Главная » Статьи » В помощь учителю » ИЗО и черчение |
Абылкасымов С.К. - директор (учитель ИЗО) КГУ "Вспомогательная школа-интернат №5 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ВКО, г. Семей ТЕМА: Восприятие цвета. Цели урока: –активизировать знания детей в области психологии и изобразительного искусства; – соприкоснуться с глубинной сущностью цвета; – развивать у детей способность к ощущению, восприятию, творческие задатки, умение видеть красоту окружающего мира; – воспитывать эмоциональный отклик на цвет, вызвать желание познавать и выражать себя, желание использовать в работе выразительность цвета (тональность оттенков, разнообразное сочетание цветов, музыкальность); – развивать творческую самостоятельность, коммуникативность. Оборудование: Таблица 1 – “Психологическое проявление цвета”, Таблица 2 – “Мое отношение к уроку”; Раздаточный материал к адаптированному восьмицветному варианту цветового теста М. Люшера Набор цветных кругов, альбомные листы, краски (акварель), цветные карандаши, фломастеры, тетради, магнитофон, выставка рисунков детей. ХОД УРОКА. 1. ОРГМОМЕНТ. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ НАСТРОЙ. СООБЩЕНИЕ ЦЕЛИ УРОКА. - Улыбнёмся друг другу, дети. - Сядьте тихо, удобно, закройте глаза, опустите голову на грудь. Под тихую мелодичную музыку дети тихо повторяют за учителем: - Я в школе на уроке. - Сейчас я начну учиться. - Я радуюсь этому. (пауза) - Внимание моё растёт. - Я как разведчик всё замечу. - Память моя крепка. - Голова мыслит ясно. (пауза) - Я хочу учиться. - Я очень хочу учиться. - Я готов к работе. - Работаю! 2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. Психолог. – Ребята, сегодня у нас встреча двух предметов – психологии и изобразительного искусства. Интересно, смогут ли они найти общий язык, будет ли вам интересно на таком уроке? Пожалуйста, с помощью цвета изобразите свое эмоциональное состояние на данный момент. Посмотрите на изображение и напишите три слова, которые первыми придут вам на ум. – Вспомните, как называется психический процесс, который дает нам возможность определить цвет? – В тетрадях схематично изобразите орган чувств, обеспечивающий восприятие цвета. – Древние называли наши глаза “окнами” организма, “вратами восприятия”. Закройте на минуту глаза и представьте, что все цвета исчезли из окружающего мира. Какая картина предстала перед вами? Меняется ли от этого настроение человека? - Назовите пожалуйста Ваш любимый цвет? (…) - Вы знаете, что он обозначает?(…)(про цвет) - А какой цвет влияет на ваше настроение? (…) (про цвет) - Как ваше имя ? Как вы думаете, какого цвета ваше имя? Пожалуйста, с помощью цвета изобразите свое эмоциональное состояние на данный момент. ИНФОРМАЦИЯ. Преподаватель ИЗО (обращает внимание на репродукции картин) – Цвет изучают не только психологи, но и художники. Они используют полученные знания, создавая неповторимые произведения искусства. Вы замечали, что цветовая гамма полотен одного художника отличается от цветовой гаммы другого? У многих художников есть свои любимые цвета. Вспомните, кто любил писать свои картины красным и синим цветом? Интересно, что известный художник Пикассо даже разные периоды своего творчества называл “именами” цвета - период розовый, период голубой. А какими цветами любите рисовать вы? Здесь выставка ваших картин, и хорошо заметно, какие цвета предпочитают их авторы. – Существует наука о психологии цвета, а психологов, которые изучают воздействие цвета на человеческую психику, называют цветопсихологами. Часто, благодаря именно цвету, мы узнаем, что за предмет перед нами. Волшебник-цвет оживляет все вокруг. Сегодня я вам предлагаю немножко побыть волшебниками. Посмотрите, здесь три одинаковых круга (рис.1). Как не меняя контур, превратить их в разные предметы? Конечно, при помощи цвета. Вот что получилось у меня (рис.2). Какие предметы перед вами? (Яблоко, апельсин, помидор). А теперь волшебниками будете вы. На альбомном листе нарисуйте три одинаковых контура-овала. Используя цвет, превратите их в три разных предмета. Если хотите, используйте другие контуры. Можно объединяться в пары по желанию. Ученики объединяются в пары, рисуют. Тихо звучит классическая музыка. Двигаясь по кругу, ученики вместе с преподавателем ИЗО рассматривают свои работы, расположенные на ковре в центре класса. Выбирают понравившиеся работы, анализируют. В это время психолог раскладывает на столах материал к