Главная » Статьи » В помощь учителю » Внеклассные мероприятия |
СЕМЕЙНАЯ СРЕДА И ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ РЕБЕНКА Семейные условия, включая социаль¬ное положение, род занятий, материаль¬ный уровень и уровень образования ро¬дителей, в значительной мере предопре¬деляют жизненный путь ребенка. Поми¬мо сознательного, целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на ребенка воздействует вся внутрисе¬мейная атмосфера, причем эффект это¬го воздействия накапливается с возрас¬том, преломляясь в структуре личности. Практически нет ни одного социаль¬ного или психологического аспекта по¬ведения подростков и юношей, который не зависел бы от их семейных условий в настоящем или в прошлом. Правда, меняется характер этой зависимости. Так, если раньше школьная успеваемость ребенка и продолжительность его обуче¬ния зависели главным образом от мате¬риального уровня семьи, то теперь этот фактор менее влиятелен. Зато огром¬ную роль играет уровень образования родителей. По данным ленинградского социолога Э. К. Васильевой, у родите¬лей с высшим образованием доля детей с высокой успеваемостью (средний балл выше «4») втрое выше, чем в группе се¬мей с образованием родителей ниже семи классов. Эта зависимость сохра¬няется даже в старших классах, когда дети уже имеют навыки самостоятельной работы и не нуждаются в непосред¬ственной помощи родителей. Помимо образовательного уровня ро¬дителей сильно влияет на судьбу под¬ростков и юношей состав семьи и харак¬тер взаимоотношений между ее членами. Неблагоприятные семейные условия ха¬рактерны для подавляющего большин¬ства так называемых трудных подрост¬ков, трудных в социальном (несовершен¬нолетние правонарушители) или в пси-хологическом (подростки с психиче¬скими отклонениями) смысле. Не меньшее влияние на личность подростка оказывает стиль его взаимоотношений с родителями, который лишь отчасти обу¬словлен их социальным положением. Существует несколько относительно автономных психологических механиз¬мов социализации, посредством которых родители влияют на своих детей. Во-пер¬вых, это подкрепление: поощряя поведе¬ние, которое взрослые считают правиль¬ным, и наказывая ребенка за нарушение установленных правил, родители внедря¬ют в его сознание определенную систе¬му норм. Их соблюдение постепенно становится для ребенка привычкой и внутренней потребностью. Во-вторых, это идентификация: ребенок подражает родителям, ориентируется на их пример, старается стать таким же, как они . В-третьих, это понимание: зная внутрен¬ний мир ребенка и чутко откликаясь на его проблемы, родители тем самым фор¬мируют его самосознание и коммуника¬тивные качества. Но семейная социализация не сводит¬ся к непосредственному «парному» вза-имодействию ребенка с родителями. Так, эффект идентификации может быть ней¬трализован встречной ролевой взаимо¬дополнительностью: например, в семье, где оба родителя умеют очень хорошо вести хозяйство, ребенок может и не вы¬работать этих способностей, так как, хотя у него перед глазами хороший обра¬зец, семья не нуждается в проявлении этих качеств; напротив, в семье, где мать бесхозяйственна, эту роль может взять на себя старшая дочь. Не менее важен механизм психологического противодействия, выходящий за рамки возраст ного негативизма: юноша, свободу которого жестко ограничивают, может выработать повышенную тягу к самостоятельности, а тот, кому все разрешено, вырасти зависимым. Поэтому конкретные свойства личности ребенка в принципе не выводимы ни из свойств его родителей (ни по сходству, ни по контрасту), ни из отдельно взятых методов воспитания. Тем не менее такая зависимость существует, причем особенно важны эмоциональный тон семейных взаимоотношений и преобладающий в семье тип контроля и дисциплины. Эмоциональный тон отношений между родителями и детьми психологи представляют в виде шкалы, на одном полюсе которой стоят максимально близкие теплые, доброжелательные отношения (родительская любовь), а на другой далекие, холодные и враждебные. В первом случае основными средствами питания являются внимание и поощре ние, во втором — строгость и наказание Имеется множество исследований доказывающих преимущество первого подхода. Ребенок, лишенный сильных, и недвусмысленных доказательств родительской любви, имеет меньше шансов на высокое самоуважение, теплые и дружественные отношения с другими людьми и устойчивый положительный образ «я». Изучение личности юношей и взрослых, страдающих психофизиологическими и психосоматическим нарушениями, невротическими расстройствами, трудностями в общении, умственной деятельности или учебе, показывает, что все эти явления значительно чаще наблюдаются у людей, которым в детстве недоставало родительского внимания и тепла. Недоброжелательность или невнимание со стороны родителей вызывает неосознанную взаимную враждебность у детей. Эта враждебность может проявляться как явно, по отношению к самим родителям, так и скрытно . Безотчетная, немотивированная жестокость, проявляемая некоторыми подростками и юношами по отношению к посторонним людям, не сделавшим им ничего плохого, нередко оказывается следствием именно детских пережива¬ний. Если же эта бессильная агрессия направляется внутрь, она дает низкое самоуважение, чувства вины, тревоги и т. д. Рассуждая теоретически, хорошие родители знают о своем ребенке значи¬тельно больше, чем кто бы то ни было другой, даже больше, чем он сам. Ведь родители наблюдают за ним изо дня в день на протяжении всей его жизни. Но изменения, происходящие с подростком и юношей, часто совершаются слишком быстро для родительского глаза. Ребе-нок вырос, изменился, а любящие роди¬тели все еще видят его таким, каким он был несколько лет назад, причем соб¬ственное мнение кажется им непогреши¬мым. «Главная беда с родителями — то, что они знали нас, когда мы были ма¬ленькими», — заметил 15-летний маль¬чик. Понять внутренний мир другого че¬ловека можно только при условии уваже¬ния к нему, приняв его как некую авто¬номную реальность. Самая распростра¬ненная (и совершенно справедливая!) жалоба юношей и девушек на своих ро¬дителей: «Они меня не слушают!». Спеш¬ка, неумение и нежелание выслушать, понять то, что происходит в сложном юношеском мире, постараться взгля¬нуть на проблему глазами сына или до¬чери, самодовольная уверенность в непо¬грешимости своего жизненного опыта — вот что в первую очередь создает психо¬логический барьер между родителями и растущими детьми. Группу детей попросили оценить себя по различным качествам (доброта, общительность, сме¬лость, самообладание, уверенность в се¬бе и т. д.) по пятибалльной системе, а затем предсказать, как их оценят по той же системе родители, друзья и одно-классники. После этого приглашенных в школу отцов и матерей также попроси¬ли оценить качества своих детей и пред¬сказать их самооценки. Уже первые пробы показали, что дети гораздо точнее представляют себе, как их оценят роди¬тели, чем родители — юношеские само¬оценки Наибо¬лее вдумчивых родителей задача пред¬ставить себе самооценку своего отпрыс¬ка, т. е. как бы «влезть в шкуру», очень заинтересовала, но показалась им труд¬ной. А некоторые родители даже не мог¬ли понять задание: «Что значит — знаю, каков он на самом деле?». Даже добро¬совестно пытаясь стать на точку зрения сына или дочери, некоторые родители оказались неспособными отрешиться от собственных суждений: то, что им ка¬жется самооценкой сына, есть на са¬мом деле родительская оценка его ка¬честв. А ведь это значит, что самосозна¬ние ребенка, его «я», родителям неиз¬вестно. Дело, конечно, не в том, что дети якобы более проницательны или чувстви¬тельны, чем родители. Предсказать ро¬дительскую оценку юноше не так уж трудно, потому что она в той или иной форме неоднократно высказывалась ему прямо или косвенно. Когда девятиклас¬сники ждут от родителей сильно зани¬женных, по сравнению с самооценкой, оценок по самообладанию или способно¬сти понять другого человека, это явно от¬ражает извечные родительские сетова¬ния на невыдержанность и нечуткость детей. Юноша имел время изучить в со¬вершенстве отношение родителей к себе. Родителям же приходится оценивать не¬давно возникшее, изменчивое и противо¬речивое юношеское «я». За частными фактами стоит более об¬щая тенденция: и родители, и дети часто неверно представляют себе оценки и самооценки друг друга. оба поколения оценивают и себя и друг друга положительно (стар¬ших — несколько выше, чем младших); но оба поколения неверно представляют себе, как к ним относится другая сторо¬на. Младшие ждут отрицательных оце¬нок от родителей, а родители — от детей. Источник заблуждения ясен — это об¬общение неизбежных между детьми и родителями взаимных претензий и упре¬ков. Но это ложное обобщение сущест¬венно осложняет взаимоотношения от¬цов и детей. | |
Просмотров: 1386 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|