Главная » Статьи » В помощь учителю » Внеклассные мероприятия |
Познавательная цель: разъяснить учащимся значение понятий «право» и «обязанность»; напомнить им об основных документах, где прописаны права и обязанности детей. Коррекционно-развивающая цель: развивать умение ребят размышлять, анализировать, строить своё собственное высказывание, пользоваться справочной литературой, пользоваться своими правами и выполнять обязанности. Воспитательная цель: сформировать у учащихся представление о важности и необходимости соблюдения правовых норм в жизнедеятельности, чувство ответственности за свои поступки и действия, воспитывать уважение к законам своей страны. Оборудование: слайды, на которых написаны права и обязанности детей, перечень документов, где прописаны права детей, а также права граждан Республики Казахстан, загадки, пословицы, а также толковый словарь Ожегова С.И., календарь, карточки с заданиями, на стенде яблоня с заданиями, клубок, предметы для волшебной шкатулки. Круг радости. Воспитатель и дети приветствуют друг друга словами, улыбкой; хором, громко проговаривают: Два мира есть у человека: Один, который нас творит, Другой, который мы от века Творим по мере наших сил! Ведущий: Ребята! Все мы вместе и каждый из нас в отдельности – частички огромной страны – Республики Казахстан. Мы – граждане своей страны. Гражданство даёт не только чувство принадлежности к своей стране, но и определённые права и обязанности. В нашей стране много законов. - Какой главный закон нашей страны, по которому мы живём? (Ответы учащихся). - Верно. Конституция – главный закон нашей страны, в котором определены права и обязанности граждан Казахстана. Что означает слово «право»? (Ведущий обращается к толковому словарю С.И.Ожегова и просит ребят найти и зачитать значение слова «право». На экране появляется слайд с данным словом). «Право - охраняемая государством, узаконенная возможность что – нибудь делать, осуществлять». Иначе говоря, права – это правила, по которым могут и должны жить люди. - А какие права есть у вас? Какими вы уже пользуетесь? (Ответы детей: каждый ребёнок имеет право на жизнь, на жизнь в семье с родителями, на заботу и воспитание, на получение образования, на отдых, на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь, на защиту и безопасность, и другие). ( Демонстрируется слайд, на котором представлен перечень прав детей) . Вы уже знаете, что Казахстан подписал международную Конвенцию о правах детей. - О чём в ней говорится? (Ответы детей: в ней говорится о правах детей всего мира от рождения до совершеннолетия.) - 20 ноября 1989 г. Ассамблея Организации Объединённых Наций проголосовала единогласно за принятие этой Конвенции. Поэтому 20 ноября и считается праздником - Всемирным днём прав ребёнка. Главная цель ООН – поддержание мира во всём мире, она помогает развитию дружественных отношений между народами, стремиться искоренять нищету, болезни, неграмотность во всём мире, борется за охрану природы, выступает за уважение прав и свобод каждого человека, изучает положение детей в разных странах. Кроме того, в нашей стране права детей защищает «Закон о правах ребёнка в Республике Казахстан». У каждого из нас есть права и обязанности. Сегодня мы поговорим о том, что может делать каждый из нас, а что должен. Что хотим, а что надо. Но, как я уже сказала, у детей, как и у взрослых, есть не только права, но и обязанности. Вы знаете, что такое обязанности? (Ответы ребят). Обратимся к словарю С.И. Ожегова. «Обязанность - круг действий, возложенных на кого – нибудь и безусловных для выполнения». То есть обязанности – это правила, которые обязательно надо выполнять. ( На экране появляется слайд с данным словом). -А какие обязанности вы знаете? (Ребята отвечают). (Демонстрируется слайд, на котором записаны основные обязанности детей. Обязанности детей: • хорошо учиться; • уважать и слушаться старших; • почитать родителей; • трудиться в меру своих сил; • беречь школьное имущество; • содержать в порядке личные и учебные вещи; • уметь культурно вести себя в школе и других общественных местах; • заботиться о своём здоровье; • выполнять правила безопасного поведения в школе и за её пределами и т.д.). Игра «Закончи предложение». Ведущий: А теперь поиграем в игру «Закончи предложение». У вас на столах лежат два конверта. В первом – начало предложения, а во втором – окончание. Возьмите карточки из первого конверта, разложите их на столе в столбик. Прочитайте их. А теперь берите по одной карточке из второго конверта. Прочитайте и соедините части предложения. Например, « В школе я должен … хорошо учиться, внимательно слушать учителя». Карточки • В школе я имею право… (получать бесплатно образование, отдыхать на переменах). • Дома я должен… (помогать родителям, уважать старших, слушаться их, выполнять домашние задания). • Дома я имею право…(получать дополнительные знания из различных источников (книг, телевидения, Интернета и т.