Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Внеклассные мероприятия

Выразительные средства музыкального языка современной и джазовой музыки
Школа-комплекс эстетического воспитания №8. Методический кабинет
Кричиневская Е.М.,преп. фортепиано Квимсадзе Н.Л.,преп. фортеаиано
Выразительные средства музыкального языка современной и джазовой музыки

г. Петропавловск

Внеклассное мероприятие
Тема: Выразительные средства музыкального языка современной и джазовой музыки.
Цель: Знакомство с особенностями современной и джазовой музыки. Самореализация творческих возможностей.
Задачи:
Образовательные:
1. Научить слушать и понимать современную и джазовую музыку;

2. Знать выразительные средства музыкального языка современной и джазовой музыки;
3. Приобретение навыка импровизации. Воспитательные:
1. Ориентироваться в различных стилях музыкального искусства:
2. Воспитание образного мышления. Развивающие:
1. Приобретение и закрепление навыков концертного выступления;

2. Развитие навыков ансамблевого исполнения;

3. Расширение тезауруса учащихся.

Кто не видел чудесного спектакля о приключениях Буратино и его друзей?
Помните, как после всех волнений и трудностей, завладев, наконец, золотым ключиком, остановились они у покрытой пылью двери в бедной каморке. Поворот ключика, и перед ними спуск в подземелье. А там какая-то странная постройка, похожая на ящик с башенками. Что-то в ящике? «Наверно несметные богатства». - думает папа Карло.
Еще один поворот ключика, и за открывшейся дверью все видят большую книгу.
V* я/
- Вот тебе и сокровища! А я думал - мы найдем здесь мешки с золотом, - разочарованно сетует старый шарманщик.
- Нет же, папа Карло, - возражает ему Буратино. - Это даже гораздо лучше, чем твое золото.
Вы, конечно, знаете, что Буратино оказался прав. Книга, которую нашли путники, была волшебной, и она помогла им найти страну счастья.
Вот и мы с вами, друзья, с помощью нашей книги совершим путешествие в красочный и яркий, выразительный и свободный, мир джазовой и современной музыки. Удивительный и увлекательный он вокруг нас, однако, свои сокровища он раскрывает далеко не всем и не сразу. Только познакомившись с основными понятиями в этой книге, вы будете обладать золотым ключиком знания, который поможет вам войти в этот сказочный мир.
Итак, мы открываем первую страницу!
Стиль

? Какие из указанных стилей вам уже знакомы на практике?
А сегодня мы подробно поговорим о музыке, написанной в современном и джазовом стилях. Сейчас вы услышите произведение Исаковой «Баба-Яга» и попробуйте определить стиль, в котором написана эта пьеса.
№1 Исакова «Баба-Яга» исп. Нитиевская Юля
? Назовите музыкальный стиль
? Какие необычные музыкально-выразительные средства были использованы композитором?
Т.е. мы с вами уже можем сделать вывод, что современные композиторы используют очень необычные музыкально-выразительные средства, чтобы ярче передать
Образ
Помните, когда вы были маленькими, то начинали свое обучение музыке с маленьких пьесок. Наверное, все играли «Вальс собачек», «Прыг-скок», «Ёжика»?
И, играя каждую пьесу, вы старались передать с помощью музыкального языка образ исполняемого произведения.
Многие современные композиторы пишут пьесы для детей. Следующее произведение, которое вы услышите, называется ...
№20.Геталова «Мишки в цирке» исп. Павлухина Аня
? Что делают мишки в этом произведении?
? Ты нарисовала рисунок очень яркими красками. Почему? А сейчас Диана Князева исполнит пьесу ...
№ЗР.Петерсен «Марш гусей» исп. Князева Диана
В любом произведении современных композиторов очень ярко прослеживается образ. Но более того, еще одной важной особенностью современной музыки является синтез музыки, живописи и поэзии.
Музыка + живопись + поэзия
№4 М.Гревер «Волшебный свет лупы» исп. Кизко Анжелика

? Что вы представили под эту музыку?
? Какие звуки использовал композитор, чтобы передать лунный пейзаж?

? Почему такой широкий диапазон?
Мы очень рады, что вы разгадали задуманный нами образ. Чтобы лучше понять образ и замысел композитора, мы нередко обращаемся за помощью к живописи и поэзии. При работе над этим произведением близким нам стала четверостишие Ф.Тютчева

Как хорошо ты, о море ночное, -
Здесь лучезарно - там сизо-темно...
В лунном сиянии, словно живое,
Ходит, и дышит, и блещет оно.

Именно это стихотворение помогло нам сравнить аккомпанемент с морем. А чтобы точнее передать легкость и прозрачность лунного света помогла картина Айвазовского. Именно её настроение показалось нам близким настроению нашего произведения.
Исполняя различные произведения, мы сталкиваемся с разнообразием ритмических групп. И каждая подобрана далеко не случайно. Удачно подобранный РИТМ способствует точному раскрытию музыкального образа.
Ритм
Вы все. наверное, с радостью, вприпрыжку бежали 1 раз в школу. Вот это ощущение счастья и передаёт композитор с помощью ритма. Перед глазами
рисуется картина: папа шагает по-взрослому спокойно, а ребенок - весело, вприпрыжку, то забежит вперёд, то назад.
№5 Ю.Маевский «Первый раз в первый класс» исп. Барановская Катя
В этом произведении встречаются все ритмические формулы, которые мы с вами упоминали в течение урока. А также не совсем обычные гармонии в сопровождении, о которых мы поговорим чуть позже.

Новые выразительные средства стали основой для создания необычных по стилю и художественным приёмам произведений. «Звёздные войны». В этом произведении очень необычный музыкальный язык.

Кластер
Ударный эффект
Глиссандо
Тремоло
Как передать бездонную глубину космоса, хаос во вселенной, в котором ежеминутно рождаются и умирают звезды? А как передать в музыке большой взрыв, из которого и родилась наша галактика?
Мб «Звёздные войны» исп. Асатуллина Юля
Это произведение уже относится к современной авангардной музыке, которая возникла сравнительно недавно, в XX веке.
А следующая пьеса - целый маленький спектакль! О том, как рождается новое литературное произведение. Мы легко можем услышать стук печатной машинки, который удачно передан приёмом репетиций, восторженные хлопки от удачно подобранной фразы, стук по дереву, чтобы не сглазить мысль, звук отъезжающей каретки, который передан приёмом глиссандо и даже что-то еще!
А что - догадайтесь сами.
№7 «Печатная машинка» исп.Казарина Лиза, Асатуллина Юля
Как вы считаете, какой смысл вложил композитор, таким необычным образом заканчивая произведение?
Джаз
? Что такое джаз и какое отношение он имеет к современной музыке?
- Это одно из направлений современной музыки, зародившееся на рубеже 19-20 веков в Южных штатах США.
Основная особенность джаза - свобода ритма. Здесь мы в полной мере можем встретить синкопированные и пунктирные ритмы в различных сочетаниях. Такой ритм лежит в основе рэгтайма, а рэгтайм в дословном переводе означает «разорванное время».
№8 «Рэгтайм» исп. Кизко Анжелика
Одна из особенностей джазовой музыки - несовпадение ритмической пульсации в левой руке и постоянных синкоп в мелодии правой руки. Такой ритм порождает эффект качания, который no-англ, называется свинг.
Свинг
Когда мы слушаем такую музыку, мы как бы балансируем между двумя ритмическими плоскостями.
Одной их часто используемых ритмических комбинации является ритм «босса нова», популярный в танцевальной музыке.
№9 «Румба» исп. Казарина Лиза, Асатуллина Юля
Джаз - искусство, основанное на импровизации, которое считается одним из высших проявлений музыкальной одарённости.
Импровизация
Потребность импровизировать, как всякое творчество, покоится в каждом из нас. Она может подчас только дремать, и мы должны дать ей возможность раскрыться.
Но чтобы уметь свободно импровизировать, этому надо учиться. Для этого существует много упражнений.
Сейчас мы будем учиться импровизировать в стиле джаз. Для этого мы возьмём известную мелодию «Опавшие листья», написанную в классическом стиле, и будем превращать её в мелодию в стиле джаз. Поможет нам Асатуллина Юля.
№10 Практикум.
Алгоритм
1. Исполнение основной мелодии
2. Подбор классического аккомпанемента, используя трезвучия, секстаккорды и квартсекстаккорды. Затем используя джазовые септаккорды.
3. Используя смену размера с 4/4 на 6/8, смену ритма (синкопы, пунктирный ритм, триоли) преобразовываем мелодию в джазовую.
4. Чтобы конечный результат соответствовал свингу, делим аккомпанемент на бас- аккорд, чтобы он соответствовал маршевому движению и соединяем с ритмически измененной мелодией.
? Юля, сложно ли было тебе импровизировать? Интересно?
Теперь, узнав основные приемы джазовой импровизации, вы можете этот опыт проделать с любой мелодией, которая вам правится.
А теперь мы предлагаем вашему вниманию произведение В.Шаинского, которое так и называется:
№11 Шаинский «Импровизация»
исп.Казарина Лиза, Асатуллина Юля
А темой для импровизации послужила известная песенка из м\ф «Чебурашка и Крокодил Гена».
? Узнали ли вы мелодию?
В течение урока вы все внимательно «читали» нашу книгу и сейчас пришло время проверить ваши теоретические знания.
№12 Кроссворд
Вопросы.
1. Смещение акцента с сильной доли на слабую, (синкопа)
2. Чередование различных длительностей в муз. произведении, (ритм).
3. Аккорд, состоящий из 4х звуков, расположенных по терциям, (септаккорд).
4. Джазовая пьеса, название которой в переводе означает «разорванное время», (рэгтайм)
5. Многократное чередование несоседних звуков (тремоло).
6. Ритм, порождающий эффект качания, по-англ. называется (свинг).
7. Одноголосный выразительный напев, душа музыки (мелодия).
8. Стиль современной музыки, зародившейся в XX веке в США (джаз).
9. Созвучие, образованное малыми или большими секундами (кластер).
10. Ударение в музыке (акцент).
11. Скольжение по клавиатуре (глиссандо). 12. Синтез: Музыка + Живопись + (Поэзия).
А теперь мы предлагаем вам попробовать себя в роли экспертов музыкального языка джаза.

(работа по карточкам)
Сейчас мы будем исполнять произведение «Старый рояль», а ваша задача не только слушать, но и анализировать слышимое. В этом произведении будут встречаться многие выразительные средства, о которых мы сегодня говорили. Задание достаточно сложное, будьте внимательны. Не все, написанные в карточке приёмы, использованы в произведении.
№ 13 Минков «Старый рояль»
исп. Кричиневская Е. М.,Квимсадзе Н.Л.

И в заключении нашего мероприятия мы хотим показать вам, насколько современные композиторы смелы в своих музыкальных идеях, соединяют, казалось бы, несоединимое: классический стиль с современным авангардным стилем, жанры серьёзной и легкой музыки.
Такое сочетание разных стилей внутри одного произведения называется...
Полистилистика
№14 Альченко «Шутка» исп. Кричиневская Е.М., Квимсадзе H.JI.

Мы благодарим вас за внимание, за участие и хотим еще раз сказать о том,что искусство раскрывает свои богатства только тем людям, которые искренне любят его и по-настоящему хотят постичь его язык. Поэтому, чтобы насладиться всеми сокровищами музыки, нужно научиться слушать и понимать её.

Категория: Внеклассные мероприятия | Добавил: КИМ (2011-01-09)
Просмотров: 2485 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 3:18 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru