серых страницах записаны те животные и растения, которые до сих пор мало изучены, малоизвестны. Места их обитания труднодоступны. Максим Табаков: -На зелёных страницах – те животные, которых удалось сохранить, спасти от вымирания. Вед: -Хотелось бы, ребята, чтобы таких страниц было побольше. - В Казахстане Красная книга о животных и растениях была издана в 1979 году. Это 34 года назад. А в 1996 году вышла следующая Красная книга Казахстана. Благодаря Красной книге, мы узнаём, насколько богат и разнообразен мир природы и о том, что потерял и ещё может потерять человек. Вед: Посмотрите, к нам в класс поступили жалобы от животных. Жалоба 1 Ох, и не любят меня люди. Голос, видите ли, им мой не нравится, и глаза, говорят у меня не красивые. Считают, что я беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы некоторым сидеть без хлеба. - Кто это? (Сова) Сова с 1964г. находится под охраной государства. Одна сова за лето уничтожает до 1000 мышей, которые способны уничтожить целую тонну зерна. Жалоба 2 На земном шаре нет, пожалуй, существа, о котором рассказывали столько легенд и небылиц как о нас. Не нравится, что темноту мы любим, что на обычных птиц и зверей не похожи. Но мы же друзья человека, а не враги. Что же нам делать? Ведь такими мы уродились. Обижают нас часто. (Летучая мышь) Жалоба 3 Сама знаю, что не красавица. А окажись я рядом — многие шарахаются в сторону, а то еще и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Польза от меня большая. Это жаба. Одна жаба охраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы, принесите жабу — они исчезнут. Помните, беречь нужно и тех животных, которые не внесены в Красную книгу. Это хорошо известные вам животные: белка, еж, синица, дятел, лягушка, жаба и др. Их жизнь часто зависит от нашего поведения по отношению к природе. Ведущий. -Человек! По твоей вине гибнут не только птицы, но и вся природа. Однако, то что сделано, нельзя исправить никаким раскаяниям. Мало – не делать зла: нужно делать добро. Только тогда ты будешь счастлив и спокоен. В мире и так слишком много страданий, причиняя зло хотя бы самому незначительному существу, ты увеличиваешь это зло. А назначение Человека совсем иное. Ведущий: -В нашей стране есть горы, степи, пустыни, т.е. разные природные зоны. Соответственно в каждой природной зоне произрастают животные и растения, которые приспособились выживать в определённом климате. Сегодня мы подробнее остановимся на животном мире Казахстана. Но это не значит, что мы не должны заботиться об охране и сохранении редких растений, произрастающих в нашей республике. В Красную книгу занесено много животных, хорошо знакомых вам из рассказов взрослых, из просмотра различных телепередач, из посещений биологического центра. Экскурсоводом по страницам этой необычной книги будут ваши одноклассники. Они сами подбирали материал об исчезающих животных и растениях, и теперь будут водить вас по страницам Красной книги и рассказывать о жизни зверей. -Так какие животные занесены в Красную книгу, мы узнаем из рассказов наших ребят. Я предлагаю составить свою красную книгу. Сергей Мараев: Рысь. Близ города Риддер, в тайге, водятся рыси. Это большая красивая пятнистая кошка с кисточками на ушах. Рысь охотится только когда наступают сумерки. Рысь пригибает своё тело к земле и крадётся за мелкой добычей. За крупной добычей – она взбирается на дерево, затаится и ждёт. Зверь подошёл, зазевался. Прыжок и рысь схватила зверя. Рысь легко приручить, если взять её маленькой. Мех у рыси мягкий, теплый и очень ценится. (Поместить на жёлтую страницу – те животные и растения, количество которых быстро снижается, которым грозит опасность) Лисьева Оля: Медведь. Как вы думаете, какое самое крупное животное наших лесов? В сказках он представлен как добродушный сладкоежка, который очень любит мёд и малину. Правильно, это медведь. На самом деле медведь – хищник. А вы знаете, что медведь очень хорошо плавает, лазает по деревьям, а в случае опасности бежит галопом. Он может развить скорость до 120 км/ч. У медведя огромная сила. Он может одним ударом убить лося весом в 300 кг. Летом и осенью медведь нагуливает жир, чтобы зимой залечь в берлогу. Но если медведь мало нагулял жира, то зимой он выходит из берлоги. И вот тут - то уж не поздоровится! (Поместить на жёлтую страницу – те животные и растения, количество которых быстро снижается, которым грозит опасность) Гордеева Таня: Волк. Все вы не раз видели волка, но сегодня я хочу вам рассказать интересные факты из жизни волков. Днём волк прячется в ущельях и кустарниках, а вечером начинает искать добычу. Набрасывается на зайцев и птиц, а зверя покрупнее он долго мучает, а потом нападает на «усталую» добычу. Волчица роет для своих волчат логово. Ухаживает она за ними с большой нежностью. Даже разжёвывает им пищу. Волка не боится только собака, она смело нападает на него. (Поместить на жёлтую страницу – те животные и растения, количество которых быстро снижается, которым грозит опасность) Найдёнов Серёжа: Лев. - В силе, ловкости, смелости мало кто может сравниться со львом. Отличительный признак льва - грива. У самок гривы не бывает. Живут львы небольшими семействами. У каждого семейства свои владения. Львы никогда не убьют лишнюю антилопу, добудут мяса столько, сколько могут съесть. Охотятся львы обычно ночью. После охоты львы отдыхают. Они спят на деревьях, растянувшись на ветвях и свесив лапы вниз. Когда-то давным-давно львы обитали на территории нашей страны. Сейчас они уцелели только в Африке и Индии. Из-за красивой шкуры с гривой их жестоко истребили. Черепанова Алёна: Лиса. Лиса – очень красивое животное. Когда лисица бежит, хвост её всегда вытянут. Он выполняет функцию руля. Лис – чрезвычайно вынослив. Лиса может бежать очень долго, не замечая усталости. Это очень хитрое и умное животное. (Поместить на жёлтую страницу – те животные и растения, количество которых быстро снижается, которым грозит опасность) Вед: -Я хочу рассказать вам, ребята, об одном из красивейших животных, который также занесён в Красную книгу, о снежном барсе. Его ещё называют ирбисом. Живёт ирбис в горах Центральной Азии. Ирбис – крупная кошка с буровато – серой окраской. Длинная густая шерсть спасает снежных барсов от холода. У ирбиса огромный длинный хвост. Свою добычу барс прячет, подползая к ней из-за камней. Охотятся барсы только на своём участке. Ирбис как и все кошки умеет мурлыкать. Я расскажу вам красивую легенду о том, как символом большого спортивного праздника стал снежный барс: «Высоко в горах живет снежный барс по имени Ирби. Никто не может сравниться с ним в ловкости, силе и выносливости. Больше всего на свете он любит играть - резвиться на снегу, прыгать по скалам и постоянно придумывает всевозможные забавы, лишь бы не сидеть на месте. Но, к сожалению, на высоких горах не с кем играть - там лишь пугливые архары, да гордые орлы, а Ирби очень общителен и дружелюбен. Однажды услышал Ирби, что в самых важных городах его страны - Астане и Алматы - устраивается большой праздник под названием «Зимние Азиатские игры», на которые из разных стран приезжают люди, такие же смелые, сильные и выносливые, как снежные барсы. «Вот где я найду себе друзей», - обрадовался Ирби и отправился в путь…» (Поместить на жёлтую страницу – те животные и растения, количество которых быстро снижается, которым грозит опасность) Вопросы детям: -Каких животных, обитающих на территории Казахстана, вы знаете? -Какие животные нуждаются в охране? -Что должны делать люди? (ответы детей). Вед: Значит, задача всех людей не только спасти, но и приумножить количество животных и растений в Казахстане. -Ребята, в нашей стране для охраны животных и растений созданы заповедники. Заповедник – это территория, где оберегаются и размножаются редкие и ценные растения и животные. В Казахстане десять заповедников. Подробно на них мы остановимся на следующих мероприятиях. Физминутка. Раз - прыжок, и два - присядка. Это заячья зарядка. А лисята, как проснутся, любят сладко потянуться. Обязательно зевнуть, ловко хвостиком вильнуть. А волчата - спинку выгнуть. И легонечко подпрыгнуть. Ну а мишка косолапый широко разводит лапы. То одну, то обе вместе. Долго топчется на месте. А кому зарядки мало - начинайте всё сначала! Ведущий: -Вы приготовили хорошие рассказы о животных, занесённых в красную книгу. Но я тоже подготовила для вас слайды о разных животных. (Показ слайдов. Составление Красной книги на доске по каждому животному). Закрепление занятия. Ведущий: Я хочу прочитать вам сказочные объявления. А вы должны догадаться какое животное написало объявление: 1. Помогу всем, у кого сломался будильник! (Петух.) 2. Друзья! Кому нужны иглы, обращаться ко мне! (Ёж.) 3. Я самая обаятельная и привлекательная1 Кого хочешь обману, вокруг пальца обведу! Настоятельно прошу: называть по имени и отчеству! Патрикеевной не называть! (Лиса.) 4. Что-то очень скучно одному выть на луну. (Волк.) 5. Тому, кто найдет мой хвост: оставьте себе на память. Я успешно рощу новый! (Ящерица.) 6. Надоело ползать! Хочу взлететь. Кто одолжит крылья? (Змея.) (жылан) Вед: -Сегодня на занятии вы увидели тех представителей, о которых заботится государство. Теперь вы знаете, что их совсем мало на нашей планете. -А Вы заботитесь об охране окружающей нас природы? Соблюдаете ли вы эти правила сами? Почему так можно или нельзя делать? 1. «Не разоряй птичьих гнезд», «Не трогай птичьи яйца» (птица-мама может не вернуться в гнездо; гнездо-дом птиц, а без приглашения в него лезть нельзя) 2. «Не трогай бабочек руками» (затронув бабочку, ты собьешь с крыла чешуйки, и она не сможет летать). 3. «Не разоряй муравейник» (муравьи-санитары леса; разоряя муравейник, ты ломаешь их дом). 4. « Не разводи костры» (На этом месте долгие годы не сможет расти трава). 5. «Не топчи мухоморы» (Мухоморы - это лекарство для лесных зверей, например, лосей). 6. «Не трогай и не бери с собой лесных зверюшек» (мама может не подойти к своему детенышу, от него будет запах ваших рук). Ведущий: Молодцы ребята. Теперь я вижу, что вы не только знаете, но любите и бережете природу! Ты, дружок, смотри не подкачай! Правдивым быть и добрым обещай! Не обижай ни птахи, ни сверчка, Не покупай для бабочки сачка. Люби цветы, леса, простор полей – Всё, что зовётся Родиной твоей! Вед: -Скоро весна! Распустятся первые лесные и полевые цветы. На полянках появится сон – трава. Оля Лисьева: Ночью сильно приморозило, Но, поёжившись сперва, На полянах, и на просеках Расцветает сон – трава. Раньше всех встаёт красавица, Пробуждается весной. И издревле называется Почему – то сон – травой. -Ребята, а как вы думаете какое другое название у сон – травы? (Подснежник). Правильно, подснежник. И это растение так же занесено в Красную книгу Казахстана. Коллективное дело: Чтобы жил мир растений и животных! -Ребята, я предлагаю внести свой вклад, частичку нашей души, украсить планету, на которой мы живём красивыми цветами, растениями и животными. (ребята прикрепляют на карту Казахстана цветы, животных и растений, занесённых в Красную книгу) Ведущий: Посмотрите, как красиво и ярко засияла наша планета! Есть одна планета – сад В этом космосе холодном. Только здесь леса шумят, Птиц скликая перелётных. Береги свою планету – Ведь другой такой на свете нету! Рефлексия. -Что запомнилось на мероприятии? - Ребята, для вас это занятие было интересным? Заключительные слова воспитателя: Человек должен стать настоящим другом всего живого на свете. И только тогда страниц в Красной книге станет совсем мало, и не будет так грустно осознавать, что самые большие катастрофы – дело рук самого человека. «Загадки». Цель: Развивать логическое мышление. 1. Быстрый маленький зверек по деревьям скок-поскок. (Белка.) 2.Травы копытами касаясь, Ходит по лесу красавец, Ходит смело и легко, Рога раскинув широко. (Лось). 3. Только ляжет снег не смело И покроет все места, Становлюсь и я весь белым, Кроме кончика хвоста. (Горностай). 4. Не мышь, не птица, в лесу резвится, На деревьях живет, и орешки грызёт (Белка). 5. Великан в лесу живет, Он - сладкоежка, любит мед. Когда испортится погода, Он спать ложится на полгода. (Медведь) 6. По лесу ходит, на своей голове дерево носит. (Лось.) 7. Посмотрите-ка какая! Вся горит, как золотая! Ходит в шубке дорогой, Хвост пушистый и большой, На увертки мастерица. Как зовут ее? (Лисица.) 8. Что за зверь лесной Встал, как столбик, под сосной И стоит среди травы — Уши больше головы? (Заяц) 9. Позапасливее всех я: У меня, друзья, щека – Вроде сумки для орехов Или скажем, вещмешка. (Бурундук) 10. Бурый, косолапый По лесу бредёт. Любит «одолжить» он У лесных пчёл мёд. (Медведь) 11. Длинные ушки, быстрые лапки. Серый, но не мышка. Кто это?..(Зайчишка) 12. Рыжая плутовка Спряталась под ёлкой. Зайца ждёт хитрюга та. Как зовут её?..(Лиса) 13. Он в берлоге спит зимой, Под большущею сосной, А когда придет весна, Просыпается от сна. (Медведь) (В руках у ведущего глобус) Я обнял глобус – шар земной, И вдруг вздохнул он, как живой; И шепчут мне материки: «Ты береги нас, береги!» В тревоге рощи и леса, Роса на травах, как слеза! И тихо просят родники: «Ты береги нас, береги!» Грустит глубокая река, Свои, теряя берега, И слышу голос я реки: «Ты береги нас, береги!» Остановил олень свой бег: «Будь человеком, человек! В тебя мы верим – не солги, Ты береги нас, береги!» Я обнял глобус – шар земной, Такой прекрасный и родной! И шепчут губы на ветру: «Я сберегу вас, сберегу!» | |
Просмотров: 6103 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|