Главная » Статьи » В помощь учителю » Внеклассные мероприятия |
Лермонтовский бал. (литературно – музыкальная гостиная для учащихся 9 - 10 классов) Цели: Углубить знания детей о жизни и творчестве писателей и поэтов 19 века, развивать интерес к литературе через звучащее слово; способствовать креативному мышлению; воспитывать эстетический вкус через приобщение к прекрасному (классическая музыка, классический танец). Оборудование и материалы к мероприятиям: интерактивное оборудование, аудио и видеоматериалы, слайд – презентация. Ход мероприятия: 1 часть «Средь шумного бала…» Бал – танцевальный вечер Толковый словарь Ожегова. Под звуки вальса на сцену выходит ведущая. Ведущая: Сегодняшний вечер, его первую часть, мы посвятим балу 19 века. Войдем на бал вместе с героями, которых вы все знаете, - с Евгением Онегиным и А.С. Пушкиным. Мы лучше поспешим на бал, Куда стремглав в ямской карете Уж мой Онегин поскакал. ………………………………………. Усеян плошками кругом, Блестит великолепный дом: По цельным окнам тени ходят, Мелькают профили голов И дам и модных чудаков, Вот наш герой подъехал к сеням: Швейцара мимо он стрелой Взлетел по мраморным ступеням, Расправил волоса рукой, Вошел. (звучит «Вальс» - Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель». На сцене артисты танцуют вальс) Ведущая: …. Полна народу зала, Музыка уже греметь устала; Толпа мазуркой занята, Кругом и шум и теснота; Бренчат кавалергарда шпоры; Летают ножки милых дам; По их пленительным следам Летают пламенные взоры. …………………………………………. Люблю я бешенную младость, И тесноту, и блеск, и радость, И дам обдуманный наряд… (Снова звучит «Вальс» Свиридова на полную громкость, постепенно затихая) Ведущая: Шум, хохот, беготня, поклоны, Галоп, мазурка, вальс…. (А.С. Пушкин «Евгений Онегин») «Впереди и сзади… так же в бальных платьях входили гости. Зеркала на лестнице отражали дам в белых, голубых, розовых платьях, с бриллиантами и жемчугами на открытых руках и шеях» (Л.Н. Толстой «Война и мир») Ведущий: «Бал был чудесный; зала прекрасная, с хорами, музыканты – знаменитые, … буфет великолепный и разливанное море шампанского… кадрили и вальсы, и польки…» (Л.Н. Толстой «После бала») Ведущая: Балы давали часто. В Петербурге больше всего балов бывало на святках (от 25.12 до 6.01) и на масленицу. Опубликованная часть дневника графини Дарьи Федоровны Факильмон, австрийской подданной, внучки Кутузова (чаще ее звали графиней Долли), позволяет установить некоторые цифры «бальной статистики». Возьмем для примера 1830 год, когда светскую жизнь ничто не омрачало. С 11 января по 16 февраля (36 дней) Факильмон упоминает о 15-ти балах, на которых она присутствовала. Раньше трех часов ночи они не кончались, а некоторые продолжались и до шестого часа утра. Танцевали, можно сказать, не щадя сил. Сохранилось, например, письмо фрейлины Анны Сергеевны Шереметьевой, в котором она сообщает, что на балу 5 марта 1814 года танцевали следующие танцы: 2 мазурки, 3 вальса, 12 кадрилей, 1 галоп, 1 «буря», 1 попурри, 1 гросвитер (всего 21 танец) (Николай Раевский «Портреты заговорили», том 1, Фикельмоны) Танец «Полонез» Ведущая: Что за публика была на балах? Об этом еще говорил А.С. Пушкин. Тут был, однако, цвет столицы, И знать, и моды образцы, Везде встречаемые лица… Необходимые глупцы; Тут были дамы пожилые В чепцах и в розах, с виду злые; Тут были несколько девиц, Не улыбающихся лиц; Тут был посланник, говорливый О государственных делах; Тут был в душистых сединах Старик, по –старому шутливый: Отменно, тонко и умно, Что нынче несколько смешно. (А.С. Пушкин «Евгений Онегин») Одни сидели чопорно, боясь шелохнуться. Графиня Долли писала: «Огорчает пустота светских женщин, созданий из газа, цветов и лент» Скучными и всего боящимися казались ей русские девицы: «Похоже на то, что они считают беседу светским грехом, так как в этом отношении строгость у них поучительная, что придает гостиным печальный и совершенно бесцветный оттенок» Все в них так бледно, равнодушно; Они клевещут даже скучно: В бесплодной сухости речей, Распроссов, сплетен и вестей Не впыхнет мысли в целы сутки, Хоть невзначай, хоть наобум. (А.С. Пушкин «Евгений Онегин») Ведущий: Однако та же графиня Долли замечает: …Здесь контрасты во всем… Наряду с этикетом и чопорностью порой видишь такую большую, такую полную непринужденность. Инсценировка. 1 дама:- Ах! Здравствуй, Сашенька! Подружка! Какой чудесный нынче бал! Вот, капитан Васильев - душка - Со мной мазурку танцевал! 2 дама:- Ах! Машенька! Моя родная! Гуляевой графини сын Ко мне неравнодушен, знаю! Он здесь без матушки, один! 1 дама:- Взгляни направо, дорогая! Стоит красавец офицер. На нас он смотрит не мигая. Ну, просто, чудо кавалер. 2 дама:- А! Князь Миронов! Из Парижа Вчера вернулся, говорят. Сейчас к нам подойдет поближе. Он, кстати, сказочно богат. 1 дама: - О! Дочь купца Петрова - Глаша. Кривляка! Ишь, задрала нос! Товар удачно сбыл папаша, Гостинцев ворох ей привез. 2 дама: - А что за дама там, послушай?! Уж на советника ль вдова?! 1 дама:- Да, Аграфена, в прошлом - Груша. Явилась старая сова! 1 дама:- Охота на мужчин открыта. Не сдобровать сегодня им. И мы, с тобой, не лыком шиты. Себя в обиду не дадим. 2 дама: Глянь, небо звездное какое! Отбросим все печали прочь! Вино французское рекою! И будем танцевать всю ночь! Звучит «Менуэт» Боккерини. Ведущая: А еще балы – «это царство молодости и первых импульсов» (графина Долли) Все когда – то приходили на бал в первый раз. Таких девушек можно было увидеть сразу и выделить в чопорной толпе. Л.Н. Толстой так описал состояние Наташи Ростовой на первом в своей жизни балу: «Она стояла, опустив свои тоненькие руки, и с мерно поднимающейся, чуть определенною грудью, сдерживая дыхание; блестящими, испуганными глазами, глядела перед собой с выражением готовности на величайшую радость и величайшее горе. Ее не занимали ни государь, ни все важные лица… у ней была одна мысль: неужели так никто не подойдет ко мне, неужели я не буду танцевать между первыми, неужели меня не заметят все мужчины, которые теперь, кажется, и не видят меня… Нет, это не может быть! Они должны же знать, как мне хочется танцевать, как я отлично танцую и как мне весело будет танцевать со мною» Фрагмент из видеофильма «Война и мир» (режиссер С. Бондарчук) – танец Н. Ростовой (Л. Савельева) и А. Болконского (В. Тихонов) «Давно я ждала тебя», - как будто сказала эта испуганная девочка…, поднимая свою руку на плечо князя Андрея. Они были вторая пара, вошедшая в круг. Князь Андрей был одним из лучших танцоров своего времени. Наташа танцевала превосходно. Ножки ее в бальных атласных башмачках быстро, легко и независимо от нее делали свое дело, а лицо ее сияло восторгом счастья… Наташа была так счастлива, как никогда еще в жизни. Она была на той высшей ступени счастия, когда человек делается добр и хорош, и не верит в возможность зла, несчастия и горя.» Л.