Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности |
Методические рекомендации по проведению урока НВП на тему: ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА ОБЪЕКТА НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА (УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ) Занятие 1. Роль гражданской обороны в защите Отечества Цель. Кратко разъяснить учащимся миролюбивую политику РК, роль и место гражданской обороны в системе общегосударствен¬ных оборонных мероприятий, ознакомить их с организацией ГО объекта, невоенизированными формированиями и действиями МПВО во время Великой Отечественной войны. Учебные вопросы. 1. Миролюбивая политика РК. 2. Граж¬данская оборона — составная часть системы общегосударственных оборонных мероприятий и ее задачи. 3. Принципиальная органи¬зационная структура гражданской обороны объекта народного хо¬зяйства (учебного заведения). 4. Невоенизированные формирова¬ния ГО, их назначение и оснащение. Время. 45 мин. Место. Военный кабинет (класс ГО). Метод. Рассказ с показом схем и таблиц. Материальное обеспечение. Наглядное пособие по граждан¬ской обороне - для учащихся IX—Х классов, таблица 1 «Схе¬ма структурной организации формирований ГО объекта» (М., 1979)'. Порядок проведения занятия и методические советы Вводная часть—5 мин. Вначале необходимо ознакомить уча¬щихся с названиями и кратким содержанием тем этого раздела программы, задачами обучения, порядком проведения теоретиче¬ских и практических занятий по гражданской обороне и подчерк¬нуть, что изучение программы будет увязано со сдачей нормати¬вов по гражданской обороне и норм на значок Всесоюзного физ¬культурного комплекса «Готов к труду и обороне СССР». 1-й учебный вопрос—10 мин. Правительство ведет неустанную борьбу за дело мира, свободы и незави¬симости народов, за прекращение гонки вооружений, сокращение запасов оружия, за полное разоружение и ликвидацию военных очагов. Миролюбивая внешняя политика нашего государства на¬правлена на углубление разрядки, ослабление международной на¬пряженности, развитие долговременного и взаимовыгодного со¬трудничества в политике, экономике, науке, культуре, на дости¬жение мирного сосуществования между государствами с различ¬ным социальным строем, на заключение всемирного договора неприменении силы в международных отношениях, на разоруже¬ние и обеспечение мира на Земле. Благородные цели политики нашего государства встречают понима¬ние и поддержку стран с различным социальным строем, а также всех миролюбивых и честных лю¬дей Земли. Силы Воздушной Обороны способны надежно при¬крыть наши объекты от ударов противника. Вместе с тем все на¬селение нашей страны, в том числе и школьники, должны быть хорошо подготовлены к защите от оружия массового поражения противника. При изложении учебного вопроса рекомендуется использовать материалы периодической печати о наиболее значительных собы¬тиях в международной жизни, а также данные о развитии наших Вооруженных Сил. Это обеспечит тесную связь изучаемого мате¬риала с реальной обстановкой. 2-й учебный вопрос—10 мин. Вначале военный руководитель должен рассказать учащимся, что наряду с решительными дейст¬виями Вооруженных Сил РК по отражению нападения и раз¬грому противника большое значение в современной войне имеет защита населения и объектов народного хозяйства страны от оружия массового поражения противника. Затем следует кратко остановиться на истории этого вопроса. Еще в годы первой мировой войны возникла необходимость за¬щиты населения и объектов народного хозяйства, находящихся в зоне досягаемости авиации противника. Первые мероприятия ме¬стной противовоздушной обороны были осуществлены в Петрогра¬де, в марте 1918 г., а затем и в других городах прифронтовой зоны. В проведении этих мероприятий принимало участие и насе¬ление указанных городов. Бурное развитие авиации в последую¬щие годы привело к совершенствованию противовоздушной обо¬роны. В связи с этим 4 октября 1932 г. Совет Народных Комисса¬ров утвердил Положение о местной противовоздушной обороне, согласно которому она была выделена в самостоятельную состав¬ную часть всей системы противовоздушной обороны нашей стра¬ны. Эту дату принято считать началом существования общесоюз¬ной местной противовоздушной обороны (МПВО). Вначале силы МПВО состояли из местных кадровых воинских частей (батальонов, полков, бригад), а с 1935 г. в дополнение к ним начали создаваться группы самозащиты. В эти группы (фор¬мирования) на добровольных началах включались рабочие и слу¬жащие в возрасте от 16 до 60 лет. К началу Великой Отечественной войны была проделана боль¬шая работа по подготовке населения, особенно приграничной зо¬ны, к противовоздушной обороне. В годы Великой Отечественной войны силами МПВО ликвидированы последствия 30 тыс. налетов фашистской авиации, предотвращено свыше 32 тыс. серьезных аварий на объектах народного хозяйства, обезврежено около 430 тыс. авиабомб и почти 2,5 млн. снарядов и мин. МПВО внесла существенный вклад в защиту населения и объектов народного хозяйства от фашистской агрессии. В подтверждение этого жела¬тельно привести примеры стойкости и мужества школьников свое¬го города, своей республики из групп (команд) самозащиты в го¬ды Великой Отечественной войны. В конце 50-х годов вероятный противник резко увеличил про¬изводство ракетно-ядерного оружия и начал проводить политику балансирования на грани войны. В связи с этим возникла угроза нанесения ударов по всей территории нашей страны. В целях обеспечения защиты СССР от ударов с воздуха в 1961 году мест¬ная противовоздушная оборона была преобразована в Граждан¬скую оборону СССР, которая осуществляет защиту населения и объектов народного хозяйства на всей территории страны и явля¬ется составной частью системы общегосударственных оборонных мероприятии. Роль гражданской обороны все время возрастает. После такого изложения необходимо дать определение граж¬данской обороны и перейти к рассмотрению групп задач, решае¬мых ею. Для этого целесообразно прочитать и показать на таблице 1 три группы задач ГО и перечень мероприятий, проводи¬мых при их решении. Более подробно желательно остановиться на изложении ме¬роприятий первой группы задач гражданской обороны, подчерк¬нув при этом, что укрытие населения в убежищах и противорадиационных укрытиях служит основным способом защиты его от ору¬жия массового поражения. 3-й учебный вопрос—10 мин. Принципиальную организацию гражданской обороны объекта народного хозяйства и общеобра¬зовательной школы целесообразно рассмотреть также по таблице 1. Затем рекомендуется кратко остановиться на системе орга¬низации ГО поселка, города, района, на задачах гражданской обо¬роны, решаемых на объекте народного хозяйства. 4-й учебный вопрос—7 мин. Изучается с использованием схем организации спасательной команды (рис. 1) и санитарной дружи¬ны (рис. 2). Командир команды зам- звено разведчик— полит управления дозиметрист спасательные группы спасательные звенья Рис. 1. Схема организации спасательной команды. Командир дружины политрук дружины связной санитарные звенья Рис. 2. Схема организации санитарной дружины. После рассмотрения указанных схем необходимо объяснить уча¬щимся • назначение формирований промышленных предприятий, сельскохозяйственных объектов, учебных заведений и ознакомите их с названиями формирований, имеющихся в учебнике. Невоенизированные формирования гражданской обороны осна¬щаются химическим, инженерным, медицинским имуществом, иму¬ществом службы тыла и вещевого снабжения, средствами связи и техникой, исходя из возможности объекта народного хозяйства, на базе которого они создаются. В конце урока военный руководитель должен подчеркнуть, что в нашей стране обязанности государственных органов, обществен¬ных организаций, должностных лиц и всех граждан по обеспече¬нию безопасности страны и укреплению ее обороноспособности закреплены законодательством. Заключительная часть — 3 мин. Рассмотреть контрольные во¬просы, имеющиеся в учебнике, и дать учащимся домашнее за¬дание. Преподаватель-организаторНВП Тюсов В.И. | |
Просмотров: 5679 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|