«Их боль воспримем как свою» Конференция по повести А.И. Приставкина «Ночевала тучка золотая» Цель: • Познакомить учащихся с произведением А.И. Приставкина; • Развивать умение работать самостоятельно при подготовке ответов на вопросы; • развивать умение выделять главное, сравнивать, обобщать факты, логически излагать мысли, развивать эмоции; • воспитывать способность сопереживать другим, сочувственно воспринимать исторический опыт поколений. Эпиграф Все общее у нас, Весь мир- огромный дом… Достоинство и честь, И слава и богатство Добыты не войной, А только лишь трудом. Все общее у нас, Как воздух и как свет, Великих наций нет, И малых наций нет, Мы-братья и друзья, Свободные народы, Сошедшиеся в круг… Мукагали Макатаев 1. Слово учителя. Сегодня урок внеклассного чтения проведем в форме читательской конференции по повести А.И. Приставкина «Ночевала тучка золотая», по повести, направленной против затянувшегося ослепления, нравственной глухоты, повести, которая в момент написания не могла быть опубликована. «В учебниках школьных покуда Безмолвны и пуля, и пламя, и плоть. Но чье-то перо уже пишет и пишет О том, что пока безымянно,» - эти строчки Б. Окуджавы по праву можем отнести к писателю А. Приставкину за его повесть «Ночевала тучка золотая» 2. Биографическая справка (сообщение уч-цы) А. И. Приставкин родился 17.10.1931 г. в Люберцах Московской области. Начинал в 1954 г с поэтических проб. После окончания в 1959 г Литературного института им. Горького опубликовал повесть о военном детстве «Маленькие рассказы». Военным детдомовцам посвящена прекрасная и страстная повесть «Солдат и мальчик». Сам детдомовец, он материал не изучал- жестокая и голодная пора впечаталась в мальчишку. Это боль не проходящая. И все попытки Приставкина оторваться от пережитого в войну успеха не имели. А ведь будучи корреспондентом он объездил полстраны. Тема советской молодежи отражена в произведениях «Мои современники», «Три жизни», «Костры в тайге», «Голубка». Известны его лирические повести «Селигер Селигерович», «Песнь Орфея». И даже после этих произведений о молодежи, о красоте природы его вновь швыряло к так не затвердевшему рубцу. 4. История создания повести.(сообщение уч-ся) В 1981 г. Анатолий Игнатович создает свою повесть «Ночевала тучка золотая», которая была опубликована в 3,4 номере журнала «Знамя» за 1987 г. И что примечательно: сколько крупнейших литературных событий, которыми мы обязаны процессу демократизации и гласности, уместились в минувший с тех пор промежуток времени, а повесть не затерялась. Поднятые писателем проблемы актуальны по сей день. И вот прекрасная повесть о том, как живая человечность упрямо прорастает сквозь предубеждения обиды, нетерпимость, а доброта превозмогает отчужденность и попранное национальное чувство,- повесть эта удостоена Государственной премии СССР 1988 г. Повесть о войне, ее уголок, не освещенный ни вспышками «катюш», ни россыпью победных фейерверков, голодное Подмосковье. Голод, испепеляющий человеческую душу, превращает ее в пустыню, сводит все мысли, желания, надежды к одному- наесться досыта. Вокруг этой темы голода и способов его утоления построена повесть Приставкина, до времени как бы скрывающего от глаз читателей основные трагические события, свидетелями и жертвами которых суждено было стать ребятам из подмосковных детских домов. 5. Обсуждение Кто ведет себя достойнее в сложных ситуациях: взрослые или дети? Для того чтобы разрешить эту проблему, постараемся подробнее рассмотреть последующие вопросы: 1) Какие эпизоды в повести раскрывают лучшие стороны характера и поведения человека в сложных обстоятельствах? Вывод: трагедия войны не лишила людей самых лучших черт: милосердия, умения сострадать, в ущерб себе помогать другому. Человек, даже если ему всего 11 лет, не теряет человеческого достоинства ни при каких обстоятельствах 2) На каких фактах могло основываться рождение в то время пословицы: «Кому война- кому мать родна»? Вывод: дети добрее, совестливее взрослых. Они сохранили живую душу. Не раз сжимается от боли сердце при чтении, но вместе с тем не оставляет и светлое чувство. Свет исходит от симпатичных Кузьменышей. В отличие от взрослых, они считают, что и в краже тоже совесть нужна. Для них характерно чувство меры, совести. Умеют вовремя остановиться. Если от много берут немножко, это не кража, а просто дележка. Себе взял, другому оставь. В таких сложных ситуациях далекие могут стать близкими, а близкие, вроде директора подмосковного детдома, отъявленными врагами. Приставкин приводит подлинную фамилию, запомнившуюся на всю жизнь. В тех же хлестких выражениях проявляется отношениие автора к другим тыловым крысам, типа В.Н. Башмакова, владевшего судьбами детей: «Примите же это, невысказанное, от моих Кузьменышей и от меня лично, запоздалое, из далеких 80-х годов непрощение вам, жирные крысы тыловые, которыми был наводнен наш дом- корабль с детишками, подобранными в океане войны…» 3) В чем вы видите причины национальных конфликтов и каковы средства их преодоления? Почему в конце войны часть детдомовцев вывозили на Северный Кавказ? Проследим механизм разжигания вражды. Солдатам и переселенцам внушается, что все чеченцы- предатели, враги, вообще головорезы, а значит, к ним не может быть никакой жалости. И вот результат. Крики раненого бойца: «Всех к стенке…» Несправедливость, жестокость рождает ответную жестокость, жажду мщения. Чеченцы видят врагов во всех, даже в мирных жителях и потому жгут дома, убивают, не щадят и детей. Переселенцы, парализованные страхом, одобряют самые жестокие расправы. Рассуждает один неплохой человек: «Лучше мы их, чем они нас! У них резать русских- это национальная болезнь такая!» На эту пропитанную враждой землю привозят детей. И в этом братоубийственном безумии закрутило, как щепки в омуте, бедных зверенышей страшной войны. Многие потом начали пропадать, гибнуть на той земле. Ощущение смутного страха крепнет. Зреющие яблочки, благоухающие цветы- и никого! Повсюду следы человека, но жителей нет. Кто стрелял в Регину Петровну? Кто взорвал грузовик, убив 19- летнюю Веру? Ответы на них наши герои находят после мучительных поисков. 4) В чем особенность повествования? Происходящее дано через призму детского восприятия, в разгадывании тайн, реплик, недомолвок взрослых (примеры из текста). 5) Почему автор произносит: «Мы были связаны одной судьбой?» Эшелон с беспризорниками на станции Кубань встречается с глухо зарешеченным эшелоном, где находятся «басурманы». Русские переселенцы тоже не по доброй воле приехали под щедрое кавказское солнце. Они числились «изменниками». Такая изменница- тетя Зина. Над ее дочерью надругались немцы. Этот факт умудрились квалифицировать как «сотрудничество с оккупантами». Писатель приводит мысль: «любая несправедливость отразится на всех». В этом смысле мы связаны одной судьбой. Да, чеченцы оказали жестокое сопротивление. Нам их аргумент «Моя земля, мой дом, сад, могилы моих отцов» кажется неотразимым. 6) Но при чем здесь Кузьменыши? За что Сашка должен висеть на заборе со вспоротым животом? Почему, кроме Регины Петровны, никто не задает вопрос «Как можно согнать целый народ?» Приставкин передает атмосферу тех лет: боязнь лишнего слова. Люди притерпелись ко злу, привыкли не замечать чужую боль, отучились сострадать. 7) А как дети ведут себя в подобных ситуациях? 11- летний Колька, несмотря на пережитый ужас, не озлобляется сердцем, не озверел. Приставкин поднимается на высоту трагедии. Этот по-детски несправедливый, простосердечный, но единственно правильный вопрос обращен не столько к воображаемому чеченцу, сколько к МИРУ вообще. Он обращен ко всем нам. А Приставкин заставляет нас плакать над судьбой Кузьменышей и других колонистов, в недобрый час прибывших на кавказскую землю. Эту тему обходили стороной. Зачем ковыряться в больных ранах? Несправедливые указы отменены, многие вернулись в родные места. 6. Чтение отрывка из 29 тома БСЭ. 7. Чтение отрывка из поэмы А. Твардовского «За далью- даль» О том не пели наши оды, Что в час лихой, закон презрев Он мог на целые народы Обрушит свой верховный гнев… А что подчас такие бури Судьбе одной могли послать, Во всей доподлинной натуре- Тебе об этом лучше знать. Слово учителя: Сейчас стало очевидно, что в нашей истории не должно быль «белых пятен», обнаружилось, что литература касалась больных тем, чтобы знать прошлое, извлечь уроки, не повторять ошибок. Писатель говорит, что нет вины одного народа перед другим, как нет хороших и плохих народов. Эта мысль звучит в следующих строчках Мукагали Макатаева, взятых в качестве эпиграфа к уроку. А. Приставкин часто переносит нас, читателей, то в май 1944 г, то в 80-е годы. Автор признается в повести, что приходила и не раз такая мысль, что где-то существуют те люди, которые от ЕГО имени выполняли, творили волю его. Не мучают ли их кошмары, не приходят ли в память тени убиенных, чтобы о себе напомнить? 9) Как понимаете смысл названия повести? Название говорит о незащищенности. «Тучки мы… Влажный след… были и нет» исчезли, столкнувшись с утесом (сталинизмом). Слово учителя: Не только чеченцев, но и на ингушей, балкарцев, крымских татар, немцев, обрушился «верховный гнев». 8. Сообщение учащихся о переселении немцев, крымских татар. Слово учителя: Соблазнительно думать, что все описанное в повести да услышанное на уроке- уже в далеком прошлом, изжито.
|