Кривушина Елена Павловна преподаватель технологии Кобдинской РСШ Актюбинская область. п. Кобда Цель: актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о мире профессионального труда. Задачи : воспитательная: -развивать творческую активность, желание экспериментировать; -развивать умение работать в группе; -воспитывать уважение к представителям различных профессий; -профессионально ориентировать и готовить учащихся к выбору будущей профессии. образовательная: -проконтролировать степень усвоения знаний, умений и навыков; -развивать умение выделять главное, обобщать имеющиеся факты, логически излагать мысли, отстаивать собственное мнение. развивающая: -расширение кругозора; -развивать внимание, память, сообразительность. Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, листы с заданиями, теради для игры, ручки. Ход мероприятия: 1. Приветствие участников.Представление жюри. 2. Вступительное слово учителя: Дорогие наши гости и ребята, прежде чем начать наше путешествие, я предлагаю на минутку задуматься, что значит жизнь человека без работы, без труда.Представьте себе- и дома, и на работе никто ничего не делает, все отдыхают на заводах и на фабриках, в больнице, в магазине. - Что будет если ....отдыхает электрик?! Дети: - Нет электричества, не работают стиральные машины, утюги, телевизоры, компьютеры и т. д. Учитель: - Не вышла на работу портниха. Дети: - Все люди останутся без одежды. Учитель: - Решил отдохнуть строитель. Дети: - Не будет домов, и людям не где будет жить, а на улице они заболеют, замерзнут. Учитель: - Не вышел на работу повар. Дети: - Все будут без пищи, а без пищи человек долго не проживет, и жизнь тогда прекратится. Учитель: - Правильно ребята. Жизнь не возможна без труда. 1 учащийся:Какие на свете профессии есть? Их много, их море, их просто не счесть: Учитель, водитель, врач, адвокат, Политик, чиновник и бюрократ, Бухгалтер, банкир, композитор, поэт, Юрист, парикмахер, разносчик газет… Их много, их море, их просто не счесть! Все важные в мире профессии есть! 2 учащийся:Хорошо, что есть на свете Камень, глина и песок. Хорошо, что есть на свете Клещи, гвозди, молоток. Нитки есть и есть лопата – Можно шить и можно рыть! Уважайте труд, ребята, Приучайтесь труд любить! (С. Михалков ) Слово учителя: А теперь ребята, прочитайте внимательно, что сказали разные великие люди о труде. Если человек не знает, к какой пристани он держит путь,для него ни один ветер не будет попутным. Сенека. "Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас отыщет" Константин Дмитриевич Ушинский Труд человека красит (народная мудрость) Ну , а теперь ,пора нам отправляться в наше путешествие !!! І конкурс: И первая остановка будет в гавани под названием «Загадки о профессиях» 1. Под весенний птичий свист пашет землю ... (Тракторист) 2. Ведёт с актёром жаркий спор на сцене театра ...(Режиссёр) 3. Наших душ, ума строитель -мудрый школьный наш ...(Учитель) 4. Под оркестр поёт наш хор, впереди нас - ... (Дирижёр) 5. Вор, разбойник и карманник,берегитесь! Я - ... (Охранник) 6. Дупло и берлогу, дом лисий и птичий всегда охраняет надёжно ... (Лесничий) 7. Драгоценный сувенир изготовит ...(Ювелир) 8. Расчёт зарплаты - знать пора -проводят в срок …(Бухгалтера.) 9. Вот вам чертёж, где каждый размер новой детали дал …(Инженер) 10. Он в лесу во всем хозяин и накормит птиц он стаи …(Егерь) ІІ конкурс: Закончите пословицу о труде. Кто не работает, .... ..... ... калачи, не сиди на печи. Труд человека кормит, а ....... ....... - дальше будешь. Без труда не ........ Дело мастера ....... Птицу узнают в полете, а человека в ...... Конец – всему делу ...... Не учи безделью, а учи ...... Куй железо, пока ..... ......., потехе час. Работа ........, да денежка бела. Не сиди ........, так не будет и скуки. Кто любит ......, того люди чтут. Двое пашут, а семеро руками ..... Поспешишь – людей ...... ........ делать, все переделывать. Кто работы не боится, у того она ...... Хорош садовник, хорош .......... ІІІ конкурс: «Отгадай профессию». Нет профессии чудесней, для мальчишек интересней. Поднимаюсь в космос я, вижу, что Земля моя Не такая уж большая. И теперь я твёрдо знаю, Надо нам её хранить, понапрасну не губить!(космонавт) Еду в танке по полям, по долинам, по лесам, Нет преграды для меня, одолеть сумею я И болото, и овраг. Не уйдет от танка враг. Родину я защищаю – свою клятву выполняю!(танкист) А моё предназначенье – это ваше развлеченье! На спектакль вас приглашаю, скуки вам не обещаю. Ведь в театре, всем известно, чрезвычайно интересно: Можно в сказке побывать и красой-принцессой стать. Роли есть на всякий лад, вам ....... в театре рад!(артист) Я, ребята, ......, поважнее, чем артист. Труд мой, дети, очень сложен, быть внимательным я должен: Скорость поезда большая, всех, друзья, я приглашаю В путь отправиться со мной, хоть на край земли другой. Всех доставлю, без сомненья, я до места назначенья.(машинист) Видный я специалист, потому что .......... И профессия моя очень современная. Я с компьютером на «ты», знания мои нужны Инженеру и танкисту, летчику и машинисту, Почтальону и врачу – всех чему-то я учу. Ведь могучий Интернет вам на все найдет ответ! (программист) Телеграммы всем на свете разношу я на планете. Принесу я в срок письмо, то, что ждете вы давно. Пенсии ношу старушкам, дорогим моим подружкам, Они рады меня встретить, словом ласковым приветить, Даже чаем угостить… жаль, что мне пора спешить. Надо почту разнести, так весь день – я все в пути!(почтальон) ІVконкурс: «Конкурс капитанов» Домашнее задание. Ребятам заранее даются рифмы, чтобы они могли сочинить стихи о женских и мужских профессиях: Задание первой команде: -Мотор, папа-шофер, самолет, папа-пилот,рекордсмен, папа-спортсмен, гор, папа-шахтер, пар, отец-сталевар, бис, артист. Задание второй команде:-Тихо, мама-портниха,спозаранку, мама-доярка,занятий,няня и воспитатель,смотрите, мама-учитель,спешите, мама-кондитер, риском, мама-парашютистка V конкурс: «Это я знаю» участникам необходимо разделить слова, которые обозначают мужские и женские профессии на две группы (первая команда- мамины профессии, вторая-папины): Садовод, сапожник, учитель, шахтер, швея, электрик, разведчик,балерина,таксист, цветовод,сапер, кузнец, воспитатель,актриса, столяр, модель,клоун, тракторист, переплетчик,продавец. В это время проводится игра со зрителями: Самая зеленая (садовод, лесник, цветовод-декоратор ...) Самая сладкая (кондитер, продавец в кондитерском отделе ...) Самая денежная (банкир, профессиональные теннисисты, боксеры, модель...) Самая волосатая (парикмахер...) Самая детская (воспитатель, педиатр, учитель...) Самая смешная (клоун, пародист...) Самая общительная (журналист, экскурсовод, тренер, учитель, массовик-затейник...) Самая серьезная (сапер, хирург, разведчик, милиционер, политик, психолог...) VI конкурс: Шарады. Число и нота рядом с ним, да букву припиши согласную. А в целом – мастер есть один, он мебель делает прекрасную. (Сто-ля-р) В спектакле первый слог найдется, средина – злак полезный, ценный, Концовка – гласною зовётся, ответ – работает на сцене. (Акт-рис-а) Пока команды выполняют задание, игра со зрителями «Скороговорки» Лара работала лаборанткой в лаборатории. Шьет швея штанишки нашей малышке Иришке. Почту читают, почтальона почитают. VII конкурс: Игра « Давайте продолжим...» За кассовым аппаратом сидит кассир, в банке работает банкир, паркетные полы натирает полотёр, зверей укрощает укротитель… Давайте продолжим.... Шпаги глотает… Билеты в автобусе продаёт… В ударный инструмент бьёт… В шахте уголь добывает… Картины рисует… Книги пишет… Кондитерские изделия выпекает… Подковы ставит… Поездом управляет… Фокусы показывает… Стёкла вставляет… Стихи сочиняет… С малышами в детском саду занимается… VIII конкурс :Игра « Угадай словечко» Участникам необходимо добавить по смыслу и в рифму слова, которые пропустил автор. У каждого дела запах особый: в булочной пахнет хлебом и ....... Мимо столярной идешь мастерской, стружкою пахнет и свежей ... Пахнет маляр скипидаром и ...., пахнет стекольщик оконной ..... Куртка шофера пахнет ....., блуза рабочего маслом... Пахнет кондитер орехом..., доктор в халате лекарством... Рыхлой землею, полем и лугом, пахнет крестьянин, идущий за........ Рыбой и .....пахнет рыбак, только безделье не пахнет НИКАК!!! Мораль стиха же такова: Сколько не душится лодырь богатый, очень неважно он пахнет, ребята! IX конкурс: « Ребусы» Команды обмениваются ребусами составленными заранее,(со зрителями в это время проводиться викторина: Назовите профессию папы Карло( гитарист, шарманщик, пианист) Кому для работы нужен микроскоп? (строителю, доктору, учителю) Какие значения имеет слово «ключ»? (музыкальный символ, родник, инструмент) X конкурс: Головоломка « Мир профессий» Задание : на каждую букву данного слова димо подобрать названия профессий и специальностей так, чтобы они не повторялись. (зрители в это время отгадывают загадки) Сам в комнате, а голова на улице. (Гвоздь.) Тонка, одноуха, остра. (Игла.) Древесину ест едок, сто зубов в один рядок. (Пила.) Из этого ведерка нельзя воды напиться. (Наперсток.) Сам худ, а голова с пуд. (Молоток.) Остра, как игла, а шить не годится. (Шило.) Где упрется хвостом, станет дырка потом. (Сверло.) Стежок за стежком встали рядком.(Шов.) Два конца, два кольца, посередине гвоздик. (Ножницы.) Его работа в глубине, на самом дне, Его работа в темноте и тишине. Пусть труд его нелегок и непрост, Как космонавт, плывет он среди звезд. (Водолаз) Он опускается в забой Его работа под землей. (Шахтер) Ему нужны такие вещи: Молоток, тиски и клещи, Ключ, напильник и ножовка, А всего нужней – сноровка! (Слесарь) Мастер, мастер, помоги – Прохудились сапоги. Забивай покрепче гвозди – Мы пойдем сегодня в гости. (Сапожник) Заболела эта книжка, Изорвал ее мальчишка. Я больную пожалею, Я возьму ее и склею. (Переплетчик) Встаём мы, когда вы спите, И муку посеем в сите. Докрасна растопим печь, чтобы хлеб к утру испечь. Кто это?(Пекарь) Там где строят новый дом, Ходит воин со щитом. Где пройдёт он, станет гладко, Будет новая площадка.(Бульдозер) Кто в дни болезней всех полезней И лечит нас от всех болезней.(Доктор) Ходит по небу рука Задевает облака, А под нею гам и гром – Вырастает новый дом (Подъёмный кран) За час всё поле обежал Без серпа всё жито сжал.(Комбайн) Не лошадь, не вол, а плуг повёл. (Трактор) XI конкурс: « Анаграммы» Из представленных букв, участники должны сложить слова, обозначающие профессии. Моетсетс (тестомес) тиокредн (кондитер) нйидреаз (дизайнер) цтеводво (цветовод) убдользреитс (бульдозерист) алмяр (маляр) дьмлое(модель) птоликн(плотник) Со зрителями проводится игра: "Собери тетрадь".Перед играющими лежат разобранные тетради и скобки, необходимо как можно быстрее собрать целую тетрадь. XII конкурс: последний и называется он : «Качества профессии» Библиотекарь.(думает первая команда) Слово библиотекарь происходит от слова «Библия», что означает «Книга». Библиотекарь выдает книги, постоянно общается с читателями, отвечает на их вопросы, советует, какую книгу прочесть, рассказывает о писателях, их новых книгах, знакомит с номерами журналов и газет.Библиотекарь проводит самый большой праздник книги – это «Книжкина неделя», прививая детям любовь к ее Величеству Книге! Вопрос: Какими качествами должен обладать библиотекарь? Архитектор(задание для второй команды) Он сначала в уме строит дом такой, как вам нужно, затем чертит его на бумаге, чтобы было понятно как строить. Дом должен быть красивым, светлым, удобным! Эта профессия очень древняя, интересная, но и трудная! Вопрос: Что должен человек хорошо знать и уметь, чтобы быть хорошим архитектором?! Слово учителя: Ребята, не далек тот час, когда вы получите аттестаты о среднем (полном) образовании и вступите в новую пору своей жизни. Прежде главным для вас должна стать учеба, ваше разностороннее развитие – база вашей дальнейшей жизни. Потому что уже теперь вам надо серьезно задуматься о выборе своей профессии.Каждая профессия полезна, нужна, уважаема. А я хочу закончить наше занятие такими словами в которых отражается то, что мне хотелось бы вам пожелать: Желаю вам такой профессии, Чтоб на всю жизнь с ней оставаться, Чтоб быстро по служебной лестнице Могли вы смело подниматься, Желаю вам коллег порядочных, Начальства умного и справедливого, Чтоб на работу вы бежали с радостью, А своим творчеством делились искренне.
|