Главная » Статьи » В помощь учителю » Внеклассные мероприятия |
Департамент образования Северо-Казахстанской обл. РК Городской отдел образования при акиме г. Петропавловска Гуманитарный центр образования и воспитания Сарсенбаева А.Г. Внеклассное мероприятие Тема: «За 7-ю печатями». Интеллектуальная игра. Первая гимназия г. Петропавловск 2011 г. СЦЕНАРИЙ: «За 7-ю печатями». Интеллектуальная игра. Ведущий: - Здравствуйте, уважаемые педагоги и гимназисты! Сегодня вашему вниманию мы хотим представить интеллектуальную игру «За 7-ю печатями». (влючается проектор с титрами игры) через 1 мин пауза – щелчок мышки компьтера Всем известно, что Время – понятие относительное, поэтому за минуту нашей игры перед вами пройдет целая жизнь замечательного человека. Вот над ним Время не властно. Его имя знают все, но от нас оно скрыто за 7-ю печатями, и, чтобы узнать имя этого человека, нам предстоит провести целое историческое расследование, а помогут нам в этом наши игроки. Встречайте их! Черникова Ира – 8 «А» класс Данилова Даша – 8 «Б» класс Черненко Юля – 8 «В» класс Ананина Аня – 8 «Г» класс. Здравствуйте, уважаемые игроки! Мы рады еще раз приветствовать вас в этом зале. Правила нашей игры. Я рассказываю вам о человеке, чье имя вам хорошо известно, но вслух это имя сообщит только тот из вас, кто наберет наибольшее количество печатей. Печати даются за правильный ответ на мои легкие вопросы. А вопросов ровно 7. Сначала вы записываете ответы в послужной формуляр. Если у вас готов ответ на вопрос, вы должны поднять сигнальную карточку. Сегодня мы не можем обойтись без архива, поэтому обратите внимание на экран проектора. Вы готовы к борьбе? Прекрасно! Мы начинаем наше расследование. ВНИМАНИЕ! Время первой печати: (влючается проектор с титрами игры) через 1 мин пауза – щелчок мышки компьютера «Казахстан – земля древней цивилизации Центрального Евроазиатского региона, с удивительной и неповторимой историей, где в переплетении кочевых и оседлых миров на протяжении веков возникали и гибли, и вновь восставали из пепла могущественные империи и государства; взаимообогащались и преображались культуры и религии, проходили важнейшие торговые пути, связывающие Восток и Запад. Казахи никогда не начинали войн. Им приходилось стойко и мужественно отстаивать границы родины. Самым тяжелым бедствием для казахов было нашествие джунгар. Люди спасались бегством. В 1643 году 50-ти тысячное войско под предводительством джунгарского хана завоевала верхнее и среднее побережье Иртыша. Жителям этого древнего и богатого края пришлось покинуть родные места. Для того чтобы основать свое государство и укрепить его, джунгарский хан построил крепости. В 1648 году он построил последнюю седьмую крепость. Со временем он стал перерастать в крупный город. Позднее посланники русского царя, исследователи Сибири, на берегу Иртыша увидели великолепный город. Один из посланников писал в своем докладе: «Это большой город с великолепными семью дворцами, с чудесными палатами, раскошный и богатый, удивляет архитектурным талантом мастеров этого края...» Сейчас внимание! Вопрос первой печати: (пауза – щелчок мышки компьтера) Как звали джунгарского хана и как назвал этот город Петр Первый? - Даша, ваша версия? А что скажет Ира? Аня, ваша версия? Вам слово, Юля. - Мнения игроков разделились. А теперь правильный ответ. Совершенно верно. Это город Семипалатинск. Сейчас это один из крупнейших городов Республики Казахстан, с развитой экономикой и легкой промышленностью. А джунгарского завоевателя звали хан Батур. Печать получают все наши игроки. Мы продолжаем наше расследование. Время второй печати: Наш герой рос под духовным влиянием устного народного творчества. Много сил воспитанию внука отдавал дед. Он был неистощимым рассказчиком народных легенд и преданий, учил внука грамоте. Впоследствии друг нашего героя, будущий ученый, первый геолог-казах, открывший огромные запасы меди Джезгазгана и марганца в окрестностях Жезды, организатор и первый президент Академии Наук Казахстана, первый академик СССР из республик советского Востока вспоминал: (влючается проектор с титрами игры) «Как и все мои сверстники, сначала мы учились в родном ауле, затем в мусульманском медресе. После этого нас отправляли продолжить учебу в 2-х или 5-ти классное городское училище. После окончания училища, мы поступали в учительскую семинарию. Свой трудовой путь мы начинали учителями сельских школ. А теперь, ВНИМАНИЕ! Вопрос второй печати: Как звали великого казахского ученого? (пауза – щелчок мышки компьтера) - Даша, ваша версия? А что скажет Ира? Аня, ваша версия? Вам слово, Юля. - А теперь правильный ответ. (влючается проектор с титрами игры) Это Каныш Имантаевич Сатпаев. Он родился в 1899 году в Баянаульском районе, Павлодарской области. В 1921 году он поступил в Томский технологический институт, геологический факультет. Он стал основоположником геологической школы республики. К числу важнейших его научных исследований связанных с процессами, происходящими в земной коре, геологическими изменениями, добычи и эффективной переработки минерального сырья. Ныне Академия Наук Республики Казахстан носит имя Каныша Имантаевича Сатпаева. (пауза – щелчок мышки компьтера) Печать остается у меня, а мы продолжаем наше расследование. (влючается проектор с титрами игры) ВНИМАНИЕ на экран! Время третьей печати: В устном народном творчестве казахской литературы особое место занимает лиро-эпический жанр, главной темой которого являются поэмы о любви. До наших дней дошли такие произведения, как «Қыз Жібек», «Қозы-Көрпеш и Баян сұлу». Позднее Наш герой, не отказываясь от фольклорных принципов, в произве-дении «Енлік-Кебек» изображает жизнь средствами, уже открытыми европейской литературой. В этом произведении необычайная глубина и психологизм. Его произведение на тему о трагической любви юных героев перекликается с произведением великого английского поэта Вильяма Шекспира. Итак, ВНИМАНИЕ! Вопрос третьей печати: Назовите произведение В.Шекспира. (пауза – щелчок мышки компьтера) - Даша, ваша версия? А что скажет Ира? Аня, ваша версия? Вам слово, Юля. - А теперь правильный ответ. (влючается проектор с титрами игры) Да, совершенно верно, это знаменитое произведение называется «Ромео и Джульетта». Многие режиссеры, сценаристы неоднократно обращались к сюжету этого произведе-ния, создавая художественные фильмы. Перед вами один из эпизодов фильма «Ромео и Джульетта». Печать получают все игроки. (пауза – щелчок мышки компьтера) (через 1 мин. влючается проектор с титрами игры) Продолжаем наше расследование. ВНИМАНИЕ! Время четвертой печати: В первых рассказах Нашему герою важны были позиция автора-повествователя и вызываемая ею идейно-эмоциональная реакция читателя. Его занимает не столько происходящее, сколько исследование моральных принципов героев рассказа. Его рассказы символического содержания. Исследователи считают, что на создание данного произведения оказал влияние английский автор рассказа «Белый клык». Однако нельзя не вспомнить и грустные строки Абая: «Собаку я выкормил из щенка – И зубы ее испытал. Меткости я обучал стрелка – И сам мишенью стал». Итак, ВНИМАНИЕ! Вопрос четвертой печати: Назовите автора рассказа «Белый клык». И еще о каком произведении идет речь в третьей печати? (пауза – щелчок мышки компьтера) - Даша, ваша версия? А что скажет Ира? Аня, ваша версия? Вам слово, Юля. - А теперь правильный ответ. (влючается проектор с титрами игры) Да, это знаменитый американский писатель Джек Лондон. Автор многих рассказов о золотодобытчиках Аляски. Он также прославился как автор романа «Мартен Иден» и многих других произведений. Рассказ «Көксерек» – «Серый лютый» Печать получают Даша, Ира. (пауза – щелчок мышки компьтера) Продолжим наше расследование. ВНИМАНИЕ! Время пятой печати: «Трудно даже представить, какой диапозон воспоминаний, какую дистанцию понятий представляют собой мироощущения и воззрения человека, который некогда воспитывался в казахской юрте, а спустя полвека выступает как почетный гость и полноправный товарищ «скажем, на конгрессе писателей Германии в Берлине». Отец его мечтал, что он станет муллой. Оканчивая русскую учительскую семинарию, Наш герой думал стать сельским учителем, и только это событие открыло ему дорогу для дальнейшего образования: он стал профессором, доктором наук, академиком, писателем. Внимание! Вопрос пятой печати: Какое общественно-историческое событие изменило его судьбу? - Даша, ваша версия? А что скажет Ира? Аня, ваша версия? Вам слово, Юля. - Мнения игроков разделились. А теперь правильный ответ. (влючается проектор с титрами игры) Действительно, Октябрьская революция дала возможность талантливой молодежи продолжить учебу. Целая плеяда великих ученых, художников, музыкантов, писателей, поэтов смогли внести вклад в развитие науки и культуры родного края. (пауза – щелчок мышки компьтера) Печать получает Даша, Аня. Мы продолжаем раслеование. Итак, ВНИМАНИЕ! Время шестой печати: Литературное наследие Нашего героя – искусство высокого порядка, духовно связанное с мировой культурой. Его произведениям присуща истинная монументальность и творческая широта. В известной степени замысел писателя создать цикл из 7 романов, где рассказывалось бы жизнь казахского народа за 100-летие, также можно объяснить его желанием исторически, философски, социально, нравственно осмыслить путь народа к своему будущему, увидеть человека «идущего сквозь историю». Проблема человека и 3-х эпох в его жизни становилось одной из основных в идейно-художественных исканиях реализма Нашего героя. Личный опыт писателя имел здесь особое значение. Подобно ему основоположник таджикской советской литературы Саид Айни в романе 1934 года освятил события более чем 100-летней жизни – с 1825 по 1934 годы, провел три поколения своих героев через 4 революции. Три ведущих героев в романе – Рахимдод, в детстве уведенный в рабство, его сын и внук, выросшие в иных условиях. Словно три больших романа заключены в рамки одного повествования. Внимание! Вопрос шестой печати: Назовите произведение Саида Айни. - Даша, ваша версия? А что скажет Ира? Аня, ваша версия? Вам слово, Юля. - А теперь правильный ответ. Это роман «Рабы» Печать получает Аня. А мы продолжаем наше расследование. ВНИМАНИЕ! Время шестой печати: Наш герой рос под духовным влиянием великого казахского поэта. Его поэзия будила светлые мысли и чувства и оказала огромное влияние на творческую судьбу Нашего героя. Впоследствии он, автор знаменитого романа навсегда связал свое имя с именем великого предшественника. Создание романа-эпопеи потребовало от него огромной подготовительной работы по сбору материала о жизни великого поэта казахской степи, его современников, его времени. Весь роман воссоздает полувековую жизнь казахского общества. Каждая книга отражает определенный этап в духовном и нравственном формированиии поэта. «В этом романе, писал Леонид Соболев, - сама жизнь. И потому как и сама жизнь, эта книга будет существовать века». ВНИМАНИЕ! Вопрос седьмой печати: Назовите знаменитый роман-эпопею Нашего героя, посвященный великому казахскому писателю и поэту. Он провидел будущее, утверждал его идеалы на своей родине мечтал о братстве людей. Он был крупной исторической личностью, выдающимся гуманистом и замечательным поэтом, который на рубеже 2-х столетий «возвышаясь на историческом перевале в кочевой степи, исповедовал веру в потомков, в новые поколения, он не ошибся в своем историческом выборе, в предчувствии великих перемен. - Даша, ваша версия? А что скажет Ира? Аня, ваша версия? Вам слово, Юля. - Итак, правильный ответ. (роман «Путь Абая») А теперь, укважаемые игроки, назовите количество печатей. Итак, у нас есть лидер игры. Вопрос кнашему лидеру: Как зовут Нашего героя? Правильный ответ. (влючается проектор с титрами игры) Мухтар Омарханович Ауэзов родился 28 сентября 1897 года в урочище Чингизтау Абаевского района Семипалатинской области. В 1915 году он окончил городское училище, а в 1920 – Семипалатинскую учительскую семинарию. В 1928 году Мухтар Ауезов окончил филологический факультет Ленинградского университета, затем аспирантуру при университете в Ташкенте. Наставники, мастера всегда остаются спутниками нашей жизни, ибо их творчество принадлежит не только современникам, но и будущему. Таким увидел М.Ауезов Абая, таким он был сам. «Яркой звездой на небосводе Казахстана» назвал Ауезова знавший его при жизни поэт Востока пакистанец Фаиз Ахмад Фаиз. Имя Мухтара Ауэзова стало одним из символов поразительного духовного расцвета казахского народа. В далекой Канаде на всемирной выставке в Монреале, которая рассказывала об успехах «земли людей», седой француз записывал свои главные впечатления о Казахстане : «Байконур. Мангышлак. Ауэзов» Время нашей интеллектуальной игры заканчивается, но время нашей жизни продолжается. Так распорядитесь им с умом. А сейчас предоставляем слово нашему уважаемому жюри. Подведение итогов, награждение. | |
Просмотров: 2010 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|