Главная » Статьи » В помощь учителю » Внеклассные мероприятия |
Васьковская Юлия Казимировна учитель начальных классов КГУ «Гимназия № 1 г. Темиртау» Республика Казахстан Экскурсия в устное народное творчество. Внеклассное мероприятие для учащихся 1 классов Цель: первоначальное знакомство учащихся 1 – х классов с жанрами устного народного творчества. Задачи: познакомить учащихся с некоторыми жанрами устного народного творчества, развивать воображение, творческое мышление, расширять кругозор, воспитывать интерес к родному языку. Ход. 1. Орг.момент. 2. Вступительное слово ведущего. 3. Выступление учеников 5-х классов. Из истории возникновения устного народного творчества. - Народное творчество, зародившееся в глубокой древности, — историческая основа всей мировой художественной культуры, источник национальных художественных традиций, выразитель народного самосознания. Некоторые исследователи относят к народному творчеству также все виды непрофессионального искусства (самодеятельное искусство, в том числе народные театры). Точное определение термина «фольклор» затруднительно, так как эта форма народного творчества не является неизменной и закостенелой. Фольклор постоянно находится в процессе развития и эволюции: Частушки могут исполняться под аккомпанемент современных музыкальных инструментов на современные темы, новые сказки могут быть посвящены современным явлениям, народная музыка может подвергнуться влиянию рок-музыки, а сама современная музыка может включать элементы фольклора, народное изобразительное и прикладное искусство могут подвергнуться влиянию компьютерной графики. Жанры УНТ: считалка, скороговорка, загадка, пословица, сказка, поговорка, легенда, быличка, былина, частушка, анекдот, песня и др. Почему нигде не указан автор? Почему автор не назван? Все произведения имеют авторов, но мы их не знаем. Это произведения устного народного творчества. Перед нами народное искусство. - Почему такие произведения называются народными? (сочинил народ) Все вместе? Нет. Один сочинил, потом рассказал другому, потом третьему. Так это произведение и дошло до нашего времени, а вот самого первого автора теперь никто не помнит. Народное - коллективное. - Но почему творчество устное? Передается из уст в уста, не записываются. УНТ возникло, когда еще не были придуманы буквы, не было письменности, а когда письменность появилась , никто серьезно к устному народному творчеству не относился , не записывал их. Когда появилась письменность, возникла литература ( от латинского "литера" - буква ) А что может произойти с текстом, который передается устно? Что иногда бывает, когда вы учите наизусть или пересказываете текст? (изменения, свои вариации) Следовательно, каждый новый человек - это не просто исполнитель, а соавтор. Но такое может происходить только с текстами УНТ, авторские произведения менять нельзя. УНТ возникло в глубокой древности, когда люди не только не умели писать, но и понимали многое иначе, не так, как мы сейчас понимаем. УНТ - хранилище народной мудрости. Устное народное творчество, родившееся в глубине веков и передававшееся из уст в уста, от одного поколения к другому, выражает мечту народа о радостном и творческом труде, о покорении природы, веру народа в победу добра, справедливости и неиссякаемую силу народных героев — защитников родной земли, надежду народа на лучшее и справедливое устройство мира. Народ шлифовал ранее созданные произведения, переделывал, дополнял, творил новые варианты одного и того же сюжета: сказки, пословицы, поговорки, загадки. При всей фантастичности многих сюжетов русский фольклор глубоко реалистичен (типические черты воина, крестьянина, русского характера и пр.). Произведения устного народного творчества, созданные в расчете на устное произнесение, помогают воссоздавать характерные черты русской народной речи, напевной и мелодичной. Вместе с тем пословицы и поговорки демонстрируют сжатость и мудрость народной речи, что также полезно учесть при изучении этого раздела. Устное народное творчество — неиссякаемый источник для нравственного, эстетического воспитания. 4. Аукцион считалок. - Считалка - жанр устного народного творчества. Возникла она в глубокой древности. В те времена многие виды работы были не только очень трудны, но и опасны для жизни. А делать эту опасную работу кому-то все-таки надо было. Кого же назначить? Кто сделает опасную работу? Вот тут-то и придумали способ распределения работы - считалку. Считалка использовалась в реальной жизни, и поэтому она является не самостоятельным литературным жанром, а прикладным, так как имеет практическую жизненную задачу - помочь распределить работу. В те далекие времена люди, не умея объяснить законы природы, боялись её и поэтому приписывали природе человеческие качества - делать людям добро или зло. Люди верили, что животные понимают человеческую речь, и, собираясь на охоту, боялись употребить обычные слова: вдруг зверь услышит и узнает, что люди собираются делать. Поэтому охотники изобретали специальные "тайные" слова, заменявшие слова обычные. Эти слова могли входить и в текст считалок. Теперь такие считалки кажутся нам бессмысленными: Ази, двази, nризи, зизи, Пятом, мятом, шума, рума, Дуба, крест. Так что в древности считалка играла серьезную роль. И это была серьезная роль ещё и потому, что люди тогда верили в силу слова, и считалка была близка заклинанию. Проводится аукцион считалок. 5. «Перестрелка» загадками. Загадки. Зачем создавались загадки? Какая задача у них была? (игра, развлечение, тренировка ума, учит сообразительности). Само название произошло от слова гадати - думать, рассуждать. Гадание выяснение чего-то скрытого. Загадки возникли давным-давно, когда люди хотели скрыть слова и намерения от зверей и деревьев, ведь они думали, что те понимают человеческий язык. Говорили загадочной речью, тайным языком. Когда человек стал мудрее, обманные названия стали не нужны, они забылись, но загадка осталась. Ею испытывали человеческую смекалку. Проводится групповая работа «Перестрелка» загадками. 6. Бой скороговорок. - Скороговорка — короткая, синтаксически правильная фраза на любом языке с искусственно усложнённой артикуляцией. Скороговорки содержат близкие по звучанию, но различные фонемы (например, c и ш) и сложные для произношения сочетания фонем. Зачастую содержат аллитерации и рифмы. Используются для тренировки дикции и произношения. Так же во многих языках существуют слова и фразы, сложные для произношения людям, язык фразы для которых не родной. Проводится бой скороговорок – первенство по выговариванию скороговорок. 7. Фестиваль частушек. Часту́шка — фольклорный жанр, короткая русская народная песня (четверостишием), юмористического содержания, передаваемая обычно устно. Текст частушки — обычно четверостишие, написанное хореем, в котором рифмуются 2-я и 4-я строки (иногда перекрестно рифмуются все строки). Характерной чертой языка частушки является его выразительность и богатство языковых средств, часто выходящее за рамки литературного языка. Частушка часто исполняется под аккомпанемент гармони или балалайки. Проводится фестиваль частушек. 8. Сказочный марафон. - Нет человека, которого хотя бы один раз не тронула до глубины души волшебная сказка. Нет ребенка, которого бы не покорила задушевностью и веселостью, наивностью и мудростью народная сказка. Сказки разных народов глубоко национальны, хотя во многих встречаются одни и те же сказочные сюжеты. Эти сказки является удивительным символом единства народов и их духовной связи. Народная сказка – неиссякаемый родник животворной мудрости, из которого писатели черпают вдохновения, создавая свои авторские сказки. Сказка для ребенка, прежде всего, средство познания мира, способ активного мировоззрения. Сказка учит ярким и сильным человеческим чувствам, она предлагает путь, на котором можно найти свое счастье. Детская литература нуждается в бескорыстном парении духа, живущего в сказке. Мудрые сказки пишутся не только для детей, но и для взрослых, в которых осталась детская душа, не задавленная тяготами взрослой жизни. Дорогие родители, бабушки и дедушки, читайте мудрые сказки вместе с детьми, не жалея усилий и времени читайте сказки вслух. Как в старое доброе время, когда не было ни радио, ни телевидения, взрослые читали детям добрые сказки, вводя своих чад во взрослую жизнь с помощью и под защитой волшебных сил. Сказка забавляет, сказка трогает, сказка увлекает. Но при всем этом она неизменно ставит вопросы; сказка хочет, чтобы ребенок думал. Проводится инсценирование сказок. 9. Подведение итогов. Рефлексия. - Ученики по очереди высказываются одним предложением, выбирая начало фразы. сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… наиболее интересным было… Дополнительный материал. Скороговорки Для любого человека, в какой бы стране он ни родился и ни жил, к какому бы народу он ни принадлежал, важно знать свое родное слово, чувствовать его и понимать. Ведь именно через слова, через родной язык мы реально учимся понимать и любить нашу жизнь, окружающую природу и всех людей. И ничто так не помогает нам в этом деле , как народное творчество: песни, частушки, пословицы, поговорки, прибаутки, скороговорки и загадки, приметы, сказки. Скороговорка - жанр устного народного творчества. Это специально подобранная фраза с трудно выговариваемым подбором звуков, быстро произносимая шуточная поговорка или прибаутка. На Руси скороговорки появились еще в глубокую старину. Они помогают ребенку быстрее освоить родную речь и научиться хорошо говорить. Скороговорка - жанр устного народного творчества. Скороговорка придумывалась для обучения, поэтому она является не самостоятельным жанром искусства, а прикладным. Скороговорки учат говорить, правильно произносить слова. Раньше этот жанр так и назывался "чистоговорки". Авторы скороговорок стремились к тому, чтобы ребенок учился правильно произносить слова с удовольствием, поэтому изображенные в них картины жизни часто вызывают смех, улыбку. Скороговорки (в просторечии чистоговорки) были известны задолго до появления колеса. С их помощью дети учились постигать родную речь в увлекательной шутливой форме. Сегодня логопеды специально составляют скороговорки для детей из трудно произносимых последовательностей букв и слов, быстрое произношение которых вслух устраняет большинство дефектов речи. Не менее актуальны скороговорки для взрослых, которым по долгу службы необходимо четкое произношение: ораторов, дикторов, руководителей, артистов и певцов. Любой человек, желающий красиво говорить и быть услышанным, может обратиться к древней «скороговорной» науке. Жужжащие, свистящие, шипящие и прочие замысловатые звуки в речи у многих с детства вызывают затруднения в фонетическом распознавании, и последующей дифференциации при произношении. Поэтому не только дети, но и взрослые частенько в речи допускают стертое и нечеткое произношение, шепелявость. Речь можно и нужно тренировать в любом возрасте. Особенное значение такие тренировки имеют для детей, которые учатся говорить, и для лиц пожилого возраста, которые этими тренировками добиваются того же эффекта для речевого аппарата, какое имеет лечебная гимнастика для их двигательной систем. В ряде случаев упорная работа над речью позволяет восстановить разговорные навыки у лиц после перенесенных тяжелых заболеваний. Тренировка речи с помощью простых скороговорок, простых и достаточно легко запоминаемых (память тренировать тоже очень полезно) - прекрасный способ скоротать время в ожидании, особенно если обстоятельства не располагают, например, к чтению или прослушиванию музыки. Обычно я рекомендую негромкое, но четкое проговаривание скороговорок слоняющимся по коридорам больницы детям (да и взрослым), мающимся больничной скукой. Когда журнальчики читаны-перечитаны, кроссворды надоели, серьезная литература не лезет в голову - механическая, но требующая сосредоточенности тренировка речи помогает не убивать время, а использовать его с некоторой пользой для себя. Скороговорки Всех скороговорок не переговоришь, не перевыговоришь. Сиреневенькая юбочка с переподвыподвертом. Вижу холм, на нем куль. Пошел на холм, взял куль. Вернулся с холма с кулем Кардиналы Карволана на карнавале короновали. Карлик лекарь Карл у карлицы крали Клары украл кораллы. А карлица краля Клара у карлика лекаря Карла украла кларнет. Если бы карлик лекарь Карл у карлицы Клары-крали не крал кораллы, но карлица краля Клара у карлика лекаря Карла не крала бы кларнет. Белые бараны били в барабаны.Белый снег. Белый мел. Белый сахар тоже бел. А вот белка не бела. Белой даже не была. Был баран белокрыл, Всех баранов перебелокрылил. Бык тупогуб, у быка губа тупа. Бомбардир бомбардировал Бранденбург. Бомбардир бонбоньерками бомбардировал барышень. Все бобры для своих бобрят добры. Добыл бобыль бобов. Батон, буханку, баранку пекарь испек спозаранку. Вакул бабу обул, да и Вакула баба обула. Верзила Вавила весело ворочал вилами. Водовоз вез воду из водопровода. Отворяй, Варвара, ворота, коли не враг за воротами, а врагу да недругу от Варвариных ворот – поворот. По двору-подворью в добром здоровье. На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора. На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова, три дрова.На дворе дрова, за двором дрова, под двором дрова, над двором дрова, дрова вдоль двора, дрова вширь. Наловила налимов, переналовила, ловила налима, ловила да так и не выловила. Купи кипу, Пик. Курит турка трубку, клюет турка крупку. Наша река широка, как Ока. Как Ока, широка наша река. Так, как Ока, широка наша река. Около кола колокола. Я сидела у Оки, ела яблоки. Коси, коса, пока роса. Роса долой – и нам домой. Клала Клава лук на полку, Кликнула к себе Николку. Константин констатировал. Галка села на забор, Грач завел с ней разговор. Гроза грозна, грозна гроза. Голубь, гусь и галка – вот и вся считалка. Кабы не прибытки да не убытки. Уха была неплоха, неплоха была уха. Пара птиц порхала-порхала да и выпорхнула. Хороши цыплятки у хохлатки. Сел и все съел. Используемые интернет-ресурсы: 1. Скороговорки для развития речи и не только http://skorogovor.ru/ 2. Рlayroom детская игровая комната http://playroom.com.ru/ 3. Прекрасный маленький мирок счастливых детских дней http://www.chertyaka.ru/ 4. Поговорки и пословицы http://vseposlovici.ru/ | |
Просмотров: 5188 | Комментарии: 10 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|