Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности |
ШКОЛА-ГИМНАЗИЯ № 17 МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Для проведения занятий с учащимися средних школ по строевой подготовке Тема: «Строевые приемы и движение без оружия» Г. Астана 2011 г. Тема: «Строевые приемы и движение без оружия» Учебные и воспитательные цели: 1. Выработать навыки в выполнении строевых приемов и движения без оружия. 2. Дать практику в подаче команд и управлении отделением. 3. Воспитать у учащихся чувство ответственности, собранности при действии в составе подразделения. Время: 7 часов Организационно-методические указания: 1. Тема отрабатывается на семи практических занятиях. 2. Каждый строевой прием отрабатывается в следующем порядке: -образцовый показ преподавателя в выполнении приема в целом; -разъяснение порядка выполнения приема и команды подаваемые для выполнения данного приема; -разъяснение и показ выполнения приема по разделениям; -тренировка в выполнении приема по разделениям; -тренировка выполнения приема в целом. В ходе тренировки преподаватель назначает и периодически меняет командиров отделений (взводов) с целью привития практических навыков учащимся в управлении отделением. В ходе тренировки преподаватель наблюдает за работой учащихся, отмечает ошибки, добивается их устранения, с наиболее слабыми учащимися занимается индивидуально. Каждый прием отрабатывать многократными тренировками. 3. Перед занятием по строевой подготовке рекомендуется изучить с учащимся требования Строевого устава ВС РК. 4. Полученные навыки совершенствуются на других занятиях по НВП и занятиях по физической подготовке. Тема: «Строевые приемы и движение без оружия» Занятие 1 «Строевая стойка» Учебные и воспитательные цели: 1. Выработать навыки в выполнении команд: «Становись», «Смирно», «Вольно», «Заправиться», «Головные уборы - Снять», «Головные уборы - Надеть» 2. Дать практику в подаче команд. 3. Воспитать у учащихся чувство ответственности, собранности при действии в составе подразделения. Время: 1 час Место: Учебный класс, строевой плац. Учебно-материальное обеспечение: Плакаты, стенды. Литература: 1. Строевой устав ВС РК, изд. 2007г., ст. 28-30 2. «Методика строевой подготовки». Воениздат. 1988г. Глава 1 Учебные вопросы и расчет времени: Вводная часть: -5 мин. Основная часть: -35 мин. 1-й вопрос: - Строевая стойка -25 мин. 2-й вопрос: - Выполнение приема «Головные уборы - СНЯТЬ», «Головные уборы - НАДЕТЬ» - 10 мин. Заключительная часть -5 мин. Вводная часть: -10 мин. - принять рапорт командира взвода; - проверить наличие, внешний вид обучаемых и готовность их к занятиям; -провести контрольную тренировку по предыдущему занятию; -объявить оценки; - объявить тему, цели занятия и учебные вопросы. Основная часть: -35 мин. 1-й вопрос: - Строевая стойка -25 мин. Строевая стойка (рис. 1) принимается по команде «СТАНОВИСЬ». По этой команде быстро стать в строй, стоять прямо, без напряжения, каблуки поставить вместе, носки выровнять по линии фронта, поставив их на ширину ступни; ноги в коленях выпрямить, но не напрягать; грудь приподнять, а все тело несколько подать вперед; живот подобрать; плечи развернуть; руки опустить так, чтобы кисти, обращенные ладонями внутрь, были сбоку и посередине бедер, а пальцы полусогнуты и касались бедра; голову держать высоко и прямо, не выставляя подбородка; смотреть прямо перед собой; быть готовым к немедленному действию. На месте по команде «СМИРНО» быстро принять строевую стойку и не шевелиться. Строевая стойка на месте принимается и без команды: во время исполнения Государственного Гимна Республики Казахстан, при обращении командира (начальника), отдании и получении приказа, докладе, выполнении воинского приветствия, а также при подаче команд. Во время исполнения Государственного Гимна Республики Казахстан командиры подразделений от командира взвода и выше прикладывают руку к головному убору. По команде «ВОЛЬНО» стать свободно, ослабить в колене правую или левую ногу, но не сходить с места, не ослаблять внимания и не разговаривать. По команде «ЗАПРАВИТЬСЯ», не оставляя своего места в строю, поправить оружие, обмундирование и снаряжение; при необходимости выйти из строя – за разрешением обратиться к непосредственному начальнику. Перед командой «ЗАПРАВИТЬСЯ» подается команда «ВОЛЬНО" Для обучения строевой стойке преподаватель строит взвод в одну шеренгу, и выйдя перед серединой строя, показывает, как нужно принимать строевую стойку. Начиная занятие, преподаватель знакомит учащихся с элементами строевой стоики путем образцового ее показа. При этом обучаемые должны видеть преподавателя при показе спереди и сбоку. Затем преподаватель рассказывает и показывает, в каких случаях применяется строевая стойка. Закончив показ, преподаватель размыкает взвод и приступает к разучиванию строевой стойки по элементам при помощи подготовительных упражнений. Преподаватель показывает первое подготовительное упражнение –«Развертывание носков по линии фронта на ширину ступни» и приступает к тренировке. Выполнение этого упражнения осуществляется по команде «носки свести, делай – РАЗ, носки развести, делай - ДВА» Подавая команды, преподаватель следит за шириной разведения носков, указывает на ошибки и добивается правильного выполнения приема всеми обучаемыми. Затем преподаватель показывает второе подготовительное упражнение – приподнимание груди с подачей корпуса несколько вперед, подбиранием живота, развертыванием плеч и опусканием рук посредине бедер. Для выполнения этого упражнения, необходимо сделать глубокий вдох и в таком положении задержать грудную клетку, сделать выдох и продолжать дыхание с приподнятой грудью. Приподняв грудь, корпус тела следует немного подать вперед и подобрать живот, а плечи развернуть. Руки при этом опускаются так, чтобы кисти, обращенные ладонями внутрь, были сбоку и посредине бедер, а пальцы полусогнуты и касались бедер. Чтобы проверить правильность подачи корпуса вперед, необходимо приподняться на носки, а затем, не изменяя наклона корпуса, опустится на всю ступню. Выполнение этого упражнения осуществляется по команде «Грудь приподнять, живот подобрать, плечи развернуть, корпус тела подать вперед, делай - РАЗ, принять первоначальное положение, делай - ДВА». Это упражнение отрабатывается в той же последовательности, как и предыдущее. Отработав подготовительные упражнения, преподаватель приступает к тренировке всех элементов строевой стойки в целом, для чего подает команды «Становись», «Смирно» или другие команды, например: «два шага вперед (назад), шагом - МАРШ», «Учащийся Ибраев. Шаг вперед, шагом - МАРШ» и т. д. После того как обучаемые научаться принимать строевую стойку, преподаватель учит их выполнять команды «Вольно» и «Заправиться» Перед командой «Заправиться» надо всегда подавать команду «Вольно». По команде «Вольно» следует стать свободно, ослабить правую или левую ногу, но не сходить с места, не ослаблять внимания и не разговаривать. По команде «Заправиться» разрешается, не оставляя своего места в строю и стоя свободно, поправить оружие, обмундирование, и снаряжение, не громко разговаривать. Закончив показ и объяснение, преподаватель приступает к обучению. С этой целью производит различные построения, подавая команды, например: «Отделение – РАЗОЙДИСЬ», «Отделение в одну шеренгу – СТАНОВИСЬ», «ВОЛЬНО», «ЗАПРАВИТСЯ» и т. д. При этом он наблюдает за действиями обучаемых, указывает на ошибки и добивается правильного выполнения приемов всеми обучаемыми. 2-й вопрос: - Выполнение приема «Головные уборы - СНЯТЬ», «Головные уборы - НАДЕТЬ» - 10 мин. Для снятия головных уборов подается команда «Головные уборы (головной убор) – СНЯТЬ», а для надевания – «Головные уборы (головной убор) – НАДЕТЬ». Снятый головной убор держится в левой согнутой в локте руке кокардой вперед (рис. 2). Без оружия или с оружием в положении «за спину» головной убор снимается и надевается правой рукой, а с оружием в положениях «на ремень», «на грудь» и «к ноге» – левой. При снятии головного убора с карабином в положении «на плечо» карабин предварительно берется в положение «к ноге». Головные уборы надеваются и снимаются в строю по команде. Одиночные военнослужащие головной убор снимают и надевают без команды. Хотя прием снятия головного убора по своему выполнению несложный, целесообразно вначале изучить его по разделениям, а потом в целом. Для обучения выполнению приема по разделениям преподаватель подает команду «Головные уборы снять, по разделениям: делай – РАЗ, делай – ДВА, делай – ТРИ». По счету «делай – РАЗ» правой рукой взять головной убор (фуражку за козырек, пилотку и шапку - ушанку за верхнюю часть), по счету «делай – ДВА» снять головной убор, и опустить его на уровень поясного ремня и немного влево, одновременно левой рукой взять фуражку за козырёк, пилотку и шапку за переднюю часть у звезды (кокарды), чтобы четыре пальца левой руки были наружу, а большой палец внутри головного убора, по счёту « делай – ТРИ » левую руку с головным убором согнуть в локте и удерживать под прямым углом звездой (кокардой) вперёд, а правую руку одновременно с этим опустить. Надевание головного убора надо также выполнять сначала по разделениям, для чего преподаватель подаёт команду «Головные уборы надеть, по разделениям: делай - РАЗ, делай - ДВА, делай - ТРИ». По счёту « делай - РАЗ» левую руку с головным убором подать вперёд к поясу и одновременно передать его в правую руку. По счёту «делай - ДВА» опустить левую руку надеть головной убор на голову. По счёту «делай- ТРИ» резко опустить правую руку вниз. Закончив обучение учащихся снятию и надеванию головного убора по разделениям, преподаватель приступает к тренировке в выполнении приемов в целом, для чего подает команды: «Головные уборы – СНЯТЬ», «Головные уборы – НАДЕТЬ». При этом он наблюдает за действиями обучаемых, указывает на ошибки и добивается правильного выполнения приемов всеми обучаемыми. Заключительная часть – 5 мин. - ответить на вопросы учащихся; - отметить положительные стороны, недостатки, способы их устранения; - объявить оценки; - дать домашнее задание: 1. Изучить: Строевой Устав ВС РК, изд. 2007г., ст. 28-30 - объявить тему следующего занятия Преподаватель-организатор начальной военной подготовки школы – гимназии № 17 полковник в отставке А. Рихтер Тема: «Строевые приемы и движение без оружия» Занятие 2 «Повороты на месте» Учебные и воспитательные цели: 1. Выработать навыки в выполнении поворотов на месте 2. Дать практику в подаче команд. 3. Воспитать у учащихся чувство ответственности, собранности при действии в составе подразделения. Время: 1 час Место: Учебный класс, строевой плац. Учебно-материальное обеспечение: Плакаты, стенды. Литература: 1. Строевой устав ВС РК, изд. 2007 г. ст. 31 2. «Методика строевой подготовки». Воениздат. 1988г. Глава 1. Учебные вопросы и расчет времени: Вводная часть: -10 мин. Основная часть: -30 мин. 1-й вопрос: - Повороты на месте -30 мин. Заключительная часть -5 мин. Вводная часть: -10 мин. - принять рапорт командира взвода; - проверить наличие, внешний вид обучаемых и готовность их к занятиям; -провести контрольную тренировку по предыдущему занятию; -объявить оценки; - объявить тему, цели занятия и учебные вопросы. Основная часть: -30 мин. 1-й вопрос: - Повороты на месте -30 мин. Повороты на месте выполняются по командам: «Напра - ВО», «Пол-оборота напра - ВО», «Нале - ВО», «Пол-оборота нале - ВО», «Кру - ГОМ». Повороты кругом, налево, пол-оборота налево производятся в сторону левой руки на левом каблуке и на правом носке; повороты направо, пол-оборота направо – в сторону правой руки на правом каблуке и на левом носке. Повороты выполняются в два приема: - первый прием – повернуться, сохраняя правильное положение корпуса, и, не сгибая ног в коленях, перенести тяжесть тела на опорную ногу; - второй прием – кратчайшим путем приставить другую ногу. Для обучения поворотам на месте преподаватель выстраивает обучаемых в одну шеренгу с интервалом в один шаг и, выйдя на середину строя, показывает поворот в целом в установленном темпе. После этого преподаватель показывает прием по разделениям, поясняет порядок его выполнения и переходит к тренировке приема по разделениям, а затем и в целом. Поворот направо по разделениям разучивается на два счета по команде «Направо, по разделениям, делай – РАЗ, делай – ДВА». По первому счету обучаемые должны резко повернуться в сторону правой руки на правом каблуке и на левом носке, сохранить положение корпуса, как при строевой стойке, и не сгибая ноги в коленях, перенести тяжесть тела на впереди стоящую ногу. Каблук сзади стоящей ноги и носок впереди стоящей ноги должны быть развернуты так, чтобы после окончания поворота носки оказались развернутыми на ширину ступни. Положение рук должно быть, как при строевой стойке. По счету «делай – ДВА» кратчайшим путем приставить левую ногу, не сгибая ее в колене Поворот налево по разделениям разучивается на два счета по команде «Налево, по разделениям, делай – РАЗ, делай – ДВА». По первому счету обучаемые должны резко повернуться в сторону левой руки на левом каблуке и на правом носке, сохранить положение корпуса, как при строевой стойке, и не сгибая ноги в коленях, перенести тяжесть тела на левую ногу. Каблук сзади стоящей ноги и носок впереди стоящей ноги должны быть развернуты так, чтобы после окончания поворота носки оказались развернутыми на ширину ступни. Положение рук должно быть, как при строевой стойке. По счету «делай – ДВА» кратчайшим путем приставить правую ногу, не сгибая ее в колене Поворот кругом по разделениям разучивается на два счета по команде «Кругом, по разделениям, делай – РАЗ, делай – ДВА». По первому счету обучаемые должны резко повернуться в сторону левой руки на левом каблуке и на правом носке, сохранить положение корпуса, как при строевой стойке, и не сгибая ноги в коленях, перенести тяжесть тела на каблук левой ноги, подавая корпус немного вперед. При повороте кругом не допускается размахивание руками вокруг корпуса. По счету «делай – ДВА» кратчайшим путем приставить правую ногу, не сгибая ее в колене При выполнении поворотов на месте характерны следующие шибки: -преждевременный поворот корпуса по предварительной команде, - сгибание ног в коленях, - размахивание руками при поворотах, - наклонение головы вниз, - опускание груди или выпячивание живота, - отклонение корпуса назад, - поворот не на каблуке, а на всей ступне, - при повороте кругом неполный разворот, - приставление ноги не кратчайшим путем и при этом качание корпуса. Заключительная часть – 5 мин. - ответить на вопросы учащихся; - отметить положительные стороны, недостатки, способы их устранения; - объявить оценки; - дать домашнее задание: 1. Изучить: Строевой Устав ВС РК, изд. 2007г., ст. 31 - объявить тему следующего занятия Преподаватель-организатор начальной военной подготовки школы – гимназии № 17 полковник в отставке А. Рихтер | |
Просмотров: 4083 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|