Главная » Статьи » В помощь учителю » Внеклассные мероприятия |
г.Караганда, КГУ "Уштобинская СШ" Аханова М.Н. Внеклассное занятие по литературе, 3 класс. Тема: «И в шутку, и всерьез». Цель: создание устойчивой положительной мотивации к чтению книг на примере жизни, творчества и произведений Н.Н.Носова. Задачи: 1. В игровой форме обобщить и систематизировать знания учащихся о жизни и творчестве Н.Н.Носова, расширить читательский кругозор учащихся, развивать интерес к чтению. 2. Содействовать развитию деятельности, связанной с активной работой мышления: умением анализировать, классифицировать, обобщать. Развивать выразительное чтение, чувство юмора, мышление детей, их речь; 3. Прививать интерес к книге, к слову. Воспитывать бережное отношение к книгам. Способствовать активизации каждого ребенка в деятельности (групповая работа),формированию умения взаимодействовать с одноклассниками. Воспитывать наблюдательность, трудолюбие, стремление к получению знаний; Учитель: Здравствуйте ребята, здравствуйте дорогие наши гости! Повернитесь к гостям, Улыбнитесь гостям. Повернитесь ко мне, Улыбнитесь мне. Повернитесь друг к другу, Улыбнитесь друг другу. Учитель: Наше внеклассное занятие называется: «И в шутку, и всерьёз». (Слайд №1) Чей портрет вы видите на экране? (Слайд 2) - Н. Носова. Сегодня мы с вами поговорим о необыкновенном человеке, о талантливом писателе. Его книги с огромным удовольствием читают дети и перечитывают взрослые. А зовут его Николай Николаевич Носов. Работая в группах, вы расскажете о Н. Носове, расскажете каких героев вы повстречали, и чему они вас научили. У каждой группы есть название: «Улица Колокольчиков», «Аллея Ромашек», «Бульвар Васильков». Откуда взяты эти названия? На ваших столах стоят вазы. Но вазы ваши пустые. Хотите наполнить их цветочками? Цветочки вы будете получать за выполненное задание. В каждой группе было приготовлено сообщение из биографии Н. Носова. Откуда можно взять сведения о писателе? Уч-к 1: Николай Николаевич Носов родился 23 ноября 1908 года в городе Киеве. Отец его был актером. В 19 лет Николай поступил учиться в Киевский художественный институт, но вскоре перевелся на режиссерский факультет Государственного института кинематографии, который и окончил в 1932 году. Более 20-ти лет проработал Николай Носов художником-мультипликатором. Учитель: Посмотрите внимательно на портрет писателя. Как вы думаете, каким по характеру был Н. Носов? Уч-к 2: Носов был человеком необщительным, замкнутым. Он был удивительно деликатным, ранимым и даже неуверенным в себе. От природы обладал разнообразными талантами. О себе Николай Николаевич написал: "В школьные годы мечтал стать музыкантом, потом забросил скрипку, увлекся химией и готовился к поступлению на химический факультет, потом передумал и поступил в Художественный институт, работал в кино. О том, чтобы стать писателем, я не думал». Учитель: Можете ли вы предположить, кем ещё работал Н. Носов? Впоследствии ему довелось поработать землекопом и косарем, возчиком бревен и рабочим кирпичного завода; он увлекался радиолюбительством и фотографией, электротехникой, учился играть на мандолине, торговал газетами и чуть ли не до полного изнеможения играл в шахматы. Учитель: Как же получилось так что Николай Носов стал писать? Уч-к 3: У Николая Николаевича подрастал сын и просил все новых и новых сказок. И вот Носов стал сочинять для него забавные рассказы, которые все так полюбили. Первый его рассказ «Затейники» был опубликован в журнале «Мурзилка» еще до Великой Отечественной войны. А потом вышла его книжка – сказка «Приключения Незнайки и его друзей». Затем появились «Незнайка в Солнечном городе» и «Незнайка на Луне». Носов написал много рассказов и повестей о ребятах, наших сверстниках. И он получил Государственную премию за свои повести и рассказы. (Слайды № 3-4). Учитель: Но произведения Носова до сих пор не устаревают, не выходят из моды, не теряют актуальности. А дети смеются, читая его произведения, в любые времена. На рассказы Н. Носова были поставлены художественные фильмы и мультфильмы. А вы сейчас будете показывать сценки по рассказам Н. Носова. (Слайды№ 5-6). Первая группа «Фантазеры» (Заставка слайд№ 7.) Вторая группа «Живая шляпа» Третья группа «Огурцы» Учитель: Итак, из каких рассказов эти отрывки? Я вам прочитаю отрывок, а вы угадайте из какого рассказа: - Поднялся на ноги и снова – бух! Раз десять падал. Никак на неё взобраться не может. «Что делать?»,- думает. Думал, думал и придумал. «Вот сейчас песочком посыплю и заберусь на нее». Итак, вы хорошо знаете эти произведения. Сейчас мы постараемся выяснить, чему же они нас учат? Рассказ «Фантазеры» (Слайд № 8). Назовите главных героев? Что можете о них сказать? Чем они занимались сидя на лавочке во дворе? Получается у них фантазировать? Фантазия и вранье одно и тоже? Из словаря Ожегова: Фантазировать-выдумывать что-нибудь неправдоподобное, несбыточное. Врать-говорить неправду с выгодой для себя. Какой еще герой есть в этом рассказе? Можно ли назвать то, что придумал Игорь фантазией? Для чего он соврал? Как ребята отнеслись к поступку Игоря? Смогли ли мальчики успокоить девочку? А как вы относитесь к поступку Игоря? Чему учит рассказ? Что написано в шутку, а что всерьёз? Выдумка и фантазия не должны приносить зло людям. Рассказ «Живая шляпа» (Слайд №9) Кто главные герои рассказа? Что их напугало? Как мальчики поступили? А вы бы как поступили? Если бы они знали, кто под шляпой, поступили бы они так? Чему учит рассказ? Что написано в шутку, а что всерьёз? Рассказ «Огурцы» (Слайд №10) Кто герои рассказа? Что сделали ребята? Почему Павлик отдал свои огурцы Котьке? Почему мама не хотела иметь такого сына? Как поступил дедушка-сторож? Простил ли он Котьку? Можно ли его назвать мудрым? Хотели ли вы иметь такого друга, как Павлик? Чему хотел научить Котьку дедушка, сказав такие слова: «А ты на Павлика не смотри, сам понимать должен». Понял ли Котька свою ошибку? Кто ему в этом помог? Чему учит этот рассказ? Что написано в шутку, а что всерьёз? Рассказ «На горке» (слайд №11) Кто герои рассказа «На горке»? Что они строили? Что произошло, когда ребята ушли обедать? Зачем Котька посыпал песком горку? Как отреагировали ребята, когда прибежали на горку? Понравилось ли Котьке работать? Как вы думаете, изменился ли Котька? Кто помог ему стать лучше? Чему учит этот рассказ? Что написано в шутку, а что всерьёз? - Итак, с какой целью написал Носов эти произведения? (Слайд №12) Чтобы: • Развеселить читателя. • Подшутить над кем-нибудь. • Помочь увидеть поступки, поразмышлять над ними. • Разбудить фантазию. • Помочь читателю отличить правильный поступок от неправильного? Значит, произведения Носова учат (Слайд №13). Чему учат: Добру Злу Лени Юмору Благородству Хитрости Дружбе Зависти Какими быть: Честными Лгунами Правдивыми Ленивыми Смелыми Глупыми Любознательными А кто из героев Носова был хвастунишкой, лгуном, лентяем, но в то же время очень любознательным, любопытным, общительным и остаётся всё равно у читателей любимым героем? (Слайд №14) А сейчас мы с вами поиграем в «Поле чудес» по книге Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей». (Слайд №15) I Тур Какие цветы росли у дома коротышек? МАРГАРИТКИ (Слайд 16) II Тур Что впервые в жизни увидел Незнайка в Зеленом городе? АРБУЗ (Слайд №17) III Тур Чем можно измерить коротышек? ОГУРЕЦ (Слайд № 18) Финал В чем обвиняла Медуница Незнайку? САМОУПРАВСТВО (Слайд № 19) Супер игра Как в современном мире называют прибор, который изобрел Смекайло? ДИКТОФОН (Слайд № 20) Кто выиграл СУПЕРИГРУ, тому предоставляется право провести разминку с ребятами (песня «В траве сидел кузнечик») Рассказы Н. Носова учат нас дружить, ценить дружбу. А у Незнайки было очень много друзей. Кто были его друзья? А у вас есть друзья? А кто дома, в семье ваш друг? Это ваши родители, братья, сестры, бабушки и дедушки. Каждый помнит, каким «поэтом» был Незнайка. Пробовали вы сочинять стихи? Вам было дано задание сочинить вместе с родителями рифмованные стихотворения. Давайте посмотрим, что у вас получилось. Конкурс «Сочиняйки, как у Незнайки» (Слайд № 21) ________________________ речку, ________________________ овечку. ________________________ голодный, ________________________ холодный. ________________________ под подушкой ________________________ ватрушка. Вам необходимо в группах прочитать стихи и выбрать два наиболее понравившихся стихотворения. А затем прочитать вслух. Но герой Незнайка хочет вас проверить, насколько вы внимательно читаете рассказы Носова. Вставь пропущенные слова в текст из рассказа «Мишкина каша» (карточки, музыка. Слайд № 22) Мы пошли к тёте _________, рассказали ей всё, обещали, что мы с Мишкой все _________ у неё в огороде выполем, только пусть она поможет нам _________ сварить. Тётя Наташа сжалилась над нами: напоила нас ________, дала пирогов с _______, а потом усадила завтракать. А теперь давайте проверим. (Слайд №23) Читая рассказы Н. Носова, вы многому научились, а особенно мне понравились, как вы создавали свою книжку-малышку. Вот здесь выставка ваших первых книжек – это «Живая шляпа», а потом мы вместе издали целый сборник рассказов Н. Носова. Расскажите, как вы это делали, кто вам в этом помогал. (Детям было дано домашнее задание сделать книжку-верстак из рассказов Н.Носова). Молодцы, ребята! Может быть, в будущем кто-нибудь из вас станет редактором, или художником, а может быть таким же великим писателем, как Н. Носов. Ученик: Носов-детских книг творец. Ну, какой он молодец Сколько книг смешных, чудесных Написать он нам успел. Доброту, и смех, и юмор, Показать всем нам хотел. Учитель:(Слайд №24). Если вам когда- нибудь станет скучно, а на душе одиноко, возьмите в руку книгу, любую из этих и … немедленно читайте. Читайте для себя. И вы почувствуете, что улыбаетесь. На душе такое одушевлённое чувство приятной встречи с хорошим человеком. Посмотрите ваши вазочки наполнились цветочками. Чтобы вы с ними хотели бы сделать? Давайте подарим цветочки нашим гостям, в память о нашей приятной встречи с ними. А на этих сердечках(стикеры) напишите своё пожелание и подарите вместе с цветочком. Резерв: 1. Конкурс «Соединить имена и профессии коротышек». Знайка,Винтик,Пилюлькин,Гусля,Тюбик,Пулька. Доктор, музыкант, учёный, охотник, художник, механик. 2. Конкурс «Бюро находок». Определите, из каких произведений Н. Носова потерялись предметы. (Учитель называет вещи.) Шляпа – «Живая шляпа», Отвертка, винтик – «Приключения Незнайки и его друзей», Лопата, песок – «На горке», Чернила – «Клякса», Учебник математики – «Федина задача». Гусли – «Как Незнайка был музыкантом». Стол, одеяло, дверь – «Затейники». 3.Конкурс «Мозаика». Из данных слов составить названия рассказов Н.Носова. Живая, горке, на, Мишкина, на, задача, Луне, каша, Федина, шляпа, Незнайка. Приложение №1. Сценка «Фантазёры». Мишка и Стасик на лавочке. -Сколько тебе лет? - спрашивает Мишутка. -Девяносто пять. А тебе? -А мне сто сорок. Знаешь, - говорит Мишутка, раньше я был большой-большой, как дядя Боря, а потом сделался маленький. -А я, - говорит Стасик, - сначала был маленький, а потом вырос большой, а потом снова стал маленьким, а теперь опять скоро буду большой. -А я, когда был большой, всю реку мог переплыть,- говорит Мишутка. -У! А я мог море переплыть! -Подумаешь- море! Я океан переплывал! -А я раньше летать умел! -А ну, полети! -А я один раз купался в море,- говорит Мишутка,- и на меня напала акула. Я её бац кулаком, а она цап за голову- и откусила. -Врешь! -Нет, правда! -Почему же ты не умер? -А зачем мне умирать? Я выплыл на берег и пошёл домой. -Без головы? -Конечно, без головы! Зачем мне голова? -Как же ты шёл без головы? -Так и шёл. Будто без головы ходить нельзя! -Почему же ты теперь с головой? -Другая выросла. -«Ловко придумал»,- позавидовал Стасик. Ему хотелось соврать получше Мишутки. -Ну, это что!- сказал он.- Вот я раз был в Африке, и меня там крокодил съел. -Вот так соврал! -Вовсе нет. -Почему же ты теперь живой? -Так он же меня потом выплюнул. Мишутка задумался. Ему хотелось переврать Стасика. -Один раз я шёл по улице. Кругом трамваи, автомобили, грузовики… -Знаю, знаю!- закричал Стасик. Сейчас расскажешь, как тебя трамвай переехал. Ты уже врал про это. -Ничего подобного. Я не про это. -Ну ладно. Ври дальше. Приложение №2. Сценка «Живая шляпа» - Ай-ай-ай! - Чего ты? - Она жи-жи-живая! - Кто живая? - Шля-шля-шля-па. - Что ты! Разве шляпы бывают живые? - По- посмотри сам! - Ой! Ай! - Я у-у-хо-хожу! - Куда? - Пойду к себе домой. - Почему? - Шляпы бо-боюсь! Я первый раз вижу, чтоб шляпа по комнате ходила. - А может быть, её кто-нибудь за верёвочку дёргает? - Ну, пойди посмотри. - Пойдём вместе. Я возьму кочергу. Если она к нам полезет, я её кочергой тресну. - Постой, я тоже кочергу возьму. - Да у нас другой кочерги нет. - Ну, я возьму лыжную палку. - Где она? - Вон, возле стола. - Сейчас я её как тресну кочергой! Пусть только подлезет ближе. - Ага, испугалась! Боится лезть к нам. - Сейчас я её спугну. Эй ты, шляпа! - Давай наберём картошки и будем в неё картошкой стрелять. - Мяу! - Васька! - Наверно, он сидел на полу, а шляпа на него с комода упала. - Васька, миленький, как же ты под шляпу попал? Приложение №3. Сценка «Огурцы». -Мама, я тебе огурцов принёс! -Где ты их взял? -На огороде. -На каком огороде? - Там, у реки, на «колхозном». - Кто же тебе позволил? - Никто, я сам нарвал. - Значит украл. - Нет, не украл, а так просто… Павлик брал, а мне нельзя, что ли? Ну и я взял… (вынимает огурцы из карманов) - Постой, постой! Не выгружай! - Почему? - Сейчас же неси их обратно! - Куда же я их понесу? Они на грядке росли, а я сорвал. Все равно они уже теперь расти не будут. - Ничего, отнесешь и положишь на той же грядке, где сорвал. - Ну, я их выброшу. - Нет, не выбросишь. Ты их не садил, не растил, не имеешь права и выбрасывать. Котька стал плакать: - Там сторож. Он нам свистел, а мы убежали. - Вот видишь, что делаете! А если бы он вас поймал? - Он не догнал бы. Он уже старенький дедушка. - Ну, как тебе не стыдно! Ведь дедушка за эти огурцы отвечает. Узнают, что огурцы пропали, скажут, что дедушка виноват. Хорошо будет? Котька плакал и кричал: - Не пойду я! У дедушки ружьё. Он выстрелит и убьёт меня! - И пусть убьет! Пусть у меня совсем не будет сына, чем будет сын вор! - Ну, пойдем со мной мамочка! На дворе темно. Я боюсь. - А брать не боялся? Мама дала Котьке в руки два огурца, и вывела его за дверь. - Или неси огурцы, или совсем уходи из дому, ты мне не сын! Источник: http://files.webfile.ru/60286a5c4d546b64409b04c4a8085b37 | |
Просмотров: 2544 | Комментарии: 3 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|