Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности

Методика преподавания занятий по строевой подготовке
Методика преподавания занятий по строевой подготовке

Строевая подготовка является одним из важнейших предметов военного обучения и воспитания. Она дисциплинирует обучаемых, вырабатывает у них отличную строевую выправку, умение быстро и четко выполнять строевые приемы, прививает аккуратность, ловкость и выносливость.
Строевое обучение, будучи составной частью начального военного обучения, оказывает влияние на все стороны учебно-воспитательного процесса. Строевая подготовка - дело сугубо практическое. Каждый прием или действие нужно отрабатывать многократным повторением, придерживаясь такой последовательности:
- назвать прием (действие) и подать команду, по которой он выполняется;
- показать образцовое выполнение приема (действия) в целом, затем по разделениям с одновременным кратким объяснением правил и порядка его выполнения;
- научить обучаемых технике выполнения приема (действия) сначала по разделениям, затем в целом;
- тренировать учащихся в выполнении (действия), добиваясь ловкости, быстроты и четкости действия.
Занятия по строевой подготовке проводятся на строевом плацу или специально оборудованной площадке. Накануне занятий военному руководителю следует подготовить командиров отделений в качестве своих помощников.
Занятия рекомендуется проводить в такой последовательности: построить взвод, проверить наличие обучаемых и их внешний вид, при необходимости сделать замечания и предложить устранить недостатки. Взвод строится в двухшереножный развернутый строй, где каждый учащийся должен знать свое место. Затем объявить тему, цель занятий и учебные вопросы. После этого следует проверить выполнение некоторых строевых приемов, изученных ранее.
В основной части урока руководитель занятия показывает технику выполнения изучаемого приема (действия) в целом и по элементам, затем по его команде, показанный прием (действие) выполняют учащиеся. Тренировку можно проводить попарно: в каждой паре юноши поочередно подают команды друг другу. Руководитель занятия следит за действиями обучаемых и исправляет допущенные ими ошибки, обращая особое внимание на правильность выполнения строевых приемов. Каждый урок должен заканчиваться кратким разбором действий и выполнения приемов обучаемыми.
Совершенствование навыков обучаемых в выполнении одиночных строевых приемов осуществляется как на специальных занятиях, так и на занятиях по физической, тактической и огневой подготовке, по уставам Вооруженных Сил, а также при всех построениях, передвижениях и проведении оборонно-спортивных мероприятий.
Необходимо добиться, чтобы обучаемые были подтянуты, внешне опрятны, умели четко докладывать и были в постоянной готовности к действию.
Раскрывая тему «Строевые приемы и движение без оружия», руководитель занятии объясняет и показывает на группе обучаемых, что такое строй, шеренга, флаг и фронт, интервал, дистанция, ширина строя, одношереножный строй и его элементы, затем перестраивает группу в двухшереножный строй и показывает его элементы. (Рис.14 Строевого Устава 460).
Обучаемые должны знать, что одношереножный и двухшенреножный строй может быть сомкнутым и разомкнутым. В сомкнутом строю военнослужащие в шеренгах расположены по фронту один от другого на интервалах, равных ширине ладони между локтями. В разомкнутом строю военнослужащие в шеренгах

2.
расположены один от другого на интервалах в один шаг или на интервалах, указанных командиром. Руководитель строит обучаемых в сомкнутый строй и показывает интервалы, после этого перестраивает обучаемых в колонну по одному, а затем по два и объясняет, что колонна применяется для построения подразделения в походный или развернутый строй. (рис. 14)
Руководитель занятия должен разъяснить обучаемым, что управляет строем командир, который подает команды и приказы голосом, сигналами и личным примером, а также с помощью технических и подвижных средств. Управление строем осуществляется при помощи команд, например: «Отделение, напра-ВО, «Шагом МАРШ»; приказаний: «Связному Соколову передать командиру 1-го отделения изменить направление движения направо»; сигналом рукой, флажками, фонарем, например: по команде «Все кругом!» вытягивают левую руку горизонтально в сторону, а правую поднимают вверх и делают ею круговые движения над головой. (Рис. 3 Строевого Устава)
Команда разделяется на предварительную и исполнительную (может быть только исполнительная). Предварительную команду нужно подавать отчетливо, громко и протяжно, чтобы находящиеся в строю поняли, каких действий требует от них командир. Исполнительная команда подается после паузы громко, отрывисто и энергично. По исполнительной команде производится четкое ее выполнение. Например, в команде «Отделение, напра-ВО!» «напра-»- предварительная-, а «во» - исполнительная.

После этого вызывают из строя двух-трех обучаемых и показывают им подать команды «СТАНОВИСЬ», «СМИРНО», отделение, «СТРОЙ!». Неправильно поданные команды исправляются.
Обучаемые должны обратить особое внимание на следующее:
- команду, относящиеся ко всем подразделения, принимаются и исполняются всеми командирами подразделений;
- по всякой предварительной команде военнослужащие, находящиеся в строю и вне строя на месте, принимают положение «смирно», а в движении ногу ставят тверже; с целью привлечь внимание подразделения или отдельных военнослужащих в предварительной команде называется подразделения или звание и фамилия военнослужащего, например : «Рядовой Абилов, кру-ГОМ!».
Говоря об обязанностях солдат перед построением и в строю, руководитель занятия подчеркивает, что солдат обязан проверить исправность своего оружия, закрепленной за ним боевой и другой техники, боеприпасов, индивидуальных средств защиты, шанцевого инструмента, обмундирования и снаряжения; иметь аккуратную прическу, аккуратно заправленное обмундирование, правильно надетое и пригнанное снаряжение; помочь товарищу устранить замеченные недостатки; знать свое место в строю, уметь быстро, без суеты занять его; в движении сохранить равнение, установленные интервал и дистанцию, не выходить из строя без разрешения; в строю без разрешения не разговаривать и соблюдать полную тишину, быть внимательным к приказам и командам своего командира, быстро и точно их выполнять, не мешая другим.
На приветствие начальника или старшего: «Здравствуйте, господа»- все военнослужащие, находящиеся в строю или вне строя, отвечают: «Здравствуйте, господин майор», если начальник прощается: «До свидания, господа», то военнослужащие отвечают: «До свидания», добавляя в конце ответа слово «господин» и воинское звание, например: «До свидания, господин лейтенант ».
Руководитель занятия должен лично образцово показать, как правильно принимать строевую стойку, и рассказать, что она принимается по командам «СТАНОВИСЬ», «СМИРНО». При этом обучаемых надо построить так, чтобы они видели руководителя впереди и сбоку, подчеркнуть, что строевая стойка является

3.
исходным положением к правильному и красивому выполнению всех строевых приемов.
Положение «смирно» на месте принимается без команды: при отдаче и получении приказания, при рапорте и обращении военнослужащих друг другу, во время исполнения Государственного гимна Республики Казахстан, при воинском приветствии и подаче команд.
После объяснения приступают к практическому обучению выполнения строевой стойки.
Разучивание целесообразно начинать с подготовительного упражнения- для выработки правильной постановки носков ног.
Для выполнения этого упражнения подаются команды: «Носки вместе, делай- раз», «Носки развести, делай - два» и т.д. Упражнение повторяют пять- шесть раз. Руководитель занятий следит за правильностью выполнения приемов.
После этого тренируют обучаемых в выполнении приема в целом, для чего подают команды: «Взвод, разойдись!», «Взвод, в одну шеренгу становись!», проверяют правильность их выполнения.
Обучаемые стоят прямо, без напряжения, каблуки поставлены вместе, а носки развернуты по линии фронта, на ширину ступни; ноги в коленях выпрямлены, но напряжены, грудь приподнята, а все тело несколько подано вперед; живот подобран, плечи развернуты, руки опущены так, чтобы кисти, обращенные ладонями внутрь, были сбоку и посередине бедер, пальцы полусогнуты и касались бедра; голову держат высоко и прямо, не выставляя подбородка; смотрят прямо перед собой в готовности к немедленному действию.
Чтобы проверить, правильно ли учащиеся принимают строевую стойку, необходимо подать команду «СМИРНО», а после этого: «Подняться на носки ног». Те, кто строевую стойку принял правильно, должны легко, без наклона вперед выполнить эту команду. Возможные ошибки, допускаемые обучаемыми при выполнении строевой стойки: носки ног ставят широко или узко, центр тяжести тела переносят на каблуки, руки сгибают в локтях, кисти рук держат ладонями назад, живот выставляют вперед, голову опускают низко.
Далее обучаемым надо последовательно показать образцовое выполнение команд «РАВНЯЙСЬ», «СМИРНО», «ВОЛЬНО», «ЗАПРАВИТЬСЯ», «ОТСТАВИТЬ»,затем приступить к их отработке.
Выслушав объяснение руководителя занятия правил выполнения поворотов, обучаемые приступают к отработке поворота кругом сначала по разделениям, а затем в целом.
В начале занятия, на котором разучивается строевой шаг, необходимо проверить, как учащиеся усвоили выполнение команд «СТАНОВИСЬ», «РАВНЯЙСЬ», «СМИРНО», «ВОЛЬНО» и поворота на месте. Затем руководитель занятия показывает движение строевым шагом в целом и по разделениям с кратким пояснением.
Обучаемые выполняют подготовительное упражнение для рук на два счета по команде:
«Движение руками на два счета: делай – раз, делай - два».По этой команде учащиеся по счету «делай- раз» сгибают правую руку в локте, производят ею движение около тела так, чтобы кисть поднялась выше пряжки пояса на ширину ладони и находилась на расстоянии ладони от тела; одновременно левую руку отводят назад до отказа в плечевом суставе. Пальцы рук при этом должны быть полусогнуты. По счету «делай - два» производят движение левой рукой вперед, а правой назад. Это упражнение повторяют пять- шесть раз. При тренировке надо постоянно следить за соблюдением строевой стойки и правильным движением рук.

4.
Затем руководитель занятия показывает подготовительное упражнение для движения строевым шагом по разделениям на три счета. По команде обучаемые по счету «делай- раз» делают полный шаг с левой ноги, вынося ногу с оттянутым носком на высоту 15-20 см от земли, ставят ее твердо на всю ступню; в это же время отделяют от земли правую ногу и подтягивают ее на полшага вперед, чтобы носок оказался на уровне каблука левой ноги. Одновременно с этим делают движение правой рукой вперед, а левой назад до отказа, а затем опускают руки вниз и стоят на левой ноге. По счету «два», «три» делают выдержку.
По следующему счету «делай - раз» повторяют движение с правой ноги; при этом левая рука движется вперед, а правая назад. После взмаха руками по счету «делай - три» левую ногу приставляют к правой.
При выполнении упражнений надо обращать внимание на то, чтобы обучаемые по предварительной команде «делай» подавали корпус вперед, тяжесть его больше переносили на правую ногу, сохраняя при этом устойчивость.
Руководитель занятия объясняет, что для прекращения движения строевым шагом подается команда «СТОЙ» под левую ногу. При этой команде сделать шаг правой ногой и приставить левую. Указанный прием показывают учащимся и отрабатывают с ними движение строевым шагом.
После отработки строевого шага по разделениям, руководитель отрабатывает строевой шаг с учащимися (студентами) в целом. Для чего дает команду : «по строевой площадке в колонну по- одному, дистанция 5 шагов, направляющий ряд. Кожахметов, строевым шагом марш!»
Темп движения 60-80 шагов в минуту. При этом необходимо обратить внимание на осанку, на оттянутый носок, на постановку ноги на землю на всю ступню, движения рук в такт шага.
На втором, третьим занятиях темп движения можно увеличить до 110-120 шагов в минуту.
Перед разучиванием поворотов в движении, руководитель показывает повороты: «направо, налево, кругом -марш» целом, затем показывает по разделениям с разъяснением.
Разучивание поворотов в движении производится по команде: «поворот напра- ВО по разделениям 1) на два счета: делай – раз, делай - два». По счету «делай - раз» необходимо сделать строевой шаг левой ногой вперед, производя взмах руками в такт шага и остановиться в положении с опущенными руками; по счету «делай - два» резко повернуться направо на носке левой ноги, одновременно с поворотом вынести правую ногу вперед и произвести взмах руками. По счету «делай - три» левую ногу приставить к правой, сделать шаг в новом направлении. Прием рекомендуется повторить пять-шесть раз.
Обучаемые должны твердо усвоить, что исполнительная часть команды «ВО» при повороте направо и пол-оборота направо с постановкой правой ноги на землю. Затем прием выполняется в целом по командам «напра-ВО», «пол-оборота напра-ВО».
Поворот направо на 4 счета производится следующим образом: по счету: «делай- раз» сделать шаг левой ногой вперед, «делай – два» - шаг правой ногой вперед, «делай - три» шаг левой ногой вперед и одновременно поворот направо.
На носке левой ноги в сторону правой руки, «делай- четыре»- шаг правой ногой и так далее. При этом взмах руками осуществлять в такт движения шага. Необходимо учесть при отработке поворотов налево (направо) по разделениям.
Повороты налево и пол-оборота налево отрабатываются в той же последовательности, при этом исполнительная часть команды «ВО» подается одновременно с постановкой на землю левой ноги. (рис 4 ст..447 Строевого Устава).
После отработки поворотов в движении налево, направо по разделениям на два счета, далее разучивание этих поворотов, нужно производить на 4 счета.

5.
Поворот налево на четыре счета производится по команде: «делай-раз» сделать шаг вперед левой ногой, «делай- два»- шаг правой ногой, «делай-три» еще шаг левой ногой вперед, «делай-четыре» сделать шаг правой ногой вперед, одновременно на носке правой ноги сделать поворот в сторону левой руки, по счету: «делай - раз» сделать шаг левой ноги; далее продолжить выполнение поворота в той же последовательности несколько раз. Взмахи руками при этом осуществляется в такт движения шага. Для лучшего запоминания счетов, отработки координации движения разучивание поворота «Налево (направо), кругом-МАРШ» на четыре счета можно производить со счетом вслух, т.е. учащиеся (студенты) по команде руководителя занятия к разучиванию поворотов по разделениям на 4 счета со счетом вслух приступить, выполняют приемы и движения подавая команды сами.
Руководитель занятия объясняет, что для изменения скорости движения подаются команды «шире шаг», «короче шаг», «чаще шаг», «полный шаг», показывает, как эти команды выполняются, затем тренирует обучаемых в их выполнении.
Разучивание поворота кругом в движении осуществляется по команде: «Поворот кругом по разделениям на четыре счета: делай – раз, делай – два, делай – три, делай - четыре».
По счету «делай - раз» обучаемые делают шаг вперед с левой ноги и остаются в таком положении. По счету «делай- два» выносят правую ногу на полшага вперед и несколько влево и одновременно резко поворачиваются в сторону левой руки на носках обеих ног и остаются в таком положении. По счету «делай - три» делают шаг левой ногой вперед в новом направлении. По счету «делай- четыре » приставляют правую ногу к левой. Упражнение повторяют несколько раз.
При выполнении упражнения особое внимание руководитель должен обратить на резкость поворота, а также на движение рук в такт шага и устойчивость туловища. Тренировка обучаемых в выполнении приема в целом осуществляется по команде: «кругом- МАРШ», исполнительная команда «марш» подается с постановкой правой ноги на землю.
При тренировке выполнения поворотов в движении без оружия следует обращать внимание на точное выполнение команд, согласованное движение рук и ног и правильную осанку.
При отработке приема отдания воинского приветствия на месте, вначале руководитель занятия должен показать его выполнение в целом и по разделениям с кратким пояснением.
Выполнения приветствия на месте без головного убора по разделениям на два счета следует разучивать в такой последовательности. Подается команда: «Для воинского приветствия. Начальник с фронта (справа, слева), по разделениям: делай- раз, делай - два». Учащиеся по счету «делай- раз» при движении начальника с фронта за пять-шесть шагов до него быстро принимают строевую стойку (положение «смирно») и смотрят начальнику в лицо, поворачивая вслед за ним голову. При движении начальника справа (слева) обучаемые за 3-4 шага до него по счету «делай- раз » принимают положение «смирно» и, сопровождая его, поворачивают голову в его сторону. После прохождения начальника на 1- 2 шага по счету «делай - два» ставят голову прямо и принимают положение «вольно».
Для отработки приемов выполнения приветствия на месте размыкают учебный взвод на четыре шага по фронту, приказывают снять головные уборы и приступить к отработке приема по разделениям. Руководитель занятия, двигаясь от одного обучаемого к другому, следит за их действиями.
После этого обучаемым показывают и объясняют выполнения приветствия на месте вне строя при надетом головном уборе на два счета по команде: «Приветствия,

6.
начальник с фронта (слева, справа), по разделениями: делай - раз, делай – два». По счету «делай - раз» за 3-4 шага до начальника обучаемый поворачивает голову в сторону начальника, одновременно прикладывает руку к головному убору так, чтобы пальцы были вместе, ладонь прямая, средний палец касался нижнего края головного убора (у козырька), а локоть был на высоте плеча. При этом надо смотреть начальнику в лицо, сопровождая его поворотом головы; когда начальник минует приветствующего, поставить голову прямо и одновременно с этим опустить руку. Обучаемых тренируют в выполнении приема по разделениям и в целом. (Рис. 12 Строевого Устава).
Выполнение приема воинского приветствия в движении руководитель занятия показывает в целом и по разделениям. Объясняет, что приветствие в движении вне строя без головного убора необходимо за 3-4 шага до начальника одновременно с постановкой ноги на землю прекратить движение руками, повернуть голову в его сторону и, продолжая движение, смотреть ему в лицо. Пройдя мимо начальника, голову ставят прямо и продолжают движение руками.
Обучение приветствию без головного убора в движении вначале производится по разделениям на шесть счетов.
По команде «Воинское приветствие делается в движении , начальник справа (слева), по разделениям: «делай- раз, делай –два» и т. д. По счету «делай- раз», прекратить движение рук и повернуть голову в сторону начальника. По счету «делай – два, пять» продолжить движение с прижатыми руками, упражнение повторяют до команды «стой».
По следующему счету «делай- шесть», пройдя мимо начальника, одновременно с постановкой левой ноги на землю голову поставить прямо и продолжить движение руками. (Рис 11,12 Строевого Устава)
Для отработки приемов приветствия в движении учебный взвод размыкают на четыре шага, поворачивают строй направо (налево) и следят за выполнением приема учащимися.
Воинское приветствие в движении с надетым головным убором отрабатывают также сначала по разделениям на шесть счетов. Для этого приказывают одному из обучаемых встать в десяти шагах перед строем в роли начальника. Проходя мимо него в одну и другую сторону, руководитель занятия показывает прием воинского приветствия движении в целом и по разделениям.
По команде «воинского приветствия в движении по разделениям на шесть счетов: «делай -раз, делай –два» т.д. по счету «делай - раз» обучаемые делают шаг с левой ноги, поворачивают голову в сторону начальника и прикладывают руку к головному убору. По счету «делай – два,…, пять» продолжают движение. По следующему счету «делай- шесть» обучаемые, минуя начальника, с постановкой левой ноги на землю голову ставят прямо, а руку опускают. (Рис)
Отработав выполнение приема по разделениям тренируют обучаемых в выполнении его в целом.
Далее руководитель занятии разъясняет обучаемым порядок- ответа на приветствие, когда военнослужащие находятся в строю в движении. Следует сказать, что на приветствие начальника или старшего «Здравствуйте, господа » военнослужащие отвечают под левую ногу «Здравствуйте » с добавлением слова «господин» и воинского звания (без указания рода войск или службы и без упоминания слова «инженер») . Например, «Здравствуйте, господин капитан». Затем обучаемые тренируются в выполнении этого приема.
На последующих занятиях обучаемые закрепляют и совершенствуют свои навыки в отдании воинской чести и ответе на приветствие в движении. Руководитель занятия обращает внимание на то, чтобы обучаемые твердо усвоили это требования Строевого Устава.

7.

Приступая к изложению материала о выходе из строя, подходе к начальнику и возвращении в строй, руководитель занятия поясняет обучаемым, что выход из строя производится по команде, например: «Студент Рахметов, выйти из строя на пять шагов» или «Студент Петров, ко мне». По первой части команды, услышав свою фамилию, обучаемый отвечает: «Я», а по второй части команды «Выйти из строя» отвечает: «Есть», выходит на указанное количество шагов, останавливается лицом к строю. При выходе обучаемого из передней шеренги его место занимает стоящий за ним.
По команде «Ко мне (бегом) » обучаемый, сделав два шага от первой шеренги прямо, на ходу поворачивается в сторону начальника, кратчайшим путем подходит (подбегает) к нему, за пять-шесть шагов переходит на строевой шаг, останавливается в двух-трех шагах, прикладывает руку к головному убору и докладывает, например: «Господин капитан, студент Абилов по Вашему приказанию прибыл». По окончании доклада руку опускает. (Рис)
При выходе обучаемого из второй шеренги он накладывает левую руку на плечо впереди стоящего, тот делает шаг вперед и, не приставляя правой ноги, шаг в правую сторону, пропускает выходящего из строя, затем становится обратно на свое место.
По команде «Стать в строй» следует приложить руку к головному убору, ответить «Есть», повернуться в сторону движения, с первым шагом опустить руку и, двигаясь строевым шагом, встать в строй на свое место.
Ознакомив обучаемых с действиями по выходу из строя и возвращении в строй, руководитель занятия приступает к тренировке обучаемых в выполнении этих приемов. В ходе тренировки шеренги меняются местами, с тем, чтобы обучаемые усвоили порядок выхода и возвращения в строй из любой шеренги.
При изучении темы «Строевые приемы и движение с оружием», отрабатывая с обучаемыми строевую стойку с автоматом, выполнение приемов «на ремень», «на
грудь», «на спину», руководитель занятия указывает, что строевая стойка принимается так же, как и без оружия. При этом автомат с деревянным прикладом надо держать в положении «на ремень» дульной частью вверх, а автомат с металлическим прикладом- дульной частью вниз. (Рис 5 а,б,г Строевого Устава стр. 447).
После показа и объяснения подается команда «Смирно», и руководитель занятия, проходя вдоль строя, проверяет, как обучаемые заняли положение строевой стойки с автоматом,
Дальнейшее обучение по этому вопросу заключается в проведении тренировок на правильное выполнение с оружием команд: «СТАНОВИСЬ», «РАВНЯЙСЬ», «СМИРНО», «ВОЛЬНО», «Головные уборы (головной убор) СНЯТЬ», «Головные уборы (головной убор) НАДЕТЬ».
При выполнении приемов «на ремень», «на грудь» «за спину», показывая их в целом и по разделениям с кратким пояснением, руководитель занятия отмечает, что автомат из положения «на ремень» переносится «на грудь» по команде «Автомат – на грудь» в три приема.
Для обучения приему по разделениям подается команда: «Автомат – на ГРУДЬ по разделения: делай – раз, делай – два, делай - три». (Рис. 6 Строевого Устава)
По счету «делай - раз» подают правую руку по ремню несколько вверх, снимают автомат с плеча и, подхватив его левой рукой за цевье и ствольную накладку, держат перед собой вертикально, магазином влево, дульным срезом на высоте подбородка.
По счету «делай - два» правой рукой отводят ремень вправо и перехватывают его ладонью снизу, одновременно продевая под него локоть правой руки.
По счету «делай – три» закидывают ремень за голову и берут автомат правой рукой за шейку приклада, а левую руку быстро опускают.
Для выполнения этого приема по разделениям, подается команда: «Автомат – на ремень по разделениям: делай – раз, делай – два, делай- три».
8.
По счету «делай - раз» левой рукой надо взять автомат за цевье и ствольную накладку снизу и одновременно подавая его несколько вперед вверх, вывести правую руку из- под ремня, взяться ею за шейку приклада, а левой за цевье у груди.
По счету «делай - два» автомат надо приподнять вверх, перекинуть ремень через голову и держать автомат перед собой вертикально, магазином влево, дульным срезом на высоте подбородка.
По счету «делай - три» правой рукой следует взяться за верхнюю часть ремня и закинуть автомат за правое плечо в положение «на ремень», а левую руку быстро опустить.
Автомат со складывающимся прикладом из положения «на ремень» в положение «на грудь» берется на два счета по команде: «Автомат – на грудь». По счету «делай- раз» правой рукой снять автомат с плеча, не выводя локтя правой руки из- под ремня и, подхватив автомат левой рукой за цевье и ствольную накладку снизу, держать его перед собой магазином вниз, дульной частью вверх.
По счету «делай- два » закинуть правой рукой ремень за голову на левое плечо, взять автомат за ствольную коробку у ремня, а правую руку быстро опустить вниз к бедру.
Перевод автомата из положения «На-грудь» в положение «На ремень» осуществляется по команде : «На- ремень» по разделениям: «делай-раз, делай-два», «делай-три».
По команде: «делай-раз»- левой рукой взять автомат сверху за ствол и газовую трубку и, приподнимая автомат несколько вверх, вывести локоть правой руки из-под ремня, правой рукой, ладонью снизу взять ремень у ствольной коробки.
«Делай-два» поворачивая автомат ствольной коробкой кверху, перекинуть ремень через голову и держать автомат магазином вправо. «Делай-три» - закинуть автомат за правое плечо в положение «На ремень», а левую руку быстро опустить. (Рис. 5,б )
После усвоения последовательности действии при выполнении изучаемых приемов по разделениям обучаемый выполняет, прием «на ремень» из положения «на
грудь» в целом. Затем руководитель занятия показывает обучаемым, как автомат из положения «на ремень» и «на грудь» переводится «за спину».
Надо объяснить обучаемым, что при переводе оружия «за спину» из положения «на грудь» автомат предварительно берется в положение «на ремень». При этом следует подчеркнуть, что автомат «за спину» берется без штыка-ножа, который пристегивается к поясу. Для разучивания приема взвод размыкается на 2-3 шага и подается команда: «Оружие за спину»- по разделениям:
«Делай - раз» левой рукой взять ремень несколько ниже правого плеча, а правой одновременно взяться за приклад снизу. «Делай - два» правой рукой приподнять автомат вверх, а левой закинуть ремень за голову на левое плечо, автомат и руки быстро опустить. (Рис.10 стр.453 СУ)
Изучение приема перевода оружия «на ремень» из положения «за спину» руководитель занятия начинает с показа и краткого объяснения порядка выполнения этого приема по разделениям на два счета и в целом.
По счету «делай - раз» левой рукой нужно взять ремень несколько ниже левого плеча, а правой одновременно взяться за приклад. По счету «делай - два» правой рукой автомат приподнять, а левой перекинуть через голову на правое плечо, автомат и левую руку опустить, ремень взять правой рукой и принять строевую стойку.
После этого приступают к тренировке перевода- автомата из положения «за спину» в положение «на ремень» в целом.
Для перевода автомата со складывающимся прикладом в положение «за спину» из положения «на грудь» правой рукой взять автомат за дульную часть ствола и перевести его в положение «за спину». При изучении приема по разделениям по счету

9.
«делай - раз» правой рукой взять автомат за дульную часть ствола, подтягивая его этой частью к левому плечу, а по счету «делай - два» перевести автомат в положение «за спину» и правую руку быстро опустить. (Рис.10)
Затем тренируют обучаемых в выполнении приемов перевода автомата «на грудь», «на ремень», «за спину».
Изучение темы « Строи отделения» руководитель занятия начинает с освещения вопроса о построении отделения в развернутый и походный строй. Развернутый строй отделения- это такое построение, при котором все солдаты расположены на одной линии по фронту. При этом они могут находится в одношереножном строю (в шеренге) или двухшереножном. Такой строй применяется для первоначального построения, для проведения проверок, расчетов, смотров, парадов, а также и в некоторых других случаях. Построение отделения в одношереножный (двухшереножный) строй производится по команде: «Отделение, в одну шеренгу ( в две шеренги ) СТАНОВИСЬ!».
Далее руководитель занятия поясняет, что Строевой устав требует от военнослужащего знать свое место в строю, уметь быстро, без суеты занять его, в строю без разрешения не разговаривать, быть внимательным к приказам и командам (сигналам) своего командира, быстро и точно их выполнять, не мешая другим. В одношереножном строю военнослужащие должны стоять на одной прямой линии, интервалы между ними составляют ширину ладони. Затем руководитель занятия указывает, что в двухшереножном строю военнослужащие одной шеренги должны располагаться точно в затылок военнослужащим другой, впереди стоящей шеренги. Дистанция между шеренгами (военнослужащими) должна быть в один шаг или на расстоянии вытянутой руки, положенной на плечо впереди стоящего военнослужащего. В двухшереножном строю впереди стоящая шеренга называется первой, а сзади стоящая – второй. При повороте строя названия шеренг не изменяется. Если отделении четыре человека и менее, то отделение всегда строится в одну шеренгу.
При необходимости выровнять отделение подается команда: «РАВНЯЙСЬ» или направо «РАВНЯЙСЬ», по окончании выравнивания – команда «СМИРНО». До команды «ВОЛЬНО» все должны стоять в положении строевой стойки, голову не наклонять. По команде «Отделение, вольно – РАЗОЙДИСЬ!» обучаемые выходят из строя.
Затем обучаемых тренируют в выполнении команд построения в одну или две шеренги и перестроения из одной шеренги в две и наоборот.
Для отделения Строевым уставом предусмотрен походный строй в колонну по одному и по два. Руководитель занятия разъясняет обучаемым, что походный строй применяется для передвижения отделения с различными целями. При этом отделение в составе четырех человек и менее, всегда строится в колонну по одному. Построение отделение в колонну по одному (по два) производится по команде: «Отделение, в колонну по одному (по два) СТАНОВИСЬ!». Затем руководитель занятия тренирует взвод в построении в колонну по одному и по два. При этом обучаемым разъясняют, что в колонне следует стоять строго в затылок впереди стоящему: дистанция между военнослужащими- один шаг. (Рис. 14 Строевой Устав ст..74)
Далее руководитель занятия разъясняет обучаемым правила перестроения отделения из развернутого строя в походный и обратно. Они должны твердо усвоить, что перестроение отделения из развернутого строя в походный на месте производится по команде «НАПРАВО». Затем тренируют обучаемых в перестроении из одно (двух) шереножного строя в колонну по одному (по два) и наоборот.
В практике часто требуется увеличить интервалы между военнослужащими в строю, например при обучении строевым приемам с оружием, при проведении строевого осмотра и т.д.. Для этого Строевым уставом предусматривается размыкание и смыкания отделения. Для изучения приемов размыкания и смыкания строят учебное
10.

отделение в одну шеренгу и разъясняют, что смыкание отделения производится по команде: «Отделение, вправо ( влево, к средине) сом-КНИСЬ!». (Ст. 78 Строевой Устав)
Показывают размыкание и смыкание отделения, сопровождая выполнение приема пояснением. Например, при размыкании от средины указывают, кто средний. Средний обязан вытянуть вперед левую руку и опустить, например: «Средний, студент Абилов, от средины на два шага - разом-КНИСЬ!»
По этой команде все военнослужащие, за исключением того, от которого производится размыкание, поворачиваются в указанную сторону, одновременно с приставлением ноги поворачивают голову в сторону фронта строя и идут учащенным полушагом, смотря через плечо на идущего сзади и не отрываясь от него; после остановки идущего сзади каждый делает еще столько шагов, сколько было указано в команде, останавливается, голову ставит прямо и поворачивается налево (направо).
Для смыкания отделения на месте подается команда: «Отделение вправо (влево и средине), сом- КНИСЬ!»
По исполнительной команде все военнослужащие, за исключением того, к которому назначено смыкание, поворачиваются в сторону смыкания, после чего учащенным полушагом (бегом) подходят на установленный для сомкнутого строя интервал и по мере подхода самостоятельного останавливаются и поворачиваются налево (направо) (Ст. 79 Строевой Устав ).
Обучаемые тренируются в выполнении команд и действий в составе отделения. Далее объясняют обучаемым, что для движения отделения подается команда: «Отделение, шагом (строевым шагом, бегом) МАРШ!», а если отделение с оружием, то- команда: «Отделение, на ре-МЕНЬ (на пле-ЧО), шагом (строевым шагом) МАРШ!».
До перемены направления движения подается команда: «Отделение, правое (левое) плечо вперед, шагом МАРШ!» (на ходу «МАРШ»). Затем тренируют обучаемых действиям в составе отделения по выполнению отработанных приемов.
Сигналы управления строем. Для проведения занятия необходимо иметь Приложение 3 к Строевому уставу Вооруженных Сил Республики Казахстан, флажки сигнальные различных цветов и сигнальные фонари.
Вначале руководитель занятия изучает с учащимися сигналы, подаваемые для управления строем: « Внимание», «Сбор командиров», «Марш», «Стой», «Увеличить дистанцию», «Уменьшить дистанцию», «В колонну», «Все кругом», «все направо (налево)» - и разъясняет их смысл. После этого показывает, как подаются сигналы руками, флажками и фонарем. Следует обратить внимание обучаемых на то, что каждый сигнал должен подаваться четко. Это особенно важно при подаче сигналов фонарем в темное время суток, при плохой видимости (туман, снегопад). Для контроля усвоения обучаемыми этого учебного вопроса руководитель занятия опрашивает 2-3 человек. (стр.514 строевого устава)
Убедившись, что обучаемые усвоили изучаемый материал, приступают к тренировке их в подаче сигналов. Для этого целесообразно разделить всех на три подгруппы, одна из которых тренируется в подаче сигналов руками, другая- флажками, третья- фонарем. Через 5-6 мин. Подгруппы меняются местами.
В конце занятия следует проверить, как учащиеся освоили подачу ряда сигналов всеми способами (руками, флажками, фонарем). С этой целью руководитель занятия вызывает двух-четырех обучаемых и требует продемонстрировать изученные сигналы.
Настоящее методическое пособие имеет своей целью помочь преподавателям в подготовке и организации проведении занятий. По строевой подготовке в соответствии со Строевым уставом Вооруженных Сил Республики Казахстан.
В методическом пособии излагаются методы обучения, строевые приемы слаживание подразделений, совершенствование строевой выучки на других занятиях и в повседневной жизни.
Они не являются исчерпывающими, а только помогают методически правильно и доходчиво изучать и практически претворять в жизнь требования Строевого устава ВС РК.Строевая подготовка включает: одиночное строевое обучение без оружия и с оружием; строевое слаживание отделений (расчетов, экипажей), взводов, рот (батарей), батальонов (дивизионов) и полков при действиях в пешем порядке и на машинах; строевые смотры подразделений и частей.
Одиночная подготовка является наиболее ответственным разделом строевого обучения. Занятия по изучению строевых приемов на месте необходимо проводить в разомкнутом строю, а в движении—на увеличенных дистан¬циях, с тем, чтобы руководителю занятия от¬четливо были видны ошибки и неточности в действиях каждого обучаемого. Одиночная строе¬вая подготовка должна проводиться на спе¬циально оборудованной площадке или на строевом плацу.
На занятиях по одиночной строевой подготовке руководитель занятия вначале образцово показывает выполнение строевого приема в целом, а затем по разделениям, сопровождая показ кратким пояснением. После этого прием разучивается сначала по разделениям, а затем в целом замедленном темпе, доводя до уставного темпа. Когда все обучаемые научатся правильно выполнять строевой прием, руководитель занятия переходит к их тренировке путем многократного повторения.
Тренировки проводятся самостоятельно, попарно, по команде руководителя занятия, под счет самих обучаемых или под барабан, в составе подразделения.
Строевая подготовка — дело сугубо практи¬ческое. Здесь каждой прием нужно отрабаты¬вать многократными тренировками, которые не прекращаются и в последующем, иначе в его выполнении будут потеряны приобретен¬ные ранее навыки, четкость и красота испол¬нения.

Хорошая одиночная строевая подготовка обеспечивает успех обучения действиям в составе подразделения.
СТРОЕВЫЕ ПРИЕМЫ И ДВИЖЕНИЕ БЕЗ ОРУЖИЯ

Для успешного усвоения основных положе¬ний Строевого устава и умелых действий в различных строях необходимо в первую оче¬редь знать все элементы строя, порядок вы¬полнения команд, обязанности солдат перед построением и в строю.
Обучение строевой подго¬товке следует начинать с изучения требований ст. 25 и 26 Строевого устава, которые обучаемый должен знать наизусть и всегда четко и точно выполнять.
Построение, движение, изменение направ¬ления и другие действия подразделений и ча¬стей видов Вооруженных Сил, родов войск и специальных войск в пешем строю без ма¬териальной части производятся по командам, приказам и приказаниям. Поэтому изучение строевой подготовки руководитель занятия должен начи¬нать с разъяснения, что уп¬равление строями осуществляется командами и приказаниями, которые подаются команди¬ром голосом, сигналами, а также передаются с помощью технических и подвижных средств.
Команды разделяются на предварительную и исполнительную, но могут быть и только исполнительные.
Предварительная команда подается отчетливо, громко и протяжно, чтобы находя¬щиеся в строю поняли, каких действий от них требует командир.
По всякой предварительной команде воен¬нослужащие, находящиеся в строю и вне строя на месте, принимают положение «смирно», а в движении ногу ставят тверже.

Исполнительная команда подается после паузы громко, отрывисто и четко. По ис¬полнительной команде производится немедлен¬ное и точное ее выполнение.
Чтобы привлечь внимание отдельного воен¬нослужащего или подразделения в предвари¬тельной команде, при необходимости назы¬вается звание и фамилия обучаемого или наименование подразделения, например: «Отделение – СТОЙ»; «Второе отделение, шагом – МАРШ»; «Студент Ахметов, кру-ГОМ» и т. д.
Голос при подаче команд должен соразме¬ряться с протяженностью строя, а рапорт от¬даваться четко, без резкого повышения го¬лоса.
В заключение руководитель занятия поясняет, что для отмены приема (действия) или для прекраще¬ния его подается команда «Отставить»; рас¬сказывает и показывает, что по этой команде принимается положение, в котором обучаемые находились до выполнения приема.
Строевой расчет

При формировании сборных команд произ¬водится их строевой расчет на подразделения. Строевой расчет заключается в расчете военнослужащих на подразделения (батальо¬ны, роты, взводы и отделения) и в определе¬нии места каждого военнослужащего в строю.
Строевой расчет во взводах производится в следующем порядке: командиры отделений выстраиваются в одной шеренге перед серединой строя лицом к нему. Остальной со¬став взвода выравнивается, и производится расчет по общей нумерации, как указано вы¬ше, после чего командир взвода производит расчет по отделениям, называя, например, пятый ряд—левый фланг первого отделения, десятый ряд—левый фланг второго отделе¬ния, пятнадцатый ряд—левый фланг треть¬его отделения и т.д. Левофланговые военно¬служащие первых шеренг в отделениях при наименовании отделений вытягивают руку вперед. Затем по команде «Первое и второе отделения напра – ВО, первое—десять, второе—пять шагов вперед, шагом — МАРШ», «Нале – ВО». Так по команде командира взвода отделения принимают указанный ин¬тервал (дистанцию).
По команде командира взвода «Командиры отделений, СТАТЬ В СТРОЙ» назначенные командиры отделений становятся на правых флангах своих отделений и поворачиваются кругом. Затем производится расчет взвода в отделениях на первый и второй. Командиры отделений в расчет не входят.
Категория: Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности | Добавил: pol1974 (2012-02-14) | Автор: Садвакасов Кайратбек Кабдышевич E
Просмотров: 11020 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 1.6/16
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 2:46 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru