Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Внеклассные мероприятия

Музыкальная гостиная
Музыкальная гостиная
«Послание к далёкой Возлюбленной»
(О «Лунной сонате Л.Ван Бетховена)
Подготовила учитель музыки школы-лицея №62 г.Астаны Дрозд Н.В.

«Мужественный человек умеет
переплавить свою любовь
в деяние для людей»
Ромен Роллан.

Ведущие (Четыре человека -два мальчика и две девочки) в продолжение всей программы сидят за столиками, горят настольные лампы или свечи. На экране изображена свеча, лира, перо и т.д., символически связанные с темой этой программы. На экране появляются розовые, красноватые всплески, переливающиеся голубые волны. На органе звучит таинственный аккорд, напоминающий тихий, истаивающий колокольный звон; этот фон сохраняется, пока говорит 1-я ведущая.

1-я ведущая. Боль и страдания, радость и мечту — все уносит с собой смерть. Бессмертно лишь искусство, воспевающее истинного человека, его любовь, его надежду на счастье.

Всплохи и волны на экране становятся более интенсивными. Звучит в роковой обработке тема из финала сонаты№17 для фортепиано Бетховена.
Меркнет экран, постепенно появляется черно-белое изображение Бетховена. Громко звучит начало его Пятой симфонии.

2-й ведущий. Это было в Вене 6марта 1827года Около четырёх часов дня тяжелые тучи заволокли небо. Внезапно началась снежная буря с градом.
Вдруг из туч блеснула молния и озарила своим желтым светом комнату, в которой умирал великий композитор.

На экране изображение комнаты Бетховена. Пятая симфония продолжает звучать очень тихо на словах ведущего, в паузах — громче.

3~я ведущая «Так судьба стучится в дверь»,-мелькнуло в его сознании Именно эти слова он говорил, создавая свою бессмертную Пятую симфонию.

Звук усилить, через 30 секунд убавить.

4—и ведущий Уже после смерти Бетховена в ящике его старого письменного стола обнаружили тайник, в котором он хранил то, что было памятью его сердца'- два женских портрета и несколько листков почтовой бумаги, исписанных рукой композитора.

Изображение молодого Бетховена. Звучит начало 2 части сонаты до мажор для виолончели и фортепиано Бетховена.

2-й ведущий (продолжает) Из глубины страдавшего сердца молодого Бетховена вылились строки, обращенные им к своей бессмертной возлюбленной...

4-й ведущий (почти шопотом, таинственно). «...Мы устроим с тобой жизнь неразлучную. Какую жизнь! Да!! Я плачу при мысли, что ты, только в субботу получишь мою первую весточку...
Как бы ты ни любила меня, все же я люблю тебя сильнее. Лишь проснусь, мысли моиуже стремятся к тебе, моя бессмертная возлюбленная, в каком настроении и где бы я ни был, постоянно жду решения судьбы. Или мы должны быть неразлучны, или я готов умереть...»

3~я ведущая Адреса и точной даты в письме не было. Его содержание не указывало, кому писал Бетховен. Может быть, это Генриетта Зонтаг?

Изображение Г. Зонтаг.

Или Каролина Унгер?

Изображение к. Унгер?

Или Джульетта Гвичарди, чей портрет тоже лежал в тайнике?

Изображение Д. Гвиччарди.

2-й ведущий Об этом спорят биографы и почитатели Бетховена до сих пор. А скорее всего этот образ Бессмертной возлюбленной, который композитор пронес через всю жизнь, воспев его в своей музыке, -любовь великого человека, великого музыканта, ставшая художественной мечтой, романтическим идеалом.

Звук усилить затем убрать.

3-я ведущая. А что было в начале его жизни?

Изображение бельгийской деревни.

Выходцы из Бельгии, его отец и дед были музыкантами. Приставка к фамилии «Ван» вовсе не означала знатного происхождения, а указывала на место, откуда родом был этот человек. «Ван Бетховен» означало «со свекольного
хутора». Да, предки Бетховена были крестьяне, и
именно они наделили его гордым, независимым
характером.

1-я ведущая Сознание своего таланта питало его
чувство превосходства даже над аристократами.
Многие его современники помнили фразу
Бетховена...

4-й ведущий «Князей и графов много, а Бетховен
один».

2-й ведущий, это было поразительно в то время,
особенно в Австрии и Пруссии, где
верноподданнические настроения, почитание
монархов, аристократов, казалось, господствовали
повсюду. Но уже новый ветер веял над Европой.

Звучит третья симфония «Героическая»

1-я ведущая Слава Бетховена росла, его музыка все более и более завоевывала сердца. Он много сочинял, много концертировал как пианист. Но вдруг ощутил у себя признаки ужасного заболевания — глухоты.
Гениальный пианист и композитор стал бояться публичных выступлений. По ночам его мучили острые боли в ушах.

Изображение города Вены, австрийских пейзажей, парков, звучит фрагмент из Шестой «Пасторальной» симфонии или 3 части Девятой симфонии.

2-й ведущий. В конце 1799года Бетховен познакомился с семейством Брунсвик, обедневшими венгерскими аристократами, приехавшими в Вену. Радушная беззаботная семья, казалось, принесшая в столицу вольный воздух полей и лесов, очень понравилась музыканту.

Изображение сестёр Брунсвик.

3-я ведущая Две сестры - Тереза и Жозефина -стали его ученицами, а брат Франц - другом. Все вместе они весело проводили время, гуляя по чудесному венскому парку Пратер, посещая театры, танцевальные вечера.

На фортепиано звучит фрагмент из пьесы Бетховена «К Элизе»

1-я ведущая. «Мы были молоды, свежи, по_детски наивны, - вспоминала об этом времени старшая сестра Тереза всякий, кто нас видел, любил нас. Тогда — то была заключена с Бетховеном тесная дружба, сердечная дружба, которая длилась до конца его жизни. Он приехал к нам в Орфен, у нас в парке была круглая площадка, обсаженная великолепными липами; каждое дерево носило имя члена нашего общества и даже во время отсутствия кого - либо из нас мы беседовали с деревом, и оно отвечало нам».
3-я ведущая. В конце 1800 года в эту семью приехала из Италии шестнадцатилетняя графиня Джульетта Гвичарди, родственница Брунсвшов.

Слайд с портретом Дж. Гвичарди

Джульетта любила музыку, хорошо играла на рояле и стала брать уроки у Бетховена, с легкостью воспринимая его указания. В её характере Бетховена привлекали жизнерадостность, общительность, добродушие.
1-я ведущая. Была ли она такой, какой представлял её Бетховен? Вероятно, в Джульетте он какое — то время не замечал легкомыслия, считая её достойной любви, принимая красоту её лица за красоту души. Восторженный, склонный преувеличивать достоинства людей, Бетховен полюбил Джульетту Гвичарди.

Экран начинает розоветь, затем пламенеть. Звучит тема из финала сонаты №17 в роковой обработке.

Из письма Бетховена его другу, ноябрь 1800
года...

2-йведущий. «Теперь я все чаще бываю в
обществе, и потому жизнь моя стала веселее. Эту
перемену произвела во мне милая,
очаровательная девушка, которая меня любит и
которую я люблю. У меня снова бывают светлые
минуты, и я прихожу к убеждению, что женитьба
может осчастливить человека».

3-йведуший. Несбыточные мечты продолжались
недолго.

Экран постепенно меркнет, появляется портрет Бетховена.

Каждая встреча с Джульеттой приносила новые сомнения. Препятствиям к женитьбе являлись и все развивающаяся глухота Бетховена, и его материальная неустроенность, и аристократическое происхождение Джульетты.
Бетховену и раньше приходилось расставаться с Надеждами и мечтами. Но на этот раз трагедия была особенно глубокой- Бетховену было всего тридцать лет. Глухота обрекала его на полное одиночество. И только творчество, музыка могли вернуть композитору веру в себя.
1-я ведущая. Всю боль души, всю боль израненного сердца Бетховен излил в своей «Лунной» сонате, которую посвятил Дж. Гвиччарди. Это уже после смерти композитора романтически настроенный немецкий поэт Релыптаб дал такое название этой сонате. Но разве только образ лунной ночи навевает эта музыка, которую советский музыковед назвал «песней мужества и скорби»?

3-я ведущая. После измены Джульетты, которая предпочла Бетховену бездарного композитора Галленберга, но зато графа, Бетховен уехал в имение своего друга. Он искал одиночества. Три дня он бродил по лесу, возвращаясь домой. Его нашли в отдаленной чаще обессилевшим от голода. Ни одной жалобы никто не услышал. У Бетховена не было потребности в словах. Всё было сказано музыкой.

Полная темнота. В зале загорается огонёк свечи. Её несёт через весь зал девочка, ставит подсвечник на фоне изображения портрета Бетховена. Все сидящие зажигают свечи. Звучит 1 часть «Лунной» сонаты Бетховена.

2-я ведущая Прошло 25 лет. Потерявший надежду на счастье, одинокий, глухой, прозябающий в бедности Бетховен, продолжает творить. Девятая симфония, в финал которой Бетховен вводит хор. Это было неслыханно, дерзко по тем временам. Да, хор, который поет оду «К радости» немецкого поэта, современника Бетховена — Фридриха Шиллера.

Громко звучит хоровой эпизод из финала Девятой симфонии Бетховена.

1-я ведущая. Какая победа может сравниться с этой победой? Какое сражение Наполеона достигает славы этого сверхчеловеческого труда, этого блестящего успеха, который когда — нибудь одерживал человеческий дух! Страдающий, неимущий, больной и одинокий человек, которому жизнь отказывала в радостях, сам творит радость, чтобы даровать её миру.

2-й ведущий. «Мужественный человек умеет переплавить свою любовь в деяние для людей» Ромен Роллан.

Экран заливают яркие лучи света. Звучит тема 17-й сонаты Бетховена в роковой обработке.
Категория: Внеклассные мероприятия | Добавил: Катерина (2012-01-10) | Автор: Дрозд Н.В.
Просмотров: 1218 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 3.0/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2024-11-19, 5:29 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru