Разработали и провели: Котенева И.М.,преподаватель фортепиано;Кричиневская Е.М.,преподаватель фортепиано; Силуянова Т.А.,преподаватель театрального класса. Цель: Ознакомление учащихся младших классов общеобразовательной школы с искусством эпохи 19 века и творчеством великого русского композитора П.И. Чайковского. Задачи: 1. Знакомство с циклом фортепианных пьес П.И. Чайковского «Детский альбом» 2. Формирование эстетической направленности учащихся, воспитание культуры слушания классической музыки. З. Развитие тезаураса (интеллекта, музыкального кругозора) учащихся посредством использования формы музыкально- театрализованного представления. Художественное оформление: Гайнуллин О.М (преподаватель ИЗО) Постановка спектакля: Силуянова Т.А. (преподаватель театра) Действующие лица: 1-я ведущая - Кричиневская Е.М. (преподаватель фортепиано) 2- ведущая - Котенева И.М. (преподаватель фортепиано) Клоун Петрушка Разносчик-балясник Торговец квасом Продавец шаров Ряженые: коза, медведь Дети: 1- й мальчик, 2- й мальчик, Володя, девочка- проказница, девочка с поломанной куклой. Актеры: учащиеся театрального класса преподавателя Сuлуяновой Т.А. Музыкальное оформление: учащиеся фортепианных классов преподавателей Кричиневской Е.М и Котеневой И.М. В сценарии использованы музыкальные произведения из «Детского альбома» ПИ Чайковского и стихотворения русских поэтов 19 века. Содержание сценария рассчитано на школьников 8-9 лет, подготовленных в музыкальном отношении. Сцена оформлена в стиле гостиной 19 века. На сцене с одной стороны стоит фортепиано, с другой - кресло (дополнительные декорации: окно и полог- драпировка возле кресла). Выходят ведущие. 1 Ведущая: Добрый день, дорогие друзья! 2 Ведущая: Добрый день! 1 Ведущая: Сегодня мы вам расскажем о замечательном русском композиторе П.И Чайковском. 2 Ведущая: И познакомим вас с его произведением, которое называется «Детский альбом». 1 Ведущая: Альбом этот действительно- детский, потому что написан о детях и для детей. 2 Ведущая: В нем есть и песни, и пляски, 1 Ведущая: и куклы, и сказки, 2 Ведущая: и смех, и слезы 1 Ведущая: и детские грезы. 2 Ведущая: Итак, тишина ... Бим - бом! 1 Ведущая: Мы открываем «Детский альбом». Звучит «Утреннее Размышление». Исполняет Новик Дарья. 1 Ведущая: Вы слышите пьесу «Утреннее размышление». День еще только начинается, а впереди так много интересного. 2 Ведущая: Так много дел: сложных и простых. 1 Ведущая: А сколько событий: грустных и смешных. Музыка заканчивается. Ведущие уходят. На сцену выбегают два мальчика, одетых в белые рубашки с жабо, панталоны до колен, белые гольфы. Мальчики заглядывают в окно и делятся впечатлениями друг с другом. Первый мальчик (с восторгом): Ой, ой, ой! Как мороз Все окошки занес! Опушил, опахнул, Будто белым крылом, А местами сверкнул Серебристым цветком. Ветки пальм, целый лес, Он на стекла, нанес, Честь искусству его! Второй мальчик: Здесь тепло; нужды нет. На дворе каково? Там он колет и жмет. Покажись-ка туда! Первый мальчик: Я пойду, не беда! Русский любит мороз. С ним родился, растет И румянее роз На морозе цветет. Мальчики убегают. Выходят ведущие. 1 Ведущая: Петр Ильич очень любил зиму: и снег, и мороз, и санки. 2 Ведущая: Ему с детства запомнились народные гуляния. В городах строились огромные катальные горки и яркие балаганы. 1 Ведущая: По улицам ходили ряженые, веселили народ разукрашенные клоуны. 2 Ведущая: Скрипел и искрился снег, ревели медведи, звенела веселая балалайка, заливалась гармоника. Звучит музыка- «Мужик на гармонике играет». Исполняет Новаков Иван. Ведущие уходят. Под музыку сценическое пространство заполняется музыкантами с народными инструментами в руках (ложки, бубны, свистульки, балалайки, гармошки), ряжеными, торговцами, рекламирующими свою продукцию. Все одеты в русские народные зимние костюмы. Клоун: Честные господа! Пожалуйте сюда. Уж чего здесь только нет! И шарманка, и кларнет, и камеди! И паяцы нас смешат, В клетках тигры, львы сидят и медведи! Разносчик- балясник (с подносом в руках, с ожерельем из баранок на шее): Оладьи, оладушки, Для деда и бабушки. Для малых ребяток На гривну десяток. С дымом, с паром, С головным угаром! Кушайте, питайтесь, В тоску не ударяйтесь! Торговец квасом (с бочонком в руках): Вот так квас¬ В самый раз! Баварский со льдом¬ Даром денег не берем! Петрушка (с игрушечным петрушкой в руках): Всем необходима Проходящим мимо Детская игрушка¬ Веселый петрушка! Продавец шаров (с шарами в руках): Ай да шар- летун! Вот он как взвивается, Вот как поднимается¬ Весь честной народ удивляется: Выше лесу- то стоячего, Выше облака ходячего! Возле продавца собирается народ, все смотрят вверх, рассматривают шары. На сцену выбегают ряженые: коза и медведь. Звучит музыка- «Русская песня». Исполняет Шмурыгuн Михаил Все становятся в круг, начинают водить хоровод. Музыканты обращаются к ряженым: Ну-ка, Миша, попляши, У тя ножки хороши! Звучит «Камаринская». Исполняет Кабuева Джамиля Клоун (громко кричит): Представление начинается! Сюда! Сюда! Все приглашаются! Под музыку все уходят, увлекаемые клоуном. На сцену выходят ведущие. 2 Ведущая: Но вот солнышко все чаще заглядывает на Московские улицы. 1 Ведущая: В уютных двориках смело пробивается первая зеленая трава, а кое-где даже стрелки одуванчиков. 2 Ведущая: На деревьях набухают и лопаются почки, а в небе слышны звонкие трели жаворонков. 1 Ведущая: Все зазеленело ... Солнышко блестит, Жаворонка песня Льется и звенит. Звучит «Песня жаворонка». Исполняет Кабuева Джамиля. Затем очень тихо начинает звучать «Вальс». Исполняет Курбанова Светлана. Ведущие читают текст на фоне музыки. 1 Ведущая: Весной 1878 года Чайковский возвращался на Родину. Почти целый год он пробыл заграницей. 2 Ведущая: Он направлялся в Каменку к родным. Семейство сестры заменяло ему родной дом. Там его встречали и взрослые, и дети. 1 Ведущая: Петр Ильич был очень привязан к своим племянникам, а их было семеро - четыре девочки и три мальчика. Музыка смолкает. Ведущие продолжают. 2 Ведущая: Дети горячо его любили. Как только он появлялся в Каменке, каждый хотел обнять и приветить дорогого гостя. 1 Ведущая: Он шел в дом, окруженный гурьбой детей, своих племянников и племянниц, не успевая отвечать на их вопросы. 2 Ведущая: Петр Ильич был неистощим на выдумки, и каждый его приезд становился настоящим праздником. 1 Ведущая: Прогулки, пикники, домашние спектакли, фейерверки - во всех развлечениях он был первым зачинщиком. 2 Ведущая: окруженный теплой заботой сестры и детей, Петр Ильич чувствовал себя счастливым. Звучит «Полька». Исполняет Садуова Алина. Выходит мама с объемным пакетом в руках. Мама: Дети! Нам письмо. Дети: От кого? (подходят к маме). Мама: От дяди Пети. Дети: Что это? Мама: Сейчас узнаем (достает ноты из пакета). Кажется это для Володи. Дети: Володя! Боба! Иди сюда. Тебе подарок от дяди Пети. Мама (читает): « Скажите Бобику, что напечатаны ноты с картинками, что ноты эти сочинил дядя Петя и что на них написано: «Посвящается Володе Давыдову»». Дети (рассматривают ноты): Вот здорово! Мама (протягивает ноты Володе): Молодец! Поздравляем! Володя подходит к фортепиано, ставит ноты на пюпитр, садится на стул у фортепиано, перелистывает ноты. Володя (поворачиваясь к окружающим): Да тут целый рассказ о разных странах. Мама: Давайте поиграем и узнаем, где побывал дядя Петя. Звучит «Итальянская песенка» Исполняет Шишкевич Вероника. Дети: Наверное, это Италия. Мама: Правильно. Звучит «Старинная Французская песенка» Исполняет Мартемьянов Руслан. Дети: Дядя часто напевал эту мелодию. Володя: По-моему, он слышал, как эту песенку пела старушка во Франции. Мама: Так и есть. Это «Старинная Французская песенка». Ну и последняя. Звучит «Немецкая песенка». Исполняет Кан Анна. Мама: Где танцуют, пристукивая тяжелыми башмаками? Дети: Австрия? Германия? Мама: Конечно! Это «Немецкая песенка». Я вижу, вы немного устали. Идите, поиграйте в детской перед сном.. 1 Ведущая: И пошло веселье, Началась возня, Пляска, песни, хохот, Визг и болтовня! Звучит фрагмент пьесы «Игра в лошадки». Исполняет Климова Виктория. На сцене появляются два всадника, скачущих на игрушечных лошадках. Первый мальчик: Гоп-гоп! Ну, скачи в галоп! Ты лети, конь, скоро-скоро Через реки, через горы! Все-таки в галоп- гоп- гоп! Второй мальчик: Трух-трух! Рысью, милый друг! Ведь сдержать-то станет силы,¬ Рысью- рысью, конь мой милый! Трух-трух! Не споткнись, мой друг! Первый мальчик: Сабля бьется на боку, Щит есть и копье. Всаднику такому Славное житье! Дайте нам дорогу! Берегись! - кричу! Я быстрее птицы На коне скачу. Второй мальчик: Чрез леса и горы Мчусь через моря. Все меня боятся, Как богатыря. Стану заступаться Я за всех сирот, Защищая слабых, Словно Дон- Кихот. Этот добрый рыцарь Полюбился мне- И, как он, я еду На своем коне, при копье и сабле, Со щитом в руке. Звучит «Марш деревянных солдатиков». Исполняет Козлов Дима. На сцену выбегает девочка- проказница с вязаным чулком в руках. Девочка проказница (имитируя вязание): Стянуть петлицу, Схватить за спицу, Еще разок, еще разок¬ И вот, гляди, готов чулок! Совсем не трудно. А ведь как чудно! Девочка бросает вязание в кресло и убегает. На сцену медленно выходит девочка со сломанной куклой в руках. Она огорчена, пытается починить куклу, у нее ничего не получается. На сцену выходит ведущая. Звучит «Болезнь куклы». Исполняет Мотрий Анастасия. 1 Ведущая: Что же ты сделала, девочка милая, с фарфоровой куклой? (на фоне музыки) Девочка: Когда было скучно, ее колотила я, И вот - теперь трещина в ней. Глаза открывала, и закрывала, «Папа- мама» могла говорить, А теперь совсем безмолвною стала, Не знаю, как мне с ней быть. 1 Ведущая: Чего же ты хочешь, девочка нежная? Куклу целуешь зачем? Девочка: Хочу, чтоб была она снова, как прежняя, Такой, как прежде совсем. Девочка закрывает лицо руками, роняет куклу, и уходит. Ведущая тоже уходит. Звучит «Новая кукла». Исполняет Асатулuна Юлuя. На сцене появляется девочка с новой куклой в руках, она танцует. Музыка заканчивается. Звучит «Нянина сказка». Исполняет Мощенко Анна. Входит няня. Она наводит порядок в комнате. Видит старую куклу на полу, кряхтя, ее поднимает, чинит, ставит на место. Няня садится в кресло, берет чулок, хочет начать вязать, но ничего не может понять, с вязанием что-то произошло, нитки запутаны. Няня снимает очки, надевает их снова, укоризненно качает головой. Няня: Что такое? Вот дела! Ну, уж, внучка! Помогла! Няня разматывает нитки и начинает вязать. Музыка прекращается. В детскую вбегают дети (два мальчика и две девочки). Все дети окружают бабушку, мальчики садятся у нее в ногах, девочки - по обе стороны кресла. Дети просят рассказать сказку. Дети: Бабушка, расскажи сказку. Сказку! Сказку! Няня: Сказки все. Пора в постели ... Что ж, сидеть-то до зари? Дети: Ну, а нам какое дело? Говори же, говори ... Няня: Что мне с вами делать? Баловни вы, право! Все скажи вам сказку¬Только и забавы. Прежде я вот много Сказок этих знала, Да перезабыла¬ Старость доконала. Памяти- то нету -¬ Вот беда- досада; А сказать вам, детки, Сказку, видно, надо. 2 Ведущая: Сон прогоняют рассказы старушки. Дети уже у порога избушки; Ждет к себе гостя колдунья седая¬ Змей подлетает, огонь рассыпая. Замер лес темный, ни свиста, ни шума, Смотрят деревья угрюмо- угрюмо! Звучит «Баба- Яга». Исполняет Кабиева Джамuля. 1 Ведущая: Детство веселое, детские грезы, Только вас вспомнишь - улыбка и слезы ... Голову няня в дремоте склонила, На пол с лежанки чулок уронила, Прыгает кот, шевелит его лапкой, Свечка уж меркнет под огненной шапкой. Звучит «Сладкая греза». Исполняет Пешкова Инна. Звучит «Шарманщик поет». Исполняет Казарина Елизавета. Ведущие читают текст. 1 Ведущая: Вот и закрывается «Детский альбом», в котором таится мир волшебных детских грез ... 2 Ведущая: А из- под пера Чайковского выйдет еще много сказочных героев 1 Ведущая: Красная Шапочка и Спящая Красавица, 2 Ведущая: феи и лебеди ... 1 Ведущая: И полетят они по всему свету, и сбудутся мечты Петра Ильи Чайковского: 2 Ведущая: «Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих ее, находящих в ней утешение и подпору». Ведущие кланяются. Все выходят на поклон. Звучит «Вальс». Занавес закрывается.
|