Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности

Методическая разработка "Строевые приемы и движение без оружия".Рихтер А.И., ШГ №17 г.Астаны
ШКОЛА-ГИМНАЗИЯ № 17

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Для проведения занятий с учащимися средних школ по строевой подготовке
Тема: «Строевые приемы и движение без оружия»

Г. Астана 2011 г.

Тема: «Строевые приемы и движение без оружия»

Учебные и воспитательные цели:
1. Выработать навыки в выполнении строевых приемов и движения без оружия.
2. Дать практику в подаче команд и управлении отделением.
3. Воспитать у учащихся чувство ответственности, собранности при действии в составе подразделения.
Время: 7 часов

Организационно-методические указания:

1. Тема отрабатывается на семи практических занятиях.
2. Каждый строевой прием отрабатывается в следующем порядке:
-образцовый показ преподавателя в выполнении приема в целом;
-разъяснение порядка выполнения приема и команды подаваемые для выполнения данного приема;
-разъяснение и показ выполнения приема по разделениям;
-тренировка в выполнении приема по разделениям;
-тренировка выполнения приема в целом.
В ходе тренировки преподаватель назначает и периодически меняет командиров отделений (взводов) с целью привития практических навыков учащимся в управлении отделением.
В ходе тренировки преподаватель наблюдает за работой учащихся, отмечает ошибки, добивается их устранения, с наиболее слабыми учащимися занимается индивидуально.
Каждый прием отрабатывать многократными тренировками.
3. Перед занятием по строевой подготовке рекомендуется изучить с учащимся требования Строевого устава ВС РК.
4. Полученные навыки совершенствуются на других занятиях по НВП и занятиях по физической подготовке.

Тема: «Строевые приемы и движение без оружия»

Занятие 1 «Строевая стойка»

Учебные и воспитательные цели:
1. Выработать навыки в выполнении команд: «Становись», «Смирно», «Вольно», «Заправиться», «Головные уборы - Снять», «Головные уборы - Надеть»
2. Дать практику в подаче команд.
3. Воспитать у учащихся чувство ответственности, собранности при действии в составе подразделения.
Время: 1 час
Место: Учебный класс, строевой плац.
Учебно-материальное обеспечение: Плакаты, стенды.
Литература: 1. Строевой устав ВС РК, изд. 2007г., ст. 28-30
2. «Методика строевой подготовки». Воениздат. 1988г. Глава 1

Учебные вопросы и расчет времени:

Вводная часть: -5 мин.
Основная часть: -35 мин.
1-й вопрос: - Строевая стойка -25 мин.
2-й вопрос: - Выполнение приема «Головные уборы - СНЯТЬ», «Головные уборы - НАДЕТЬ» - 10 мин.
Заключительная часть -5 мин.

Вводная часть: -10 мин.
- принять рапорт командира взвода;
- проверить наличие, внешний вид обучаемых и готовность их к занятиям;
-провести контрольную тренировку по предыдущему занятию;
-объявить оценки;
- объявить тему, цели занятия и учебные вопросы.

Основная часть: -35 мин.

1-й вопрос: - Строевая стойка -25 мин.

Строевая стойка (рис. 1) принимается по команде «СТАНОВИСЬ». По этой команде быстро стать в строй, стоять прямо, без напряжения, каблуки поставить вместе, носки выровнять по линии фронта, поставив их на ширину ступни; ноги в коленях выпрямить, но не напрягать; грудь приподнять, а все тело несколько подать вперед; живот подобрать; плечи развернуть; руки опустить так, чтобы кисти, обращенные ладонями внутрь, были сбоку и посередине бедер, а пальцы полусогнуты и касались бедра; голову держать высоко и прямо, не выставляя подбородка; смотреть прямо перед собой; быть готовым к немедленному действию.
На месте по команде «СМИРНО» быстро принять строевую стойку и не шевелиться.
Строевая стойка на месте принимается и без команды: во время исполнения Государственного Гимна Республики Казахстан, при обращении командира (начальника), отдании и получении приказа, докладе, выполнении воинского приветствия, а также при подаче команд.
Во время исполнения Государственного Гимна Республики Казахстан командиры подразделений от командира взвода и выше прикладывают руку к головному убору.
По команде «ВОЛЬНО» стать свободно, ослабить в колене правую или левую ногу, но не сходить с места, не ослаблять внимания и не разговаривать.
По команде «ЗАПРАВИТЬСЯ», не оставляя своего места в строю, поправить оружие, обмундирование и снаряжение; при необходимости выйти из строя – за разрешением обратиться к непосредственному начальнику.
Перед командой «ЗАПРАВИТЬСЯ» подается команда «ВОЛЬНО"

Для обучения строевой стойке преподаватель строит взвод в одну шеренгу, и выйдя перед серединой строя, показывает, как нужно принимать строевую стойку.
Начиная занятие, преподаватель знакомит учащихся с элементами строевой стоики путем образцового ее показа. При этом обучаемые должны видеть преподавателя при показе спереди и сбоку. Затем преподаватель рассказывает и показывает, в каких случаях применяется строевая стойка.
Закончив показ, преподаватель размыкает взвод и приступает к разучиванию строевой стойки по элементам при помощи подготовительных упражнений.
Преподаватель показывает первое подготовительное упражнение –«Развертывание носков по линии фронта на ширину ступни» и приступает к тренировке.
Выполнение этого упражнения осуществляется по команде «носки свести, делай – РАЗ, носки развести, делай - ДВА»
Подавая команды, преподаватель следит за шириной разведения носков, указывает на ошибки и добивается правильного выполнения приема всеми обучаемыми.
Затем преподаватель показывает второе подготовительное упражнение – приподнимание груди с подачей корпуса несколько вперед, подбиранием живота, развертыванием плеч и опусканием рук посредине бедер. Для выполнения этого упражнения, необходимо сделать глубокий вдох и в таком положении задержать грудную клетку, сделать выдох и продолжать дыхание с приподнятой грудью. Приподняв грудь, корпус тела следует немного подать вперед и подобрать живот, а плечи развернуть. Руки при этом опускаются так, чтобы кисти, обращенные ладонями внутрь, были сбоку и посредине бедер, а пальцы полусогнуты и касались бедер. Чтобы проверить правильность подачи корпуса вперед, необходимо приподняться на носки, а затем, не изменяя наклона корпуса, опустится на всю ступню.
Выполнение этого упражнения осуществляется по команде «Грудь приподнять, живот подобрать, плечи развернуть, корпус тела подать вперед, делай - РАЗ, принять первоначальное положение, делай - ДВА». Это упражнение отрабатывается в той же последовательности, как и предыдущее.
Отработав подготовительные упражнения, преподаватель приступает к тренировке всех элементов строевой стойки в целом, для чего подает команды «Становись», «Смирно» или другие команды, например: «два шага вперед (назад), шагом - МАРШ», «Учащийся Ибраев. Шаг вперед, шагом - МАРШ» и т. д.
После того как обучаемые научаться принимать строевую стойку, преподаватель учит их выполнять команды «Вольно» и «Заправиться» Перед командой «Заправиться» надо всегда подавать команду «Вольно».
По команде «Вольно» следует стать свободно, ослабить правую или левую ногу, но не сходить с места, не ослаблять внимания и не разговаривать.
По команде «Заправиться» разрешается, не оставляя своего места в строю и стоя свободно, поправить оружие, обмундирование, и снаряжение, не громко разговаривать.
Закончив показ и объяснение, преподаватель приступает к обучению. С этой целью производит различные построения, подавая команды, например: «Отделение – РАЗОЙДИСЬ», «Отделение в одну шеренгу – СТАНОВИСЬ», «ВОЛЬНО», «ЗАПРАВИТСЯ» и т. д. При этом он наблюдает за действиями обучаемых, указывает на ошибки и добивается правильного выполнения приемов всеми обучаемыми.

2-й вопрос: - Выполнение приема «Головные уборы - СНЯТЬ», «Головные уборы - НАДЕТЬ» - 10 мин.

Для снятия головных уборов подается команда «Головные уборы (головной убор) – СНЯТЬ», а для надевания – «Головные уборы (головной убор) – НАДЕТЬ».
Снятый головной убор держится в левой согнутой в локте руке кокардой вперед (рис. 2).
Без оружия или с оружием в положении «за спину» головной убор снимается и надевается правой рукой, а с оружием в положениях «на ремень», «на грудь» и «к ноге» – левой. При снятии головного убора с карабином в положении «на плечо» карабин предварительно берется в положение «к ноге».
Головные уборы надеваются и снимаются в строю по команде. Одиночные военнослужащие головной убор снимают и надевают без команды.
Хотя прием снятия головного убора по своему выполнению несложный, целесообразно вначале изучить его по разделениям, а потом в целом.
Для обучения выполнению приема по разделениям преподаватель подает команду «Головные уборы снять, по разделениям: делай – РАЗ, делай – ДВА, делай – ТРИ».
По счету «делай – РАЗ» правой рукой взять головной убор (фуражку за козырек, пилотку и шапку - ушанку за верхнюю часть), по счету «делай – ДВА» снять головной убор, и опустить его на уровень поясного ремня и немного влево, одновременно левой рукой взять фуражку за козырёк, пилотку и шапку за переднюю часть у звезды (кокарды), чтобы четыре пальца левой руки были наружу, а большой палец внутри головного убора, по счёту « делай – ТРИ » левую руку с головным убором согнуть в локте и удерживать под прямым углом звездой (кокардой) вперёд, а правую руку одновременно с этим опустить.
Надевание головного убора надо также выполнять сначала по разделениям, для чего преподаватель подаёт команду «Головные уборы надеть, по разделениям: делай - РАЗ, делай - ДВА, делай - ТРИ».
По счёту « делай - РАЗ» левую руку с головным убором подать вперёд к поясу и одновременно передать его в правую руку. По счёту «делай - ДВА» опустить левую руку надеть головной убор на голову. По счёту «делай- ТРИ» резко опустить правую руку вниз.
Закончив обучение учащихся снятию и надеванию головного убора по разделениям, преподаватель приступает к тренировке в выполнении приемов в целом, для чего подает команды: «Головные уборы – СНЯТЬ», «Головные уборы – НАДЕТЬ». При этом он наблюдает за действиями обучаемых, указывает на ошибки и добивается правильного выполнения приемов всеми обучаемыми.

Заключительная часть – 5 мин.

- ответить на вопросы учащихся;
- отметить положительные стороны, недостатки, способы их
устранения;
- объявить оценки;
- дать домашнее задание:
1. Изучить: Строевой Устав ВС РК, изд. 2007г., ст. 28-30
- объявить тему следующего занятия

Преподаватель-организатор начальной военной подготовки
школы – гимназии № 17
полковник в отставке А. Рихтер

Тема: «Строевые приемы и движение без оружия»

Занятие 2 «Повороты на месте»

Учебные и воспитательные цели:
1. Выработать навыки в выполнении поворотов на месте
2. Дать практику в подаче команд.
3. Воспитать у учащихся чувство ответственности, собранности при действии в составе подразделения.
Время: 1 час
Место: Учебный класс, строевой плац.
Учебно-материальное обеспечение: Плакаты, стенды.
Литература: 1. Строевой устав ВС РК, изд. 2007 г. ст. 31
2. «Методика строевой подготовки». Воениздат. 1988г. Глава 1.

Учебные вопросы и расчет времени:

Вводная часть: -10 мин.
Основная часть: -30 мин.
1-й вопрос: - Повороты на месте -30 мин.
Заключительная часть -5 мин.

Вводная часть: -10 мин.
- принять рапорт командира взвода;
- проверить наличие, внешний вид обучаемых и готовность их к занятиям;
-провести контрольную тренировку по предыдущему занятию;
-объявить оценки;
- объявить тему, цели занятия и учебные вопросы.

Основная часть: -30 мин.

1-й вопрос: - Повороты на месте -30 мин.

Повороты на месте выполняются по командам: «Напра - ВО», «Пол-оборота напра - ВО», «Нале - ВО», «Пол-оборота нале - ВО», «Кру - ГОМ».
Повороты кругом, налево, пол-оборота налево производятся в сторону левой руки на левом каблуке и на правом носке; повороты направо, пол-оборота направо – в сторону правой руки на правом каблуке и на левом носке.
Повороты выполняются в два приема:
- первый прием – повернуться, сохраняя правильное положение корпуса, и, не сгибая ног в коленях, перенести тяжесть тела на опорную ногу;
- второй прием – кратчайшим путем приставить другую ногу.
Для обучения поворотам на месте преподаватель выстраивает обучаемых в одну шеренгу с интервалом в один шаг и, выйдя на середину строя, показывает поворот в целом в установленном темпе. После этого преподаватель показывает прием по разделениям, поясняет порядок его выполнения и переходит к тренировке приема по разделениям, а затем и в целом.
Поворот направо по разделениям разучивается на два счета по команде «Направо, по разделениям, делай – РАЗ, делай – ДВА». По первому счету обучаемые должны резко повернуться в сторону правой руки на правом каблуке и на левом носке, сохранить положение корпуса, как при строевой стойке, и не сгибая ноги в коленях, перенести тяжесть тела на впереди стоящую ногу. Каблук сзади стоящей ноги и носок впереди стоящей ноги должны быть развернуты так, чтобы после окончания поворота носки оказались развернутыми на ширину ступни. Положение рук должно быть, как при строевой стойке. По счету «делай – ДВА» кратчайшим путем приставить левую ногу, не сгибая ее в колене
Поворот налево по разделениям разучивается на два счета по команде «Налево, по разделениям, делай – РАЗ, делай – ДВА». По первому счету обучаемые должны резко повернуться в сторону левой руки на левом каблуке и на правом носке, сохранить положение корпуса, как при строевой стойке, и не сгибая ноги в коленях, перенести тяжесть тела на левую ногу. Каблук сзади стоящей ноги и носок впереди стоящей ноги должны быть развернуты так, чтобы после окончания поворота носки оказались развернутыми на ширину ступни. Положение рук должно быть, как при строевой стойке. По счету «делай – ДВА» кратчайшим путем приставить правую ногу, не сгибая ее в колене
Поворот кругом по разделениям разучивается на два счета по команде «Кругом, по разделениям, делай – РАЗ, делай – ДВА». По первому счету обучаемые должны резко повернуться в сторону левой руки на левом каблуке и на правом носке, сохранить положение корпуса, как при строевой стойке, и не сгибая ноги в коленях, перенести тяжесть тела на каблук левой ноги, подавая корпус немного вперед. При повороте кругом не допускается размахивание руками вокруг корпуса. По счету «делай – ДВА» кратчайшим путем приставить правую ногу, не сгибая ее в колене
При выполнении поворотов на месте характерны следующие шибки:
-преждевременный поворот корпуса по предварительной команде,
- сгибание ног в коленях,
- размахивание руками при поворотах,
- наклонение головы вниз,
- опускание груди или выпячивание живота,
- отклонение корпуса назад,
- поворот не на каблуке, а на всей ступне,
- при повороте кругом неполный разворот,
- приставление ноги не кратчайшим путем и при этом качание корпуса.

Заключительная часть – 5 мин.

- ответить на вопросы учащихся;
- отметить положительные стороны, недостатки, способы их
устранения;
- объявить оценки;
- дать домашнее задание:
1. Изучить: Строевой Устав ВС РК, изд. 2007г., ст. 31
- объявить тему следующего занятия

Преподаватель-организатор начальной военной подготовки
школы – гимназии № 17
полковник в отставке А. Рихтер
Категория: Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности | Добавил: Samal (2012-01-04)
Просмотров: 4083 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2024-10-06, 7:54 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru