Главная » Статьи » В помощь учителю » Внеклассные мероприятия |
Урок-путешествие в страну РУСКОГО ЯЗЫКА. Внеклассное мероприятие по русскому языку для 5-х классов Батаева Б.К., учитель русского языка СОШ №15 г. Павлодара Цели: Обучающие цели: 1.Обобщить изученный материал по основным разделам русского языка (фонетика, словообразование, лексика, фразеология, морфология, синтаксис, пунктуация). 2.Совершенствовать умения применять полученные знания на практической деятельности. Развивающие цели: 1.Развивать логическое мышление, познавательный интерес, творческую активность учащихся. 2.Развивать культуру речи учащихся на внеклассных мероприятиях. Воспитывающие цели: 1.Воспитывать умение работать в группах. 2.Воспитывать любовь к русскому языку. Ход мероприятия: I. Организационный момент Дорогие пятиклассники, приглашаем вас в путешествие. Путешествие в СТРАНУ РУССКОГО ЯЗЫКА. Поедем мы на поезде, посетим несколько городов. Нашим проводником будет … (Ученик читает отрывок из стихотворения узбекского поэта С. Абдулла) Если ты хочешь судьбу переспорить, Если ты ищешь отрады цветник, Если нуждаешься в твердой опоре – Выучи русский язык! Он твой наставник великий, могучий, Он переводчик, он проводник. Проводник у нас есть. Это наш багаж знаний. А пассажирами поезда могут стать те, кто приобретет билет, правильно ответив на вопрос викторины. ( Наши пассажиры разместятся в двух вагонах. «Умники» и «Грамотеи» - это названия вагонов, а также и команд. Знакомство с участниками, жюри) Викторина 1. Какое русское слово состоит из трех слогов и указывает 33 буквы? 2. Какой раздел науки о языке изучает фонемы? 3. Сколько гласных звуков в русском языке? 4. Какие буквы не имеют звука? 5. Какой раздел науки о языке изучает словарный состав русского языка? 6. Как называются слова с противоположным значением? 7. Из названия каких двух букв можно приготовить еду? 8. Какие местоимения мешают движению? 9. Какие местоимения являются самыми чистыми? 10. Чем заканчивается день и ночь? - Пассажиры, пройдите в вагон и займите свои места. Наш поезд отправляется в путь. (Во время движения поезда ведущий загадывает название станций.) Наш поезд приближается к станции. Ее название - раздел науки о языке, в котором изучаются звуки и буквы. Что это за станция? Какой это город? II. Активизация познавательной деятельности. 1. Станция – ФОНЕТИКА Мы прибыли в город, где живут фонемы. У них есть интересная игра «Одна фонема». Если спутать хоть одну фонему, перепутается все на свете. Послушайте отрывок из стихотворения Н. Матвеева. Путаница. Вот бутон, А вот – батон. Вот бидон, А вот питон. Ну, а вот – бетон. В печке выпечен Батон, А в петлицу вдет Бутон, По траве ползет Питон, Молоко течет в Бидон, А на стройке есть Бетон. Повтори и ты мне в тон: Где бутон, А где батон, где бидон, А где питон, Ну, а где – бетон? (Каждой команде раздается путевой лист. Первое задание. Правильно вписать слова, не спутав фонемы.) Молодцы! Наш поезд может двигаться дальше. Подъезжаем к следующей станции. - Назовите раздел науки о языке, изучающий состав слова и способы образования слов. 2. Станция – СЛОВООБРАЗОВАНИЕ В этом городе живут морфемы. Любят они строить красивые дома. Получаются прекрасные слова. ( Чтение учащимися отрывка из стихотворения С. Маршака ) Из чего только сделаны мальчики? Из чего только сделаны мальчики? Из колючек, ракушек И зеленых лягушек. Из чего только сделаны мальчики? Вот из чего сделаны мальчики? Из чего только сделаны девочки? Из чего только сделаны девочки? Из конфет, и пирожных, И сластей всевозможных. Вот из чего сделаны девочки? - Из чего же сделаны слова? Из чего они строятся? ( Каждой команде путевой лист с заданиями. Ответить на вопросы. Выделить морфемы в словах.) - Пока выполняются задания, мы познакомимся с местными жителями. Отгадай загадку! Я у дуба, Я у зуба, Я у слов И у цветов. Я упрятан в темноту, Я не вверх, а вниз расту. (Корень) Третий лишний. 1. Вода, водитель, водить. 2. Плата, заплата, оплатить. 3. Смех, смешить, смешать. - Молодцы! Едем мы дальше! Какой же следующий город? К какой станции приближаемся? - Назовите раздел науки о языке, изучающий лексическое значение слов. 3. Станция – ЛЕКСИКА В этом городе живут разные слова. Живут они в домах, а дома называются словарями. Эти словари размещаются на улицах: Орфографическая, Толковая, Этимологическая, Иностранных слов и так далее. Мы заглянем на одну из улиц – Фразеологическую. (Каждой команде рисунок. Отгадать фразеологизм и объяснить значение.) - Готовьте свои ответы! Тем временем пообщаемся с местными жителями. Лингвистические загадки. Вот слово. Для решенья В нем отыщите два значенья: Несется первое к реке, Второе щелкнуло в замке. (Ключ) В бою и рубят, и взрывают, А после боя развлекают. (Шашки) Каким словом называют и охотника, и лекарственное растение? (Зверобой). Как называется ключ, которым дверь не откроешь? (Родник). - А где наши пассажиры? Что у них? - Молодцы! Едем! Мы отправляемся в другой город! Какая же станция следующая? - Назовите раздел науки о языке, изучающий части речи. 4. Станция – МОРФОЛОГИЯ В этом городе живут разные части речи. Одни из них живут самостоятельно, другие им служат. Какие - самостоятельные, какие – служебные? ( Задания в путевых листах. Разделить части речи на две группы.) - Где местные жители? Для вас вопросы-загадки. Как перечислить по порядку 5 дней недели, не называя при этом ни числа, ни названия дня? Какие наречия помогут нам в этом? ( Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра) Из каких трех предлогов состоит название домашнего животного? А из двух? (К- о –за, к - от) Какой из шести падежей никогда не употребляется с предлогами? (Именительный) В каком падеже личное местоимение мы состоит из двух предлогов? (Родительный, на-с) - Молодцы! Задания выполнены. Наш поезд может двигаться дальше. Подъезжаем к следующей станции. - Назовите раздел науки о языке, изучающий словосочетания и предложения. 5. Станция – СИНТАКСИС В этом городе живут словосочетания и предложения. Нам и с ними надо подружиться. ( Каждой команде путевой лист. Выписать из предложения все словосочетания, в них указать главные и зависимые слова.) Молодцы! Наш поезд может двигаться дальше. Впереди еще один город! Подъезжаем к следующей станции. - Назовите раздел науки о языке, изучающий знаки препинания и их постановку. 6. Станция – ПУНКТУАЦИЯ В этом городе живут различные знаки препинания. Один из них может о чем-то спросить, другой утвердительно кивнет головой, а третий воскликнет, увидев нас. Есть и другие знаки. Один богач Древней Греции оставил большое наследство, но, как указано было в завещании, наследники должны были выполнить обязательное условие: « поставить статую золотую пику держащую». Как понять это требование, допускающее двоякое толкование: 1) поставить статую, золотую пику держащую; 2) поставить статую золотую, пику держащую. Первое толкование вполне устраивало наследников, так как золотая пика хоть и не дешево обошлось бы им, но расход был в пределах их возможностей. Но недруги наследников настаивали на втором толковании, это разорило бы наследников (золотая статуя была бы им не по карману). Вопрос остался открытым. (Путевой лист. Расставить знаки препинания в предложении: Помиловать нельзя казнить.). - Где местные жители? Задание для вас. Сколько человек сидело в комнате? 1) За столом сидели хозяйка дома, ее сестра, подруга моей матери, двое незнакомых мне лиц, моя сестренка и я. 2) За столом сидели хозяйка дома, ее сестра – подруга моей матери, двое незнакомых мне лиц, моя сестренка и я. - Итак, наше путешествие сегодня подошло к концу. Путешествие было увлекательным. Изучение русского языка является не праздным занятием, а насущной необходимостью. Любите, цените и знайте русский язык. Удачных путешествий вам по этой удивительной стране. III. Рефлексия. Подведение итогов игры (слово жюри), награждение команд. | |
Просмотров: 1307 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|