адаптированному восьмицветному варианту цветового теста М. Люшера. Психолог. – Цвет близок нашим душам. Вы хотели бы больше узнать о себе, о своем внутреннем мире? Тогда я предлагаю вам цветовой тест известного психолога Люшера. (Проводится тестирование). Ребята, с результатами тестирования мы вас познакомим на следующем уроке. А сейчас у нас игра – “Передай цвет по кругу”. Один человек задумывает цвет и по моему сигналу передает его молча через ладонь стоящему рядом. Сконцентрируйте свое внимание, постарайтесь внутренне ощутить передаваемый вами цвет. Верно определить и передать его вы сможете только тогда, когда постараетесь почувствовать друг друга. Дети играют в игру “Передай цвет по кругу”. Рефлексия. Психолог. – Древние индусы считали человека цветоносным, а индийские йоги утверждают, что организм человека соткан из переплетающихся вибраций звуков и цветов. Сотни поколений ученых пытались разгадать загадку влияния цвета на наш внутренний мир. Как же воздействует цвет на человеческую душу? (Беседа с детьми). (таблица 1). Таблица 1. Психологическое проявление цвета Красный цвет возбуждающий нервную систему, согревающий, энергичный Оранжевый цвет веселый, добрый, радостный Желтый цвет теплый, бодрящий Зеленый цвет создает спокойное, приятное и мирное настроение Синий цвет серьезный, печальный, сентиментальный Фиолетовый цвет одновременно и притягивающий и отталкивающий, полон жизни и вызывающий тоску и грусть Преподаватель ИЗО. – Ребята, то, как цвет воздействует на человека, как он воспринимается им, учитывается художниками-дизайнерами, консультантами по цвету. Учитывается, например, то, что синий цвет воспринимается нами как сладость, а зеленый, как горечь. Как вы думаете, какого цвета лучше всего делать упаковки для сахара? Верно, сахар в упаковках синего цвета раскупают быстрее, нежели в зеленых. Психолог. – Цвет интересует не только художников, медиков, музыкантов, но и поэтов, писателей. Послушайте рассказ. Его написала ученица 5-го класса Казакова Лида. Назвала она его “Розовый цвет”. “Когда только восходит солнце, - все вокруг розовое-розовое, словно со всего мира собрались лепестки розовых роз и облепили небо. У меня есть розовое ожерелье. Бусинки – словно утренняя роса в розовом цвете. Когда после дождя показывается радуга, на ней можно с легкостью отыскать розовый цвет. А туман… Да! Да! Он тоже может быть розовым. Да, розовый цвет- самый живой и прекрасный цвет в мире!” Психолог. – Что вы чувствовали, когда слушали этот рассказ? Если у вас возникло желание написать рассказ о своем любимом цвете, сделайте это сейчас. Можно составить рассказ устно (тихо звучит классическая музыка. Дети составляют рассказы). РЕБЯТА ЗАЧИТЫВЮТ РАССКАЗЫ. Упражнение на релаксацию и развитие воображения «РАДУГА» «Сядьте удобно, расслабьтесь, дышите ровно и глубоко. Закройте глаза. Представьте, что перед вашими глазами радуга. Первый цвет —- голубой. Голубой может быть мягким и успокаивающим, как струящаяся вода. Голубой приятно ласкает глаз в жару, он освежает тебя, как купание в озере. Ощути эту свежесть. Следующий — желтый. Желтый приносит нам радость, он согревает нас, как солнышко, он напоминает нам нежного пушистого цыпленка, и мы улыбаемся. Если нам грустно и одиноко, он поднимает настроение. Зеленый — цвет мягкой лужайки, листьев и теплого лета. Если нам не по себе и мы чувствуем себя неуверенно, зеленый цвет поможет чувствовать себя лучше. Откройте глаза. Что вы чувствовали и ощущали, когда представляли себе, что смотрите на голубой, желтый и зеленый цвет? Возьмите с собой эти ощущения на весь день». Преподаватель ИЗО. – Ребята, давайте подведем итог нашему уроку. Перед вами цветовые символы (таблица 2). Давайте условимся, что будет обозначать каждый из них. У вас круги такого же цвета. Поднимите те цвета, которые символизируют ваше отношение к уроку. Рефлексия. Таблица 2. Мое отношение к уроку Красный цвет понравилось на уроке Черный цвет не понравилось на уроке Желтый цвет узнал новое на уроке Зеленый цвет я был активен на уроке Синий цвет я бы хотел, чтобы такие уроки были еще Психолог. – Как вы думаете, удалась ли встреча психологии и изобразительного искусства? Сумели эти два предмета подружиться? Домашнее задание: попробуйте определить любимый цвет своих друзей, родственников и знакомых; в чем это проявляется. Благодарим детей за участие в уроке. | |
Просмотров: 2631 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|