Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности

Учебно-полевые сборы. Разработка занятия на УПС по теме "Использование СИЗ"
УЧЕБНО-ПОЛЕВЫЕ СБОРЫ

В течение учебного года большая часть программы НВП отрабатывается в кабинете, поэтому проведение УПС позволяет военруку закрепить теоретические знания на практике. Полевые занятия позволяют также с помощью создания элементов воинской деятельности, обеспечить решение ряда задач психологической подготовки и накопление индивидуального опыта поведения в сложных, быстро меняющихся ситуациях. Как показывает опыт, в условиях пятидневных полевых занятий у юношей наиболее быстро и полно воспитываются многие воинские качества, если занятия организуются в полном соответствии с требованиями воинских Уставов и рекомендаций по проведению занятий.
Чтобы сборы стали подлинной школой полевой выучки будущих воинов, нужно четко определить их целевую установку (общий замысел) и в соответствии с ним разработать программу, по которому вопросы общевойсковой подготовки отрабатывались бы практически комплексно по дидактическому правилу от простого к сложному, от известного к неизвестному.
Очень важно методически грамотно составить расписание полевых занятий с указанием в нем тем, учебных и воспитательных целей, времени, места, порядка их проведения, руководителей и материального обеспечения. До начала сборов следует провести учебно-методическую работу с командирами рот, взводов, отделений, а также всестороннюю подготовку учащихся. Особенно необходимо обратить внимание на состояние здоровья юношей. В распорядок дня необходимо включить все элементы жизни воинской части: подъем и отбой, физзарядку, утренний осмотр и вечернюю поверку, занятия и спортивно-воспитательную работу. Целесообразно придать занятиям состязательный характер, оперативно подводить итоги, исключить чрезмерную опеку обучаемых и в то же время обеспечить неукоснительное соблюдение воинской дисциплины и мер безопасности.
Далее предлагаю свою методическую разработку проведения занятия с курсантами выпускных классов во время учебно-полевых сборов.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ
С КУРСАНТАМИ НА УПС

ТЕМА: «Средства индивидуальной защиты, их классификация. Фильтрующие и изолирующие средства защиты. Защитные костюмы».

ЗАНЯТИЕ 1. Фильтрующий противогаз, его устройство и правила пользования им.
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:

1. Учебная цель: научить курсантов правильно подбирать противогаз, подготавливать его к работе, пользоваться им по сигналам. Дать практический навык пользования противогазом в случае его частичной неисправности.
2. Воспитательная цель: убедить курсанта в эффективности противогаза для защиты от отравляющих, радиоактивных веществ и бактериологического оружия. Привить чувство реального риска при возникновении нештатной ситуации.
3. Развивающая цель: научить курсантов мыслить, анализировать ситуацию, принимать верное решение, выполнять команды командира, самому отработать определенные командирские навыки.

ВРЕМЯ ЗАНЯТИЯ – 90 минут

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: учебное место для отработки применения СИЗ УПС

ВИД ЗАНЯТИЯ – комбинированный

МЕТОД – объяснение с показом, отработка практических навыков

МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: курсанты на военно-полевых сборах обеспечиваются противогазом, подобранным по размеру заранее, при возможности дымовая шашка для имитации применения ОМП.

МЕЖПРЕДМЕТНАЯ СВЯЗЬ: химия, психология, история, физвоспитание

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Назначение и устройство противогаза
2. Проверка исправности, укладка и правила ношения противогаза
3. Правила пользования неисправным противогазом
4. Отработка выполнения нормативов надевания противогаза

ХОД ЗАНЯТИЯ
1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ - 10 минут

• Выход взвода на учебное место после общелагерного развода на занятия
• Построение, доклад командира взвода военруку о готовности взвода
• Перестроение взвода в две шеренги лицом друг к другу на расстоянии 6 – 8 шагов, военрук находится между шеренгами, в удобном для него месте
• Постановка военруком задачи, инструктаж по технике безопасности

1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ – 70 минут

1 учебный вопрос: Отработка этого учебного вопроса проводится в форме фронтального опроса, в ходе которого курсанты должны вспомнить теоретический курс Гражданской обороны, в частности раздел «Средства индивидуальной и коллективной защиты», тему «Противогазы». При необходимости военрук должен помочь курсантам вспомнить историю первого применения ОВ немцами в ходе первой Мировой войны под городом Ипр. Напомнить, что создателем фильтрующего противогаза был русский ученый, профессор Зелинский Н.Д., кратко остановиться на устройстве противогаза и принципе очистки зараженного воздуха.
Общевойсковой противогаз состоит из лицевой части или шлем-маски и фильтрующее-поглощающего устройства. Также в комплект входит сумка для ношения противогаза, коробка с пленками, используемыми для предохранения стекол от запотевания.
Шлем-маска противогаза (5 ростов) изготавливается из резины. Она имеет очковый узел, обтекатели, клапанный узел и соединительную трубку. Она обеспечивает подведение очищенного воздуха от фильтра поглотителя через клапанный узел к органам дыхания, а также служит для защиты глаз, кожи лица от воздействия ОВ.
Очковый узел состоит из металлических обойм, внешней и внутренней, между которыми крепится смотровое стекло и прижимного кольца для крепления незапотевающей пленки.
Обтекатели предназначены для подачи воздуха от клапанного узла непосредственно к очковому узлу, что снижает запотевание стекол.
Клапанный узел служит для распределения потоков вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Он имеет один клапан вдоха и два клапана выдоха.
Соединительная трубка соединяет шлем-маску с фильтром-поглотителем.
Фильтрующе-поглощающее устройство противогаза служит для очистки вдыхаемого воздуха от ОВ. Он изготавливается из металла. В нем помещены специальные поглотители, которые изготавливаются из активированного угля и противодымный фильтр, изготовленный из бумаги. Противодымный фильтр задерживает частицы пыли, дыма.

2 учебный вопрос: проверка исправности, сборка и укладка противогаза.
Перед тем как пользоваться противогазом, очень важно правильно подобрать по росту лицевую часть противогаза, проверить его исправность.
Для определения роста шлем маски надо измерить голову по замкнутой линии, проходящей через макушку, щеки и подбородок. При величине измерения до 63 см нужна шлем-маска нулевого роста; 63,5-65,5 см — первого, 36-68 см — второго; 68,5-70,5 см — третьего; более 71 см — четвертого роста. Для подбора маски нужно измерить высоту лица — расстояние от переносицы до нижней точки подбородка. При высоте лица 99-109 мм требуется маска первого роста; 109-119 мм — второго; более 119 мм — третьего.
Правильно подобранная шлем-маска должна плотно прилегать к лицу и исключать возможность проникновения наружного воздуха в органы дыхания, минуя фильтрующе-поглощающую коробку.
Подбор шлем-маски и проверка исправности противогаза проводятся внешним осмотром и испытанием противогаза на герметичность в целом. При внешнем осмотре устанавливают: нет ли трещин и проколов в шлем-маске и соединительной трубке; целость стекол очковых узлов, исправность обтекателей; исправность клапанной коробки и состояние клапанов; состояние фильтрующе-поглощающей коробки (нет ли пробоин, вмятин).

Сборку общевойскового противогаза производят в следующем порядке. Ввертывают до отказа гайку соединительной трубки в клапанную коробку шлем-маски; в левую руку берут фильтрующе-поглощающую коробку горловиной вниз, а в правую — накидную гайку заворачивают до отказа на горловину коробки. При сборке противогаза ГП-5 в левую руку берут шлем-маску (за клапанную коробку), правой рукой ввинчивают до отказа фильтрующе-поглощающую коробку навинтованной горловиной в патрубок клапанной коробки шлем-маски.

Для проверки противогаза на герметичность необходимо надеть шлем-маску (маску), вынуть коробку из сумки, закрыть отверстие в дне коробки резиновой пробкой (рукой) и сделать глубокой вдох. Если воздух под лицевую часть не проходит — противогаз исправен.

Проверенный противогаз в собранном виде помещают в сумку. Общевойсковой противогаз укладывают так: фильтрующе-поглощающую коробку кладут в сумку; складывают шлем-маску, для чего берут одной рукой за очковый узел, другой рукой перегибают шлем-маску вдоль и закрывают ею одно стекло, затем перегибают шлем-маску пополам и закрывают другое стекло; вкладывают в сумку соединительную трубку и сложенную шлем-маску клапанной коробкой вниз

При укладке противогаза ГП-5 или ПДФ-Ш фильтрующе-поглощающую коробку ставят в сумку, шлем-маску не перегибают, могут быть немного подвернуты головная и боковые ее части. При укладывании маски противогаза ГП-4у необходимо внутрь вложить назатыльник и тесемки крепления, после чего вложить в большое отделение сумки сначала соединительную трубку, а затем маску клапанной коробкой вниз.

Правила ношения противогаза и пользования им. Противогаз носят в положениях: «походном» (если нет непосредственной угрозы нападения противника); «наготове» (если такая угроза есть и поданы сигнал «воздушная тревога» или команда «Противогаз готовь»); «боевом» (по команде «Газы», а также при первых признаках химического или бактериологического (биологического) заражения).

В «походном» положении противогаз носят на левом боку. Верх сумки должен быть на уровне талии, клапан застегнут.

При переводе противогаза в положение «наготове» необходимо передвинуть сумку вперед, расстегнуть клапан, закрепить противогаз поясной тесьмой (шнуром).

Для перевода противогаза в «боевое» положение необходимо задержать дыхание, закрыть глаза, снять головной убор, вынуть шлем-маску. Взять ее обеими руками за утолщенные края у нижней части так, чтобы большие пальцы были снаружи, а остальные внутри. Приложить нижнюю часть шлем-маски под подбородок и резким движением рук вверх и назад натянуть ее на голову так, чтобы не было складок, а очковый узел пришелся против глаз. Сделать полный выдох, открыть глаза и возобновить дыхание. Надеть головной убор и закрепить противогаз на боку, если этого не было сделано ранее.


3 учебный вопрос: правила пользования неисправным противогазом.
Если шлем-маска повреждена незначительно, ею можно пользоваться, плотно прижав место повреждения к голове. Неплохо иметь в сумке для противогаза широкую клейкую ленту (скотч), которой можно заклеить повреждения не только шлем-маски, но и фильтрующее-поглощающего устройства. Если же маска повреждена основательно необходимо: задержать дыхание, закрыть глаза, снять шлем-маску, вывернуть фильтр-поглотитель, взять его горловину в рот, зажать пальцами нос и дышать через коробку, не открывая глаз. При повреждении соединительной трубки, необходимо задержав дыхание отвинтить трубку от противогаза и фильтрующее-поглощающего устройства и привинтить фильтр-поглотитель непосредственно к противогазу.

4 учебный вопрос. Норматив отрабатывается всеми курсантами одновременно, по счету военрука. Военрук проверяет правильность выполнения приема и, в случае необходимости, поправляет действия курсантов. Постепенно, по мере привыкания к выполнению действия, счет ускоряется и, через 25-30 повторов, курсант будет выполнять норматив упражнения на оценку «хорошо».

1. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ – 10 минут

1. Подводятся итоги занятия, определяется степень готовности взвода к действиям в условиях применения противником ОМП.
2. Возвращение взвода в расположение.

Источник: http://depositfiles.com/files/rgn5jj6vx
Категория: Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности | Добавил: максим (2012-02-25) | Автор: Атанов Сергей E
Просмотров: 4579 | Комментарии: 3 | Теги: учебно-полевые сборы, сиз, НВП | Рейтинг: 4.8/8
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 3:31 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru