Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Внеклассные мероприятия

Миф и реальность...Внеклассное мероприятие с интеграцией литературы, математики и самопознания
Брозголь Татьяна Аркадьевна, Паньковец Ирина Антоновна ,
Государственное учреждение «Гимназия «Самопознание»»,
ННПООЦ «Бобек»,
г. Алматы, Казахстан.

МИФ и РЕАЛЬНОСТЬ…
Внеклассное мероприятие с интеграцией литературы,
математики и самопознания
Цель:
- проверить знания учащихся о мифах Древней Греции, приоткрыть глубину идей и красоту образов древней мифологии;
с помощью математических вычислений проверить некоторые сведения из мифов;
- развивать умение работать в группе, четко и ясно высказывать собственное мнение, проявлять находчивость и смекалку, анализировать, делать выводы, доказывать свою точку зрения;
- формирование чувства коллективизма и раскрытие творческого потенциала детей;
- формирование интереса к изучению мировой литературы, познание окружающего мира и себя.

Звучит музыка, видео о Греции. На фоне музыки читается стихотворение.
Легенды, сказки, эпосы, баллады -
Кто с детства их услышать не хотел?
А на земле пленительной Эллады
Народ издревле к мифам тяготел

Истории оглядывая рифы,
Стремясь узреть грядущее в Судьбе,
Великие певцы слагали мифы
О мире, о богах и о себе

Немало в них и правды, и печали,
Встречается порой и милый вздор.
А кой о чем поэты умолчали,
Оставив для фантазии простор.
Попытаемся и мы проверить, миф или реальность, происходящее 1300-1400 лет до новой эры. Было ли что-нибудь подобное в действительности? Археологи и историки утверждают - да, в основе многих мифов лежат вполне реальные факты. Мы с вами с помощью математических вычислений проверим некоторые сведения из мифов.
Сегодня у нас в гостях известный мифологический герой. А кто – его узнаете легко.
Геракл:
Я древнегреческий герой, вы много знаете о нем,
Вырос я в лесах Киферона, став могучим юношей
Ростом на целую голову выше сынов человеческих
И силой превосходящей многих.
Равных в стрельбе и атлетических соревнованиях
Не было мне.
Судьба уготовила мне испытание –
Двенадцать подвигов я должен совершить.

Геракл спрашивает у учащихся: «А чем примечательно число 12»?

Ученик рассказывает о значении числа 12.

И вот вам первое задание : Мои вы подвиги расположите по порядку.(4мин)
(учащиеся получают конверты с заданием, в которых отмечают цифрами номера подвигов Геракла).

Двенадцать подвигов Геракл ,совершив,
освободился от службы у Эврисфея,
теперь вернулся в семивратные Фивы.
Но там недолго оставался он,
ведь подвиги новые его ожидали.

Ребятам предлагается решить задачи, в которых упоминаются подвиги. Выполнение 5-7 мин., по окончании проверка, заполнение оценочных листов. 2,3 группы, выполнив действия, решают, миф или реальность : человек ростом с мачту (18м), можно ли принести яблоки Гесперид за 1 минуту (именно столько Геракл держал небесный свод) и устанавливают фишку-магнит снизу записи «Миф», «Реальность».

Задачи (подвиги Геракла)
Группа 1
Кого Геракл и его спутник Иолай ловили в диких горах? (назвать подвиг).

Косуля - : Лань – 21, 6: Олень – 0,1
Группа 2

Сколько времени Геракл попросил Атласа подержать небесный свод? (назвать подвиг).


Группа 3

В знойной Ливии Геракл встретил великана ростом с корабельную мачту. Какой могла быть высота мачты?


Ясон поход готовить стал.
Со всех концов он в Иолк созвал
Героев, в Греции известных, -
Могучих, храбрых, в дружбе честных.

В Элладе такого ещё не случалось,
Чтоб столько героев вместе собралось
Идти в далёкий поход боевой.
И самый известный на свете герой,

Великий Геракл,
тоже собрался в поход,
Где слава отважных участников ждёт.

Путешествие очень опасное, поэтому Ясон отбирал самых сильных, отважных, кому можно доверять, на кого можно положиться, кто отличался праведным поведением.

Могучие, прекрасные, как боги, -
Их ожидают к подвигам дороги.
И нет опасностей, что их смогли бы устрашить.
И нет преград, что их смогли б остановить.

А какие опасности подстерегали аргонавтов? (ученики перечисляют)

Нам предстоит решить задачи, связанные с путешествием аргонавтов.

Морских просторов покоритель,
“Арго”, сигнал к отплытью ждёт.
Искусный кораблестроитель,
Арг из Иолка, сам ведёт
Последние приготовленья.
Корабль “Арго” - его творенье.

Город Иолк - отнюдь не фантастический город. Он реально существовал в Фессалии и существует до настоящего времени под названием Волос. Иолк — не вымысел, а реальность, оставившая после себя вещественные доказательства: камни дворца можно увидеть и потрогать.
(Фишка за РЕАЛЬНОСТЬ)

Древним грекам понадобилось 3 месяца для возведения корабля. Современные кораблестроители трудились значительно дольше –за 15 месяцев тяжелого труда они построили всего лишь четверть корабля копии «Арго». (Фишка за МИФ)
Строители применяли только античные методы и древние инструменты, которые были 3500 лет тому назад. Чтобы спроектировать гребное судно, мастера использовали изображения с древних ваз и фресок, а также кораблей того периода, чьи останки и рисунки находятся в музеях и библиотеках разных стран. (Фишка за РЕАЛЬНОСТЬ)

Задание : выдается конверт.
Группа 1
Определить длину корабля, на котором аргонавты совершили путешествие в Колхиду.


Бежит "Арго". Призывно манит море...
Наполнен парус. Вольно на просторе!
Вот солнца луч корму позолотил -
Теплом и светом аргонавтов одарил.

Недолго ветрами гонимый,
"Арго" ретивый в море плыл.
Пополнить им необходимо
Свои запасы.

Но случилось непредвиденное:
В этот миг
Гераклу вроде показалось,
Что слышит он Гиласа крик.

Тут Полифем из чащи вышел -
Гиласа тоже он искал
И говорил, что ясно слышал,
Как тот друзей на помощь звал.

"Ты говоришь: на помощь звал?
Наверно, он попал в беду!
Я не вернусь", - Геракл сказал, -
"Пока я друга не найду."

Мог ли Геракл поступить иначе? (ответы детей).
Ради друга Геракл отказался от дальнейшего путешествия, следуя голосу совести.

Ясон сидел, как громом поражённый -
Он сильно за друзей переживал,
И, в думы мрачные угрюмо погружённый,
Он ничего вокруг себя не замечал.
Но …
Много испытаний впереди -
И их достойно надо перенести.

Там, где пролив моря соединяет,
Проход между высоких скал зажат.
Опасность там всегда подстерегает,
И волны бешено там пеною кипят.
На том проливе - вечное проклятье:
Там скалы грозные стоят.
Они расходятся и сходятся в объятье
И неизбежной гибелью грозят.

Речь идет о Боспоре Фракийском (нынешний Босфор, именно здесь корабль «Арго» едва не раздавили Симплегады, они же Лазурные утесы).(фишка за РЕАЛЬНОСТЬ)

Что делать? Как меж скалами проплыть
И не попасть в подземный мир теней?
И вспомнили герои, что пустить
Им голубя советовал Финей.

фрагмент из мультфильма «Аргонавты» - «Прохождение «Арго»меж скалами»

Задача – задания для 2-й группы.
Группа 2
Чтобы выяснить, успеет ли корабль проплыть между двигающимися скалами, Ясон выпустил голубя. С какой скоростью летел голубь?
8(2х - 3) = 2 (7х + 78)
Миф или реальность: возможно прохождение корабля меж скалами?
(фишка за РЕАЛЬНОСТЬ)

Весь день "Арго" по морю плыл.
И, вот, вдали позолотил
Закат верхушки гор высоких.
За ними, средь долин широких,
Колхида древняя лежала
И аргонавтов ожидала.
Вот берег, наконец. Колхида!
От одного её лишь вида
Быстрее в жилах кровь бежит.
Что впереди им предстоит?
Что их в Колхиде ожидает?

Фрагмент из мультфильма «Аргонавты» - «Задание Ясону»

Задача – задание для 3-ей группы
Группа 3
Ясон засеял зубами дракона поле Ареса. Из зубов дракона выросли воины, вооруженные копьями или мечами. Копьями были вооружены 1860 воинов, что составляет от числа воинов, вооруженных мечами. Сколько всего воинов выросло?
Выполнение задания 5-7 минут.

Презентации ответов каждой группы. Миф или реальность…

Ясон и его друзья успешно прошли испытания, и награда не заставила долго ждать

В священной роще под горою
Руно на дереве висит,
И вот, руно - в руках героя!
Ясон безмерно счастлив был.
Он, наконец, руно златое
Наперекор всему добыл!

Домашнее задание (результаты исследовательской работы)
1 гр. Золотое руно –миф или реальность?
В Колхиде находят подтверждения сказочных историй. Так в Западной Грузии обнаружено месторождение золота. Рядом находилось заброшенное оборудование для его добычи и переработки. По мнению ученых, все это вполне могло принадлежать царю Колхиды Ээту. А в 1984 году со дна в районе мыса Калиакра был поднят золотой слиток в виде растянутой овечьей шкуры…
Вывод группы: золотое руно - реальность

2 гр. Маршрут аргонавтов возможен или нет?
Ни у кого в наши дни не вызывает сомнение тот факт, что за рассказом об аргонавтах стояли реальные события, связанные с плаваниями древних греков в Черное море из Эгейского через Мраморное море, Босфор и Дарданеллы (показ карты).
Современные аргонавты проделали свой путь вдоль побережья Эгейского моря, затем в Мраморное море и лишь оттуда в Черное. В период ранней античности моряки всегда путешествовали так, чтобы видеть берег, служивший им ориентиром.
Результаты археологических раскопок последних ста пятидесяти лет подтвердили наличие исторической основы у мифов о героях — это предметы материальной культуры и остатки построек II тысячелетия до н.э., найденные именно в тех географических пунктах, о каких повествуют мифы.
Все плавание заняло четыре месяца — срок вполне возможный, это не два дня и не двести лет, как могло бы быть в сказке.
Пятидесятивесельный корабль «Арго» сделан из пелионских сосен и дуба в носовой части. Лучшим доказательством его действительного существования служит тот факт, что несколько лет тому назад построили корабль в подражание «Арго» и он совершил плавание по древнему маршруту из Волоса в Поти, продемонстрировав, что ничего невозможного в этом нет. Сейчас этот «Арго» XX века представляет собой один из любопытных музейных экспонатов Грузии.
Вывод группы: таким образом, мы видим, что география мифа об Аргонавтах реальна.
3 гр. Ясон — человек или легенда?
Ясон - потомок царей Фессалии, известной в древности как страна чародейства; согласно одной из мифологических версий, бог врачевания Асклепий родился именно в Фессалии.
Ясон, согласно Гесиоду , долгое время жил у кентавра Хирона в пещере лесистого Пелиона и там научился искусству врачевания. В роду Ясона был человек, обладавший даром прорицания.
Живя в Фессалии около Иолка, Ясон занимался земледелием и имел к этому особое расположение.
Таким образом, Ясон предстает перед нами не как могучий и отважный воин, а как мирный человек, сведущий в магии и врачевании, знающий целебные и волшебные свойства растений; на воинственного эпического героя он совсем не похож.
Следует отметить, что поход Аргонавтов был акцией сугубо мирной, это был всего один корабль.
Во всяком случае, одного корабля и даже пятидесяти пяти участников, во главе которых не воин, а врачеватель, недостаточно для достижения военных целей в далекой Колхиде. Это была мирная экспедиция за золотым руном и только.

Таким образом, мы с вами, подсчитав фишки, убедились:

Да, действительно, в мифах
Немало и правды, и печали,
Встречается порой и милый вздор.
А кой о чем мы с вами умолчали,
Оставив для фантазии простор.

А как вы думаете, что заставило аргонавтов отправиться в неизведанное опасное путешествие? (Ответы детей)

Познать мир – труднее дела нет,
А познать себя – еще сложнее.

И вам сейчас предстоит не менее сложная задача – оцените себя, ответив на вопрос мудреца из притчи.

Рефлексия

Притча
Шел мудрец, а навстречу ему 3 человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого он спросил: «Что ты делал целый день?» И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: «А что ты делал целый день?», и тот ответил: «А я добросовестно выполнял свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: «А я принимал участие в строительстве храма!»
Кто ответил бы также как первый человек? (поднимают руки)
Кто ответил бы также как второй человек? (поднимают руки)
Кто ответил бы также как третий человек? (поднимают руки)

Работа по исследованию заканчивается исполнением песни «Арго» из кинофильма «Веселая хроника опасного путешествия».
Категория: Внеклассные мероприятия | Добавил: ТатьянаТатьянка (2014-02-04) | Автор: Брозголь Т.А., Паньковец И.А. E
Просмотров: 1278 | Теги: математика, путешествие аргонавтов, самопознание, литература, подвиги Геракла | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2025-01-11, 0:46 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru