Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности |
УТВЕРЖДАЮ Директор школы: _________________ «__» _____________ 2012 г. План - конспект проведения урока по начальной военной подготовке по разделу "Военная топография" с учащимися 11 класса. Тема: Измерение расстояний по карте. Цель: Ознакомление учащихся с понятием об измерении расстояния по карте. Задачи: 1. Дать учащимся понятия об измерении расстояния по карте. 2. Развивать навыки и умения измерять расстояние по карте. 3. Воспитать у учащихся аккуратность, дисциплинированность в выполнении порученных заданий. Время: 45мин. Метод: Рассказ. Место проведения занятий: Кабинет НВП. Руководство и пособия: Учебник по НВП. Учебные вопросы: 1. Измерение расстояний по карте. Ход занятия Вводная часть 15 мин. А) Построение взвода и проверка внешнего вида 5 мин. Б) Проверка домашнего задания 10 мин. Основная часть 30 мин. Вступление 5 мин. Измерение расстояний по карте Измерения по линейному масштабу длинных прямых линий выполняют с помощью циркуля-измерителя (рис. 90). Извилистые линии на карте измеряют по частям, для чего устанавливают раствор («шаг») циркуля-измерителя, равный 0,5—1 см, и таким «шагом» проходят по измеряемой линии, ведя счет перестановок ножек циркуля-измерителя. Остаток расстояния измеряют по линейному масштабу. Расстояние подсчитывают, умножив число перестановок циркуля на величину «шага» в километрах и прибавив к полученной величине остаток. Если нет циркуля-измерителя, то его можно заменить полоской бумаги, на которой черточкой отмечают измеренное на карте или откладываемое на ней по масштабу расстояние. Изложение основного материала 20 мин. Сказанное необходимо сопровождать примером, показать на доске, как измеряются расстояния по карте. В качестве наглядного пособия можно изготовить карту в виде стенда. Стенд-карту можно использовать при изучении практически всех тем военной топографии. Для контроля усвоения учебного материала необходимо задать учащимся для устного ответа два-три вопроса. Убедившись, что ученики усвоили способы измерения по карте, желательно для закрепления знаний и приобретения начальных навыков предложить учащимся практическую работу для самостоятельного выполнения. Практически изучаемые вопросы непосредственно связаны с решением тактических задач, поэтому ученикам необходимо определить практическую работу в виде тактического задания. Например: "Первый взвод в составе первой роты, совершив марш от исходного пункта (в качестве исходного пункта выберите по карте объект местности, укажите его на карте; возможно использование стенда-карты), должен сосредоточиться (время, дата) в намеченном районе (укажите на карте район сосредоточения). Командиру первого взвода по карте измерить расстояние маршрута движения и доложить!" Сначала желательно выбрать прямолинейное расстояние, а затем маршрут постепенно должен усложняться. Работа учеников контролируется, а при необходимости оказывается им помощь. При работе с картой всегда придается большое значение точности. Учащимся необходимо рассказать о точности измерения расстояний. Точность измерения расстояний. Точность измерения длины прямолинейных отрезков на топографической карте с помощью циркуля-измерителя не превышает 0,1 мм. Эта величина называется предельной графической точностью измерений, а расстояние на местности, соответствующее 0,1 мм на карте, - предельной графической точностью масштаба карты. Графическая ошибка в измерении длины отрезка на карте зависит от деформации бумаги и условий измерения. Обычно она колеблется в пределах 0,5—1 мм. Чтобы исключить грубые ошибки, измерение отрезка на карте надо выполнять два раза. Если полученные результаты не расходятся более чем на 1 мм, то за окончательное значение длины отрезка принимают среднее из двух измерений. Ошибки в определении расстояний по топографическим картам различных масштабов приведены в следующей таблице: Масштаб карты Предельная графическая Средняя ошибка, м ошибка, м 1 25 000 2,5 12—25 1 50 000 5 25—50 1 100 000 10 50—100 1 200 000 20 100—200 1 500 000 50 250—500 1 1000 000 100 500-1000 Возможно использование другого метода вычислении действительного расстояния на местности. В табл. 6 учебника даны поправочные коэффициенты для разных типов местности и масштабов карт. Используя данные таблицы, необходимо показать пример вычисления расстояний по карте. Например, измеренная по карте масштаба 1: 200 000 для холмистого района длина маршрута равна 60 км, а действительная длина его будет 60 х 1,15 = 69 км. Заключительная часть 5 мин. 1. Напомнить тему, цели урока и как они достигнуты. 2. Выделить лучшие ответы и недостатки по контрольному опросу 3. Объявить раздел и тему следующего занятия. 4. Задание на дом. 1. Понятие об ориентировании. 2. Определение своего местонахождения относительно сторон горизонта, небесных светил и местных предметов. 3. Доклад о своём местонахождении. Преподаватель-организатор НВП: Ченцов П.М. | |
Просмотров: 1343 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|