Конкурс «Знатоки русского языка». Цель: повторить основные правила курса русского языка начальной школы; обогатить словарный запас учащихся; выявить наиболее способных учащихся. Ход занятия: I. Орг. момент. II. Вступительная часть. Здравствуйте, дорогие ребята! Посмотрите на оформление класса, и вы без труда узнаете тему нашего конкурса. Итак, главный гость сегодня – его величество русский язык. Могуч и прекрасен русский язык. Послушайте, что говорили о нём выдающиеся русские и зарубежные писатели. • «Русский язык – настоящий, сильный, где нужно – строгий, серьёз- ный, где нужно – страстный, где нужно – бойкий и живой». Так считал Л.Н. Толстой. • И.С. Тургенев в 1882 г. Посвятил русскому языку стихотворение в прозе. « Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины, ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, прав-дивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя поверить, чтобы такой язык не был дан великому наро- ду». • Классик французской литературы Проспер Мериме так отзывался о русском языке: «Это прекраснейший из всех европейских языков, не исключая и греческого». Вот сегодня мы посмотрим, какими знатоками русского языка вы являетесь и как им владеете. Два ученика разыгрывают сценку «Поговорили». Встретил я как-то одного приятеля. Давно с ним не виделся! - Как живёшь? - Нормально. - А с учёбой как? - Нормально. - Ты говорят, болел.… Теперь-то всё в порядке? - Нормально. - Хорошо, значит? - Ну, я же говорю – нормально. - Странно ты говоришь… - Почему? Нормально. - Ты считаешь – нормально? - Нормально. - Да - а, странно.… А ведь когда-то был вполне нормальный человек! Важно не только говорить по-русски, но и владеть им! III. Прочитайте и отредактируйте предложения. • Здесь фотографируют детей на понях и отправляют по любому адресу в любой город. • Обои захохотали. • На берёзах сидели снегири, они были занесены снегом. (Здесь фотографируют детей на пони и фотографии отправляют по любому адресу в любой город. Обе захохотали. Оба захохотали. На берёзах, которые были занесены снегом, сидели снегири.) IV. Конкурс на смекалку. Вам открыть секрет придётся, Кто умён, тот разберётся. Найдите в отдельных словах ответ на поставленный вопрос. • Какой цветок вручили чемпиону? (пион) • Как называется блюдо, которое приготовила Стряпуха? (уха) • Куда забросили хомут? (омут) • Как называется водный поток, у которого растёт гречка? (речка) • На кого напали москиты? (кита) • Три месяца находился узник в сыром и мрачном помещении. В пищу ему давали только хлеб сухой и воду. Когда его освободили, в его темнице, в углу, оказалось много костей. Откуда взялись кости? V. Конкурс «Крылатые выражения». Ярким и точным называем мы русский язык, одно из средств языка – крылатые выражения. - Объясните, когда так говорят: Ежата – детки хоть куда! И что же тут дивиться? Ведь мама держит их всегда В ежовых… (рукавицах). Как это принято у змей, Кусают за ногу гадюки. А потому при встрече с ней Берите, дети, ноги… (в руки). За обедом в разговоре Лез в бутылку, с нами споря. А потом сказал: - Друзья, Не в своей… (тарелке) я! Игра «Кто быстрее?» Подобрать фразеологизмы с общим для них словом (существительным). • Нос. 1. Задирать нос. 2. Вешать нос. 3. Водить за нос. 4. Зарубить на носу. 5. Клевать носом. 6. Не видеть дальше своего носа. 7. Бояться нос показать. 8. Остаться с носом. • Голова. 1. Человек с головой. 2. Морочить голову. 3. Вскружить голову. 4. Потерять голову. 5. Не сносить головы. 6. Отвечать головой. 7. Как снег на голову. 8. Свалить с больной головы на здоровую. VI. Конкурс «Пословицы». Закончи пословицы. • Век живи… (век учись). • Терпенье и труд… (всё перетрут). • Держи язык… (за зубами). • Тот герой… (кто за Родину стоит горой). • Сколько верёвочке не виться… (а конец будет). • Большому кораблю… (большое плаванье). 1. Игорь проиграл Борису партию в шахматы, вместо того чтобы приз-нать себя побеждённым, стал горячиться, доказывая, что он по ошибке сделал неправильный ход, что он мог бы легко выиграть. Какой посло-вицей ответил ему Борис? (После драки кулаками не машут.) 2. Света села готовить уроки, но увидела в окно подруг и попросила у мамы разрешения погулять. Какую пословицу напомнила мама Свете? (Кончил дело – гуляй смело. Делу время – потехе час.) 3. Решала девочка головоломку и никак не могла решить. Прибежала к подруге и говорит: «Давай решать вместе!» Подумали и решили. Какая пословица припомнилась им? (Ум хорошо, а два лучше.) 4. Коля удил рыбу двумя удочками. Клюнуло на одной, он подсёк, тащит, вдруг видит – на другой клюёт. Бросил он первую удочку – и к другой. На другой сорвалось, а пока подбежал к первой, рыба с крючка ушла. Какую пословицу вспомнил огорчённый мальчик? Каждое слово имеет свой смысл, значение. А некоторые слова могут быть противоположны по смыслу: лёгкий – тяжёлый, весёлый – грустный. Перед вами пословицы – перевёртыши. Кто сможет прочитать их? Подчёркнутые слова не изменены. • Новый враг хуже старых двух. (Старый друг лучше новых двух.) • Плохая слава дешевле бедности. (Хорошая слава дороже богатства.) • Всё плохо, что плохо начинается. (Всё хорошо, что хорошо кончает-ся.) VII. Угадай название сказки. • «Колыбельку сделали из блестящей лакированной скорлупки грецкого ореха. Вместо перинки туда положили несколько фиалок, а вместо одеяльца – лепесток розы. В эту колыбельку девочку укладывали на ночь, а днём она играла на столе». (Х.К. Андерсен «Дюймовочка».) • « - Вези, вези её, старик, - говорит мужу, - куда хочешь, чтобы мои глаза её не видали! Вези её в лес на трескучий мороз. Старик затужил, заплакал, однако делать нечего, бабы не переспо- ришь. Запряг лошадь…» ( «Морозко».) • «Наконец очередь дошла до старой феи. Старуха наклонилась над кроваткой и, тряся головой больше от досады, чем от старости, сказала, что принцесса уколет себе руку веретеном и от этого умрёт». (Ш. Перро. «Спящая красавица».) • «Приходит первая ночь. Отправился старший сын пшеницу стеречь, да захотелось ему спать: забрался он на сеновал и проспал до утра. Приходит утром домой и говорит: всю ночь-де не спал, иззяб, а вора не видал. На вторую ночь пошёл средний сын…» («Сивка – бурка».) • « - А ещё меня уверяли, - сказал он, но уж этому-то я никак не могу поверить, что вы будто бы умеете превращаться даже в самых мелких животных. Ну, например, сделаться крысой или мышкой. Должен сказать по правде, что считаю это совершенно невозможным». ( Ш. Перро. «Кот в сапогах».) • « - Видишь вон то старое дерево? – продолжала ведьма и показала на дерево, стоявшее обок дороги. – Внутри оно совсем пустое. Полезай наверх – увидишь дупло, спускайся в него до самого низу». (Х.К. Андерсен «Огниво».) VIII. Разгадай кроссворд, вписав слова в творительном падеже. По горизонтали: 1. Вихрь, поднимающий столбом воду, песок. (смерчем) 2. Бельевое изделие в виде отрезка ткани для вытирания. (полотенцем) 3. Дом для временного проживания приезжающих с обслуживанием. (гостиницей) 4. Сооружение в виде ряда ступеней для подъёма и спуска. (лестница) По вертикали: 5. Приспособление для обливания мелкими струйками воды. (душем) 6. Палочка из воска с фитилем внутри для освещения. (свечой) 7. Медицинское учреждение для длительного лечения. (больницей) 8. Вьющееся по опорам растение. (плющом) 9. Лёгкое, обычно не промокаемое пальто. (плащом) 10. Покрытое пухом и перьями животное с крыльями, двумя конечностями и клювом. (птицей) IX. Анаграммы. Придумать новые слова, состоящие из этих же букв. Но в другом порядке. Атлас (салат) Армия (Мария) Кулак (кукла) Дорога (города) Адрес (среда) X. Шарады 1. Если с З, то ткань из шёлка, И воздушна, и легка. З на К заменим только – Пей продукт из молока. (Зефир – кефир.) 2. С буквой Н я по ночам В небесах гуляю. С буквой П частенько вам Видеть помогаю. (Луна – лупа.) 3. Число и нота рядом с ним, Да букву припиши согласную, А в целом – мастер есть один, Он мебель делает прекрасную. (Столяр.) 4. Мой первый слог короткий – нота, Её найти – легка забота, Люблю второй я раннею весной: Цветущий он особенно хорош! Его у здания найдёшь. (Фасад.) XI. Грамматическая арифметика. Кар + знак препинания = ? Кар + горное селение = ? Белый - окончание + суффикс К -+ окончание А = ? XII. Шутки. • Как записать «сухая трава» четырьмя буквами? (Сено.) • Что можно видеть закрытыми глазами? (Сон.) • Какую ноту кладут в суп? (Соль.) • Из какого крана не льётся вода? (Подъёмного.) • Какой кистью не выкрасишь стену? (Виноградной.) XIII. Кроссворд «Рак». 1. Рак из хлопка сшит. (Рубашка.) 2. Рак на Луну спешит. (Ракета.) 3. Рак долгожданный день. (Праздник.) 4. Рак сторожил дворец. (Стражник.) 5. Рак – кисленький леденец. (Барбариска.) 6. Рак в портфеле твоём живёт. (Тетрадка.) 7. Рак ночью в окно ползёт. (Мрак.) Р А К Р А К Р А К Р А К Р А К Р А К Р А К
|