Главная » Статьи » В помощь учителю » Внеклассные мероприятия |
Проект Произведения - юбиляры. «Алёнушкиным сказкам» Дмитрия Мамина-Сибиряка – 110 лет. Руководитель проекта учитель нач. классов: Передерий Наталия Юрьевна Идея: Данные социологов: за годы реформ в1,5 раза выросла доля тех, кто вообще не читает, а в 2 раза – тех, кто не читает книг; в 3 раза - -не читающих периодические издания. Найти резервы обучению чтению. Я хочу читать! Я читаю! Девиз: «Читать – это мудро, читать – это модно!» Вы любите читать, писать и рисовать? Вы сочинили сказку или небольшой рассказик? Приглашаем вас в наш проект. Содержание: 1. Введение. Случайно услышали, что в этом году исполняется 110 лет «Аленушкиным сказкам» Д.Мамина-Сибиряка. Сразу же возникли вопросы: - в чем секрет долголетия «Алёнушкиных сказок»? - какие сказки вошли в сборник? - почему сказки так называются? - настоящая ли фамилия автора? 2. Описание проекта. а) Тема: «Читаем вместе в классе». Юбилей сказки. б) Цели: 1.Образовательная: -Продолжаем формировать читателя на доступных для детей этого возраста текстах: в данном случае «Алёнушкиных сказках» Дмитрия Мамина-Сибиряка. -Учить пересказывать текст подробно, выборочно или сжато, опираясь на самостоятельно составленный план или иллюстрации - Учить анализировать произведение. - Учить работе с текстом: словарная работа, нахождение фразеологизмов, составление вопросов по тексту, нахождение ответов по заданным вопросам. 2. Развивающая: - В ходе работы развивать познавательную деятельность детей (любознательность, интерес к данной проблеме). - Развивать логическое мышление, память, воображение, творческие способности. -Развивать стремление к выражению собственного отношения к прочитанному, что служит источником развития образного мышления. 3. Воспитательная: -.Воспитывать любовь и интерес к чтению. -Создать условия для: осмысления детьми: – что защита Родины – святое дело;(«Сказка про Комара Комаровича – длинный нос и про мохнатого Мишу – короткий хвост») -для доказательства значимости каждого человека. существа; («Сказочка про Козявочку», «Сказка о том, как жила-была последняя Муха») - для осознания таких понятий как «дружба», «свобода», «взаимопонимание» («Сказка про Воробья Воробеевича, Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу»; «Сказка про Воронушку – черную головушку и жёлтую Канарейку». -для усвоения детьми особенности построения сказок. -Воспитывать чувство коллективизма во время работы в группах. в).Тип проекта: учебно – исследовательский. г). Форма работы: урочная, внеурочная, самостоятельная. д). Предмет: литературное чтение. е). Мотивация к работе: Оказывается: День рождения бывает не только у людей. В 2007 году многие произведения празднуют юбилеи. Например: 460 лет «Повести о Петре и Февронии» (1547г.), 310 лет Шарль Перро «Золушка, или хрустальная туфелька» (1697г.), «Мальчик-с-Пальчик» (1697 г.), «Синяя Борода» (1697г.) 195 лет Братья Гримм «Король Лягушонок, или Железный Генрих» (1812г.) 180 лет В.Гауф «Карлик Нос» (1827г.) 175 лет А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане» (1832г.) 170 лет Г.-Х.Андерсен « Новый наряд короля» (1837г.) 115 лет Дмитрий Мамин–Сибиряк«Алёнушкины сказки»(1892г.) 35 лет Т.И.Александрова «Домовенок». После некоторых поисков произведений – юбиляров, решили подробнее узнать об «Алёнушкиных сказках». -Почему они так называются ? -Кто автор этих сказок? -Почему и через 110 лет их с удовольствием читают? ж) ожидаемые результаты: -привлечь к чтению сказок не читающих ребят, -заинтересовать в занятиях различными видами творчества; - повысить технику чтения. з) Этапы работы над проектом: 1. Организационный: а) постановка цели и проблемы исследования. б) определены виды деятельности: -поиск произведений- юбиляров; - выбор интересного для всего коллектива автора, произведения; -посещение библиотеки; - знакомство с биографией Д.Мамина-Сибиряка; -выяснение того, что сказки названы «Алёнушкиными»; -чтение сказок; в) деление детей на научно-исследовательские группы по работе над понравившейся сказкой; г).постановка учебной цели для каждой группы; 2. Научно-исследовательский: - поиск материалов об авторе; - Мамин – Сибиряк – это фамилия или псевдоним? - выяснение причин по которым сборник сказок назван «Алёнушкиными сказками»; 3. Творческая часть проекта: - иллюстрирование понравившихся сказок; - придумывание продолжения сказки, - собственная версия. Анализ произведений: - работа по содержанию сказок; - словарная работа - работа над характерами героев; - работа над построением сюжета; е). Наглядность: -детские творческие работы (сочинения, рисунки, сообщения); -словарные слова, фразеологизмы; - выставка книг; -тексты сказок; - плакаты. Презентация проекта. Выводы: В творческом проекте дети участвуют первый раз. В начальных классах 19 человек. 6 мальчиков и 13 девочек. Уровень развития ребят очень разный: есть хорошо читающие дети (Козлова А., Солошенко О., Горбунова А., Ильясова В., Ахматова З., Яковлева А.) и есть такие, которым чтение дается с большим трудом (Сигаева Е.). У ребят нет интереса к чтению. Предложенная литература для чтения на летних каникулах осталась не прочитанной. Четверо из 19 пытались найти какие-то книги, прочитали 2-3 произведения. Остальные даже не открывая книгу. Читают только произведения, предлагаемые школьной программой, готовясь к урокам чтения. Благодаря участию в проекте, ребята заинтересовались чтением. Даже если кому–то было трудно прочитать все сказки самому, ему помогали взрослые. Некоторых родителей тоже заинтересовали сказки Мамина -Сибиряка. Они покупали детям книги, помогали при иллюстрировании. Большинство прочитали все десять сказок. При работе с текстами очень хорошо ориентируются в сборнике сказок. Каждый вел свою тетрадь с проектом, в которую он не только записывал название прочитанной сказки, но и пробовал анализировать произведения. Записывать, что понравилось или не понравилось, давать характеристики героям. Выписывать слова, фразеологизмы, давать объяснения. Рисовать картинки к сказкам. Работать над проектом очень понравилось. Поступили новые предложения поработать еще, взяв другие темы, познакомиться с другими авторами. Ребята стали лучше читать. Улучшили технику чтения. А самое главное им понравилось читать. Появилось желание к чтению. Осознанному чтению. «Аленушкины сказки» понравились. Когда будут собственные дети, им обязательно будут читать эти сказки. Законы художественного слова Быстрое чтение – резерв, возможности, результаты. На успеваемость влияют 200 факторов. Фактор №1- скорость чтения. «5» - 150 слов в минуту «4» - 120 слов в минуту «3» - 90 слов в минуту. Необходимость оптимального чтения. 150 слов в минуту – это темп разговорной речи. Оптимальное чтение – чтение в темпе разговорной речи (120 – 150 слов в минуту) К концу 2 класса темп чтения должен быть 90 слов в мин. Ничего нельзя сделать для повышения качества знаний пока не научишь читать. Существуют несколько аспектов, влияющих на гармоническое развитие личности, на повышение качества знаний, умений, навыков. Аспект развития – это развитие оперативной памяти и устойчивого внимания. От этого зависит умственная работоспособность ребенка. Аспект воспитания. У многих учеников присутствует «падение отзывчивости», их устраивает позиция (психология) «троечника». В 3 классах – 60% - 70% хорошистов, а в 4 классах – 30% - 40%. Экономический аспект. В Японии – 90% не ниже среднего. В Зап.