Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Внеклассные мероприятия

Путешествие в прошлое страны
Цели:
- дать сведения учащимся о выдающихся личностях земли казахской, борцах за независимость;
- расширить кругозор учащихся, прививать навыки работы с информационными справочниками;
- воспитание казахстанского патриотизма.

Оборудование:
1. Запись гимна Казахстана;
2. Альбом с фотографиями Президента Казахстана;
3. Символы Казахстана;
4. Портреты ханов, султанов;
5. Карта Республики Казахстан;
6. Записи казахских композиторов.

Вступительное слово учителя
Дорогие ребята!
Сегодня нам выпала честь праздновать самый большой, великий праздник – 20-летие Независимости Казахстана. 20 лет – небольшой срок для молодой Республики. А сколько сделано за эти годы! Главное, наш народ обрел свою независимость, он свободно может планировать развитие своей страны и создавать жизнь, достойную человека третьего тысячелетия.
Вашему вниманию предлагаем устный журнал «Путешествие в прошлое страны».

Учитель объявляет цели устного журнала. Открываем устный журнал.

1 страница – географическая. «Моя Родина».
О Казахстан, страна моя родная,
Твоим просторам нет и края.
Тебе шепчу я, заклиная,
Не исчезай в веках!

(Исполняется гимн Казахстана)
1 ученик:
В центре Евразийского континента, между Алтаем и Европейской равниной, раскинулась Республика Казахстан. Протяженность территории Республики с запада на восток около 3000 км, с севера на юг 1800 км, площадь 2724,9 тыс.кв.км.

2 ученик:
На севере Казахстан граничит с Россией, на юго-востоке с Китаем и на юге с Узбекистаном, Кыргызстаном и Туркменистаном. (Показ на карте РК)

3 ученик:
Население – 15121, 2 тыс. человек, в том числе городского населения – 8654,9 тыс. (57,2%), сельского – 6466, 3 тыс.человек (42,8%).
Государственный язык – казахский. Язык межнационального общения – русский. В Республике проживают представители более 130 национальностей.
Глава государства – президент.
Законодательный орган – парламент.
Столица – Астана.
Крупнейший город – Алматы (1,5 млн человек).
Административное деление – 14 областей.
Денежная единица – тенге.

2 страница – историческая. «Борцы за независимость Казахстана».
О мой край зеленых гор, лесов, степей,
Я не в силах радости скрыть своей.
За мечты народа предок бился твой,
И была свобода великою мечтой!

(Звучит кюй Курмангазы «Сары - Арка»)
1 ученик (показывая фотопортрет хана Абулхаира):
Хан Абулхаир
Хан Абулхаир вел свою родословную от одного из основателей Казахского государства хана Жаныбека, точнее, его младшего сына султана Осека. Ему суждено было сыграть ключевую роль в казахской истории первой половины XVIII века: в обороне родной земли от захватчиков – джунгар и принятии казахами российского подданства.
Столетняя война казахов с джунгарами (1643-1743 гг.) шла с переменным успехом, была временем тяжелого испытания для народа и осталась в его памяти годами великого бедствия. Пик трагедии пришелся на 1723 год, когда разрозненные казахские племена потерпели страшное поражение и были вынуждены бежать с родной земли.
В это ужасное и кровавое время Абулхаир находился в самой гуще событий и принимал активное участие во всех решающих битвах с врагом. Еще летом 1710 года на народном собрании он был избран руководителем ополчения Младшего жуза, а главным сардаром-полководцем назначен известный батыр Богенбай. Несмотря на молодость, Абулхаир славился личной отвагой, воинским мастерством и как умелый организатор проявил себя в обороне столицы Туркестана, в сражениях на Аягузе и других местах.
И не случайно, наверное, именно его в 1726 году на курултае в Ордабасы избрали верховным главнокомандующим казахскими войсками всех трех жузов. Под его руководством объединенные вооруженные силы казахов дважды, в 1728 и 1730 годах, разбили джунгар и были близки к полной победе. На этом этапе ярко раскрылся полководческий талант Абулхаира как непревзойденного стратега и тактика степной войны, обладавшего непререкаемым авторитетом удачливого военачальника, мужественного батыра и дальновидного политика.
Поэтому Абулхаир и его ближайшее окружение приняли в тех конкретных исторических условиях, пожалуй, единственно верное решение: чтобы спасти народ, дать ему мирную жизнь – нужно просить помощи и покровительства у России.
Абсолютно прав московский историк и писатель Натан Эйдельман, утверждавший: «Не стоит слишком уж много говорить о добровольном присоединении тех или иных народов к России: каждый народ хочет жить самостоятельно, и если присоединился к великой державе без борьбы, то не от хорошей жизни».
На весы казахской истории были брошены независимость, его ближайшей задачей было спасти народ, и это ему удалось.
Абулхаир был необходим в ту эпоху, был востребован историей, сумел подняться над узкокастовыми интересами в отличие от других представителей степной аристократии. Его можно сравнить с выдающимся русским князем Александром Невским. Оба они без колебаний предприняли в переломное время своей истории решительные шаги по спасению Отечества.

2 ученик (показывая фотопортрет хана Жаныбека и Керея):

Жаныбек и Керей
В кочевом обществе одной из форм сопротивления народа против неугодного существующего порядка была откочевка родов, племен, части народа с насиженных мест, т.е. уход из-под власти своего правителя, сюзерана. Два султана из рода Барак – хана, Жаныбек и Керей, ушли с подвластными им казахами в пределы Моголистана. Разбросанные в западных районах Моголистана местные тюркские племена, а также общины, которые бежали из государства Абулхаира, объединились под властью Жаныбека и Керея.
Откочевка Жаныбека и Керея в 1459 году является началом возникновения Казахского ханства. Жаныбек и Керей сумели вырваться из-под власти шейбанидов, собрать и увести подданные им племена и сплотить казахский народ.
Новое государство, возникшее на территории западной части Семиречья, стало основой Казахского ханства в 870 г. по мусульманскому календарю.

3 ученик (показывая фотопортрет Абылай хана):

Абылай хан
Абылай хан (1711 - 1781) – казахский хан, мужественный полководец. Благодаря умелой политике хана Абылая казахам удалось сохранить свои территории между Россией и Китаем, между этими двумя великими державами, а заодно казахи определили северо-западные границы, что весьма пригодилось позднее. Перенеся неисчислимые страдания, отдав миллионы людских жизней, многострадальный казахский народ сумел спасти свою страну, свою свободу и независимость. И в противоположность ему несчастный народ таких же кочевников – ойратов, следуя то за Россией, то за Китаем, не смог различить своих истинных врагов и исчез. Такова весьма поучительная история ойратов. О таких уроках не следует забывать. Казахи победили в этой справедливой трехсотлетней войне, но они настолько ослабли, что были вынуждены, чтобы сохранить себя как нацию, просить помощи у России. В XVIII веке казахские жузы начали постепенно входить в состав Российской империи. Мы знаем о тридцатилетней и даже столетней войне в Европе. Но какой народ, кроме казахов, воевал 300 лет за свою свободу и независимость?

4 ученик (показывая фотопортрет хана Кенесары):

Кенесары Касымов
Борцом за независимость казахского народа в период российской колонизации был Кенесары Касымулы – казахский султан, хан Среднего жуза. Он родился в 1802 году, умер в 1847 году. Принадлежа к верхушке степной знати, Кенесары добивался восстановления ликвидированной царским правительством России ханской власти и передачи Касымулы ханского титула. Ядром войск были ближайшие родственники Кенесары, основной же военной силой – батыры его родов. В 1841 году на сборе казахской родовой знати и султанов Кенесары Касымулы был провозглашен ханом. Он восстановил суд биев, разбиравший дела по нормам шариата.
Своей налоговой политикой Кенесары закреплял нормы мусульманского права: для скотоводческих районов сохранил зякет (налог, взимавшийся со скотоводов в пользу хана), для земледельческих – ушур (налог, взимавшийся с оседлого населения). Народные предания казахов связывают с именем Касым хана создание узаконений, известных как «Касым ханнын каска жолы» («Чистая дорога хана Касыма»), которые никогда не были записаны и до нас не дошли. В 1847 году Кенесары покинул пределы Среднего жуза, рассчитывая улучшить свое положение завоевательными походами в Киргизию, которые вызвали отпор киргизов. В одном из боев он был захвачен в плен и казнен. Кенесары стоял у истоков борьбы за возрождение независимой государственности Казахстана. Велики его заслуги в деле борьбы против имперской политики, за свободу казахского народа, за утверждение его чести и достоинства. Стремления и чаяния Кенесары при всей их ограниченности носили общечеловеческий характер.
Восстание казахов 1837-1846 годов под предводительством хана Кенесары было справедливым актом – протестом, направленным против захватнической колониальной экспансии Российской империи, Кокандского и Хивинского ханств. Оно имело национально – освободительный характер с целью воссоздания государственности и сохранения территориальной целостности исконной земли казахов. Будучи вождем движения и горячим патриотом своей отчизны, Кенесары Касымулы в трудный час испытаний для своего народа проявил себя как выдающийся государственный деятель, незаурядный полководец и одаренный дипломат своей эпохи, посвятивший свою жизнь делу борьбы за свободу и независимость казахской земли.
Движение Кенесары было последней отчаянной, по сути, трагической попыткой объединить народ и сохранить государственность хотя бы в рамках общей вассальной зависимости. Вот почему, как отмечал А. Букейханов, его слава затмила в народных сказаниях даже славу знаменитого деда – Абылай хана.

5 ученик:
Движение «Алаш»
В начале XX века задачу выработки казахской национальной идеи взяла на себя духовно – интеллектуальная элита, выдвинувшая идею национальной консолидации. Её представители были выходцами из различных слоев общества, в первую очередь из традиционной степной аристократии. Необходимо отметить, что становление интеллигенции в казахском обществе к началу XX века приняло характер эстафеты поколений.
Движение «Алаш» одной из главных задач своей деятельности считало не только сохранение национальной самобытности казахского народа, воспитание национальных чувств, но и воссоздание казахской государственности в составе Российской империи. Новое поколение казахской интеллигенции стремилось к выражению общенациональных интересов, преодолению клановых, родовых предрассудков.

3 страница – политическая. «Желтоксан».
Моя страна!
Сплачивала ты своих сыновей и дочерей,
укрепляла единство народа,
Но тебе пришлось пролить море горьких слез
в песнях страданий,
Испить чашу тяжких испытаний!
Саги Жиенбаев

Ученик:
16 декабря 1986 года казахская молодежь, поверив красивым перестроечным высказываниям тогдашнего Генерального секретаря ЦК КПСС Михаила Горбачева, выйдя на мирную демонстрацию, выразила свое недовольство и несогласие в связи с тем, что совершенно неизвестный в Казахстане руководитель среднего ранга Г. В. Колбин (первый секретарь Ульяновского обкома ЦК КПСС) был назначен Первым секретарем Центрального комитета Компартии Казахстана.
Молодежь смело выступила против «традиционных административных действий союзного центра в отношении принципов зарождавшейся демократии», выразила протест против лицемерия Москвы, протест против решений всесильной каменной крепости Советской империи.
По этому поводу М. Шаханов сказал: «В декабре 1986 года столкнулись две силы – молодая, неокрепшая демократия и тоталитарная система».
Потрясшие весь Казахстан декабрьские события 1986 года доказали, что на казахской земле появилось новое поколение, для которого национальное самосознание прежде всего определяется честью народа. Это стало началом демократического движения в перестроечное время во всем Советском Союзе.
Цель маячила так далеко, что была похожа на мираж. И все-таки, говоря известными словами Александра Одоевского, их «скорбный труд не пропадет». Доказательство – показания табло в зале заседания Верховного Совета 16 декабря 1991 года, квалифицированное большинство – 270 депутатов – проголосовало за независимость.
Давайте же все, от мала до велика, все люди доброй воли, сохранять независимость.

Учитель:
Дорогие ребята! Открываем четвертую страницу нашего журнала.

4 страница – «Казахстан сегодня».
Какое счастье, какое благо,
Что соучастником мне быть дано
Времён неповторимых.
Ради детей, ради степей,
Ради родной земли своей,
Живя в достатке, мире, братстве,
Преумножай свои богатства!

Я хотел бы вам напомнить слова основателя и вдохновителя независимости Н. А. Назарбаева:
«Вы помните, что в самые трудные годы я никогда не обещал народу «златых гор» и не делал популистских заявлений, а всегда честно предупреждал, что нас ждут трудности и тяготы реформ, которые лягут на плечи простого народа. Но я убеждал людей в том, что наступит время, и жизненный уровень народа будет неуклонно повышаться…
…Я говорил об этом времени, и вот оно наступило, время важнейших инициатов о вхождении Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира».

Обретение Казахстаном государственной независимости положило начало целому ряду процессов, которые продолжают развиваться и еще далеки от своего завершения. И только сейчас, пройдя первое серьезное испытание временем, можно с уверенностью констатировать факт несомненного признания авторитета нашего государства в мировом сообществе. Наш суверенитет признан более чем 120 государствами мира.
Страна сегодня имеет взаимовыгодные связи со многими странами мира, в нескольких десятках стран имеются посольства Республики Казахстан. Наша страна является членом многих международных организаций, среди которых наиболее авторитетная – Организация Объединенных Наций. 46 сессия Генеральной Ассамблеи вошла в историю нашей страны как форум, способствующий утверждению нового суверенного государства и его международному признанию.

Мы закрываем четвертую страницу журнала словами современного поэта Саги Жиенбаева, сложившего в честь первой годовщины независимости Казахстана песню «Моя страна», в которой он воспевает обретение независимости нашей Родиной:

Может, это награда тебе, моя родная страна,
За то, что всегда была честна и добра,
Была мирным соседом, никому не делая зла…
Пусть теперь мирно цветет наша колыбель – земля!
Категория: Внеклассные мероприятия | Добавил: Карлагаш (2014-01-25) | Автор: Кокушева Карлагаш Газизовна E
Просмотров: 995 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2025-01-10, 6:32 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru