Главная » Статьи » В помощь учителю » Внеклассные мероприятия |
Тема «Применение регионального компонента во внеурочное время учителями начальных классов» - актуальна, ведь проблема эколого-экономического воспитания возникает у детей даже в дошкольном возрасте. Формирование у детей ответственного отношения к природе -один из важных этапов эколого-экономического воспитания младшего школьника. Данная тема требует от педагога высокого уровня знаний, хорошего владения методиками исследования, желание углубленно работать с учащимися в области тех или иных наук. Цель: Изучить природу родного края, как важнейший фактор формирования системы ценностей школьника. Задачи: 1.Изучение особенностей природы Казахстана и родного края; Применение на практике знаний, полученных на уроках, во внеурочной деятельности. 2.Развитие эколого-экономической культуры, познавательного интереса, умения наблюдать, делать выводы. 3.Воспитание чувства коллективизма, взаимовыручки, взаимоподдержки; Привитие детям любви, сострадания ко всему живому. Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Вовлекая детей и родителей во внеурочную деятельность, создаём условия для самореализации учащихся в области экологического образования. В системе экологического образования и воспитания исключительно важную роль играет начальная школа. Здесь дети впервые попадают в мир знаний о природе. Дальнейшее отношение их к природе во многом будет зависеть от того, осознают ли они ценности природы в жизни человека, разнообразные связи человека с природной средой, на сколько глубоко будут воспитаны эстетические и нравственные отношения к природным объектам, желание трудиться на пользу природе. В начальной школе закладываются основы экологической культуры. Большое наследие в области воспитания детей окружающей средой оставил нам выдающийся педагог В.А. Сухомлинский. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств и творчества. Отношение детей и подростков к природе известный педагог тесно связывал с тем, что природа – это наш родной край, земля, которая нас вырастила и кормит, земля, преобразованная нашим трудом. Сама природа не воспитывает, воспитывает только активное взаимодействие с ней. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать её красоту, беречь её богатства, нужно привить к нему чувства с раннее возраста – в этот период, когда интерес к окружающей флоре и фауне особенно велик. Чтобы воспитать все эти чувства в детях, эту работу мы начинаем с первого класса, стараемся пробудить в детях, прежде всего интерес к природе, побуждать их к наблюдениям за явлениями природы, учим сравнивать, делать выводы, бережно и экономно относится к природным ресурсам. Учителя начальных классов используют различные формы работы в этом направлении. Одним из видов работы – экскурсия в природу. К сожалению, многие из детей приходят в школу с очень ограниченными потребительскими представлениями о природе. Предстоит длительный и нелегкий путь к детским сердцам, чтобы открыть перед ними удивительный и неповторимый мир природы. Вступительная беседа пред экскурсией, вопросы учителя во время проведения экскурсии, подведение итогов – все эти этапы должны привлечь внимание детей к окружающей природе. Перед экскурсией детям дается опережающее задание по изученной теме: подобрать и выучить стихотворение наизусть, найти и прочитать рассказы. Во время экскурсии стихотворения и рассказы, подготовленные детьми, зачитываются. Программные экскурсии по познанию мира дополняются экологическими и экономическими вопросами. Ходе экскурсии решаются некоторые экологические и экономические задачи: научить вести экологическое наблюдение в природе, глубже узнать свой край его ресурсы, отработать правила личного природоохранного поведения, применить теоретические правила на практике. Урок любви к природе продолжается и на уроках трудового обучения, изобразительного искусства, когда ребенок лепит, рисует растения или животных, увиденных им во время экскурсии. Но только лишь экологического воспитания в стенах учебного воспитания недостаточно. Ребенок должен видеть бережное отношение, уважение к природе со стороны родителей. Поэтому, помимо работы непосредственно с детьми, большое внимание и уделяется разъяснительной работе с родителями на родительских собраниях. Родителям рекомендуем для чтения с детьми рассказы В.Бианки, М.Пришвина, П.Воронько. Любовь к природе тесно связана с культурой поведения. В беседах с родителями напоминаем о правилах поведения в местах отдыха на природе. Проводим консультации на темы: «Природа и дети», «Охрана природы», «Выходной день в лесу, на реке», «Как ухаживать за животными дома» и др. Советуем родителям побывать в лесу в выходные дни на реке, водоеме с целью наблюдения окружающей природы, сбора природного материала. На родительские собрания выносятся для обсуждения темы: «Как воспитывать у детей любовь, интерес и бережное отношение к природе», «Значение игры в воспитании у детей интереса к природе», Живая природа – это удивительный, многогранный мир», «Природа нам поможет жить, она радует нас, поэтому ее надо беречь» и др. Тем самым прилагаются усилия для повышения эколого-экономического образования родителей, углубления их знаний о природоохранительных мероприятиях. Проводя работу по эколого-экономическому воспитанию, расширяя содержание программного материала о растениях, животных, явлениях природы, о труде людей по уходу за ними, о воспитании любви, бережного и заботливого отношения к растениям и животным, стремимся к тому, чтобы дети входили в природу не просто созерцателями, потребителями, а заботливыми, бережливыми хозяевами родной земли. Немаловажную роль в эколого-экономическом воспитании младших школьников играет внеклассная работа. Внеклассная работа – форма разнообразной организации добровольческой работы учащихся вне урока под руководством учителя для возникновения и проявления их познавательных интересов и творческой самостоятельности. Внеклассное изучение природы способствует выявлению простейших закономерностей ее жизнедеятельности, включает в себя ряд мероприятий по охране природы: подкормка птиц зимой, развешивание скворечников, кормушек и искусственных гнезд, уборка территории школьного участка и его озеленение, борьба с вредителями растений, сбор лекарственных растений и так далее. По своему содержанию, формам организации и методам проведения внеклассная работа по познанию мира очень разнообразна .Выделяют индивидуальные, групповые и массовые виды внеклассной работы. Традицией в нашей школе стало проведение недели по экологическому воспитанию, где самыми активными участниками являются учащиеся начальных классов и их родители. Поделки, изготовленные из природного материала в конкурсе «Дары осени» пользуются большим успехом на выставке, которую посещают учащиеся, учителя, родители, гости школы. В весеннее время года в школе проходит акция среди первоклассников «Посади дерево». Ученики вместе со своими родителями высаживают на территории школы разнообразные виды деревьев, в соответствии с генеральным планом озеленения школьного двора. Наглядным проявлением отношения учащихся к природе является их творческая деятельность, в которой отражаются нравственно-этические нормы, эстетические чувства. Участвуя в конкурсе рисунков «Мой край», ребята побывали на берегу Иртыша, посетили краеведческий музей, а также были участниками заочного путешествия по ленточному бору. Свои впечатления, переживания и эмоции, ребята перенесли на бумагу при помощи акварельных красок. Почти каждый ребенок включился в эту работу, нарисовал свой рисунок или плакат. Например, Торгунаков Иван, ученик 4 класса на одной половине листа, красными, зелеными, желтыми красками изобразил детей, сажающих деревья, на другой черными красками нарисовал выжженный лес. Рисунки и плакаты были показаны на выставке в школе. В нашей школе большое внимание уделяется озеленению. Разнообразие комнатных растений, редких экземпляров, коллекций цветов можно встретить в оранжерее, в фойе, рекреациях школы, а также в классных комнатах. Ежегодно учащиеся начальных классов принимают участие в школьном конкурсе «Наш зеленый класс» Ежегодно Областным детским биологическим центром города Семей, проводятся акции эколого-биологической направленности для общеобразовательных школ. Учащиеся начальных классов принимают активное участие в данных акциях. Активными помощниками учеников являются их родители. Данные акции дали начало исследовательской работе учащимся начальных классов. Ученики 4 классов Федорова Ангелина и Торгунаков Иван представили свою исследовательскую работу в областном конкурсе «Зерде» на тему: «Не жалейте для птиц ни зерна, ни крошек». Ребята заняли 3 место. Проведение всех мероприятий с вязано с длительной подготовкой, заключающейся в разнообразной работе школьников: наблюдение в природе, постановка простейших опытов, сбор природного материала для выставок, участие в озеленительных работах на территории школы, привлечение родительской общественности. Вся подготовленная работа заканчивается организацией праздника, на котором подводятся итоги проделанной работы школьников. | |
Просмотров: 799 | Комментарии: 4 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|