Главная » Статьи » В помощь учителю » Внеклассные мероприятия |
Внеклассное мероприятие по русской литературе в 5 классе по сказкам Г.Х. Андерсена. «Чудесный мир сказок Андерсена» Цели: повторить сказки Г.Х. Андерсена, обобщить изученное на предыдущих уроках, совершенствовать навыки развёрнутого устного ответа; продолжить обучение работе в группе; пробудить у учащихся интерес к чтению, сочувствие; развивать творческие способности учащихся. Учащиеся делятся на 2 команды: две команды игроков и команду зрителей, которые тоже участвуют в игре. Оборудование: ИКТ- презентация; рисунки учащихся к сказкам; книги со сказками Андерсена, листы с ответами для жюри, необходимые предметы или картинки для конкурсов. Ход мероприятия 1. Вступление. Прослушивание музыкального клипа «В мире много сказок». Вед.: Сегодня мы поговорим о «короле сказок». Королем сказок по праву считают Ганса Христиана Андерсена. Наверное нет в мире человека, которому бы не было известно имя этого замечательного сказочника. Он сочинял обаятельные сказки. Андерсен писал о причудливых феях, эльфах, троллях, но главное в его сказках - человек. Все его сказки, о чем бы он ни писал, рассказывают о людях, их мечтах, поступках, о скрытых тайнах души. Волшебный мир андерсеновских сказок покорял и покоряет своей добротой и поэтичностью « Там сверкали бенгальским огнем стены снежных дворцов, дикие лебеди летели над морем в котором, как лепестки цветов, отражались розовые облака и оловянные солдатики стояли на часах на одной ноге, сжимая длинные ружья» - писал К.Паустовский, передовая детские впечатления от знакомства с этим чудесным миром. Андерсен был похож на соловья и пел о счастливых и несчастных, о добре и зле, которые нас окружают, он понимал людей и сочувствовал им. Так вот! 2. Биография сказочника (презентация ) - Перед вами портрет великого сказочника. Ганс Христиан Андерсен родился в Дании, в маленьком городке Оденсе. Этот город находится на острове Фюн. Жил он в семье прачки и сапожника. Первые сказки он услышал от отца. Мальчик переделывал сказки по-своему, украшая их, и в неузнаваемом виде снова рассказывал их. Андерсен был единственным ребенком в семье и, несмотря на бедность родителей, жил вольно и беззаботно. Его никогда не наказывали. У Ганса были самодельные игрушки, картонный кукольный театр. Он забивался в уголок и сам сочинял и разыгрывал для себя спектакли. Чего он только не делал в юные годы — и башмаки чинил, и был певцом, и ходил в школу танцев. Андерсен всю свою жизнь умел радоваться, хотя детство его не давало для этого никаких оснований. Единственной гордостью его семьи была необыкновенная чистота в их доме, ящик с землёй, где густо разрастался лук, и несколько вазонов на окнах, в которых цвели тюльпаны. Их запах сливался с перезвоном колоколов, стуком отцовского сапожного молотка, лихой дробью барабанщиков около казармы, свистом флейты бродячего музыканта и хриплыми песнями матросов, выводивших по каналу неуклюжие барки в соседний залив. Во всём этом разнообразии людей, небольших событий, красок и звуков, окружавших тихого мальчика, он находил повод для того, чтобы радоваться и выдумывать всякие истории. Над ним потешались и дразнили фантазёром... Но Ганс Христиан Андерсен вырос и стал писателем! Андерсен за всю свою жизнь написал 170 сказок и историй. В 1956 году была учреждена международная премия имени Г.Х. Андерсена, которую часто называют «Малой Нобелевской премией». Присуждается она раз в два года. Поначалу премия Андерсена присуждалась только автору лучшей детской книги, а с 1966 года её выдают ещё и лучшему художнику-иллюстратору. Имя Г.Х. Андерсена носит золотая медаль, которой награждаются лучшие в мире детские писатели и художники-иллюстраторы детских книг. Получить эту медаль так же почётно, как стать Нобелевским лауреатом. Ход мероприятия: - А сейчас викторина! В игре участвуют 2 команды. (представление команд). Условия викторины: за каждый правильный ответ команда получает жетон. Побеждает та команда, которая завоюет больше жетонов. «Разминка». Вопросы всем учащимся. Ответивший правильно приносит 1 балл команде или себе (если это зритель): - В какой стране жил Андерсен? (Дания) - Какое из трёх произведений написано не Андерсеном: «Гадкий утёнок», «Русалочка», «Золушка»? («Золушка») - Кто был сыном старой оловянной ложки? (оловянный солдатик) - Какая сказка заканчивается словами: «Так сидели они рядышком, оба уже взрослые, но дети сердцем и душой»? («Снежная королева») - Какая героиня сказки Андерсена удостоилась чести быть воплощённой в бронзе? (Русалочка – символ столицы Дании) - Какое слово должен был сложить Кай в замке Снежной королевы? (вечность) - Что должна была отдать Русалочка ведьме в обмен на ноги? (голос) - Какими по размеру были глаза у первой собаки из сказки «Огниво»? - Назовите знак высшего отличия самой знатной утки на птичьем дворе. (Красный лоскуток) - Есть ли у Андерсена сказка про иглу? (Да – «Штопальная игла») - Кто такой Оле–Лукойе ? 1 конкурс «Узнай сказку по ее началу». Задание 1 команде: « Жил-был принц. И пришло ему время жениться. Он хотел взять себе в жены непременно принцессу, да не какую-нибудь, а самую настоящую…» («Принцесса на горошине»). Задание 2 команде: «Жила на свете одна женщина. У неё не было детей. А ей очень хотелось ребеночка. Вот пошла она к старой колдунье…» («Дюймовочка») Задание 1 команде: «Это было тогда, когда на наших окнах зацвели прекрасные розы. Мы жили дружно и весело, но однажды мне в глаз попал осколок зеркала троллей и я все стал видеть злым и безобразным…» («Снежная королева») Задание 2 команде: «И соловей запел так дивно, что у этого героя слезы набежали на глаза. Он был очень доволен и хотел пожаловать соловью свою золотую туфлю на шею…» («Соловей») 2. конкурс «Бюро находок». Участникам команд выдаются некоторые вещи, предметы, связанные со сказками Андерсена (это могут быть картинки, а не сами предметы). Участникам нужно за 1-2 минуты определить, какому герою что принадлежит. (Предмет нужно показать всем, назвать героя, которому он принадлежит и сказать , из какой он сказки). (Учитель или зрители могут потом задать команде дополнительные вопросы. Например: почему зонтики разного цвета? Если участник отвечает правильно на вопрос, то команде даётся дополнительный балл). Предметы и вещи для команд: два зонтика (яркий и чёрный), варежки, скорлупка грецкого ореха, бумажный кораблик, сердечко, лестница, цилиндр, роза.(Зонтики – Оле Лукойе; варежки и башмачки – Герде; скорлупка грецкого ореха – кроватка Дюймовочки; сердечко– солдатику из «Стойкий оловянный солдатик»; лестница и цилиндр – трубочисту) Конкурс для зрителей В это время зрители получают листок (можно – конверт с разрезанными словами), где вписаны 12 слов из двух сказок Андерсена. Зрители должны определить (кто быстрее), из каких двух сказок взяты слова. Рассыпанные слова для зрителей: крапива, терпение, братья, злая королева, перья, рубашка – «Дикие лебеди». Маленький мальчик, картонный дворец, брошка, табакерка, крыса, рыба – «Стойкий оловянный солдатик» 3. конкурс «Назовите героя сказки» 1 команде: «В самой чашечке цветка оказался маленький человечек, такой светлый и прозрачный, словно он был из хрусталя или утренней росы. За плечами у него дрожали легкие крылышки. А на голове блестела маленькая золотая корона…» (Эльф из сказки «Дюймовочка») 2 команде: «Они уже ходили в школу, на груди у каждого красовалась звезда, а сбоку гремела сабля; писали они на золотых досках алмазными грифелями и отлично умели читать – хоть по книжке, хоть наизусть – все равно. Сразу было слышно, что читают настоящие принцы!» (Одиннадцать братьев-принцев из сказки «Дикие лебеди» 1 команде: «Вечером, когда дети смирно сидят за столом или на своих скамеечках, является…………. В одних чулках он подымается тихонько по лестнице, потом осторожно приотворит дверь, неслышно шагнет в комнату и слегка прыснет детям в глаза сладким молоком. Веки у детей начинают слипаться, и они уже не могут разглядеть его…» («Оле-Лукойе») 2 команде: «Увидав это, злая королева натерла девочку соком грецкого ореха, так что она стала совсем коричневой, вымазала ей личико вонючей мазью и спутала ее чудные волосы. Теперь нельзя было и узнать хорошенькую …….» (Эльза из сказки «Дикие лебеди») 4. Для следующего конкурса – «Пантомима» - нужны по 3 участника от команды. Они получают сокращённый текст одной из сказок Андерсена (см. Приложение). Учащиеся должны показать зрителям то, что написано. Если зрители догадаются, что за сказка, то команда получает 3 балла. Нет -0 баллов. А в это время, пока участники готовятся, со зрителями и оставшимися членами команд проводится 5. конкурс «Сказочная математика» (за каждый правильный ответ – 1балл) - Сколько было оловянных солдатиков в коробке? (25) - Сколько медных монет взял с собой из дупла солдат из сказки «Огниво»?(ни одной) - Рост Дюймовочки?(2,54 см-дюйм) - Сколько устриц носила на хвосте бабушка Русалочки?(12) - Сколько дней каждый год проводили лебеди-братья в родном краю?(11) - Сколько перин, тюфяков и горошин положили на постель принцессе в сказке «Принцесса на горошине»?(20+20+1) - Сколько сыновей и дочерей было у короля в сказке «Дикие лебеди»? (11и 1) Если участники команд ещё не готовы, можно провести со зрителями конкурс - «Город, в котором жил король, был большой и бойкий, что ни день приезжали чужестранные гости, и как-то раз заехали обманщики Сколько их было? (2 обманщиков) Выступление команд с пантомимой. Выставление баллов. Конкурс 6. «Ромашка-викторина» На лепестках импровизированной ромашки написаны задания- загадки. Каждая команда выбирает два-три лепестка. 1. «Весь дом сбежался посмотреть на замечательного путешественника. Его поставили на стол... Каких только чудес не бывает на свете...» («Стойкий оловянный солдатик».) 2. «А он совсем смутился и спрятал голову под крыло, сам не зная зачем. Он вспомнил то время, когда все смеялись над ним и гнали его». («Гадкий утенок».) 3. «Каждый день обманщики требовали для своей работы тончайшего шелку и чистого золота». («Наряд короля».) 4. «Я всю ночь не смогла сомкнуть глаз. Бог знает, что за постель у меня была». («Принцесса на горошине».) 5. «Она встала с постельки, сплела из сухих былинок большой ковер, пошла в подземный ход и прикрыла ковром мертвую птичку». («Дюймовочка».) 6. «Спасибо тебе, милая птичка! - сказал император. - Я изгнал тебя когда-то из моего государства, а теперь ты своей песней отогнала от моей постели ужасные призраки, прогнала даже смерть». («Соловей».) 7. «Всю ночь плела последнюю рубашку. Мыши, бегавшие по подземелью, сжалились над ней и, чтобы хоть немножко помочь ей, стали собирать и приносить к ее ногам разбросанные стебли крапивы...» («Дикие лебеди». Конкурс 7. «Портрет героя» Ведущий 1. Умницы! Но на этом наши загадки не заканчиваются. Я, надеюсь, вы отлично помните, как выглядели герои удивительных сказок Г.- Х. Андерсена. По отрывку из произведения вы должны угадать героя сказки. Побеждает та команда, которая быстрее даст наибольшее количество правильных ответов. 1. «Он некрасив, но у него доброе сердце. А плавает он не хуже, смею даже сказать, - лучше других. Я думаю, со временем он выровняется и станет поменьше. Он слишком долго пролежал в яйце и поэтому не совсем удался». (Лебеденок. «Гадкий утенок».) 2. «Он переодевался каждый час, и один наряд был у него лучше другого. Про других говорили: "Он совещается с министрами", а про этого только и было слышно: "Он переодевается"». (Король. «Новый наряд короля».) 3. «Глаза ее сияли как звезды, но и в них не было ни тепла, ни покоя». (Снежная королева. «Снежная королева».) 4. «Он был похож на настоящего, но весь осыпан бриллиантами, рубинами, сапфирами». (Соловей. «Соловей».) Конкурс 8. «Конкурс капитанов» Ведущий 2. Наступило время, на мой взгляд, самого сложного задания нашей сегодняшней встречи. И конечно же, мы поручаем его нашим отважным и мужественным капитанам. Капитаны, прошу на сцену! Итак, вам предстоит сейчас правильно разложить карточки с именами героев сказок по конвертам. На каждом конверте указаны названия сказок. Тот из вас, кто быстрее своего соперника справится с заданием, выведет свою команду еще на одно очко вперед. Задание 1: Угадай героя по описанию с 3 попыток. 1. Этот герой: А) имеет родного брата, которого люди зовут смертью. Б) получает немало выгодных предложений от пожилых людей, но ни к кому он не приходит за деньги, детей же посещает каждый вечер. В) владеет таинством рецептуры безотказного снотворного средства, способен управлять сновидениями человека с помощью нехитрых приспособлений, обычно используемых людьми для защиты от солнца и дождя. ( Оле Лукойе) 2. Этот герой: А)инвалид с рождения, не повезло ему в последствии, он выпал с третьего этажа дома. Б) совершил вопреки собственному желанию небывалый круиз, включающий в себя пребывание в желудке у рыбы. В) во всех жизненных испытаниях « держался стойко, как и полагается настоящему солдату; ружье на плече, голова прямо, грудь вперед. ( « Стойкий оловянный солдатик) Задание 2. Разложить слова по конвертам 1. «Гадкий утенок» (утенок, индийский петух, куры, птички, гуси, старуха, лебедь, кот). 2. «Снежная королева» (Кай, Герда, бабушка, Снежная королева, принц, принцесса, ворон, ворона, старушка). 3. «Дюймовочка» (женщина, Дюймовочка, колдунья, жаба, жук, мышь, крот, мотылек, эльфы). 4. «Новый наряд короля» (король, обманщики, министр, ребенок). 5. «Дикие лебеди» (принцесса, Элиза, лебеди-принцы, король, мачеха, старушка). 6. «Соловей» (император, соловей, придворные, девочка). .8 конкурс – составить синквейн (нужно познакомить учащихся с этой формы работы заранее на уроках литературы или русского языка). Время – 2-3 минуты. Зрители тоже участвуют (могут работать в паре или индивидуально). Можно использовать записи в тетрадях по литературе с предыдущих уроков. Затем синквейны зачитываются и сдаются жюри. Темы синквейнаов: « Сказки Г.Х.Андерсена», «Г.Х.Андерсен», «Герда» (или имя другого любого персонажа сказки) (Пример синквейна: 1. Сказки Андерсена 2. Мудрые, добрые, современные 3. Учат, сближают, помогают. 4. «В каждой детской сказке заключена вторая, которую в полной мере могут понять только взрослые».(К Паустовский – запись была в тетрадях с предыдущих уроков) 5. Мудрость на все времена Пример синквейна: 1. Г.Х.Андерсен. 2. Трогательный, добрый 3. Любил, наблюдал, прощал, страдал. 4. «Обаятельный чудак, оставшийся до самой своей смерти чистосердечным ребенком, вдохновенный импровизатор и ловец человеческих душ - и детских, и взрослых» (К.Паустовский – запись с урока) 5. Волшебник. 11. Подведение итогов. Выставление отметок. Заключительное слово учителя. Великий сказочник подарил миру множество чудесных произведений. Много лет прошло после его смерти, а мы все слышим его живой голос. Сказки Андерсена учат уважать честных, трудолюбивых, бескорыстных Приложение Для конкурса «Пантомима» 1. Шёл солдат по дороге, ранец за спиной, сабля на боку. И вдруг на дороге встретилась ему ведьма. Она была старая и страшная. Она попросила его залезть в дупло, спуститься вниз и взять огниво, а себе – денег. Обвязала она солдата верёвкой, и солдат спустился вниз. Увидел там дверь, а за ней на сундуке сидит собака. Глаза как два чайных блюдца. Солдат схватил собаку, посадил её на ведьмин передник, открыл сундук и набрал себе денег. 2. Мать уложила Дюймовочку спать, укрыла её одеяльцем, пригладила ей волосы и пошла доить корову. Дюймовочка спала в своей колыбельке, как вдруг через открытое окно в комнату влезла большая мокрая и безобразная жаба. Она прыгнула несколько раз, обрадовалась, увидев Дюймовочку. Мать продолжала доить корову. Жаба приблизилась к Дюймовочке, понюхала её, схватила девочку и попрыгала с ней в сад. | |
Просмотров: 1841 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|