Алдошина Т. А. ГУ «СОШ №18» Г.Семей, ВКО. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 6 КЛАССОВ «СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ» Цель: обобщить сведения по разделам языка и литературы, выявить уровень знаний учащихся, развивать познавательный интерес. Оформление зала: высказывания писателей о языке и литературе, словари, переносная доска. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ. А. Н. Толстой писал: «Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего дождя, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью». Ему вторит другой русский классик – Н. В. Гоголь: « Перед вами громада – русский язык. Наслаждение глубокое зовёт вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его». Так давайте прислушаемся к мудрому совету и насладимся красотой русской речи. Представление участников игры, членов жюри. Каждая команда должна продолжить стихотворение, первую строчку которого начинает ведущий. Раунд 1. «Блиц- опрос» 1команда 1. На каком языке писал Пушкин? 2. Что изучает лексика? 3. Как называется предложение с одним главным членом? 4. Какая часть речи указывает на предмет, но не называет его? 5. Как называется раздел науки, который изучает постановку знаков препинания? 6. Что стоит в слове перед корнем? 7. Какой член предложения отвечает на вопросы косвенных падежей? 2 команда. 1. Что изучает морфология? 2. Какой член предложения отвечает на вопросы «куда?», «где?». 3.Какая часть речи обозначает признак предмета? 4. Как называется предложение с двумя главными членами? 5. Как называется разбор слова по звукам? 6. Как называется предложение, содержащее вопрос? 7. Как называется предложение, в котором две грамматические основы? 3 команда. 1. Какая часть речи обозначает предмет? 2. Что такое морфема? 3. Как называется разбор предложения по членам? 4. Как называется предложение, в котором нет второстепенных членов? 5. Что изучает фонетика? 6. Как называются слова с одинаковым корнем? 7. Какой член предложения отвечает на вопрос «какой?» Раунд 2. «Заморочки из бочки». Продолжите пословицу. 1. Встречают по одёжке… 2. Не зная броду… 3. Не плюй в колодец… 4. Не родись красивой… 5. С миру по нитке… 6. Рыба ищет, где глубже… 7. Без труда… 8. Заставь дурака Богу молиться… 9. Сколько волка не корми… 10. Гусь свинье… 11. Мели, Емеля… 12. Шила в мешке.. Раунд 3. «Игра в игре». Учитель называет концовку строк, написанных знаменитыми поэтами. Нужно в течение 1 минуты вспомнить строки и назвать автора. 1 команда 2 команда 3 команда …зелёный …недаром …уменье …том …пожаром …понежней …учёный …отдана … соловей …кругом …боевые …ни садитесь …заводит …какие …не годитесь …говорит …Бородина …бродит …сидит Раунд 4. «Ты мне – я тебе». (Знание значений фразеологизмов) Раунд 5. «Дальше, дальше» 1 команда 1. Кто написал пьесу «Снегурочка»? 2. Что искал Буратино? 3. Как звали жену Зевса? 4. Кто говорил «По щучьему велению, по моему хотению»? 5. Кто автор басни «Волк и ягнёнок»? 6. Определите жанр «Колобка». 7. Сколько было поросят в сказке? 8. Кто написал сказку «12 месяцев?» 9. На чём путешествовала лягушка – путешественница? 10. Кто произносил слова «Сим-сим, откройся»? 11. Кто автор сборника «Миргород»? 12. Кто совершил 12 подвигов? 13. Как звали собаку Герасима? 14. Какой поэт родился 30 февраля? 15. На какой улице жил «человек рассеянный»? 2 команда. 1.Кого полюбила Снегурочка? 2. Где растёт «дуб зелёный»? 3. Назовите обращение из стихотворения «Бородино». 4. Что потребовала Оксана у кузнеца Вакулы? 5. Какое природное явление помешало свадьбе Марьи Гавриловны? 6. Из чего родилась Афродита? 7. Как звали бога весеннего солнца у славян? 8. На каком языке говорил Герасим? 9. Кто подковал Блоху? 10. Назовите отчество драматурга Островского. 11. Что делал пушкинский кот, когда ходил налево? 12.За чем поплыли аргонавты? 13. Назовите пятую повесть из «Повестей Белкина»: «Выстрел», «Станционный смотритель», «Метель», «Гробовщик» и… 14. Из какого цветка появилась Дюймовочка? 15. Назовите фамилию кота из Простоквашино. 3 команда. 1. Как звали мать кузнеца Вакулы? 2. Где проходила ярмарка у Гоголя? 3. Кто автор «Муму»? 4. С кем обвенчалась Марья Гавриловна в повести «Метель»? 5. Какая древнегреческая богиня родилась из головы Зевса? 6. Сколько братьев было у Снегурочки? 7. Какое прозвище было у Митраши в «Кладовой солнца»? 8. Как звали баснописца Крылова? 9. Что украл черт в ночь перед Рождеством? 10. Кто из героев Гоголя ел вареники без помощи рук? 11. Какого бога звали громовержцем? 12. Назовите антоним трагедии. 13. Из чего был вылит стойкий солдатик? 14. Кто автор сказки «Курочка ряба»? 15. На каком корабле путешествовал Язон? Работа жюри. Чтение стихотворения И. Гришашвили «Овладей русской речью» Игра со зрителями. 1. Заменить существительное мужского рода на существительное женского рода. Кот, козёл, осёл, бык, гусь, ёж, кролик, слон, волк, тигр, боров, баран. 2. Назвать детенышей животных: ёж, волк, медведь, лошадь, белка, корова, овца, собака, утка, индюк. Награждение победителей.
|