Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности |
Военная топография. На изучение военной топографии в 10 классе программой начальной военной подготовки отводится сравнительно немного времени (всего 6 часов), в течение кото-рого преподаватель-организатор НВП обязан научить учащихся ориентироваться на местности без карты, определять направления на стороны горизонта и докладывать о своем местонахождении относительно ориентиров и местных предметов, ознакомить с порядком определения направлений (азимутов) и движения по ним. В процессе практического обучения ориентированию на местности и движе-нию по азимутам преподаватель-организатор НВП воспитывает у учащихся инициа-тиву и находчивость, готовность к принятию самостоятельных решений и настойчи-вость в их выполнении. С целью наиболее эффективного использования учебного времени, отводимого на военную топографию, и обеспечения прочных знаний и навыков учащихся, препода-вателю-организатору НВП рекомендуется опираться на знания учащихся, полученные ими при изучении соответствующих разделов (тем) по географии вV и VП классах (план местности, ориентирование на местности, понятие об азимутах), т.е. осуществ-лять межпредметные связи с географией. Важное значение для успешного усвоения учащимися раздела “Военная топогра-фия” имеет предварительная подготовка каждого занятия, обеспечение его наглядны-ми пособиями и приборами, выбор соответствующего участка местности для прове-дения практических занятий. Для оказания помощи при проведении занятий одно-временно на нескольких учебных местах целесообразно также заранее готовить и ин-структировать помощников из числа наиболее успевающих учащихся. Приступая к изучению данного раздела, преподаватель-организатор НВП кратко напоминает учащимся определение военной топографии как специальной военной дисциплины, предметом которой являются способы изучения местности, ориентиро-вания на ней, оценки характера свойств местности в целях успешного ведения боевых действий войск и выполнения боевой задачи. Местность – это определенный участок земли поверхности, на котором выполняет-ся боевая задача. Поэтому первостепенное значение имеет практическое использова-ние тактических свойств местности, к основным из которых относятся ее проходи-мость, маскировочные и защитные свойства, условия ориентирования, наблюдения и ведения огня из всех видов оружия, эффективного использования боевой техники. Каждый военнослужащий при выполнении боевой задачи должен уметь быстро ознакомиться с местностью, правильно и точно определять свое местонахождение. Тактические свойства местности зависят от ее характера, который определяется рель-ефом, а также созданными природой или деятельностью человека местными предме-тами и другими географическими объектами. Рельеф местности и местные предметы называются топографическими элементами местности. Занятие. Ориентирование на местности без карты. Движение по азимутам. Цель: Закрепить знания и навыки, полученные учащимися на занятиях 1,2,3. Обу-чить самостоятельному движению по заданным азимутам. Воспитывать находчивость, инициативу, способность принимать самостоятельные решения в сложной и незнакомой обстановке. Учебные вопросы: 1.Ориентирование на местности без карты. 2. Движение по азимуту. Время: 135 минут. Место: Участок местности. Метод: Тренировка. Материальное обеспечение: Плакат (стенд) «Военная топография», часы (ма-кеты часов со стрелками), компасы, линейки, планшеты для нанесения маршрутов, планшеты со схемой маршрута, шагомеры, макеты АК, сумки для магазинов, проти-вогазы. Литература (ссылка на сайт интернета): http://miltop.narod.ru/ Порядок проведения занятия и методические советы. Данное занятие по военной топографии проводится как практическое заклю-чительное занятие с учащимися Х класса. Участок местности для проведения занятия выбирается и изучается преподава-телем-организатором НВП заранее. Особое внимание обращается на предваритель-ную проверку выбранных маршрутов движения по азимутам, определение промежу-точных и поворотных ориентиров и составление схемы маршрутов движения. Учащиеся обеспечиваются компасами и планшетами со схемой маршрута, же-лательно шагомерами. Вводная часть: 10 минут. Во вводной части занятия преподаватель-организатор НВП проводит краткий инструктаж о соблюдении мер по предотвраще-нию травматизма при движении по пересеченной местности, а так же опрос учащихся и повторение ранее пройденного материала по военной топографии (ориентирование на местности без карты, понятие об азимуте, умение пользоваться компасом, оп-ределять расстояния до ориентиров глазомерно и шагами). Учебные вопросы: 1.Ориентирование на местности без карты- 35 минут. При выполнении тренировочных упражнений целесообразно подготовить несколько учебных мест и распределить учащихся на группы по три-четыре человека. Для каж-дой из групп рекомендуется разработать определенное упражнение и чередовать пе-реход групп с одного учебного места на другое. В качестве учебных мест и вопросов, отрабатываемых на них, могут быть ре-комендованы следующие. Учебное место № 1 . О п р е д е л е н и е с т о р о н г о р и з о н т а п о с о л н ц у. Учащиеся должны определить направления на стороны горизонта по положению солнца в данный момент времени, объяснить порядок своих действий и указать ори-ентиры. Учебное место № 2. О п р е д е л е н и е н а п р а в л е н и я н а с т о р о н ы г о р и з о н т а п о с о л н ц у и ч а с а м. Используя часы, а также макеты часов со стрелками, учащиеся определяют стороны горизонта. Целесообразно сравнить ре-зультаты с данными, полученными на первом учебном месте, и дать учащимся воз-можность сделать вывод о преимуществе в точности определения направлений на стороны горизонта вторым способом. Учебное место № 3. О п р е д е л е н и е с т о р о н г о р и з о н т а п о к о м п а с у. Учащиеся с помощью компаса определяют направления на стороны горизонта, выбирают и называют ориентиры, определяют, на каких направлениях расположены выбранные ориентиры относительно сторон горизонта и примерное расстояние до них. Используя полученные данные, учащиеся должны подготовить доклад о своем местонахождении. Учебное место № 4. О п р е д е л е н и е с т о р о н г о р и з о н т а п о п р и з н а к а м м е с т н ы х п р е д м е т о в. Учащиеся, осматривая окружающую мест-ность, находят местные предметы, имеющие признаки, позволяющие определить на-правления на стороны горизонта. Пользуясь этими признаками, ориентируются на местности и докладывают о своем месте нахождения. Целесообразно рекомендовать учащимся тренироваться в определении сторон горизонта по признакам местных предметов во время походов, экскурсий и других мероприятий, связанных с выходом на местность. Учебное место № 5. Т р е н и р о в к а в о п р е д е л е н и и а з и м у т о в н а з а д а н н ы е м е с т н ы е п р е д м е т ы ( о р и е н т и р ы). Учащимся задают хорошо видимые удаленные местные предметы и ставят задачу с помощью компаса определить направления на них - магнитные азимуты, а также примерные расстояния. Нанести найденные направления на схему, пользуясь планшетом. Выполнить об-ратную задачу - по заданному азимуту найти направление на какой-либо местный предмет и нанести этот предмет (ориентир) на схему. Содержание вопросов, отрабатываемых на учебных местах, может изменяться в зависимости от выбранного участка местности, наличия пособий и приборов, под-готовленности учащихся, времени проведения занятий. 2. Движение по азимуту- 80 минут. Изучение военной топографии должно оказать учащимся помощь в овладении элементами тактической и огневой подготовки, связанными с действиями солдата на местности (на поле боя), поэтому при получении задания на начало движения по за-данной схеме необходимо уточнить цели выхода в конечную точку маршрута, напри-мер- организовать засаду на вероятном направлении движения противника, наблюда-тельный пост и т.д. Перед началом движения по азимутам учащиеся делятся на подгруппы, в каждой под-группе назначается старший из числа наиболее подготовленных учеников. Руководи-тель занятия дает задание старшим подгрупп ориентироваться на исходной точке маршрута и доложить результаты ориентирования. Проверив правильность ориенти-рования, следует повторить, что целью движения по азимутам служит выдерживание на местности направлений, заданных магнитными азимутами, и расстояний, опреде-ленных схемой маршрута. Направление движения выдерживают с помощью компаса, расстояние измеряют шагами (подсчетом пар шагов) или шагомером. Для начала движения заданный азимут устанавливают по компасу (как это правильно сделать, было объяснено учащимся на 2 занятии). При этом линия, прохо-дящая через прорезь и мушку компаса, указывает направления движения. На этом направлении целесообразно путем визирования через прорезь и мушку компаса выбрать какой-либо промежуточный ориентир. Перед началом движения на выбранный ориентир стрелку компаса ставят на тормоз. Двигаясь в направлении выбранного промежуточного ориентира, необходимо вести измерение расстояния, считая шаги парами под левую ногу. Выйдя на первый промежуточный ориентир, следует провести визирование по тому же азимуту и вы-брать новый промежуточный ориентир, если еще не видна вторая (после исходной) точка маршрута. Продолжая движение, выходят на вторую (поворотную) точку маршрута, где устанавливают по компасу следующий азимут согласно схеме. Таким образом, движение по азимутам совершается путем последовательного перехода от одного ориентира к другому до выхода на конечную (заданную) точку схемы маршрута. Кроме промежуточных ориентиров, при движении по азимутам часто исполь-зуют вспомогательные - солнце, луну, яркие звезды. Однако при ориентировании по ним следует примерно через каждые 15 минут движения проверять азимут, так как небесные светила перемещаются по небосводу (Полярная звезда своего положения не меняет). Точность выхода к точкам поворота маршрута при движении по азимутам за-висит от характера местности, условий видимости, возможных ошибок в определении направлений по компасу и в измерении расстояний. Обычно отклонение от точки поворота, к которой надо было выйти, не превышает одной десятой пройденного рас-стояния. Поэтому в случае отклонения от заданного схемой маршрута ориентира на поворотной точке его можно обнаружить в пределах радиуса в 1/10 пройденного рас-стояния. Могут быть случаи, когда по условиям характера местности трудно найти ме-стные предметы, которые служили бы промежуточными ориентирами на поворотных точках маршрута, или их не видно, например, при движении в темное время суток, в густом лесу и т.д. В таких случаях компас необходимо все время держать перед собой так, чтобы северный конец стрелки был обращен в сторону нулевого деления шкалы (буквы С), и двигаться по направлению визирной линии, проходящей через прорезь и мушку крышки компаса. При этом указатель мушки должен быть установлен на от-счет, равный заданному азимуту направления движения. При объяснении порядка движения по азимуту важно дать учащимся указания, как действовать при обходе встречающихся на маршруте препятствий (как естествен-ных, так и искусственных), не допуская потери ориентировки (направления движе-ния). Закончив объяснения, руководитель занятия дает указание о начале движения по азимутам. При этом может быть принят вариант движения учащихся по подгруп-пам сразу с исходной точки маршрута под руководством старших подгрупп по своим схемам маршрутов. Однако для большей уверенности в правильности последующих самостоятель-ных действий учащихся движение по первому участку маршрута (до первой поворот-ной точки) может быть общим для всех учащихся. В этом случае преподаватель-организатор НВП сообщает учащимся азимут и длину первого участка маршрута, предлагает установить азимут на своих компасах и найти в направлении установлен-ного на компасе азимута промежуточный ориентир. После проверки правильности выполнения указанных действий учащихся вся группа под руководством руководите-ля занятия начинает движение к этому ориентиру, а каждый учащийся ведет измере-ние пройденного расстояния шагами (шагомером). Выйдя на промежуточный ориентир, руководитель делает остановку, проверяет правильность измерения пройденного расстояния и дает оценку действиям учащихся на пройденном отрезке маршрута. Затем обучаемым предлагается выбрать новый промежуточный ориентир по тому же азимуту и продолжать движение всей группой до первого поворотного пункта маршрута, где каждой подгруппе выдается своя схема маршрута. В условиях современного боя важно уметь быстро и уверенно ориентироваться на незнакомой местности при ограниченной видимости, ночью и в движении на больших маршевых скоростях, правильно и своевременно использовать ее защитные свойства в случае применения противником современных средств поражения. Учитывая, что на занятиях по тактической подготовке учащиеся изучили действия солдата в бою, преподаватель-организатор НВП в первом поворотном пункте мар-шрута, может напомнить порядок использования защитных свойств раз¬личных мест-ных предметов и приступить к отработке практических действий по вспышке ядерного взрыва. Для этого рекомендуется построить взвод (отделение) в одну (две) шеренги с интервалами между учащимися и шеренгами в 4—6 шагов и подать команду на пере-движение по площадке (местности). Затем по команде "Вспышка справа (слева, спереди, сзади)» проводится тренировка учащихся по использованию различных ме-стных предметов при защите от вспышки ядерного взрыва или напомнить учащимся порядок действий по сигналам оповещения, пре¬одоления участка местности, зара-женного радиоактивными (от¬равляющими) веществами, и при необходимости может проверить знание ими порядка проведения частичной специальной обработ¬ки после преодоления зараженного участка местности, а также умения учащихся пользоваться общевойсковым противогазом. После первого поворотного пункта маршрута учащиеся начинают движение по под-группам самостоятельно под руководством назначенных старших. Во время следова-ния по маршрутам старшие подгрупп назначают ведущих, сменяя их после прохож-дения каждого участка между промежуточными ориентирами. После отправки всех подгрупп руководитель занятий кратчайшим путем выхо-дит на конечную точку маршрута, куда должны выйти все подгруппы, встречает их, дает оценку точности выхода и определяет время, затраченное на движение. В случае необходимости принимает меры по выводу на маршрут учащихся, потерявших ори-ентировку. После выхода в конечную точку маршрута выполнить поставленные зада-чи (организовать засаду на вероятном направлении движения противника, наблюда-тельный пост и т.д.- теоретически) и отработать приемы стрельбы из АК с упора и из-за укрытий (практически). Заключительная часть – 10 минут. В заключительной части занятия преподаватель-организатор НВП подводит итоги и оценивает действия учащихся в движении по азимутам, использовании такти-ческих свойств местности. При практическом обучении движению по азимутам могут быть выбраны и другие варианты с большей или меньшей степенью сложности в зависимости от под-готовленности учащихся, условий местности, материально-технической обеспеченно-сти и т. д.. Преподаватель-организатор НВП гимназии 132 г. Алматы _________________ ( Числов А. В. ) ГРУППА № 1 ДВИЖЕНИЕ ПО АЗИМУТАМ. ЗАДАЧА: 1. Обойти разрушенное здание гимназии и минные поля по установлен-ным проходам. 2. Скрытно выйти в назначенный пункт (погрешность выхода до 50 ша-гов). 3. Организовать наблюдательный пост. № участка Магнитный азимут в град. Расстояние в п.ш. 1 335 50 2 195 60 3 340 67 4 65 110 ГРУППА № 2 ДВИЖЕНИЕ ПО АЗИМУТАМ. ЗАДАЧА: 1. Покинуть наблюдательный пост, обойти разрушенное здание гимназии. 2. Выйти в назначенный пункт (погрешность выхода до 60 шагов). 3. Организовать засаду на вероятном направлении движения противника. № участка Магнитный азимут в град. Расстояние в п.ш. 1 175 53 2 150 35 3 235 40 4 250 60 5 335 100 | |
Просмотров: 7461 | Комментарии: 4 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|