д.). • На улице я должен… (здороваться со старшими, уступать им место в транспорте, быть вежливым с окружающими людьми). • Н а улице я имею право … (играть в различные игры, заниматься спортом, общаться с друзьями). • После школы я имею право … (отдыхать, получать дополнительные знания). • После школы я должен… (выполнять домашние задания, трудиться в меру своих сил, выполнять свои обязанности по дому). Ребята, давайте прочтём вслух, что у нас получилось. (Ребята читают свои ответы). Поговорим о домашних обязанностях. У каждого члена семьи должны быть постоянные трудовые обязанности. - Какую работу по дому выполняют ваши близкие – мама, папа, бабушка, дедушка? (Ребята отвечают). А у вас есть обязанности по дому? (Ребята отвечают). Кто научиться многое делать сам, тот никогда не будет беспомощным. Ребята, но у вас есть не только домашние обязанности, но и школьные. Они прописаны в правилах для учащихся. Кто напомнит нам эти обязанности. (Ребята по очереди отвечают: • ученик обязан прилежно учиться; • не нарушать дисциплину; • выполнять правила безопасного поведения; • выполнять добросовестно классные поручения; • выполнять все указания педагогов; • аккуратно вести записи в тетрадях и дневниках; • содержать в порядке учебные принадлежности; • быть со всеми приветливым). Ребята! На стенде вы видите яблоню, на которой 7 волшебных яблок. Сорвать яблоко может только тот, кто назовёт одну пословицу о правах или обязанностях. (Ребята называют по желанию пословицы и срывают по яблоку). Пословицы: • При солнышке тепло, при матери добро. (Право на семью). • Век живи, век учись. (Право на жизнь. Обязанность учиться). • Кто родителей почитает, тот навеки не погибает. (Обязанность почитать и заботиться о старших). • Любишь кататься – люби и саночки возить. (Право на отдых. Обязанность трудиться). • Воля лучше золотой клетки. (Право на свободу) и др. Ребята, на яблоках записано 7 «нельзя». Обратите внимание, что на ваших столах лежат 2 конверта с карточками. Прочитайте, что написано на вашем яблочке, и подберите из первого конверта подходящую карточку со словом «должен», а из второго со словом «надо». Например: нельзя пачкать и рвать учебники. К учебникам надо относиться аккуратно. Ты должен беречь учебники. (Ребята выполняют задание). Давайте проверим, правильно ли вы выполнили задание. Читаем по очереди. Если все согласны – хлопаем в ладоши, не согласны молчим. Ответы: • Нельзя бездельничать, когда все трудятся. (Ты должен работать, когда все трудятся. Ты должен работать, когда все трудятся). • Нельзя смеяться над старшими и старостью. (Старших надо уважать. Мы должны уважать старших). • Нельзя вступать со старшими в пререкания, делать то, что взрослые не разрешают. (Ты должен слушаться старших. Надо слушаться старших). • Нельзя выражать недовольство тем, что у тебя нет той или иной вещи. Ты не имеешь права ничего требовать от родителей. (Мы не должны ничего требовать от родителей. Нам надо быть довольными тем, что родители для нас приобретают). • Нельзя оставлять старшего родного человека в одиночестве. (Мы должны заботиться о старших. Надо заботиться о старших). • Нельзя садиться есть, не пригласив старшего. (Старших надо уважать. Надо старших почитать). • Нельзя ждать, когда старший поздоровается с тобой. (Мы должны первыми здороваться со старшими. Надо со старшими здороваться первыми). Ребята, мы с вами прочитали семь «нельзя». Их надо запомнить и выполнять. А, знаете, из каждого «нельзя» можно сделать «могу». Например: нельзя громко кричать, зато я могу говорить тихо. - Попробуем? Задание (Ведущий читает первую часть предложения, а ребята придумывают вторую часть с союзом «зато»). • Я могу трудиться со всеми вместе. • Я могу уважать старших. • Я могу не пререкаться со взрослыми и делать то, что они разрешат. • Я могу радоваться тому, что мне купили мои родители, и ничего у них не просить. • Я могу быть всегда с родителями. • Я могу поздороваться со старшими первым. Ведущий: У меня есть волшебная шкатулка. В ней лежат предметы, которые говорят о наших правах и обязанностях. Что именно там лежит, вы узнаете, отгадав загадки. Загадки • Конь стальной, хвост льняной. Иголка с ниткой. (Право на труд. Обязанность трудиться). • Я под мышкой посижу И что делать укажу: Или разрешу гулять Или уложу в кровать. (Градусник. Право на медицинское обслуживание. Обязанность заботиться о своём здоровье). • Чёрный Ивашка, деревянная рубашка. (Карандаш. Право на образование, обязанность прилежно учиться и т.д.). Мини - викторина (Ребята отвечают на вопросы Ведущего). 1.Качество человека, который поступает с другими по правилу: относись к другим так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе. (Порядочность). 2.Качество человека, который всегда поступает честно по отношению к другим. (Справедливость). 3.Качество, свидетельствующее о толковости, рассудительности. (Разумность). 4. Качество учтивого человека, соблюдающего все правила приличия. (Воспитанность). 5. И тогда такому человеку будет легко жить по принципу: «Твои права кончаются там, где начинаются твои…»(Обязанности). Ведущий: Ребята, мы сегодня говорили о правах и обязанностях. И каждый из вас понял, что он может делать, а что должен, что надо делать, а что нельзя. Не говорили мы только о том, что вы хотите. «Хочу» - это право или обязанность? Можно ли вообще говорить слово «»хочу? (Ребята отвечают). «Хочу» - может быть и правом и обязанностью. Но прежде, чем сказать «хочу», подумайте, а имеете ли вы на это право. Игра «Клубок». Ведущая: Теперь, ребята, мы подведём итоги нашего разговора: о чём узнали, что запомнили, что понравилось. Катиться, катиться клубок Как ручеёк вьётся, А за ним и мысль вслух О занятии льётся. (Ребята передают клубок из рук в руки и высказывают свои мысли о занятии). А закончить наше познавательное мероприятие хочется словами: Товарищи взрослые и дети За своё будущее мы все в ответе. Права и обязанности, дети, знайте, Хорошими людьми вырастайте! - Спасибо! До свидания! | |
Просмотров: 3400 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|