Европе – 50% выше. В США на руководящие посты принимают с объемом чтения не менее 400 слов в минуту Идейно – политический аспект. Чтобы прочитать газету (примерно 40 тыс. слов) при технике чтении 80 слов в минуту нужно 500 минут = 8часов. Резервы обучения чтению. Рекомендации: 1. Не длительность, а частота тренировочных упражнений для запоминания. Запоминается не то что перед глазами, а то , что мелькает: то есть , то нет. Короткие порции с большей частотой. 2. Жужжащее чтение. (ежеурочно). Чтение вслух. 3. Ежеурочное чтение. 5 минут. 4. Помощники – родители. Чтение перед сном. 10 -15 минут. 5. Режим щадящего чтения. Диафильмы, чтение с отдыхом. Чтение, где чередуется чтение ребенком и взрослым. 6. Развитие оперативной памяти. (Читая длинные предложения, забывает начало.) Рекомендуются зрительные диктанты ежедневно на уроках русского языка по 5 – 6 минут. Упражнения: 7. Многократное чтение. Чтение в темпе скороговорки. Выразительное чтение. Произношение фраз с характерным заданием. 8. Приемы стимулирования. Самозамеры. Считаю необходимым усилить работу по технике чтения во всех классах, начиная с о 2 класса. Анализ прочитанных произведений. «Сказка про храброго Зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Надоело бояться!? Придумал: Душа в пятки Выскочить из собственной кожи Выбился из сил Гонится по пятам Замертво свалился Сам начал верить, что действительно никого не боится! «Сказочка про Козявочку». Рождение. Хорошо Плохо Все моё… Любуется Радуется «Солнышко Цветочек Зеленая травка Добренький Синее небо Тепло! Звёзды, месяц Сердитый Шмель Дрянная Козявка Убирайся вон Нет, моё… Едва унесла ноги от сердитого Шмеля Шмель – грубиян Серьёзный Червячок Колючки на кустах Ихнее Воробей – разбойник Рыбка. Лягушка Гадкие… Сон Смерть Так жить нельзя! Проснуться и жить! Сказка о том, как жила – была последняя Муха. Рождение. Все для меня! Хорошо! Плохо! Как весело летом! Табачный дым. Подружки – мухи! И откуда эти проклятые мухи Вкусные лакомства. берутся? Добрые люди. Чернила Как хорошо жить на свете! Беды. Осталась одна! Житья от этих мух не стало! В комнате тепло и хорошо, Ловушки. а за окном зима! Человек – злое животное. Появилась маленькая подруга! Осень, зима. Весна идет! Грусть, тоска. Новые радости! Зиме не будет конца! Главные герои: мухи, люди. Глупая Муха решила, что человек создан для мух, но по правде говоря, человек – злое и хитрое животное. Сказка про Воронушку – черную головушку и желтую птичку Канарейку. Встреча с Канарейкой. Разговор в саду, из которого Ворона уясняет, что Канарейка убежала из дома и начинает верить, что это – птица. Ворона решает приютить Канарейку. Жизнь на «воле» в вороньем гнезде. Ловушка. Смерть Канарейки. Ворона окончательно утверждает, что Канарейка не птица! Главные герои: Ворона и Канарейка. Канарейка хотела жить на воле и поплатилась за это. Она умерла. Притча о Молочке, овсяной Кашке и сером котишке Мурке. Главные герои: Молочко, овсяная Кашка, Мурка. Ссора Молочка и овсяной Кашки. Плут кот и его проказы «Мировой судья» (хитрость Мурки). Хитрость Мурки открывается, но он не хочет признаться. «….Если бы я был кухаркой, так все коты с утра до ночи только бы и делали, что пили молоко. Но я не сержусь на свою кухарку. Потому. Что она этого не понимает….» Никогда не надо хитрить. Нужно признаваться сразу. Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича, и веселого трубочиста Яшу. Воробей Воробеич В гости?! Ссора! Ерш Ершович Ссора: Бекас, Утки, Птицы, Воробей Воробеич, Ерш Ершович, разные рыбы. Судья трубочист Яша. Суд начался, в суде выясняется, что Воробей Воробеич украл червяка у Бекасика, а Ерш Ершович хотел напугать воробья словом «ястреб», у воробья выпал червяк,ерш его съел. Воробей Воробеич и Ерш Ершович – озорники! Воробей Воробеич – вор! Погоня. Воруешь – значит врешь. | |
Просмотров: 5934 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|