Главная » Статьи » В помощь учителю » Внеклассные мероприятия |
Учитель русского языка и литературы РГУ "Республиканская специализированная школа-интернат-колледж олимпийского резерва" в городе Риддер, ВКО Халитова Светлана Евгеньевна Конспект внеклассного мероприятия по русскому языку 8 класс Тема: Война слов: Мы за чистоту речи! Цели занятия: рассмотреть состояние русского языка с точки зрения лексики, в том числе современное его состояние в речи молодежи, повторение сведений о заимствованиях; развитие связной монологической речи, языкового критического мышления, исследовательских, аналитических навыков, умения работать с литературой, аргументировано отстаивать свое мнение, навыки наблюдений за речевыми фактами, умение делать выводы; способствовать воспитанию любви и интереса к русскому языку, культуры речи через осмысленное отношение к языку. Оборудование: доска, мел, интерактивная доска, презентация, видеоролик. Подготовка к занятию: ребята выполняли опережающие задания теоретического и практического (поискового) характера. Ход занятия. 1. Оргмомент (Слайд 1) 2. Актуализация знаний Послушайте одну историю (Слайд 2), которую рассказал Константин Паустовский (Слайд 3): «К одному поэту подошел маленький мальчик и, показывая на вывеску магазина под названием “Антилопа”, задал на первый взгляд наивный, простой, но совершенно современный вопрос: “Я знаю, что такое “анти”, но не знаю, что такое “лопа”.» - Подумайте, почему у ребенка возник такой вопрос? Что навело его на мысль о том, что пришедшее к нам в язык французское слово антилопа, состоит из двух частей? (ответы детей о существовании в русском языке иноязычной приставки АНТИ-). 3. Тема занятия. Целеполагание - Итак, о чем сегодня пойдет наш разговор? (о заимствованиях в русском языке) - Действительно, тема звучит практически как девиз: «Война слов: Мы за чистоту речи!» (запись на доске) Можете пояснить, как вы поняли тему и какие цели мы сегодня должны будем реализовать? (определение целей занятия) Предлагаю сейчас, пока мы еще не начали наш серьезный разговор, проголосовать: как вы думаете, нуждается ли русский язык в заимствованиях? (Слайд 4) По результатам голосования разделяем класс на группы. Задача представителей групп - обоснованно отстоять свою точку зрения или достойно принять "поражение". 4. Работа по теме 1) Сообщение теоретического характера о периодах заимствований (это может быть несколько сообщений, но не более, чем на 1-1,5 мин): “Чудесные превращения иностранцев” – об освоении заимствованных слов. Ранние заимствования из греческого; заимствования 11-14 вв из церковнославянского; в эпоху Петра I; заимствования ХХ века и заимствования XX-XXI вв. - Как видите, заимствований в русском языке большое количество. Во все времена находились им защитники и противники. (Слайд 5) Так, например, министр просвещения России адмирал Александр Семенович Шишков (1754–1841г.г.) пытался заменить слово фортепиано на тихогром. Он же предлагал называть (Слайд 6) мокроступами калоши, а бильярд – шаротыком. Другие примеры приверженцев этой точки зрения: рожекорча – гримаса, самоподымальщик – лифт, сверкалец – бриллиант, телефон – дальноразговорник, любомудрие – философия, многоостровие – архипелаг. Конечно, подобные придумки, как мы уже с уверенностью можем говорить теперь, не прижились в русском языке. В отличие от Шишкова, известнейший литературный критик 19 века (Слайд 7), Виссарион Григорьевич Белинский, отмечал следующее: «Какое бы ни было слово – свое или чужое – лишь бы выражало заключенную в нем мысль, и если чужое лучше выражает ее, чем свое, давайте чужое, а свое несите в кладовую старого хлама». - И тем не менее, заимствования в языке есть. Давайте послушаем, по каким причинам они происходят 2) С сообщением теоретического характера выступает ученик. Последние исследования лингвистов демонстрируют, что около 15% новейших англицизмов заимствуются в связи с отсутствием соответствующего наименования в языке-рецепторе. К ним он относит: инвестор, дайджест, спичрайтер, спонсор, спрей и др. - Благодарим за интересную информацию. Если мы еще раз вспомним причины заимствований, то первые четыре понятны и оправданы (Слайд 8): 1. Потребность в наименовании новой вещи, нового явления и т. п. 2. Необходимость разграничить содержательно близкие, но все же различающиеся понятия. 3. Необходимость специализации понятий – в той или иной сфере, для тех или иных целей. 4. Тенденция, заключающаяся в том, что цельный, не расчлененный на отдельные составляющие объект и обозначаться должен "цельно", нерасчлененно, а не сочетанием слов. 5. Социально-психологические причины и факторы заимствования: восприятие всем коллективом говорящих или его частью – иноязычного слова как более престижного, "ученого", "красиво звучащего", а также коммуникативная актуальность обозначаемого понятия. - Но как вы понимаете пятую причину «Социально-психологические причины и факторы заимствования: восприятие всем коллективом говорящих или его частью – иноязычного слова как более престижного, "ученого", "красиво звучащего", а также коммуникативная актуальность обозначаемого понятия»? (ответы) - Знакомо ли вам понятие «модно» говорить? Объясните его. (ответы) - Итак, это тоже причина заимствований. 3) Результаты наблюдений учащихся - Скажите, а вы сами, ваши друзья используют в своей речи заимствования? (Ответы) - По каким причинам? - Хорошо. Я вас просила понаблюдать за своими товарищами и записать употребляемые ими заимствования. Что вам удалось сделать? (слушаем результаты наблюдений ребят) - Можно ли разделить, например, на две большие группы все записанные вами заимствования на основании новых узнанных вами фактов о заимствованиях? (да: оправданные и модные, сленговые). - Из какого языка пришли к нам в таком количестве как раз «модные» заимствования? (английский язык). - И правда, мы очень часто в последнее время говорим респект, гламурный, шок. Попробуйте проанализировать эти слова: респект – от французского respect, от английского Respect – уважение. Гламурный – от английского glamour “волшебство, чары; шарм”. Шок – от английского choc – удар, толчок. - А теперь давайте послушаем одного англичанина-волонтера, он очень хочет донести до всех нас, как со стороны выглядит употребление некоторых заимствований. 4) Просмотр видеоролика 5) Обсуждение увиденного - Какие мысли вас посетили в процессе просмотра этого ролика? - Что вам уже знакомо, а что узнали нового? - Сравните со своими наблюдениями, всегда ли оправдано использование заимствований в современной речи молодежи? (Сравниваем. Обсуждаем оправданность употребляемых в речи заимствований.) - Как вы считаете, можно ли вовсе обойтись без заимствований? - Убедил ли вас главный герой в том, что неоправданное использование заимствований выглядит некрасиво, а порой и глупо? - Что особенно впечатлило в процессе обсуждения этой темы? - Задумывались ли вы когда-нибудь о том, какие слова употребляете в своей речи? И как это может выглядеть со стороны? 5. Выводы - Какие выводы вы сделали по итогам нашего сегодняшнего разговора? (ответы) - Конечно, мы не можем сегодня быть изолированными от других обществ и языков. Наш Президент призывает изучать, владеть в совершенстве как минимум три языка. Какие? (Казахский, русский и английский). Но и заимствования должны быть оправданными. Мы должны любить и беречь наш язык, не засорять его понапрасну. - Так что? Мы за чистоту речи? - Давайте еще раз проголосуем: нужны ли русскому языку заимствования? Изменилось ли ваше личное отношение к заимствованиям? (сравниваем результаты). Ребята, мнение которых радикально изменилось, объясните свое решение, почему вы изменили свою точку зрения? Слушаем ответы - Какой вывод следует из нашего занятия? (мы будем беречь язык, будем следить за своей речью) - Замечательно! - Посмотрите, что говорил в свое время Иван Сергеевич Тургенев (1818 - 1883) (Слайд 9) – поэт, переводчик; член-корреспондент императорской Академии наук по разряду русского языка и словесности: «Берегите чистоту языка, как святыню! Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас.» - Утратили ли его слова актуальность сегодня? 6. Итоги занятия. Рефлексия (Слайд 10) «Лист самооценки» - Понравилось ли вам такое занятие? - Что узнали важного и полезного для себя? - Благодарю за занятие! (Слайд 11) Источник: https://yadi.sk/d/MrDEz0-4evt8X | |
Просмотров: 1244 | Комментарии: 2 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|