Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Внеклассные мероприятия

Кумыс - молоко небесной кобылицы.
Кумыс – молоко небесной кобылицы.

«Кумыс подобен ароматному напитку из райской реки... Этот благодатный напиток вдыхает жизнь и исцеляет больное тело…»


Ибн Рузбихан.


Внеклассное мероприятие, посвящённое древнему казахскому празднику «Кымызмурындык» - День кумыса.
Подготовила и провела: учитель биологии и химии Игнатова С.К.
Цели: Пополнить и углубить знания учащихся о казахских национальных праздниках и обычаях.
Способствовать расширению кругозора. Совершенствовать умения и навыки поисковой деятельности.
Воспитание казахстанского патриотизма. Укрепить связь поколений.
Формирование приверженности к здоровому образу жизни.
Предварительная подготовка: Класс разделить на несколько подгрупп, каждая из которых занимается поиском информации о кумысе по своей тематике. Подгруппа «Историки» - о происхождении и первом упоминании о кумысе, «Литераторы» - находят стихи и легенды об этом напитке. «Этнографы» - занимаются собиранием национальных обрядов и обычаев, связанных с приготовлением и потреблением кумыса. «Диетологи» - расскажут о полезных свойствах и способах применения кобыльего молока. «Биохимики» - раскроют химический состав кумыса. «Животноводы» поведают об особенностях доения кобылиц и способах приготовления кумыса.
Оформление класса: Оформить уголок национальной посудой для кумыса, сделать стенд из иллюстраций о природе Казахстана с пастбищами.

Ход мероприятия:
Ведущий: Здравствуйте уважаемые гости и дорогие ребята! Не так давно к нам вернулся древний казахский праздник Кымызмурындык – День кумыса. Издревле он отмечался в теплое время года, когда кобылицы начали в достатке давать сочное, терпкое молоко, из которого готовили полезный напиток. Им угощали путников, случайно зашедших в дом, соседей, родственников да всех желающих отведать этот целебный и бодрящий напиток. Наши ученики решили узнать, чем же так полезен кумыс, почему так популярен в народе и когда впервые люди научились его готовить? Предоставляю слово нашим исследователям.
Выступление от группы «Историков».

1 ый ученик: Первое упоминание о кумысе можно найти в трудах древнегреческого историка Геродота (484—424 гг. до н. э.), который, описывая быт скифов, рассказывал, что любимым напитком этого народа был особый напиток, приготовленный путём сбивания кобыльего молока в глубоких деревянных кадках. Согласно Геродоту, скифы настолько боялись «утечки информации» о кумысе, что ослепляли всех невольников, кто знаком с его производством.
Описание кумыса можно встретить и в древнерусской летописи — Ипатьевском списке. Там рассказывалось, что князю Игорю Всеволодовичу удалось бежать из плена, потому что половцы напились кумыса, опьянели и заснули.
Подробное описание кумыса оставил французский монах и миссионер XIII века Гийом де Рубрук (Биллем Рубруквис). Рассказывая о своём путешествии в «Татарию» в 1253 году, он впервые подробно описывает приготовление, вкус и действие кумыса, не вполне верное, но позволяющее составить некоторое представление о напитке. Он писал: «В тот же вечер проводник дал немного кумыса. Испив его, я сильно вспотел от страха и новизны, потому что никогда не пил его. Но, все же, он показался мне очень вкусным. Напиток этот щиплет язык, как терпкое вино. При отведывании его на языке остается вкус миндального молока и внутри вас разливается очень приятное ощущение».

2 –ой ученик: О кумысе в своих трудах в XIII веке упоминает венецианский путешественник Марко Поло. В дальнейшем в своих мемуарах русский путешественник академик П. С. Паллас в 1770 году писал, что "в башкирские степи съезжался из Московии и с Дону недужный люд для питья кумыса, так как оный большую пользу для здоровья имеет".
В 1784 году шотландский врач Джон Грив, служивший в русской армии, сделал сообщение Эдинбургскому королевскому обществу о применении кумыса в медицине.
Готовить кумыс впервые начало древнее население казахских и монгольских степей в энеолите (5500 лет назад). Технологию приготовления кумыса кочевники веками хранили в тайне. Самые ранние найденные следы употребления кумыса соответствуют эпохе энеолита (5500 лет назад). На долине Суусамыр (Кыргызстан), среди прочих свидетельств приручения лошадей, были обнаружены кожаные сумки из козьих шкур со следами кобыльего молока, возможно сброженного как кумыс.

Ведущий: Что интересного расскажут «Этнографы».

1 – ый ученик: Тонизирующий и слегка пьянящий кумыс служил первейшим угощением во всех торжествах, особенно свадебных. Его воспевали в песнях, он вошел в пословицы, поверья, поговорки. Способности хозяйки оценивали, прежде всего, по умению приготовить кумыс. Качество кумыса зависит от перемешивания: чем чаще взбалтывать, тем вкусней. Недаром говорили в степи: «В одной чаше кумыса две чаши воздуха». Для этого использовали специальную мутовку (писпек), головку которой делали из красной арчи. В старину каждый гость, прежде чем зайти в юрту, должен был сорок раз взболтать емкость с кумысом.
Кумыс ценили не только за вкусовые свойства и питательность, но и за выраженные лечебные качества, полезные при усталости, истощении, легочных болезнях. Самым полезным считался кумыс из молока впервые ожеребившейся кобылы.
Когда в апреле впервые за год приступали к доению кобылиц, это отмечали особым праздником - биебау или казык майлау. Сеит Кенжеахметулы так описывает этот обряд: «Аулчане собираются возле «желi» (веревка, натянутая над землей, на кольях, то есть привязь). Вымя кобылы, спину, челку жеребенка, колья обмазывают маслом, приговаривая пожелания: «суттi бол» – «будь молочной», «есiмтал бол» – «приноси приплод». После этого ритуала начинают доить… На первую пробу кумыса, то есть на «кымыз мурындык» (пир во время свежего кумыса) специально приглашают старейшин аула. В хозяйство, где доилась кобылица и где хозяйка умела приготовить вкусный кумыс, приезжало много желающих испить его. Казахи кумыс раньше не продавали, а щедро угощали им путников».
Любили пить кумыс почти все, пили его помногу, а некоторые испытывали к нему особое пристрастие. Многие на пирах даже состязались, кто кого перепьет. «Как нет возраста лучше сорока лет, так нет лучше пищи, чем кумыс», – гласит казахская пословица.
Раньше кумыс хранили в специальной посуде – сабе, сшитой из конской кожи. Кумыс, отстоянный в сабе, имел особенный вкус. В то же время его было легко перевозить с места при перекочевках. Любовь казахского народа к кумысу породило изготовление специальной посуды, часто любовно украшаемой (двухкупольных половников шомиш, ожау, чаш, пиал, кумысных наборов).
2 –ой ученик: Знаток казахской старины Нуриля Шаханова описывает традицию поочередного летнего угощения кумысом «серне», главными участниками которого были старики и старухи: «Разливала кумыс хозяйка (сапырып, то есть наливает кумыс в чашку, и, зачерпывая ковшом, переливает с небольшой высоты в ту же чашку). Такое переливание охлаждает кумыс и придает ему приятный вкус. Наполнив чашку кумысом, она подвигает ее мальчику, исполнявшему обязанности разносчика чаш (аякша). Тот подавал первую чашку хозяину дома. Вторую чашку с кумысом подает старейшему по возрасту из гостей, затем поочередно всем собравшимся гостям, причем держит при этом чашку обязательно двумя руками. Перед началом трапезы произносят бата, после ее окончания читают суры из Корана».
Известна и древняя детская забава – кобык жалау (лизание пенки), когда дети наперебой слизывают с ладоней пенящееся парное кобылье молоко.
Свежее кобылье молоко копят определенное время, потом в него добавляют закваску (кор). На небольшой праздник, посвященный первому в году кумысу, приглашают соседей и родню. Саумалом принято называть медленно сброженный (в течение девяти дней), хорошо размешанный кумыс, смягченный добавлением парного пресного молока. Он предназначался для детей и стариков, людей, имеющих выраженные проблемы со здоровьем – кишечные заболевания, истощение организма, малокровие.
Употребление кислого молока кочевниками наиболее целесообразно и полезно, если иметь в виду различные желудочно-кишечные заболевания, сопутствующие употреблению летом сырого молока, когда приходилось кочевать в безлесных местах под палящим солнцем. Особое, сакральное отношение к «белому», «дару небесной кобылицы» (молочным продуктам) проявлялось в том, что выплеснуть из чашки недопитое молоко, кумыс или айран считали дурной приметой (мог умереть жеребенок) или большим грехом. Нельзя также переворачивать вверх дном кожаный подойник. Если же в летнюю жару остатки кобыльего молока портились, то его выливали строго в определенном месте – в середине табуна. Лили в огонь молочные продукты, пытаясь остановить пожар. В старину запрещалось брать деньги за любые молочные продукты и за кумыс в том числе.

Ведущий: Наши предки очень ценили полезные свойства кумыса, не зная его состава. В настоящее время ученые установили химический состав кобыльего молока. Вот что выяснили наши ученики из группы «Биохимиков». Предоставляю им слово.

1 –ый ученик: В составе кумыса много дрожжей и витаминов. Производство кумыса основано на использовании двух видов брожения - молочнокислого и спиртового, вызываемых молочнокислыми бактериями и дрожжами. Закваска состоит из болгарской палочки Мечникова-Григорова и кумысных дрожжей типа Троула. При спиртовом брожении в кумысе накапливаются в значительном количестве дрожжевые клетки, что придает напитку особую ценность. Дрожжи содержат большое количество полноценных белков, фосфор и другие минеральные вещества, много витаминов группы В, имеющих важнейшее значение для организма, и ряд других полезных веществ.

Витамины Содержание в кумысе (мкг/л)
Тиамин(B1) 203,4
Рибофлавин(B2) 375,0
B12 2,1
Пантотеновая кислота 2010,0
Фолиевая кислота 265,0
Биотин 1,2
Витамин С 93,2

Все эти витамины необходимы для нормальной жизнедеятельности организма. Так, например, недостаток витамина В1 приводит к различным нарушениям функции нервной системы, мышечной слабости, бессоннице, повышенной раздражительности. Витамин В2 вместе с витамином А благоприятно влияет на состояние органа зрения. Витамин РР предохраняет от заболеваний пеллагрой, при которой поражается кожа, желудочно-кишечный тракт и центральная нервная система. Витамин В6 играет большую роль в обмене веществ и необходим для нормальной функции центральной нервной системы. Он усиливает выделение соляной кислоты желудочными железами, что способствует лучшему перевариванию и усвоению белковой пищи.
2 –ой ученик: Кроме витаминов в кобыльем кумысе содержится много различных микроэлементов. Учёные выявили наличие в кумысе 10-12 микроэлементов - медь, кобальт, марганец, цинк, фтор, бром, йод, мышьяк, кремний, ванадий, титан и другие. Эти элементы содержатся в кумысе в ничтожных количествах, но роль их так, же велика, как и витаминов, - без них невозможна жизнь, так как они включаются в состав биологически активных веществ: ферментов, гормонов и других. Так, например, без микроэлементов нарушается выделение гормонов; при участии микроэлементов восстанавливается состав крови, лимфы, пищеварительных соков и т.д. Кумыс улучшает пищеварение. Сейчас твердо установлено, что кумыс, имея в своем составе углекислоту и небольшое количество спирта, обладает сильным сокогонным действием на клетки пищеварительных желез.
А. А. Шайхиевым при биохимических исследованиях заквасок кумыса и при определении свободных аминокислот в кобыльем молоке были обнаружены: глютаминовая кислота, глютамин, аспарагиновая кислота, аспарагин, лизин, глицин, треонин, лейцин, изолейцин, следы гистидина, аргинина и аланина. Содержание этих аминокислот в процессе созревания кумыса на закваске, обладающей антибактериальными свойствами по отношению к возбудителю туберкулеза, возрастало в 2-5 раз по сравнению с содержанием их в кобыльем молоке. Кроме того, в кумысе появились в значительном количестве триптофан, пролин, тирозин, фенилаланин, метионин, валин, серин, цистеин, цистин.

Ведущий: Кумыс – это просто кладезь витаминов и микроэлементов. Можно с уверенностью сказать, что это не только питательный продукт, но и ценное лекарство. Предоставляю слово нашим «Диетологам».

1 –ый ученик: На основе лечебных свойств кумыса была разработана целая система оздоровления — кумысолечение.
Кумысолечение (кумысотерапия) — использование в лечебных целях кумыса. Смысл кумысолечения сводится к дозированному употреблению кумыса по составленному индивидуальному расписанию в сочетании с климатотерапией на специально оборудованных курортах. При кумысолечении следует значительно снизить питательную ценность основного пищевого рациона для предупреждения избыточного питания.
Первый кумысолечебный санаторий (Аннаевское кумысолечебное заведение) был организован в 1858 году доктором Н. В. Постниковым близ Самары. Постников всего в трёх словах выразил сущность действия этого чудодейственного напитка на организм человека: «nutrit, roborat, etalterat» — «питает, укрепляет, обновляет». Позднее кумысолечебницы были организованы в Поволжье, Бурятии, Киргизии, Башкирии. Кумысолечение проводилось и в обычных лечебных учреждениях других районов. Организованное кумысолечение осуществлялось только в бывшем СССР. С распадом СССР перестала существовать и организованная сеть здравниц, практикующих кумысолечение.
Применение кумыса
Питьё кумыса происходит по строго индивидуальному графику, определёнными объёмами. Начинают с шести приёмов в день по 100 (иногда по 50) миллилитров, постепенно доводя общий дневной объём до 2,5 литров. Кумыс рекомендуется пить комнатной температуры, небольшими глотками, натощак. Последующие приёмы не ранее чем через полтора часа после завтрака и обеда. Закончить приём кумыса необходимо за час полтора до ужина. После ужина пить кумыс не рекомендуется.
Кумыс используют при туберкулёзе, цинге, гастритах, заболеваниях поджелудочной железы, малокровия, неврастении, сердечнососудистых заболеваний, болезнях почек и некоторых других заболеваниях.
2 –ой ученик: Кумыс можно приготовить и дома.
Вот рецепт приготовления домашнего кумыса.
Используют для этого кефир (можно простоквашу, приобретенную в магазине). В трехлитровую банку наливают 2 л кефира и 1 л воды. Добавляют 5 ложек сахара и 10 г прессованных хлебопекарных дрожжей. Дрожжи предварительно необходимо «омолодить»: замочить их на 2 ч в теплой кипяченой подслащенной воде, чтобы они энергично забродили. Все хорошо размешивают и оставляют на час при комнатной температуре до появления пены, которая свидетельствует о начале брожения. После появления пены банки с кумысом помещают в прохладное место для медленного брожения (при температуре около 12 °С), в результате чего напиток обогащается углекислым газом и спиртом. Готовый кумыс хранят в холодильнике, откупоривают только в охлажденном состоянии.

Ведущий: Надоить кобыльего молока и приготовить кумыс – это целая наука. Здесь не всё так просто. Давайте послушаем, что по этому поводу скажут наши «Животноводы».

1 –ый ученик: Для приготовления кумыса используется кобылье молоко. Кобыла доится с интервалом через час, так как вымя у кобыл маленькое и каждая дойка даёт лишь около 1 литра молока, за весь день дойки собирается около 5 литров молока. При дойке обязательно подводится жеребёнок, который начинает сосать вымя, иначе кобыла не даст доить, затем он отводится и дальше доит доярка.
Кадка/бочонок для сбивания кумыса представляет собой цилиндрическую сужающуюся кверху ёмкость диаметром 20-40 см и высотой около метра, закрытый сверху крышкой с отверстием по центру. В указанное отверстие вставляется сбивалка (шест с крестовиной на конце или диском с отверстиями). В оставшееся небольшое количество кумыса (для закваски) доливается свежее кобылье молоко. После чего, в течение суток/двоих кумыс необходимо регулярно взбалтывать по несколько часов. Иногда (редко), в кумыс добавляется кусок засоленного конского жира для смягчения вкуса и повышения жирности, вследствие чего иногда сбитый жир плавает на поверхности кумыса тёмными точками. Иногда добавляются для взбивания свежие густые сливки, что тоже улучшает вкусовые качества кумыса.
Периодически (через две-три недели) бочонок для закваски и сбивания кумыса полностью освобождается, он тщательно промывается, смазывается сливочным маслом и коптится изнутри. При копчении бочонка используются ветки таволги, розжиг осуществляется обычно берестой, использование иных средств приводит к изменению вкуса кумыса не в лучшую сторону.
Ранее большее распространение имели не деревянные ёмкости для кумыса, а кожаные — саба (большая ёмкость на 50-1000 литров), торсык (турсук) - (малая ёмкость на 10-30 литров). Преимуществом кожаной ёмкости является их удобство для кочевой жизни.
2 –ой ученик: Кумыс бывает только живой и длительному хранению не подлежит. Невозможность промышленного приготовления, розлива и хранения, а также сложности с доением делают кумыс дорогим и мало распространённым.
В зависимости от времени года кумыс бывает летним, осенним и зимним. Существуют и другие разновидности, всего же их более тридцати.

Кумыс-молозиво (уыз-сут). Его получали из забродившего кобыльего молока, в котором держится вкус молозива. По старинному обычаю, стар и млад аула приходили помешать такой кумыс, а хозяин, в свою очередь, угощал их.
Сары (желтый) кымыз. Самый сладкий и полезный кумыс середины лета, когда травы полностью созрели и набрали силу. Во время частых переездов кумыс много и хорошо перемешивался, в результате чего комочки жира исчезали, а горьковатый привкус терялся, цвет становился желтоватым. Запах свежевыделанной сабы, соки разнотравья придавали кумысу неповторимый особенный вкус. Употребление такого кумыса поднимало настроение, а если выпить много, то клонило в сон. Желтый кумыс полностью усваивается организмом, имеет особые целебные свойства.
Тунемел кымыз. Кумыс, созревавший в течение двух суток в специальном торсыке с остатком старого кумыса (кора). Его пили, закусывая куртом, иримшиком и маслом. Схожа с ним и другая разновидность – кораба кумыс, когда в ранее сброженный остаток кумыса наливали свежее кобылье молоко.
Кунан кымыз (кумыс-трехдневка). Настаивался трое суток. Его давали людям, не употреблявшим саумал. Обычно готовили к праздникам или поминкам. Кумыс, настаивавшийся четверо суток, называли донен кымыз, пять суток – бести кымыз (пятидневкой), а кумыс, превосходящий их по силе брожения, называли асау (буйным). Кысырдын кымыз (кумыс яловой кобылы). Готовили зимой из молока оставшейся летом яловой, но с сосущим жеребенком кобылы. Такой кумыс также считается весьма полезным при туберкулезе, его дают тяжелобольным детям и взрослым. Бывало, что зимой кумыс готовили и из замороженного молока.
Медовый кумыс. Для придания особого вкуса в кумыс добавляли мед, сахар, кишмиш, сушеный урюк. Любимый напиток детей и подростков. В некоторые разновидности для аромата добавляли также пахучие травы.
Кумыс-сборы (последний кумыс). Кумыс осеннего периода. По традиции пить такой кумыс приглашали гостей и родню из соседних аулов.

Ведущий: Необычные свойства кумыса и определённые сложности его приготовления делают его вдвойне ценным и дорогим продуктом. Но, тем не менее, кумыс стал источником вдохновения для поэтов и писателей. Немало строк посвящено этому ароматному и целебному напитку. Давайте послушаем, что нам скажут «Литераторы».

1 – ый ученик: Послушайте стихотворение Самуила Маршака «Джабулла – степной кумыс».
Перебродивший, золотой, густой, как мед, кумыс,
Здоровым силу, а больным он жизнь дает - кумыс.
В горячий день, когда в степях стада пасет народ,
Бывало, только грузный бай сидит и пьет кумыс.

Он рано утром наполнял тобой меха, кумыс,
В те дни, когда в степи трава была суха, кумыс.
Плескался тяжкою волной ты в сабе богача
И еле хлюпал в турсуке у пастуха, кумыс.

Из чаши в чашу важный бай переливал кумыс.
Толпу друзей к себе на пир он созывал, кумыс.
Барашка резал он в степи и жарил на костре,
И жир баранины тобой он запивал, кумыс.

Но ты дождался наконец, великих дней, кумыс,
Когда народ, простой народ сел на коней, кумыс.
Прогнал он баев навсегда и взял себе стада,
А с ними - мясо, и руно, и дар степей - кумыс.

И вот в родной моей стране нет богачей, кумыс.
Они блуждают по степям в тиши ночей, кумыс.
Они боятся наших глаз и солнечных лучей.
Теперь для них в песках степных вода ключей - кумыс,

Цветут аулы, города в стране труда, кумыс,
На вольных пастбищах у нас растут стада, кумыс.
Ты льешься щедрою струей в большой колхозный жбан,
И сладок, сладок ты на вкус, как никогда, кумыс.

Перебродивший, золотой, как ты хорош, кумыс!
Ты подкрепляешь стариков и молодежь, кумыс.
В те дни, когда мы всей семьей возводим новый дом,
Здоровье, силы для труда ты нам даешь, кумыс!

2 –ой ученик: Кумыс был всегда достойным угощением за праздничным столом.
На войлочном ковре
У свода - шанырак,
За праздничным столом
Собрался, стар и млад.

Ликует весь народ,
Звучит, поёт домбра.
В весенний новый год
Желают лишь добра.

Украшены дома,
Богатый дастархан.
Страна - одна семья,
Цветущий Казахстан.

Главенство блюд - коже,
В пиалах пьют кымыз.
Желаю счастья всем!
С праздником, Наурыз!

3- ий ученик: Стихотворение «Степной дастархан», автор: Джубан Мулдагалиев.

Октябрь — нам ближе праздника любого...
Налей же, степь, налей за это снова!
Явись пред нами в облике девичьем
На легких крыльях песенного слова.

Налей же, свой кумыс нам, не жалея,
С обычной, вечной щедростью своею.
Чтоб все шумнее становился праздник
И чтоб домбра звенела все звучнее.

Ну, а в шампанском пусть «шайтан» гнездится
(Есть чай для тех, кто дьявола боится.)
Напитком этим, терпким и бурлящим,
Сам бог, наверно, мог бы насладиться.

Ликуй же, степь, от края и до края.
Раз ты теперь богатая такая!
Ученые, поэты, скотоводы —
Тебе, мы служим все, не уставая.

4- ый ученик: С. Т. Аксаков первым из русских писателей воспел знаменитый напиток. В «Семейной хронике», вспоминая детство, проведенное в Уфимской губернии, он писал: «Уже поспел живительный кумыс, закис в кобыльих турсуках, и все, что может пить, от грудного младенца до дряхлого старика, пьет допьяна целительный, благодатный, богатырский напиток, и дивно исчезают все недуги голодной зимы и даже старости: полнотой одеваются осунувшиеся лица, румянцем здоровья покрываются бледные, впалые щеки».
Интересно, что, испытав на себе необыкновенные свойства кумыса, Л. Н. Толстой завел на самарской реке Тананык небольшую кумысную ферму, пригласив туда опытного мастера. Лев Николаевич из года в год навещал «Самарский хуторок». А известен Лев Толстой не только своими произведениями, но и активным долголетием. И не последнюю роль в этом имело потребление кумыса.

Ведущий: О кумысе и секретах его приготовления существует немало легенд и сказаний. Но, к сожалению, не все они дошли до наших дней. Вот одна из немногих легенд об аксакале…

Жил в аиле Бюлели аксакал Баялы. Родился он в позапрошлом столетии и погиб от пули басмачей после гражданской войны. Рассказывают также, что младшему сыну Баялы 97 лет и что он жив - здоров и сейчас. Баялы мог делать такой кумыс, от которого люди выздоравливали.
Секрет Баялы был, очевидно, в том, что он знал, где пасти кобыл, знал тайны горного разнотравья, потому кумыс, который он изготавливал из молока своих кобылиц, был целебным. Обычно киргизы пьют кумыс только летом, считая, что зимой он не «тот», не питателен. Баялы заготавливал кумыс на зиму: замораживал его в сабе — большом сосуде из выделанной кожи. В суровые зимние дни Баялы откалывал кусочки кумыса, и когда он таял, юрта наполнялась душистым запахом горных цветов... Этот богатырский напиток у киргизов известен давно. О кумысе есть упоминания в эпосе «Манас», в различных произведениях. Как только по-весеннему заулыбается солнце, как только солнечные склоны кунгеи покроются свежей травой — жди самого главного праздника. А этот праздник невозможен без самого радостного напитка — кумыса! Так это или иначе, сказать трудно. И вообще напиток не терпит, когда вокруг него ведутся долгие теоретические споры: он просто-напросто скисает. И именно в этом самая главная истина...

Ученик из группы «Литераторов»: А вот ещё одна легенда о том, как появился кумыс.
Как-то один человек утром, подоив кобылиц, шел домой с полным ведром кумыса, а другой, увидев кумыс в ведре, с завистью сказал: "Ойпырмай, какой кумыс, как будто вода из чистого ручья". Когда хозяин перелил кумыс в бурдюк и посмотрел в ведро, оказалось, что камень на дне раскололся надвое. Когда кто-то кого-то проклинает, говорят: "Язык твой - не камень". "Языком можно расколоть камень, если не камень - так голову", - говорится в казахской пословице.
В отличие от других тоев, на тое кумыса все благословения начинаются с покровителя лошадей Камбара. По казахским легендам, Камбар - не только покровитель лошадей, но и первый, кто приготовил кумыс. Когда-то давным-давно, люди, подоив кобылу, варили ее молоко, как молоко овец, и мучились, поскольку ничего не получалось. А они хотели приготовить курт, творог. Тогда Камбар-ата приготовил кумыс и научил всех.
«Покровитель лошадей - дедушка Камбар,
Каждое пожелание да исполни для нас!
Пусть будет много кобылиц,
Пусть будет много кумыса,
Дети будут здоровы,
Родственники дружны,
Чтобы крепко было единство»,- такие пожелания звучат на тое кумыса.
Сегодня кумыс пользуется большим спросом не только в Центральной Азии, но и в странах дальнего зарубежья, а в США и Японии этим напитком заинтересовались ученые биохимики. Может, в недалёком будущем, будут открыты ещё не известные нам свойства этого чудесного напитка.
(В заключение мероприятия всем гостям предлагается попробовать пиалу кумыса).

Используемая литература:
1.Ф.Г.Газизова "Санаторий им. С.Т.Аксакова" © Башкирское книжное издательство, 1989.
2. Журнал “Химия в школе” № 5, 2000 г.
3. Журнал “Химия в школе” № 1, 2002 г.
4. А.Г.Шамаев “Кумыс” Уфа “Китап” 1995 г.
5. Газета «Индустриальная Караганда» № 78 (21092), 14 июля 2011.
Категория: Внеклассные мероприятия | Добавил: lanawitz (2011-07-21) | Автор: Игнатова Светлана Карловна E
Просмотров: 8378 | Комментарии: 3 | Теги: лошадь, Кумыс, праздник, внеклассное мероприятие, казахские пословицы и поговорки, биология | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 4:52 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru