Цветкова И.А., ГУ «СОШ № 18», г. Семей Восточно-Казахстанская область Классный час в 10 классе «Летопись горького времени» (Размышляя над страницами произведений воскрешенной казахской литературы) Цель: приобщение учащихся к истории Отечества Задачи: 1) уметь составлять рассказ о писателе, поэте, анализировать лирическое произведение, делать выводы, обобщать; 2) развитие устной речи, выразительного чтения учащихся; 3) воспитание патриотических чувств средствами литературы, приобщение к истории Отечества. Оборудование: портрет Ахмета Байтурсынова, Магжана Жумабаева, Шакарима Кудайбердинова, Мыржакыпа Дулатова, Жусипбека Аймауытова, Сакена Сейфуллина, Ильяса Жансугурова; хрестоматии, учебники; Альманах «Алем», книги, газетные публикации; плакаты с надписями. Эпиграфы и надписи на плакатах: Хотелось бы всех поименно назвать… А.Ахметова И мы не вернемся обратно, Но наши потомки не раз У памятника, вероятно, По–доброму вспомнят о нас С.Сейфуллин Да, муза поэта хранима Народом до лучших времен… Бессмертны стихи Шакарима, Он нам навсегда возвращен Б.Канапьянов Забудут люди, но помнят потомки Героев, павших в сраженьях жестоких. Забудут люди, но помнят ветра Героев, разбивших злого врага. Забудут люди, но помнят вершины Героев, что огненный подвиг свершили. Забудут люди, но помнит земля Героев, чья кровь ею поглощена. Пока есть просторы казахских кочевий – Герои останутся в памяти вечной! М.Жумабаев Ход урока 1. Орг.момент 2. Вступительное слово учителя: Деление класса на «5 аулов» (по именам пяти поэтов) 1. Шакарим Кудайбердиев; 2. Ахмет Байтурсынов; 3. Мыржакып Дулатов; 4. Жусипбек Аймауытов; 5. Магжан Жумабаев. 3. Беседа по вопросам: - Что такое возвращенная литература? - Подберите синонимы к этому слову. - Воскрешённая, запрещенная, расстрелянная. - Примеры (поэты и писатели) из русской литературы ХХ века? - Булгаков, Зощенко, Ахматова, Пастернак и другие. 4. Слово учителя: Задача нашего классного часа – узнать, чем же неугодны были казахские поэты своему правительству, за что они были уничтожены, что было крамольного в их поэзии, почему она была запрещена, изъята, а чтение стихотворений этих авторов подвергалось гонениям. Итак, мы начинаем… «Хотелось бы всех поименно назвать, Да отняли список, и негде узнать», - писала Анна Ахматова в поэме «Реквием» о тех страшных днях, когда тысячи советских людей незаконно с уголовниками и другими преступниками томились в ГУЛАГАХ по всей территории Советского Союза, а многочисленные очереди из родственников стояли дни и ночи в надежде узнать что-либо о судьбе ближних. Это о тех страшных днях, когда власть имущие могли свободно вычеркнуть любую фамилию из списка писателей, перечеркнуть их прошлое, настоящее и будущее. В истории нашей многонациональной страны сталинские репрессии являются самыми кровавыми страницами. В годы террора уничтожено 1 300 советских писателей (не только русская, но и литература братских народов уничтожена под корень). Сколько невинных расстрелянных, замученных в учреждениях ГУЛАГа! Кстати, к ним мы можем отнести и тех, кого ни разу не арестовывали, но страдали их близкие (например, судьба Анны Ахматовой, Бориса Пастернака, Андрея Платонова). Каток репрессий уничтожил мечты и надежды пробужденных революцией социальных низов. Репрессированы были позиции, взгляды, концепции, научные открытия. И самое страшное – репрессиям подвергались целые народы. 5. Историческая справка, подготовленная учащимися. Казахстан в период коллективизации. В ходе хлебозаготовок репрессиям было подвергнуто около 31 тысячи крестьян. С 1 октября 1928 года по 1 декабря 1929 года было расстреляно 277 крестьян. За период с 1929 года по 1933 год к высшей мере наказания – расстрелу было приговорено 3 386 человек, заключено в концлагеря на срок от 3 до 10 лет 13 151 человек. В Акмолинском и Карагандинском округах для организации новых лагерей в 1930 году было отведено 110 000 гектар земельного массива. Возникли новые в те годы аббревиатуры КАРЛАГ (Карагандинский ГУЛАГ), АЛЖИР (Акмолинский лагерь жен изменников Родины). За 1933 год были арестованы 22 тысячи человек. В результате репрессий пострадала казахская творческая интеллигенция. Были репрессированы и физически уничтожены основатели казахской литературы – Сакен Сейфуллин, Ильяс Жумабаев, Мыржакып Дулатов, основатель казахской лингвистики Ахмет Байтурсынов, видный ученый – языковед, профессор К.Жубанов, основатель казахской исторической школы профессор С.Д.Асфендияров, один из руководителей казахского филиала АН СССР М.Туленов. В Казахстане репрессиям подвергались не только семьи, но и роды. 6. Слово учителя: Теперь это все позади, но осталась поэзия… та, которую долгое время не печатали, не знали. И цель нашего классного часа: приоткрыть дверь в трагический, но удивительный по красоте душевной мир. … Были люди, писали, осталось их наследие. Чем же люди были так не угодны существующему режиму? За что же их пытали, расстреливали? За что их не печатали столько лет? 50-60 лет для истории этого мало, но это вся человеческая жизнь. Забытые имена, загубленные судьбы и культура. Но суд памяти берет свое. И вот у нас, в Казахстане, как и по всей стране, в 1988 году реабилитирована группа тех, кто стоял у источников казахской литературы. Вот их имена: Магжан Жумабаев, Мыржыкып Дулатов, Ахмет Байтурсынов. И наконец, Шакарим Кудайбердиев – поэт, призрак, переводчик, теорик музыки, мыслитель. Некоторые имена начали появляться ещё во времена «оттепели» 50-х 60-х годах ХХ века. Это Ильяс Жансугуров, Сакен Сейфуллин. Тогда же появились и их книги, слова их заучивались и повторялись, как молитва. И мы не вернемся обратно, Но наши потомки не раз У памятника, вероятно, По-доброму вспомнят о нас. В истории казахской литературы достаточно белых пятен, одно из них это имя Шакарима (см.эпиграф). 7. Сообщение учащихся, чтение стихотворений и их анализ – по «аулам». 1-ый «аул» Шакарим Кудайбердиев (1858-1931) (Биографии поэтов на русском и казахском языках). Выразительное чтение стихотворений (наизусть) и их анализ. Чтение стихотворений на русском и казахском языках: «О себе», «Был рожден», «Без сердца истина обман». 2-ой «аул» Учитель: «Более полувека его имя не занимало достойного места в истории и литературе Казахстана – Ахмет Байтурсынов (1873-1938) (Биография, чтение стихотворений, анализ). Стихотворение «Кангыру» и другие. 3-ий «аул» Учитель: «Многогранна, удивительно активна, деятельна жизнь Мыржакыпа Дулатова, трагически оборвавшаяся в 1935 году (1885-1935)» (биография, чтение стихотворений, анализ): «Рассвет», «Наурыз», «Пожалейте сирот». 4-ый «аул» Учитель: «Хороший город – Семь Палат», писал Жусипбек Аймауытов (1889-1931). Его творческое наследие в течение многих 10-летий было под запретом. В 1988 году Верховным судом Каз ССР он был полностью реабилитирован в виду отсутствия в его действиях состава преступления» (биография, чтение стихотворений, анализ). Стихотворение «Кочевка» и другие. 5-ый «аул» Учитель: «У него были прекрасные задатки, его поэтический облик сродни есенинскому.» Магжан Жумабаев (1893-1938) (Биография, чтение стихотворений, анализ): «Казахский язык», «Мое желание», «Темная ураганная ночь». 8. Выводы (делают сами учащиеся в виде кластеров, пятистиший, эссе). 9. Заключительное слово учителя. (После вопроса «Что вам дал этот урок?). Истинное искусство не подвластно времени. Как ни вспомнить здесь слова Ахмета Байтурсынова: «Наше время – это дитя прошедшей эпохи и отец эпохи грядущей». Лишь после того, как мы научимся уважать наследие прошлого, можно говорить о будущем. Забудут люди, но помнят потомки Героев, павших в сраженьях жестоких. Забудут люди, но помнят ветра Героев, разбивших злого врага. Забудут люди, но помнят вершины Героев, что огненный подвиг свершили. Забудут люди, но помнит земля Героев, чья кровь ею поглощена. Пока есть просторы казахских кочевий Герои останутся в памяти вечной! - Магжан Жумабаев Книги, столько лет пылившиеся на полках, возвращаются к народу… ЖУСУПБЕК АЙМАУЫТОВ (1889-1931) Жусупбек Аймауытов – поэт, прозаик, драматург, критик, публицист. Родился в 1889 году в Семипалатинской области. Отец его Аймауыт и дед Дендебай были простыми людьми со средним достатком. До 15 лет прожил в родном ауле. С 15 до 18 лет учил ребят, был муллой. В 1907 году поступает учиться в Кереку – двухклассную русско-казахскую школу. 1914-1919 – учитель семинарии в Семипалатинске; 1919 – переходит на сторону Советской власти; 1920 – на партийной советской работе в Семипалатинске, Павлодаре; 1920-1922 – работа в Наркомпросе в газете «Қазақ тілі»; 1922-1924 – учительствует в Каркаралинске; 1924-1926 – сотрудник газеты «Ақжол» в г.Ташкенте; 1926-1929 – директор Чимкентского педтехникума; 1929 – арест; 1931 – расстрел. Отец Жусупбека хорошо играл на домбре. Он сам рано начал проявлять интерес к литературе. Первые стихи начал писать в 13 лет. В 1916 году написал свою первую пьесу. Велико творческое наследие Аймауытова. Здесь и романы «Қартқожа», «Ақбилек», и повесть «Вина Куникей», рассказы, сказки, переводы, учебники, критические статьи. Разносторонне одаренный, Жусупбек стоял у истоков современной казахской литературы, работал над развитием жанров. Особенно велик его вклад в развитие драматургии. Первый роман казахской советской литературы был написан Жусупбеком Аймауытовым. Особо можно выделить в романе четкую авторскую позицию. Он глубоко и ясно понимает закономерность возникновения у людей неудовлетворенности жизнью, их стремление к лучшей жизни. Автор реалистически изображает жизнь аула, не смягчая и не сгущая красок. Роман «Ақбилек» не выходил отдельным изданием. Он был впервые напечатан в 1927-1928 гг. в нескольких номерах журнала «Равноправие женщин». В романе автор поднимает множество проблем, трудностей. Неразрешимых вопросов, которые встают перед людьми после революции. АХМЕТ БАЙТУРСЫНОВ (1873-1937) Ахмет Байтурсынов родился в ауле номер пять волости Тосын Тургайского уезда. В 13 лет он познал горечь потери близких. За сопротивление царским властям его отца Байтурсына ссылают в Сибирь на 25 лет каторжных работ. Отец, прощаясь с первенцем, скажет: «Какие бы трудности не ждали тебя, преодолей холод, голод, унижение - учись. В доме должен быть человек, который сможет писать мне письма». Мать Ахмета подтачивала камышинки с одного конца и давала их сыну вместо карандаша, когда он учился у аульного муллы. Несмотря на жестокую нужду, она отправляет сына на учебу в Тургай. С 14 лет Ахмет учился в двухклассном русско-казахском училище, затем в Оренбургской русско-казахской школе. С 1895 года, после окончания учительской школы, в течение 10 лет работает в школах Акмолинской и Актюбинской волостей. Революцию 1905 года он встречает в Каркаралинске. В 1910 году Ахмета Байтурсынова высылают за пределы Казахстана в Оренбург. Однако и там он не прекращает изучение языка и литературы, пишет первые учебники и учебные пособия. В этот период он начинает научные поиски в области языка и методики его преподавания, приступает к разработке принципов реформы казахской письменности. В Оренбурге выходит первый сборник его стихов «Маса», где с просветительских позиций автор размышляет о судьбе народа, о его будущем. В 1913 году Байтурсынов создает газету «Казах», редактором которой является вплоть до 1917 года. Революцию 1917 года он встречает членом партии «Алаш», позднее становится членом правительства Алаш-Орды. В 1920 году Байтурсынов вступает в ряды ВКП(б), активно участвует в организации молодой республики. Байтурсынов был членом ВЦИК, членом КазВоенревкома первым комиссаром народного просвещения Каз.АССР, (1920-1921) членом КазЦик, Председателем и научным сотрудником Академического центра края, (1921-1922) председателем общества по изучению казахского края, членом научно-методического совета Наркомпроса. В 1921-1928 годах он работает в казахском институте народного образования, где читает лекции по казахскому языку и литературе истории культуры. В 1928-1929 годах профессор казахского государственного университета. Историческая значимость и деятельность Байтурсынова заключается в том, что он создал национальную систем письменности, усовершенствовал орфографию, которая названа его именем. Новая графическая система, узаконенная в 1924 году, оказала помощь в повышении письменной культуры казахского народа, в ликвидации неграмотности населения. Байтурсынов является основоположником методики обучения казахского языка. Он впервые применил буквенный метод обучения грамоте, создал первый казахский букварь «Оқу құралы», учебник казахского языка «Тіл құрал» Ему принадлежит заслуга в разработке основной лингвистической терминологии на родном языке. В 1926 году вышла его книга «Теория литературы», где собраны образцы устного народного творчества и некоторые произведения казахской письменной литературы. С 26 февраля по 6 марта 1926 года в г. Баку проходил первый всесоюзный съезд тюркологов, где Байтурсынов выступал против латинизации, за что позднее был объявлен националистом. ШАКАРИМ КУДАЙБЕРДИЕВ (1858-1931) Шакарим Кудайбердиев родился в Чингистау. Отец долго болел и умер в возрасте 37 лет. Шакарим воспитывался в семье Абая. Выросший в окружении талантливых людей, Шакарим развивал свои способности в сочетании с добрыми помыслами, все свои умения и навыки передавал людям. Он обучал родных и близких всему, что знал и умел: рисовать, изготавливать ножи, ювелирные изделия и др. Занимаясь большей частью самостоятельно, Шакарим становится одним из образованнейших людей своего времени. Он прекрасно владеет русским, казахским, турецким, персидским, арабским языками. Но круг его чтения не ограничивается только художественной литературой. Шакарим внимательно читает труды по философии, религии, психологии. Постепенно, по мере обогащения житейского опыта, начинает создавать произведения, в которых все большее место занимают просветительские мотивы. В этих произведениях акын смело критиковал давние недостатки земляков, о которых говорил еще Абай: лень, неповоротливость, благодушие, зависть, стяжательство. Интернациональное мировоззрение, лингвистические способности, заложенные Абаем, добрая традиция привели Кудайбердиева к циклу переводов. Был членом Русского географического общества. Смерть Абая, его сыновей, усиление реакции после поражения революции 1905 года глубоко потрясают поэта. В 1906 году он отправляется в дальний путь - в Аравию, Турцию, для того, чтобы познать мир, увидеть новые страны и народы, поработать в знаменитой Александрийской библиотеке. После возвращения Шакарим покидает родной аул и занимается литературным трудом. В 1917 он прерывает свое одиночество, живет в ауле, но в 1925 году снова уединяется в своем охотничьем домике Саят-Кора, где и живет до последнего трагического дня - 2 октября 1931 года, когда один из ретивых «блюстителей порядка», увидел возвращающегося с охоты, застрелил его. Сердцевина идей Шакарима - духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. Он был убежден в необходимости нравственного очищения людей для построения нового общества. Задача педагогов и родителей, по мнению Шакарима, - уберечь юные души от дурных влияний. МАГЖАН ЖУМАБАЕВ (1893-1938) Магжан родился в Северо-Казахстанской области в зажиточной семье. Сначала учился в родном ауле, изучал тюркский, арабский, персидский и русский языки. Вскоре он поступает в медресе Кзыл-жара (ныне Акмола), затем учится в известном медресе Галия (Уфа) у великого писателя Татарстана Галымжана Ибрагимова. Именно в эти годы юноша начинает свои литературные опыты. Первая книга «Шолпан» («Венера») вышла в 1912 году в Казани. В 1913 году поэт приезжает в Омск, где учится у Мыржакыпа Дулатова, поступает в семинарию, которую успешно заканчивает в 1916 году. После революции 1917 года Магжан работает редактором газеты «Знамя свободы». С 1922 по 1923 год живет в Ташкенте, пишет стихи, читает лекции в Среднеазиатском университете, печатается в журналах. Этот период в жизни поэта можно назвать «болдинской осенью», расцветом творчества Жумабаева. Выходят в свет романтические поэмы; вершина творчества «Батыр Баян», «Кобыз Койлыбая», сборник его стихов, единственное прозаическое произведение – рассказ «Грех Шолпан». С 1923 по 1927 годы учится в литературном институте имени В.Брюсова в Москве, занимается переводческой деятельностью. Вскоре после возвращения из Москвы в 1929 году Жумабаев был арестован, якобы за создание подпольной организации, целью которой была подрывная деятельность. С января 1931 года по 1936 год поэт находился в ссылке – в Карелии. В 19336 году, благодаря вмешательству М.Горького и его жены Е.Пешковой, он возвращается в Петропавловск. В декабре 1937 года Жумабаева вновь арестовали, и 19 марта 1938 года в ОГПУ записывают в протокол, что приговор приведен в исполнение: его настигла пуля палача, оборвавшая жизнь. Наиболее полное прижизненное издание М.Жумабаева – сборник «Песни Магжана» (1923г.) МЫРЖАКЫП ДУЛАТОВ (1885-1935) Мыржакып Дулатов родился 25 ноября 1885 года в ауле номер 3 Сарыкопинской волости бывшего Тургайского уезда (ныне Кустанайской области). Рано лишился родителей, мать умерла, когда ему было всего 2 года, отца лишился в 12 лет, находился на попечении состоятельного и влиятельного дяди. Мыржакып получил хорошее образование. Учился в аульной школе, затем в Тургайском двухклассном русско-казахском училище. Окончив педагогические курсы, с 1902 года учительствовал в ауле. В 1906 году в составе группы делегатов М.Дулатов ездил в Петербург: в 1907 году (там же) принимал активное участие в издании газеты «Серке» («Вожак»). В 1909 году вышел сборник его стихов «Оян, қазақ!» («Проснись казах»), а в 1910 году в Казани – роман «Бахытсыз Жамал» («Несчастная Жамал»), в 1913 году в Оренбурге выходит сборник стихов «Гражданин», в 1915 году – литературно-публицистическая книга «терме», в эти же годы автор пишет учебники по литературе, арифметике, переводит на казахский язык ряд произведений Фирдоуси, Крылова, Пушкина, Лермонтова, Шиллера, Тукая. Одновременно вместе с А.Байтурсыновым издает в Оренбурге (1913-1918 годах) газету «Казах». Вскоре М.Дулатов отошел от партии «Алаш-орда» и занялся журналистикой, научной и педагогической работой. В конце 1928 года в Казахстане началось преследование деятелей дореволюционной интеллигенции. М.Дулатову было предъявлено обвинение в нелегальной деятельности по возрождению буржуазно-националистического движения. Он был арестован 17 декабря 1928 года, приговорен к расстрелу, который впоследствии был заменен заключением на 10 лет. Потом – Соловки, Беломорской … Скончался М.Дулатов в лазарете Соловецкого лагеря 5 октября 1935 года «от нарастающего упадка сердечной деятельности», как сказано в медицинском заключении. По ходатайству сотрудников лазарета, где Дулатов работал фельдшером, и по просьбе местных жителей лагерное начальство разрешило похоронить осужденного на вольном кладбище. Имя и творчество М.Дулатова долго было запрещено. Лишь 4 ноября 1988 года он реабилитирован. В 1991 году было издано собрание его сочинений, включающее в себя стихи, прозаические произведения, журнально-газетные статьи. Литература: 1. Казахская литература. Учебник для 10-11 классов (Авторы: Ш.К.Сатпаева, Х.А.Адибаев – Алматы, «Рауан», 1993 и др.года) 2. Хрестоматия по казахской литературе для 10-11 классов (Ш.К.Сатпаев и др.) – Алматы, «Рауан», 1993 г. 3. Р.Н.Кошенова «Возвращенные имена» - Алматы, «Раушан», 1996 г. 4. Казахская литература (Составитель Г.Нигай) – Алматы, 1999 г.
|