Главная » Статьи » В помощь учителю » Внеклассные мероприятия |
Внеклассное мероприятие разработала: Макарова Ирина Алексеевна воспитатель первой категории КГУ «Восточно-Казахстанская областная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» УО ВКО, г. Семей. Внеклассное мероприятие: «Человек среди людей» Вопросы для обсуждения: 1. Человек и природа (взаимосвязь, влияние человека на окружающий мир, человек — часть живой природы). 2. Общество и культура (достижения человечества в духовной области). 3. «Истинное назначение человека — жить, а не существовать» (как вы понимаете высказывание Джека Лондона?). 4. Человек среди людей, гуманизм и человеколюбие (по¬ведение человека в обществе, коллективе, отношение к другим людям, людям разных национальностей). Сочинения: • «К чему и куда идет современное общество в беско¬нечном историческом развитии». • «Что выделяет человека в многообразии живых су¬ществ, населяющих Землю и что роднит его с ними». • «Меняется ли человек как биологический вид по мере своего интеллектуального и нравственного совершенствования?» • «Каким путем развивается дух человека — к познанию мира и себя или к саморазрушению?» • «Может ли человек изменить окружающий мир или, напротив, являет собой раба обстоятельств?» • «Я — человек! Это звучит гордо!» Цитаты: Создает человека природа, но развивает и образует его общество. В. Г. Белинский Счастье личности вне общества невозможно, как невоз¬можна жизнь растения, выдернутого из земли и брошен¬ного на бесплодный песок. А. Н. Толстой Понять человека можно только в его единстве — плоти, духа и природы, частью которой он является. И.М. Сеченов Природа вложила в человека потребность заботиться обо всех людях. Марк Аврелий Природа будет действовать на нас со всей силой только тогда, когда мы насеем в ощущение ее свое человечес¬кое начало, когда наше душевное состояние, наша лю¬бовь, наша радость или печаль придут в полное соответ¬ствие с ней и нельзя будет отделить свежесть утра от света любимых глаз и мерный шум леса от размышлений о прожитой жизни. К. Г. Паустовский Истинное назначение человека — жить, а не существо¬вать. Д. Лондон Человек — это тростинка, самое слабое в природе суще¬ство, но это тростинка мыслящая. Б. Паскаль Десять заповедей человечности: 1. Не убий и не начинай войны. 2. Не помысли народ свой врагом других народов. 3. Не укради и не приписывай труда брата своего. 4. Ищи в науке только истину и не пользуйся ею во зло или ради корысти. 5. Уважай мысли и чувства братьев своих. 6. Чти родителей и прародителей своих и все сотворен¬ное ими сохраняй и почитай. 7. Пусть труд и мысли твои будут трудом и мыслями свободного творца, а не раба. 8. Чти природу как матерь свою и помощницу. 9. Пусть живет все твое, мыслится мыслимое. 10. Пусть свободным будет все, ибо все рождается сво¬бодным. Д.С. Лихачев («Я вспоминаю», 1991.) Воспитатель: Уже стала традицией организа¬ция диспутов для старшеклассников на актуальные вопро¬сы современной жизни. Вы сами можете предлагать темы, которые вас волнуют, приглашать гостей, которые вам ин¬тересны. Мы уважаем мнение любого выступающего, лю¬дей разных поколений. Я считаю, что наши диспуты помо¬гут многим разобраться в некоторых сложных вопросах современной жизни, помогут в определении вашей жизнен¬ной позиции. Сегодня мы назвали наш диспут «Человек сре¬ди людей». 1. На уроках обществознания вы будите изучать такие понятия, как «общество», «культура». Сегодня мы поговорим на темы «Общество и природа», «Общество и культура». Понятие «общество» давно и прочно вошло в наш по¬вседневный лексикон. «Дворянское общество», «общество книголюбов», «педагогическое общество» — в данном слу¬чае под обществом мы понимаем определенную группу людей, объединившихся для общения, совместной Деятель¬ности, взаимопомощи и поддержки. Как этап историческо¬го развития человечества, конкретной страны употребляют¬ся термины «первобытное общество», «французское общество» и т. д. Человеческое общество — это часть мира, которая вклю¬чает способы взаимодействия людей и формы их объединения. В отличие от стихийных природных сил в центре обще¬ственного развития стоит человек, обладающий сознанием и волей. Природа же существует и развивается по своим собственным, независимым от человека и общества зако-нам. И еще человеческое общество выступает в качестве творца, преобразователя, создателя культуры. (Направить размышления ребят на понятие «классное об¬щество») 2. Под словом «культура» чаще всего понимают какие-либо достижения человечества в духовной сфере: художе¬ственные творения, научные открытия, а также уровень духовных запросов отдельного человека, его достойное по-ведение. Какого человека вы назвали бы культурным? Это человек образованный, воспитанный, обладающий хоро¬шим вкусом, владеющий литературным языком, интересу¬ющийся высокохудожественными произведениями искус¬ства. Как вы считаете, относятся ли так называемые отрицательные «ценности» (тоже продукты умственной де¬ятельности человека) к явлениям культуры? Аргументируй¬те свой вывод. Кого в классе вы назвали бы самым культур¬ным человеком? 3. «Истинное назначение человека — жить, а не существо¬вать». Как вы понимаете высказывание Джека Лондона? Срав¬ните уровень развития человека и животного. В то время как поведение животного неразрывно связано с окружаю¬щей средой и направляется инстинктами, деятельность че¬ловека не является четко запрограммированной, в ней всегда есть место свободному выбору. Человек обладает не только сознанием, но и самосознанием, самовыражением. Человек— это личность, способная к целенаправленным, планомерным действиям, творческим достижениям, среди которых на первом месте — создание человеческих форм общения. Как вы понимаете выражение: «Он — сильная личность»? Для личности характерно проявление активнос¬ти, тогда как безличное существование допускает «плаванье по воле случая». Понятие «личность» характеризует в чело¬веке свойства его характера, которые он обретает только во взаимодействии с другими людьми. В своих ролевых прояв¬лениях личность меняется, развивается, совершенствуется. Кто формирует личность? Это, конечно, семья, учителя, друзья, классный коллектив, природа, иногда случайные люди, книги, фильмы, произведения искусства и т. д. Фор¬мирует улица, иногда деформирует, может и разрушить. Кого благодарить и где искать виноватого? Легче всего об¬винить в своей неудаче кого-то, но человек формирует свою личность сам. И сам должен определить для себя свою активную жизненную позицию, свой смысл жизни. (Обратить внимание на проблемы современного общества (ранняя беременность, алкоголизм, наркомания, СПИД, куре¬ние, детская беспризорность, подростковая преступность).Почему некоторые личности не жалеют ни себя, ни близких ради минутного удовольствия, уходят в мир иллюзий или по¬зволяют вовлекать себя в преступные замыслы?) «Жизнь без нравственного усилия есть сон». Так много лет назад написал Л.Н. Толстой. Нравственные усилия осу¬ществляются человеком в процессе борьбы за самого себя. Стремясь утвердить свою человеческую сущность, человек совершенствует свои качества, реализует свой потенциал. Подумайте над тем, какие у вас есть способности, что¬бы занять достойное место в жизни общества. 4. Гуманность, гуманизм, толерантность. Гуманность, человечность — великодушие, доброта к людям, готовность простить или хотя бы понять человека, уважение к его личности и самостоятельности. Гуманизм — воззрение, рассматривающее человека как высшую ценность, защищающее его свободу и всесторон¬нее развитие. Гуманизм стремится выявить в человеке все лучшее, что заложено природой. Для гуманизма отходит на задний план все, что разъединяет людей: расовые, религиозные, поли¬тические, культурные барьеры и предрассудки. Гуманизм — это добрая мысль о человеке, он признает справедливость высшего принципа равенства — равенства прав всех людей без исключения. Его цель — способствовать развитию куль¬туры, единению и согласию человечества. Толерантность — это цивилизованный компромисс меж¬ду культурными традициями, этническими, национальны¬ми, религиозными и иными особенностями образа жизни. Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание многообразия культур нашего мира, форм са¬мовыражения и способов проявления человеческой инди¬видуальности. Ей способствуют открытость, общение и сво¬бода мысли, совести и убеждений. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Толеран¬тность — это добродетель, которая делает возможным дос¬тижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира. Толерантность очень важна в современном мире. (Обратить внимание на отношения в классе к однокласс¬никам другой национальности, на уважение друг к другу, вза¬имопомощь и понимание. Доказать ошибочное и преступное мнение так называемых «национал-патриотов», которые пы¬таются утверждать, что любить свою нацию и ненавидеть все прочие вполне совместимо. Эти горе-патриоты, наверное, совсем не знают о той роли, которую сыграли иноплеменники в становлении и развитии русской культуры) | |
Просмотров: 898 | Комментарии: 3 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|