Алдошина Т. А. ГУ «СОШ №18» Г.Семей, ВКО. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ТУРНИР ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 6 КЛАССОВ Цель: повторение и закрепление изученного по теме «Фонетика», развитие орфографической зоркости, воспитание любви к языку. Оформление: высказывания о языке, словари. Форма игры: командная. Звучит стихотворение Э.Куклиной Наш язык и скромен, и богат. В каждом слове скрыт богатый клад. Слово «высоко» произнеси- И представишь сразу неба синь. Ты скажи: «Кругом белым-бело»- И увидишь зимнее село. С белых крыш свисает белый снег. Не видать под снегом рек. Вспомнится наречие «светло»- И увидишь: солнышко взошло. Если скажешь слово ты «темно»- Сразу вечер поглядит в окно! Если скажешь «ароматно» ты, Сразу вспомнишь ландыша цветы. Ну, а если скажешь ты «красиво», Пред тобою сразу вся Россия. - О чём это стихотворение? Какой язык является государственным в России? - А какую функцию выполняет русский язык в Казахстане? - А знаете ли вы, что есть языки, обслуживающие только одну нацию или народность, есть - принадлежащие двум или более нациям: португальский - в Португалии и Бразилии, испанский- в Испании и в 20 странах Центральной и Южной Америки. Бывает и так, что одна нация говорит на нескольких языках. Так, швейцарцы пользуются французским и немецким, а канадцы - английским и французским. Русский язык служит языком межнационального общения для многих. Ты говоришь всегда, индус, На языке своём. Китаец, турок, серб иль чех, Датчанин, грек иль финн, Конечно, вам дороже всех Родной язык один. А я судьбу благодарю. Мне выше счастья нет, Что вот по-русски говорю Уже 13 лет. - А кто может помочь нам лучше узнать язык, кто станет нашим добрым помощником, когда нужно узнать лексическое значение слова или его правописание? Конечно, словарь! Усердней с каждым днём гляжу в словарь. В его столбцах мерцают искры чувства. В подвалы слов не раз сойдёт искусство, Держа в руках свой потайной фонарь. На всех словах - события печать. Они дались недаром человеку. Читаю: «Век. От века. Вековать. Век доживать. Бог сыну не дал веку. Век заедать. Век заживать чужой». В словах звучит укор, и гнев, и совесть. Нет, не словарь лежит передо мной, А древняя рассыпанная повесть. Наша игра пройдёт в форме рыцарского турнира. Давайте проверим, как вы выполнили домашнее задание: определили по словарю лексическое значение слов «рыцарь», «турнир», «Дама сердца». - Звучат ответы команд. - В старину рыцари посвящали турнир Прекрасной Даме. У нас в этой роли выступит Фонетика. «Разминка перед боем» . Блиц-опрос. 1. Что такое фонетика? 2. Как называется процесс изменения согласных звуков? 3.С какими звуками происходит редукция? 4. Что изучает фонология? 5. Назовите виды редукции. 6. Какое ударение в русском языке? 7. Что такое фонема? 8. Какие звуки подвергаются только количественной редукции? 9. Назовите сонорные согласные. 1 поединок. Задание по группам. Данные слова расписать в 3 столбика: 1) с безударной проверяемой гласной, 2) с непроверяемой гласной, 3) с чередованием в корне. Ин…й, просл…влять, к…ртина, г…ризонт, насл…ждение, выр…стить, к…саться, впеч…тление, уб…рать. 2 поединок. Среди данных слов найдите слова, в которых 1группа - количество звуков равно количеству букв. 2 группа – звуков больше, чем букв. 3 группа – звуков меньше букв. 3 поединок. Данные слова распишите в два столбика, в зависимости от происходящих в них процессах ассимиляции и диссимиляции. Повозка, кость, зонтик, мягкий, лёгкий, гости, молотьба, дождь, чтобы, ложка, сдать, бантик. -А как проверить написание слов с парными согласными? 4 поединок. Ударный слог, ударный слог, Он назван так недаром. Эй, невидимка-молоток, Отметь его ударом. Работа над орфоэпией. Правильно расставить ударения в словах. Косит косец, А зайчишка косит, Трусит трусишка, А ослик трусит. Скорей, сестра, на рыб взгляни, Попались на крючок они. В ведёрко руку окуни, Не бойся, это окуни. От удивленья ахнул кок И почесал затылок: Капустный бросился вилок Вскачь от ножей и вилок. - Какое явление вы увидели? Объясните лексическое значений омографов. 5 поединок. «Поэтический» Каждый рыцарь должен был уметь не только умело скакать на коне, владеть оружием, играть на музыкальном инструменте, но и сочинять стихи. По данным рифмам сочините стихотворение – буриме. Фонемы- проблемы, язык – родник. - К какому же выводу вы пришли? - Важно ли хорошо владеть словом? Русский язык, как могучая Волга ты. Тоже приволен, широк и велик. Вот почему я стремлюсь к тебе смолоду, Сызмала жадно приник. Отдав свой дар моему поколению, Стал ты источником жизненных сил. Пушкинским словом и мудростью Все языки ты открыл. Объявление итогов турнира. Награждение победителей.
|