МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Предмет- НВП Раздел- «Огневая подготовка» Занятие. «Приемы и правила стрельбы из автомата. Производство стрельбы из учебного (пневматического) оружия» (в условиях отсутствия тира). Цель. Научить учащихся меткой и кучной стрельбе из пневматической винтовки из положения сидя за столом с опорой локтями на стол без упора для винтовки, дистанция 5 метров. Совершенствовать знания учащихся по мерам безопасности при проведении стрельб. Учебные вопросы. 1. Снаря¬жение магазина АКМ патронами и укладывание его в сумку. 2. Тренировка в изго¬товке к стрельбе лежа с упора и без упора. 3. Тренировка в однообразии при¬целивания. 4. Устройство пневматической винтовки и порядок ее заряжания. 5. Выполнение контрольного упражнения из пневматической винтовки . Время. 2 занятия по 45 минут. Класс- 10 Место. Кабинет НВП. Метод. Практическая стрельба и тренировка упражнения. Материальное обеспечение. См. ниже. Порядок проведения занятия и методические советы Для проведения занятия организуют пять учебных мест. Учебное место № 1. Снаря¬жение магазина АКМ патронами и укладывание его в сумку. Учебное место № 2. Тренировка в изго¬товке к стрельбе лежа с упора и без упора. Учебное место № 3. Тренировка в однообразии прицеливания. Учебное место № 4. Устройство пневматической винтовки и порядок ее заряжания. Учебное место № 5. Выполнение контрольного упражнения из пневматической винтовки. Вводная часть—5 мин. 1. Построение взвода, проверка внешнего вида. 2. Объявление темы занятия и цели. 3. Подготовка учебных мест. Основная часть-80 минут. Отработка учебных вопросов проводится в два этапа. На первом этапе продолжительностью 10 минут преподаватель-организатор НВП разъясняет порядок проведения занятий и организацию учебных мест и проверяет знание условий выполнения упражнения, затем показывает и объясняет всему классу все действия, которыми должны овладеть учащиеся на данном занятии. На втором этапе продолжительностью 70 мин учебные вопросы отрабатываются одновременно на пяти учебных местах, по одной группе на каждом месте. Группы меняются местами че¬рез каждые 14 мин по команде преподавателя-организатора НВП. 1-й учебный вопрос. Снаря¬жение магазина АКМ патронами и укладывание его в сумку. Отрабатывается на учебном месте № 1. Руководителем занятия целесообразно назна¬чить хорошо подготовленного учащегося. Материальное обеспечение учебного места : стол для чистки и смазки оружия, магазины АКМ-3 шт, сумки для магазинов- 3 шт, учебные патроны- 90 шт. Руководитель занятия показывает правильное снаряжение магазина и укладывание его в сумку, сопровождая свой показ пояснениями. Для снаряжения магазина взять его в левую руку горловиной вверх и выпуклой стороной влево, а в правую руку — патроны пулями к мизинцу так, чтобы дно гильзы немного возвышалось над большим и указательным пальцами. Удерживая магазин с небольшим наклоном влево, нажимом большого пальца вкладывать патроны по одному под загибы боковых стенок дном гильзы к задней стенке магазина. Снаряженный магазин уложить в сумку. Условие выполнения: Обучаемый находится у подстилки, на которой расположены магазин, учебные патроны (россыпью). Оценка по времени: Автомат (30 патронов) - "отлично" (35 с); "хорошо" (40 с); "удовлетворительно" (50 с). 2-й учебный вопрос. Тренировка в изго¬товке к стрельбе лежа с упора и без упора. Отрабатывается на учебном месте № 2 под руководством заранее подготовленного командира отделения. Материальное обеспечение учебного места № 2: макет массово-габаритный ММГ АК-74 (2 шт), макет автомата Калашникова—4-5 шт., маты- 2 шт., упоры- 2 шт. Руководитель занятия, в отведенное время тренирует учащихся изготовке к стрельбе из АК (число уча¬щихся по количеству макетов АК). Остальные учащиеся повторяют меры безопасности при проведении стрельб. Затем подгруппы меняются местами. Изготовка к стрельбе включает принятие положения для стрельбы и заряжание автомата. Она принимается по команде "Лежа — ЗАРЯЖАЙ!". Правильная изготовка к стрельбе обеспечивает устойчивость автомата, которая оказывает влияние на меткость стрельбы. Удобное и естественное положение тела стреляющего создает наименьшее мышечное напряжение. Наиболее удобное для стрельбы положение — лежа. При стрельбе лежа корпус и локти рук стреляющего твердо опираются о землю, чем достигается устойчивость автомата, которую можно увеличить, применив упор. В качестве упора обычно используются дерн, мешочки с опилками или песком. При принятии положения для стрельбы лежа надо подать правую руку по ремню несколько вверх и, снимая автомат с плеча, подхватить его левой рукой за спусковую скобу и ствольную коробку. Затем взять автомат правой рукой за ствольную накладку и цевье дульной частью вперед: одновременно с этим сделать полный шаг правой ногой вперед и немного вправо. Наклоняясь вперед, опуститься на левое колено и поставить левую руку на землю впереди себя пальцами вправо. Затем, опираясь последовательно на бедро левой ноги и предплечье левой руки, лечь на левый бок, быстро повернуться на живот и занять такое положение, чтобы корпус тела был расположен под углом 15–30° по отношению к линии прицеливания; слегка раскинуть ноги в стороны носками наружу; автомат при этом положить цевьем на ладонь левой руки, а правой рукой удерживать за пистолетную рукоятку. Такое положение стрелка обеспечивает правильную прикладку оружия, удобство при прицеливании и стрельбе. После принятия положения для стрельбы производится заряжание автомата (если он не был заряжен раньше). При заряжении автомата надо, удерживая автомат левой рукой за цевье, правой рукой вынуть магазин из сумки и ввести его в окно ствольной коробки так, чтобы защелка заскочила за опорный выступ магазина. Поставить переводчик на автоматический огонь, если автомат находился на предохранителе. Правой рукой за рукоятку энергично отвести затворную раму назад до отказа и резко отпустить ее. Если не предстоит немедленное открытие огня или не последовала команда "Огонь!", поставить автомат на предохранитель и перенести правую руку на пистолетную рукоятку. Затем проводится тренировка учащихся и сдача норматива. Условие выполнения: Обучаемый с оружием в исходном положении в 10 м. от огневой позиции (места для стрельбы). Автомат- в положении "на ремень"; магазин- в сумке . Сумка застегнута. Оценка по времени: Автомат - "отлично" (8 с); "хорошо" (10 с); "удовлетворительно" (12 с). 3-й учебный вопрос. Тренировка в однообразии прицеливания. Отрабатывается на учебном месте № 3 под руководством заранее подготовленного командира взвода. Материальное обеспечение учебного места: автомат Калашникова (пневматическая винтовка), прицельный станок—1 шт., коман¬дирский ящик КЯ-58, упоры, указка, листы чистой бумаги, карандаши, линейка, флажки белый и красный , мишень № 6-а спортивная. Учащихся тренируют в прицеливании. Тренировку проводят в такой последовательности: 1) на показной мушке показывают, как правильно прицели¬ваться; 2) закрепляют автомат (пневматическую винтовку) на при¬цельном станке, наводят в цель (мишень № 6-а спортивная на дальности 5 м) и предлагают каждому учащемуся посмотреть, как оружие на¬водится в цель. Затем, сбив наводку, требуют от учащихся пооче¬редно наводить оружие в цель, а командир отделения проверяет правильность наводки с помощью бокового зеркала; 3) руководитель назначает на прицельный станок двух уча¬щихся. Один из них работает с указкой и является показчиком, он в произвольном месте на листе бумаги, закрепленном на экра¬не, расположенном в 5 м от оружия, устанавливает указку и отмечает положение ее центрального отверстия карандашом и над¬писью КТ (контрольная точка). Другой наводит автомат (пневматическую винтовку) на удерживаемую на контрольной точке указ¬ку и закрепляет станок. Затем показчик убирает указку и вновь устанавливает ее в произвольной точке листа бумаги. По команде прицеливающегося (выше, ниже, вправо, влево) показчик пере¬мещает указку до тех пор, пока прицеливающийся не отдает команду зафиксировать положение указки карандашом. Операция повторяется трижды. Затем имеющимися отверстиями на краю указки, для определения кучности и меткости стрельбы, дается оценка обучаемого. Если все четыре отметки совместятся с одним из отверстий, значит наводка меткая и кучная. При этом, если все четыре отметки совместятся с меньшим отверстием, оценка «отлич¬но», со средним отверстием —«хорошо», с большим отверстием — «удовлетворительно». Затем учащиеся меняются местами. 4-й учебный вопрос. Устройство пневматической винтовки и порядок ее заряжания. Отрабатывается на учебном месте № 4 под ру¬ководством подготовленного командира отделения. Материальное обеспечение учебного места: пневматическая винтовка ИЖ-38- 1 шт., плакат «Устройство и назначение пневматической винтовки ИЖ-38», паспорт на пневматическую винтовку ИЖ-38. УКАЗАНИЯ МЕР БЕЗОПАСНОСТИ 1. Пневматическая винтовка, несмотря на наличие в ней различных предохранительных устройств, представляет известную опасность для людей при легкомысленном обращении с ней, поэтому соблюдайте все меры предосторожности и помните, что пренебрежение правилами безопасности может привести к трагическим последствиям. 2. При эксплуатации винтовки запрещается: 1) направлять разряженную или заряженную винтовку в сторону человека или животных; 2) хранить или оставлять на время винтовку заряженной; 3) хранить или оставлять винтовку во взведенном состоянии. 3. После окончания стрельбы проверьте отсутствие пули в стволе. При наличии пули в стволе произведите выстрел в направлении мишени. ПОДГОТОВКА К ЭКСПЛУАТАЦИИ 1. При подготовке винтовки к работе после консервации удалите смазку из канала ствола и с наружных поверхностей винтовки, осмотрите наружные детали винтовки на отсутствие поломки, трещин. 2. Для производства выстрела: 1) возьмите винтовку одной рукой за шейку ложи, а другой надавите на ствол; 2) поверните ствол вокруг оси до крайнего заднего положения, при этом рычаг взведения, преодолевая сопротивление пружины, поставит поршень на боевой взвод; 3) вставьте пулю в канал ствола; 4) поверните ствол вокруг оси до фиксации его в горизонтальном положении. 3. Заряжайте винтовку при строгом соблюдении требований, изложенных в разделе "Указания мер безопасности". 4. Проверьте по окончании стрельбы безопасность винтовки в том порядке, который изложен в разделе "Указания мер безопасности". УСТРОЙСТВО ИЖ-38 (Схема № 1) 1 - ствол; 2 - прицел; 3 - ось ствола; 4 - прокладка ствола; 5 - коробка ствольная; 6 - поршень; 7 - пружина боевая; 8 - колодка механизма спускового; 9 - штифт колодки; 10- ложа; 11 - винт ложи задний; 12 - крючок спусковой; 13 - шептало; 14 -- рычаг блокировки; 15 - рычаг взведения; 17 - манжета; 18 - шарнир; 19 - клин; 20 - ригель; 21- пружина ригеля; 22 - ось шарнира. Руководитель занятия объясняет назначение и устройство пневматической винтовки ИЖ-38, порядок ее заряжания и ведет опрос уча¬щихся. 5-й учебный вопрос. Выполнение контрольного упражнения из пневматической винтовки. Отрабатывается на учебном месте № 5 под руководством преподавателя-организатора НВП. Материальное обеспечение учебного места № 1: пневматические винтовки — 2-3 шт., пулеулавливатель (деревянный ящик 70см х 40 см х 40 см с металлическим листом внутри для отражения и сбора пулек), упоры под него, защитная стенка (для защиты классной доски или стены от случайного попадания пулек можно использовать списанные спортивные маты и старый линолеум, которые вешаются на крючки вертикально за пулеулавливателем), дробь—по 8 шт. калибра 4.5 мм. на каждого учащего¬ся, мише¬ни "П"— по 2 шт. на каждого учащего¬ся., линейка, флажки белый и красный ведомость учета результатов выполнения стрельб. На исходном рубеже стреляющей смене вручают оружие, про¬веряют знание ими условий упражнения и мер безопасности при стрельбе, указывают каждому цель и место для стрельбы. По команде руководителя стреляющие выдвигаются на огне¬вой рубеж, изготавливаются к стрельбе и докладывают о готов¬ности. Правильная изготовка: - винтовка лежит цевьем на ладони левой руки; - приклад винтовки прижат к правому плечу; - кисть правой руки наложена на шейке приклада, а указательный палец его первым суставом- на спусковой крючок; - наклониться над столом и опереться на него локтями так, чтобы левый локоть находился точно под винтовкой и вместе с плечом был выдвинут как можно дальше вперед, а правый располагался сбоку, ближе к корпусу; - весь корпус повернут несколько вправо от линии прицеливания; - щека прижата к верхнему гребню приклада. Убедившись в правильной изготовке, преподаватель-организатор НВП вручает стреляющим по три патрона. Получив патроны, уча¬щийся докладывает об этом. По команде «Заряжай» учащиеся за¬ряжают оружие. Проверив изготовку к стрельбе, руководитель подает команду «Смена, по мишени «П» в центр, —ОГОНЬ». Обучаемые производят выстрелы и доклады¬вают об окончании стрельбы. По окончании стрельбы всей сменой учащиеся разряжают оружие, и после его проверки, по команде «Смена, к мишеням шагом -МАРШ» каждый стреляв¬ший направляется к мишеням, заменяет их. По¬сле того как преподаватель-организатор НВП оценил результаты стрельбы на кучность и указал на допущенные ошибки, смена стрелявших возвращается в исходное положение, в том же порядке каждый обучаемый смены производит ос¬тальные 5 выстрелов на меткость. Оценка по меткости: Пневматическая винтовка - "отлично" (более 35 очков); "хорошо" (30-34 очков); "удовлетворительно" (25-29 очков). Заключительная часть—5 мин. 1. Построение взвода. 2. Проверка материального обеспечения. 3. Объявление степени достижения цели занятия и оценок по снаряжению магазина, изготовке к стрельбе, однообразии прицеливания и стрельбе. Проведение занятий в классной аудитории по стрельбе из пневматической винтовки возможно и может быть успешным при соответствующей подготовке участников этих занятий. ПОРЯДОК ПЕРЕОБОРУДОВАНИЯ КЛАССНОЙ КОМНАТЫ ПОД ТИР (Схема № 2) Типовая классная комната: 1- ученический стол 2- преподавательский стол 3- классная доска 4- стол для чистки и смазки оружия 5- выход КЛАССНАЯ КОМНАТА, ПЕРЕОБОРУДОВАННАЯ ПОД ТИР (Схема № 3) Возможны несколько вариантов устройства тира: для стрельбы в сторону задней, передней или боковой стенки. Выбор зависит от главных критериев: быстрота переоборудования, соблюдение мер безопасности. Количество учебных мест и содержание учебных вопросов могут быть изменены в зависимости от количества учащихся в классах, состояния учебно-материальной базы, опыта преподавателя-организатора НВП и т.д. Выполнил преподаватель-организатор НВП гимназии № 132 г. Алматы Числов А. В.
|