Н. Толстой «Война и мир» Ведущий: Порою молодые и наивные влюблялись на всю жизнь именно на балах. Иногда любовь для них становилась трагедией, так как их избранники, «познавшие науку страсти нежной», не замечали этой любви и только через годы могли оценить ее. Такую историю описал один из завсегдатаев балов красавец Иван Сергеевич Тургенев, впоследствии ставший известным писателем. Инсценированное чтение стихотворения И.С. Тургенев «К А.С.» Звучит романс «Средь шумного бала» (П.И. Чайковский – А.К. Лемешев) – в исполнении Сергея Лемешева. Ведущая: На балу часто звучали романсы. Их пели те, у кого был приятный голос, - по аккомпанемент пиано или гитары. Инсценировка. На просьбу окружающих спеть девушка берет гитару – звучит романс «Не уходи, побудь со мною» (Н. Зубков – слова народные) в исполнении Пелагеи. Ведущий: А еще на балу играли в карты – этим занималась мужская половина в специально отведенных гостиных. Инсценировка. За карточным столом сидит несколько человек. 1 – ый: Иван Ильич, позвольте мне поставить. Банкомет: Извольте. 1 – ый: Сто рублей. Банкомет: Идет. 2-ой: Ну, добрый путь. 3 – ий: Вам надо счастие поправить, А семпелями плохо. 4-ый: Надо гнуть. 3-ий: Пусти… 2-ой: На все? .. Нет, жжется! 4-ый: Послушай, милый друг, кто нынче не гнется, Ни до чего тот не добьется. 3-ий (тихо первому): Смотри во все глаза. Князь Звездич: Ва-банк. 2-ой: Эй, князь, Гнев только портит кровь, - играйте не сердясь. Князь: На этот раз оставьте хоть советы. Банкомет: Убита! Князь: Черт возьми! (пьет лимонад, отходит и, расстроенный садится). (М.Ю. Лермонтов «Маскарад») Ведущая: На балах – проигрывали. На балах – выигрывали. На балах – играли. Сама императрица не прочь была поиграть в литературные игры, например, в буриме, в котором из предложенных пар слов необходимо, используя рифмы, составить стихи. Я предлагаю вам сыграть в эту игру. Благонравие – не вправе я, Человечество – отечество, Граждане – страждем мы, Добронравие – направили. Под музыку Моцарта идет игра в буриме. По окончании подводятся итоги – звучат примеры сочиненных буриме: Проявляя благонравие, жить для себя совсем не вправе я. Буду жить для человечества И прославлю тем отечество, Пусть гордятся мною граждане – Быть в почете всегда страждем мы. Лучшее в нас – добронравие, Его на пользу мы направили. (Составила Корниенко Г.В.) Ведущая: А еще на балах получали записки с пожеланиями. Дамы и господа, сейчас каждый из нас получит записку с пожеланием. Оно обязательно сбудется, стоит только в него поверить. Первую записку подносят проигравшемуся князю Звездичу. Он разворачивает и читает вслух: • Зная меру, будешь иметь всего вдоволь. Остальные записки выносят на подносе. К нему подходят, берут, разворачивают пожелания и читают вслух: • Выбрав дорогу, не сворачивай! • Загляни к себе в душу, спроси свое сердце! • Верь в себя, ведь для того, кто верит, нет ничего не возможного. • Не забывай о себе! • Помни, пущенная стрела не возвращается. • Найди счастье в дне сегодняшнем. • Знай, рассеются облака, покается вершина. • Помни, как бы медленно ты ни двигался, главное – не останавливаться. Ведущая: И опять все танцевали. Звучит вальс Шопена. Чтец: (Инсценированное чтение) ………………………………………………………. … тогда бываю я счастлива, Когда наряд, и ленты, и цветы Блестят на мне и свежестью красивой Зажгут в себе влюбленные мечты. … тогда, как об руку с тобою, Увлечена разгулом молодым, Припав к тебе вскруженной головою, - Мы проскользнуть сквозь вальса вихрь спешим. …………………………………………………………. (по стихотворению Евдокии Растопчиной «Тебе одному») Ведущий: Посещение балов стало привычкой, правилом светского общества. «Обществу нечего нас опасаться: оно так тяготеет над нами, его глухое влияние так могуче, что оно немедленно перерабатывает нас в общую массу», - пишет графиня Долли. И далее: «… гомон большого света, вихрь обязанностей, которые не дают никакого удовлетворения…. Но у нас так сильно тяготение к рабству…, что мы повсюду его ищем» Ведущая: Из года в год все то же самое. Петр Вяземский пишет другу: «Вот и блинная неделя, и мы с бала на бал катимся, как по маслу» И попадаем мы в Собранье. «Там теснота, волненье, жар, Музыки грохот, свеч блистанье, Мельканье, вихорь быстрых пар, Красавиц легкие уборы, Людьми пестреющие хоры, Невест обширный полукруг, Все чувства поражает вдруг» (А.С. Пушкин «Евгений Онегин») Ведущий: особо стоит сказать о балах- маскарадах. Проходили они чаще всего в «Филармоническом зале» дома Энгельгардтов на Невском проспекте Известный поэт Вяземский – в письме: «Вчерашний маскарад был великолепный, блестящий, разнообразный, жаркий, душный, восхитительный, томительный, продолжительный… Кадрили царицы были прекрасны… Бал продолжался до шестого часа» Ведущая: Журнал «Северная пчела» описывает первый такой маскарад 5 февраля 1830 года в выражениях весьма восторженных: «Вот храм вкуса, храм великолепия открыт для публики. Все, что выдумал роскошь, все, что изобрела утонченность… соединилось здесь. Тысячи свеч горят в богатых бронзовых люстрах и отражаются в зеркалах, отличная музыка гремит в обширных залах. Звучит вальс «Фантазия» М. Глинки – сначала громко, затем тише, тише. Обстановка как мы видим не демократическая, но все же эти народные маскарады были достигнуты для каждого, кто мог заплатить за вход, и церемонностью не отличались. «На маскарадах можно было вволю посмеяться, пофлиртовать, поинтриговать знакомых и незнакомых. Графиня Долли записывает у себя в дневнике: «Эти маскарады в моде, потому что там бывает император и великий князь, а дамы общества решились явиться туда замаскированными» Чтец: под 14 февраля 1833 года мы читаем: «Бал - маскарад в доме Энгельгарда (в который раз!) Императрица захотела туда съездить, но самым секретным образом, и выбрала меня, чтобы ее сопровождать… Царица смеялась, как ребенок, а мне было страшно; я боялась всяких инцидентов. Когда мы очутились в этой толпе, стало еще хуже – ее толкали локтями и давили не с большим уважением, чем всякую другую маску. Все это было ново для императрицы и ее забавляло. Мы атаковали многих. Мейендорф, модный молодой красавец, который всячески добивался внимания императрицы, был так невнимателен, что совсем не узнал и обошелся с нами очень скверно. Лобанов тотчас же узнал нас обеих, но Горчаков, который провел с нами целый час и усадил нас в сани, не подозревал, кто мы такие. Меня очень забавляла крайняя растерянность начальника полиции Кокошина – этот бедный человек очень быстро узнал императрицу и дрожал, как бы с ней ничего не случилось… Кокошкин не решался ни последовать за нами, ни приблизиться, так как императрица ему это запретила. Он, действительно, был в такой тревоге, что жаль было на него смотреть. Наконец в три часа утра я отвезла ее целой и невредимой во дворец и была сама очень довольна, что освободилась от этой ответственности» Ведущая: И вот однажды «средь шумного бала» появился молодой М.Ю. Лермонтов, сначала никому еще неизвестный офицер молодого училища. А после того как он прославился, поэт пишет: «Я пустился в большой свет. В течении месяца на меня была мода, меня наперерыв отбивали друг у друга. Самые хорошенькие женщины добиваются у меня стихов и хвалятся ими, как триумфом. Но я начинаю находить это несносным» Звучит «Вальс» Свиридова , резко обрывающийся. Лермонтовский бал. 2 часть «О, как мне хочется смутить веселость их…» Звучит вальс Хачатуряна к драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад» Все танцуют, затем вальс сходит на нет… Одна девушка медленно идет по сцене. Ведущая: Она не гордой красотою Прельщает юношей живых, Она не видит за собою Толпу вздыхателей немых. И стан ее не стан богини, И грудь волною не встает, И в ней никто своей святыни, Припав к земле не признает. Однако все ее движенья, Улыбки, речи и черты Так полны жизни, вдохновенья, Так полны чудной простоты. ………………………………………………….. (М.Ю. Лермонтов «Она не гордой красотою») Инсценировка. К девушке подбегают, просят ее спеть. Хозяйка: Не худо бы немного отдохнуть. Дама: так жарко здесь, что я растаю. Петков: Настасья Павловна споет вам что-нибудь. Девушка Нина: Романсов новых, право, я не знаю. А старые наскучили самой. Дама: Ах, в самом деле, спой же Нина, спой. Хозяйка: Ты так мила, что, верно, не заставишь Себя просить напрасно целый час. Нина: Но слушать со вниманьем мой приказ А впрочем, новый есть роман для Вас. Звучит романс «Выхожу один я на дорогу» (Е. Шашаина – М.Ю. Лермонтов) в исполнении А. Герман. Ведущая: Она поет и звуки тают Как поцелуи на устах, Глядит и небеса играют В ее божественных глазах; Идет ли – все ее движенья, Иль молвит слово – все черты Так полны чувства, вдохновенья, Так полны дивной красоты. (М.Ю. Лермонтов «Она поет – и звуки тают…») Звучит романс «Портрет» (А. Спиро – М.Ю. Лермонтов) в исполнении Погудина. Ведущая: Рано повзрослевший, с трагическим мироощущением, гордый и независимый Лермонтов быстро определил всю цену светского общества. В одном из писем он делится своими мыслями после посещения балов: «Видел я образчики здешнего общества: дам очень любезных, кавалеров очень воспитанных – вместе они производят впечатление французского сада, и не пространного и не сложного, но в котором можно заблудиться в первый же раз, так как хозяйские ножницы уничтожили разницу всякое различие меду деревьями» Ведущий: Неудивительно, что М.Ю., бывая на балах, не хотел смешиваться с этой толпой. Чужой для всех, он стоит одиноко в дверях или у стены, скрестив на груди руки, и в горьком, желчном раздумье разглядывает светскую толпу. И ненавидим мы, и любим мы случайно, Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви, И царствует в душе какой-то холод тайный, Когда огонь кипит в крови. (М.Ю. Лермонтов «Дума») Ведущая: ….видеть перед собою Одних обедов длинный ряд, Глядеть на жизнь, как на обряд, И вслед за чинною толпою Идти, не разделяя с ней Ни общих мнений, ни страстей… (А.С. Пушкин «Евгений Онегин») Этого Лермонтов не хотел. Но он наблюдает и внимательно анализирует то, что видит. Инсценировка: Печорин: Я подошел к княжне, приглашая ее вальсировать, пользуясь свободой здешних обычаев, позволяющих танцевать с незнакомыми дамами. Она небрежно опустила руку на мое плечо, наклонила слегка голову набок, и мы пустились… Она вальсирует удивительно хорошо. Вальс. После вальса разговор. -Я слышал, княжна, что, будучи вам вовсе не знаком, я имел же несчастие заслужить вашу немилость…что вы меня нашли дерзким… неужели это правда? … Если я имел дерзость вас чем-нибудь оскорбить, то позвольте мне еще большую дерзость – просить у вас прощения. И, право, я бы очень желал доказать вам, что вы насчет меня ошибаетесь. - Вам это будет довольно трудно… - Отчего же? -Оттого, что вы у нас не бываете, а эти балы, вероятно, не часто будут повторяться. Печорин: Хохот и шушуканье нас окружающих заставили нас обернуться… Господин во фраке с длинными усами и красной рожей… направил неверные шаги свои прямо к княгине: он был пьян. - Позвольте… ну, да что тут! … просто ангажирую вас на мазурку… Вы, может, думаете, что я пьян? Это ничего! Гораздо свободнее, могу Вас уверить… Печорин: Я видел, что она готова упасть в обморок от страха и негодования. Я подошел к пьяному господину, взял его довольно крепко за руку и, посмотрев ему пристально в глаза, попросил удалиться, - потому прибавил я, что княжна давно обещалась станцевать мазурку со мною. (М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени») Ведущий: На балах маскарадах Лермонтов, конечно же, бывал тоже. Фрагмент видеофильма «Летучая мышь» Все эти балы чуть позже аукнуться в его произведениях, особенно в драме «Маскарад» Начало драмы вы уже видели: князь Звездич проигрывается в карточной игре и задумывается. Инсценировка. Сцена 1 Вскоре его замечает Арбенин и подходит к нему. Арбенин: Князь, как вы здесь? Князь: Я тоже самое хотел спросить у Вас …. Я проигрался. Арбенин: Вижу, что ж? Топиться? Князь: О, я в отчаянье. Арбенин: Два средства только есть: Дать клятву и вовеки не садиться Или опять же сесть. Но чтобы здесь выигрывать решиться, Вам надо кинуть все: родных, друзей и честь. Ведущая: Пожалев князя, старый игрок Арбенин садится за игру, выигрывает, берет золото и отходит. Затем молча, отдает князю деньги. Звездич благодарит Арбенина: «Вы жизнь мою спасли» Сцена 2 Арбенин: рассеяться б и вам не худо. Ведь нынче праздники и, верно, маскарад У Эндельгарда. Князь: Да. Арбенин: Поедемте. Князь. Я рад. Арбенин: В толпе я отдохну. Князь: Там женщины есть… чудо… И даже там бывают, говорят… Арбенин: Пусть говорят, а нам какое дело? Под маской все чины равны, У маски ни души, ни званья нет – есть тело. И если маскою черты утаены, То маску с чувств снимает смело. (Уходит) Сцена 3 Ведущая: На балу маскараде к князю Звездичу подходит маска и ударяет его по плечу веером. Другая маска садится поодаль. Маска: Я знаю… тебя! Князь: И видно очень коротко. Маска: О чем ты размышлял, - и это мне известно. Князь: А в этом ты счастливее меня (заглядывает под маску) Но если не ошибся я, То ротик у нее прелестный! Маска: Я нравлюсь тебе, тем хуже. Князь: Для кого? Маска: Для каждого из нас. ……………………. Но если я скажу, что через час ты будешь Мне клясться, что вовек меня не позабудешь, Что будешь рад отдать мне жизнь свою в тот миг, Когда я улечу, как призрак, без названья, Чтоб услыхать из уст моих Одно лишь слово: до свиданья!... (уходят под руки) К оставшейся маске кто-то подходит и интригует, берет за руку. Маска вырывается и убегает – браслет спадает с руки. Сцена 4. Маска, ушедшая с князем, быстро входит и в волнении садится: Ах, я едва дышу… он все бежал за мною, Что, если бы он сорвал маску… нет, Он не узнал меня… да и какой судьбою Подозревать, что женщина, которой свет Дивится с завистью, в пылу самозабвенья К нему на шею кинется… Пускай, .. я не хочу… но он желает На память у меня какой-нибудь предмет, Кольцо… что делать… риск ужасный! (видит браслет, поднимает его) Вот это счастье, боже мой – потерянный браслет С эмалью золотой… отдам ему, прекрасно… Пусть ищет с ним меня. Сцена 5. Идет князь Звездич с браслетом в руках, видит Арбенина, подходит к нему. Князь: Мне в пользу послужил ваш давешний урок. Арбенин: Душевно радуюсь. Князь: Но счастье налетело само собой… (задумался) Звучит стихотворение М.Ю. Лермонтова «Из-под таинственной, холодной полумаски» Князь Арбенину: .. Я вам все расскажу. (несколько слов на ухо) … Как я был удивлен! Плутовка вырвалась и вот (показывает браслет) Как будто сон. Конец прежалобный. Арбенин (улыбаясь) А начали не худо! Но покажите-ка… браслет довольно мил, И где-то я видел такой же… погодите… Да нет, не может быть, забыл… Ведущая: Интрига, развиваясь, приводит к трагедии. Арбенин вспоминает, что такой же браслет у его жены. Вернувшись домой, он спрашивает Нину о браслете. Нина говорит, что потеряла его на балу. Арбенин подозревает измену. Ужасный ревнивец, он делает массу глупостей; ему кажется, что в свете уже все говорят об измене его жены с князем Звездичем. Истерзанный дикой ревностью, на одном из балов он подсыпает своей жене яд в мороженое. Вернувшись домой, Нина умирает со словами: … Прощай, Евгений! Я умираю, но невинна… ты злодей… Узнав в дальнейшем, что Нина пала жертвою интриги на балу – маскараде, что он отравил нив чем не повинную жену, Арбенин сходит с ума. Звучит вальс Хачатуряна в драме «Маскарад» Ведущая: Наступило время сыграть на лермонтовском балу в буриме ЛЕТ – ЛЮБИЛ НЕ СВЕТ- ЖИЛ Зачитываются литературные опыты приглашенных, например: И понял я на склоне лет, Я то совсем не тех любил, Что их любовь не излучала свет, Что я не так как надо жил. А вот как у Лермонтова: Моя душа, я помню, с детских лет Чудесного искала. Я любил Все обольщенья света, но не свет, В котором я минутами лишь жил… (М.Ю. Лермонтов 1831-го июня 11 дня) Ведущий: В одну из таких минут Лермонтов на балу – маскараде в Дворянском собрании не давала покоя, беспрестанно приставали к нему, брали его за руки, одна маска сменялась другой, а он почти не сходил с места и молча слушал их писк, поочередно обращая на них свои сумрачные глаза. Будучи свидетелем этой сцены, И.С. Тургенев рассказывал: «Мне тогда же почудилось, что я уловил на лице его прекрасное выражение поэтического творчества. Быть может рождалось стихотворение…» Чтение стихотворения М.Ю. Лермонтова «Как часто, пестрою толпою окружен» Ведущий: такая же двойственность натуры присуща и Печорину, главному персонажу романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» вот что записывает Печорин в совеем журнале от 3-го июня (повесть «Княжна Мэри») «Я был готов любить весь мир, - меня никто не понял: и я выучился ненавидеть. Моя бесцветная молодость протекла в борьбе с собой и светом, лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли. Я говорил правду – мне не верили, я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни и видел, как другие без искусства счастливы, пользуясь даром теми выгодами, которых я так неутомимо добивался. И тогда в груди моей родилось отчаяние, но то отчаяние, покрытое любезностью и добродушной улыбкой. Я сделался нравственным калекой: одна половина души моей не существовала, она иссохла, испарилась, умерла, я ее отрезал и бросил, - тогда как другая шевелилась и жила к услугам каждого, и это никто не заметил» (М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени») Ведущая «Я перерыл всю свою душу, чтобы добыть из нее все, что только способно обратиться в ненависть», - это уже сам М.Ю. Лермонтов. И свет отомстил ему так же как А.С. Пушкину, чье место в поэзии достойно занял М.Ю. Лермонтов. «Погиб поэт, невольник чести…» Закончен бал жизни М.Ю. Лермонтова. Но на нашем балу, посвященном памяти поэта, вы еще получите его пожелания. Выносят поднос с пожеланиями, их разбирают и читают вслух. Звучи музыка Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель», «Отзвуки вальса» | |
Просмотров: 5126 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|