Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Внеклассные мероприятия

ПРИМЕНЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ УЧИТЕЛЯМИ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Тема «Применение регионального компонента во внеурочное время учителями начальных классов» - актуальна, ведь проблема эколого-экономического воспитания возникает у детей даже в дошкольном возрасте. Формирование у детей ответственного отношения к природе -один из важных этапов эколого-экономического воспитания младшего школьника. Данная тема требует от педагога высокого уровня знаний, хорошего владения методиками исследования, желание углубленно работать с учащимися в области тех или иных наук.
Цель: Изучить природу родного края, как важнейший фактор формирования системы ценностей школьника.
Задачи:
1.Изучение особенностей природы Казахстана и родного края;
Применение на практике знаний, полученных на уроках, во внеурочной деятельности.
2.Развитие эколого-экономической культуры, познавательного интереса, умения наблюдать, делать выводы.
3.Воспитание чувства коллективизма, взаимовыручки, взаимоподдержки;
Привитие детям любви, сострадания ко всему живому.
Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Вовлекая детей и родителей во внеурочную деятельность, создаём условия для самореализации учащихся в области экологического образования.
В системе экологического образования и воспитания исключительно важную роль играет начальная школа. Здесь дети впервые попадают в мир знаний о природе. Дальнейшее отношение их к природе во многом будет зависеть от того, осознают ли они ценности природы в жизни человека, разнообразные связи человека с природной средой, на сколько глубоко будут воспитаны эстетические и нравственные отношения к природным объектам, желание трудиться на пользу природе. В начальной школе закладываются основы экологической культуры.
Большое наследие в области воспитания детей окружающей средой оставил нам выдающийся педагог В.А. Сухомлинский. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств и творчества. Отношение детей и подростков к природе известный педагог тесно связывал с тем, что природа – это наш родной край, земля, которая нас вырастила и кормит, земля, преобразованная нашим трудом.
Сама природа не воспитывает, воспитывает только активное взаимодействие с ней. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать её красоту, беречь её богатства, нужно привить к нему чувства с раннее возраста – в этот период, когда интерес к окружающей флоре и фауне особенно велик. Чтобы воспитать все эти чувства в детях, эту работу мы начинаем с первого класса, стараемся пробудить в детях, прежде всего интерес к природе, побуждать их к наблюдениям за явлениями природы, учим сравнивать, делать выводы, бережно и экономно относится к природным ресурсам. Учителя начальных классов используют различные формы работы в этом направлении.
Одним из видов работы – экскурсия в природу. К сожалению, многие из детей приходят в школу с очень ограниченными потребительскими представлениями о природе. Предстоит длительный и нелегкий путь к детским сердцам, чтобы открыть перед ними удивительный и неповторимый мир природы.
Вступительная беседа пред экскурсией, вопросы учителя во время проведения экскурсии, подведение итогов – все эти этапы должны привлечь внимание детей к окружающей природе. Перед экскурсией детям дается опережающее задание по изученной теме: подобрать и выучить стихотворение наизусть, найти и прочитать рассказы. Во время экскурсии стихотворения и рассказы, подготовленные детьми, зачитываются. Программные экскурсии по познанию мира дополняются экологическими и экономическими вопросами. Ходе экскурсии решаются некоторые экологические и экономические задачи: научить вести экологическое наблюдение в природе, глубже узнать свой край его ресурсы, отработать правила личного природоохранного поведения, применить теоретические правила на практике. Урок любви к природе продолжается и на уроках трудового обучения, изобразительного искусства, когда ребенок лепит, рисует растения или животных, увиденных им во время экскурсии.
Но только лишь экологического воспитания в стенах учебного воспитания недостаточно. Ребенок должен видеть бережное отношение, уважение к природе со стороны родителей. Поэтому, помимо работы непосредственно с детьми, большое внимание и уделяется разъяснительной работе с родителями на родительских собраниях. Родителям рекомендуем для чтения с детьми рассказы В.Бианки, М.Пришвина, П.Воронько.
Любовь к природе тесно связана с культурой поведения. В беседах с родителями напоминаем о правилах поведения в местах отдыха на природе. Проводим консультации на темы: «Природа и дети», «Охрана природы», «Выходной день в лесу, на реке», «Как ухаживать за животными дома» и др. Советуем родителям побывать в лесу в выходные дни на реке, водоеме с целью наблюдения окружающей природы, сбора природного материала.
На родительские собрания выносятся для обсуждения темы: «Как воспитывать у детей любовь, интерес и бережное отношение к природе», «Значение игры в воспитании у детей интереса к природе», Живая природа – это удивительный, многогранный мир», «Природа нам поможет жить, она радует нас, поэтому ее надо беречь» и др. Тем самым прилагаются усилия для повышения эколого-экономического образования родителей, углубления их знаний о природоохранительных мероприятиях.
Проводя работу по эколого-экономическому воспитанию, расширяя содержание программного материала о растениях, животных, явлениях природы, о труде людей по уходу за ними, о воспитании любви, бережного и заботливого отношения к растениям и животным, стремимся к тому, чтобы дети входили в природу не просто созерцателями, потребителями, а заботливыми, бережливыми хозяевами родной земли.
Немаловажную роль в эколого-экономическом воспитании младших школьников играет внеклассная работа.
Внеклассная работа – форма разнообразной организации добровольческой работы учащихся вне урока под руководством учителя для возникновения и проявления их познавательных интересов и творческой самостоятельности. Внеклассное изучение природы способствует выявлению простейших закономерностей ее жизнедеятельности, включает в себя ряд мероприятий по охране природы: подкормка птиц зимой, развешивание скворечников, кормушек и искусственных гнезд, уборка территории школьного участка и его озеленение, борьба с вредителями растений, сбор лекарственных растений и так далее. По своему содержанию, формам организации и методам проведения внеклассная работа по познанию мира очень разнообразна .Выделяют индивидуальные, групповые и массовые виды внеклассной работы.
Традицией в нашей школе стало проведение недели по экологическому воспитанию, где самыми активными участниками являются учащиеся начальных классов и их родители. Поделки, изготовленные из природного материала в конкурсе «Дары осени» пользуются большим успехом на выставке, которую посещают учащиеся, учителя, родители, гости школы. В весеннее время года в школе проходит акция среди первоклассников «Посади дерево». Ученики вместе со своими родителями высаживают на территории школы разнообразные виды деревьев, в соответствии с генеральным планом озеленения школьного двора.
Наглядным проявлением отношения учащихся к природе является их творческая деятельность, в которой отражаются нравственно-этические нормы, эстетические чувства. Участвуя в конкурсе рисунков «Мой край», ребята побывали на берегу Иртыша, посетили краеведческий музей, а также были участниками заочного путешествия по ленточному бору. Свои впечатления, переживания и эмоции, ребята перенесли на бумагу при помощи акварельных красок. Почти каждый ребенок включился в эту работу, нарисовал свой рисунок или плакат. Например, Торгунаков Иван, ученик 4 класса на одной половине листа, красными, зелеными, желтыми красками изобразил детей, сажающих деревья, на другой черными красками нарисовал выжженный лес. Рисунки и плакаты были показаны на выставке в школе.
В нашей школе большое внимание уделяется озеленению. Разнообразие комнатных растений, редких экземпляров, коллекций цветов можно встретить в оранжерее, в фойе, рекреациях школы, а также в классных комнатах. Ежегодно учащиеся начальных классов принимают участие в школьном конкурсе «Наш зеленый класс»
Ежегодно Областным детским биологическим центром города Семей, проводятся акции эколого-биологической направленности для общеобразовательных школ. Учащиеся начальных классов принимают активное участие в данных акциях. Активными помощниками учеников являются их родители.
Данные акции дали начало исследовательской работе учащимся начальных классов. Ученики 4 классов Федорова Ангелина и Торгунаков Иван представили свою исследовательскую работу в областном конкурсе «Зерде» на тему: «Не жалейте для птиц ни зерна, ни крошек». Ребята заняли 3 место.
Проведение всех мероприятий с вязано с длительной подготовкой, заключающейся в разнообразной работе школьников: наблюдение в природе, постановка простейших опытов, сбор природного материала для выставок, участие в озеленительных работах на территории школы, привлечение родительской общественности. Вся подготовленная работа заканчивается организацией праздника, на котором подводятся итоги проделанной работы школьников.
Категория: Внеклассные мероприятия | Добавил: olgavf71 (2016-05-05) | Автор: Федорова Ольга,Новикова Галина E
Просмотров: 799 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 2.7/3
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 8:49 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru