Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Внеклассные мероприятия

Хореография в начальной школе как средство гармонизации развития личности
Токенова Ж.С. учитель хореографии

Хореография в начальной школе как средство гармонизации развития личности
Восточно-казахстанская область, город Семей
Назарбаев Интеллектуальная школа

Развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся, создание в их среде атмосферы превосходства, по которой оценивается работа наиболее одаренных детей. Социально-экономические изменения во всех сферах жизни общества привели к смене ценностных ориентаций в образовании. Ведущей целью образования становится не объём усвоенных знаний и умений, а гармоничное разностороннее развитие личности, дающее возможность реализации уникальных возможностей человека, подготовка ребёнка к жизни, его психологическая и социальная адаптация. Только умственное развитие детей, их интеллектуальное обогащение не обеспечивает всестороннего развития личности. Для достижения гармонии в развитии ребёнка не меньше внимания необходимо уделять его нравственному и физическому совершенствованию, нельзя оставлять без внимания и развитие эмоциональной сферы личности. Актуальность самой проблемы интеллектуально - одаренных детей не требует доказательства. А вот предлагаемые для раскрытия интеллектуального потенциала ребенка способы, принципы и условия эффективности построения преемственных развивающих систем для работы с одаренными детьми на основе личностно-ориентированного подхода, опирающегося на диагностику и определение интеллектуального профиля ребенка, пока недостаточно исследованы и требуют особого внимания. В силу этого одни подструктуры личности интеллектуально одаренных детей развиваются многими участниками образовательного процесса, а другие остаются в зачаточном состоянии, тем более что развивающая деятельность школ строится без диагностического подкрепления и идет вслепую. В условиях даже инновационного обучения не создается необходимая для развития интеллектуально одаренного ребенка образовательная среда. Нет достойных партнеров для дискуссий и совместного поиска, условий для проявления самостоятельности и интеллекта. Учитель адаптирует свои требования к возможностям среднего ученика, выходящие за нижний предел зоны оптимального развития одаренного ученика. Инновационная деятельность лицея должна быть направлена на создание целостной многоэтапной системы выявления, раскрытия и развития одаренных детей в условиях инновационной школы. Искусство хореографии – явление общечеловеческое, имеющее многовековую историю развития. В основе его происхождения лежит непреодолимое стремление человека к ритмичному движению, потребность выразить свои эмоции, средствами пластики, гармонично связывая движение и музыку. История становления хореографического искусства – это результат эволюции человеческой культуры, социальных особенностей каждого времени; это история народного танцевального искусства, практической деятельности педагогов-хореографов и исполнителей различных эпох и народов. Танец – это не только физическое проявление каких-либо физических качеств, не просто показ движений, а творческую фантазию личности, которая может находить яркие и образные сравнения. Поэтически обостренное восприятие мира, любовь к родной природе, умение слышать ее голоса, подмечать самые неожиданные ее проявления — все это дает крылья творческому воображению. Искусство танца богато и многообразно. Каждый жанр хореографического искусства предоставляет свои возможности познания окружающего мира, человека и человеческих взаимоотношений. В соответствии с задачами педагогики в области эстетического воспитания важно чтобы в школе дети занимались с искусством хореографии и получили полноценную танцевальную подготовку. Занятия по танцу действует эстетическому воспитанию детей, оказывают положительное действие на их физическое развитие, и способствует росту их общей культуры, развивает музыкальность учат к дисциплине. Начиная занятия с детьми, прежде всего надо стремиться заинтересовать детей, научить их любить и понимать искусства танца. Ознакомление с новым видам искусства расширяет сферу детских интересов, обогащает их новыми впечатлениями. Приобретение правильных и прочных танцевальных навыков, участие в исполнение танцев, творческое отношение к созданию образа, беседы педагога с детьми – все это развивает эстетическое восприятия ребенка. Тренировка тончайших двигательных навыков, которая проводится в процессе обучения хореографии, связана с мобилизацией и активным развитием многих физиологических функций человеческого организма: кровообращения, дыхания, нервно-мышечной деятельности. Понимание физических возможностей своего тела способствует воспитанию уверенности в себе, предотвращает появление различных психологических комплексов.
Танцу обучают в школах крайне редко, в основном ограничиваясь введением уроков ритмики в начальном звене, а с 5 по 8 класс, в лучшем случае, факультативно. К сожалению, и в «Концепции содержания образовательной области «Искусство» преподавание хореографии в школе видится только в неопределённом будущем, а в качестве обязательного предмета предполагается ввести занятия танцем (ритмикой, музыкальным движением) с терапевтической целью только в коррекционных классах.
Хореография – важный элемент культуры, она должна изучаться в общеобразовательной в начальной школе как предмет образовательной области «Искусство» наравне с такими предметами, как музыка и изобразительное искусство. Навыки, приобретённые учащимися на уроках хореографии в первый год работы в школе, востребовались в различных сферах деятельности чисто механически. Например: станцевать любой танец, чтобы «разбавить» стихи и хор на концерте для родителей, заполнить паузу в классном или школьной мероприятии. Такие «случайные» выступления давали положительный результат только в одном: учащиеся получали возможность реализации приобретённых танцевальных навыков. Дать детям представление об общих закономерностях отражения действительности в хореографическом искусстве, конкретно выражающихся в связи форм и линий движений с жизненным содержанием, смыслом, чувством и настроением музыки. Зная общее, дети сами смогут разобраться в том танцевальном материале, который может встретиться в их жизненной практике.
Использовать специфические средства искусства танца для гармонизации развития учащихся, расширения рамок культурного и исторического образования детей.
Использовать этические особенности танца для воспитания нравственности, дисциплинированности, чувства долга, коллективизма, организованности; обучить танцевальному этикету и сформировать умения переносить культуру поведения и общения в танце на межличностное общение в повседневной жизни.
Обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся, воспитать культуру эмоций. Обеспечить формирование и сохранение правильной осанки ребёнка, укрепление мышечного корсета средствами современного танца увеличить период двигательной активности в учебном процессе, развить потребность двигательной активности как основы здорового образа жизни. Уроки хореографии оказывают значительное влияние на развитие таких специфических видов памяти как моторная, слуховая и образная. Изучение хореографии, как и других видов искусства, помогает развить те стороны личностного потенциала учащегося, на которые содержание других предметов имеет ограниченное влияние: воображение, активное творческое мышление, способность рассматривать явления жизни с разных позиций.
По наблюдению заметные изменения произошли во втором классе, так как они занимаются уже второй год в межличностных отношениях детей: изменилось отношение к новеньким учащимся, меньше конфликтов стало происходить между девочками и мальчиками, появилась общая цель (постановка музыкального спектакля с танцевальными номерами), способствующая сплочению класса. Дети научились исполнять движения в ансамбле. У них улучшается координация движений растет также культура поведения. Они относятся более внимательно, и вежливо относится к своим сверстникам, находит общие интересы с ними, начинают чувствовать себя членами одного коллектива, дети начинают ярко чувствовать эстетику поведения в быту подтянутость и вежливость в отношениях. Растет взаимная привязанность и уважение между собой, они заботливо следят со своей внешностью за чистотой аккуратностью и изящество своего костюма и прически.
Искусство танца без музыки существовать не может. Поэтому на занятиях в хореографических классах с детьми работают два педагога – хореограф и музыкант (концертмейстер). Дети получают не только физическое развитие, но и музыкальное.
Успех работы с детьми во многом зависит от того, насколько правильно, выразительно и художественно пианист исполняет музыку, доносит ее содержание до детей. Ясная фразировка, яркие динамические контрасты помогают детям услышать музыку и отразить ее в танцевальных движениях. Музыка и танец в своем гармоничном единстве – прекрасное средство развития эмоциональной сферы детей, основа их эстетического воспитания.
Изучение хореографии, как и других видов искусства, помогает развить те стороны личностного потенциала учащегося, на которые содержание других предметов имеет ограниченное влияние: воображение, активное творческое мышление, способность рассматривать явления жизни с разных позиций. Как и другие виды искусства, танец развивает эстетический вкус, воспитывает возвышенные чувства, но, в отличие от других искусств, оказывает существенное влияние и на физическое развитие ребёнка.
Конечно, хореография не может стать панацеей от всех бед, но всё же хорошо прослеживается явный положительный эффект влияния занятий танцем на эмоциональное, художественно-эстетическое, физическое развитие детей, их оздоравливающее воздействие. Развитие всех этих качеств личности в единстве создаёт почву для их взаимодействия, взаимообогащения, в результате чего каждое из этих качеств, способствует эффективности развития другого, что и составляет основное содержание гармонизации развития личности в целом.
Сохранение и популяризация историко-культурного наследия является одним из важных стратегических направлений отрасли культуры. Сохранение культурного наследия должно стать ключевым элементом стратегии устойчивого развития суверенного Казахстана (Концепция стратегического национального проекта «Культурное наследие» на 2009-2011 годы, одобренная постановлением Правительства РК от 6 ноября 2008 года № 1016). Деятельность в сфере культуры в ближайшие годы будет обусловлена рядом тенденций, одна из которых – изменение роли Казахстана в мировой политико-экономической системе вследствие повышения конкурентоспособности всех сфер общественной жизни. Продвижение успехов и достижений республики и ее столицы на международной арене требует тщательной проработки позитивного имиджа государства как внутри страны, так и за рубежом. Закреплению духовно-интеллектуального авторитета Казахстана и Астаны в мире способствует презентационная деятельность: организация гастролей творческих коллективов и исполнителей, участие деятелей искусства в международных конкурсах и фестивалях, выступления в лучших залах мира.
Категория: Внеклассные мероприятия | Добавил: жанар (2011-10-09) | Автор: Токенова Жанар Сагидоллаевна E
Просмотров: 2834 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 6:36 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru