Главная » Статьи » В помощь учителю » ИЗО и черчение |
Цель урока: Расширить представления об особенностях музыкально-сценического жанра «балет» и познакомить с новыми фрагментами из балета-сказки П.И. Чайковского «Щелкунчик». Задачи урока: • Развивать способность воспринимать искусство балета как живое и образное; • Развивать познавательный интерес, наблюдательность, воображение, фантазию. • Воспитывать особое чувственное понимание музыки, позволяющее воспринимать художественный образ музыкального произведения эмоционально и осмысленно. • Воспитывать желание совершенствовать художественный, музыкальный и эстетический вкусы, нравственные качества личности, интерес к изобразительному и музыкальному искусству. Оборудование: компьютер; проектор, портрет П.И. Чайковского, тетради по музыке, листы бумаги формата А-5, компакт диск. План. 1.Орг. момент. 2. Беседа 3. Слушание 4. Музыкальная грамота 5. Творческое задание 6. Рефлексия. Вопросы для повторения. 7. Пение песни Ход урока: Учитель музыки I. Организационный момент Под музыку П.И.Чайковского «Танец снежных хлопьев» учащиеся входят в класс и садятся (фрагмент) - Ребята! Вы зашли в класс под звуки музыки. Она снова приглашает нас с вами на встречу с прекрасным миром сказки, в котором оживают сказочные существа, мир становится особенным, загадочным и таинственным и дарит нам волшебство. - Какому композитору принадлежит эта музыка? (П.И.Чайковскому) – СЛАЙД № 1 - А помните ее название? («Танец снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского) - Какая сцена рисуется при прослушивании «Танца снежных хлопьев»? (мнение детей) II. Беседа - Композитор П.И. Чайковский, сочинивший для нас эту красивую музыку, выбрал для сказочной истории удивительный музыкальный жанр – балет. - Вспомните, что такое «БАЛЕТ»? (музыкально-драматическое произведение, в котором соединены разные виды искусства: музыка, танец, драматическое действие, пантомима) – СЛАЙД № 2 СЛАЙД № 3 - Балет «Щелкунчик» - один из самых любимых балетов и среди зрителей, и среди исполнителей. Основой для него стала детская сказка немецкого писателя Эрнста Теодора Амадея Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король» о новогодних приключениях девочки. После рождественского праздничного вечера ей приснились герои сказки. В сюжете тесно переплелись реальные образы и фантастические: 1. Маша, ее брат, Фокусник, гости; 2. Щелкунчик, король мышей, игрушки и сладости Балет "Щелкунчик" был написан П.И. Чайковским в 1891 году. Впервые был поставлен М.И. Петипа и Л.И. Ивановым на сцене Мариинского театра в 1892 году. В «Щелкунчике» Чайковского особенно привлекала возможность средствами музыки воплотить идею борьбы Добра со Злом, победы Света над Тьмой. Это лирический балет. Музыка балета насыщена симфоническими и оперными приёмами развития музыкальных образов. - Давайте вспомним сюжет балета. Действие происходит в маленьком немецком городке. Дети и взрослые веселятся вокруг рождественской елки. – СЛАЙД № 4 - Девоч¬ке Мари подарили Щелкунчика, некрасивого человечка, игрушку для раскалывания орехов. Щелкунчика тут же сломали мальчишки. Маша жалеет сломанную игрушку, укладывает Щелкунчика спать и засыпает сама. Все сказочные события происходят во сне. С наступлением ночи оживает таинственный мир чудес. Выпол¬зают из своих нор мыши во главе с Мышиным Королем. Храбрый Щелкунчик вступает в неравный бой, он смело сражается с целым полчищем мышей. Ему на помощь приходит Мари - она бросает туфельку в предводите¬ля мышей и спасает Щелкунчика. Некрасивый Щелкунчик превращается в пре¬красного принца. – СЛАЙД № 5 Вместе с Мари он отправляется в сказочную страну на праздничный бал – СЛАЙД № 6 Балет «Щелкунчик» - лучшее произведение П.И. Чайковского, написанное им для детей. - «Вальс снежных хлопьев» провожает Мари и Принца в ска¬зочную страну сладостей и игру¬шек. - В сказочной стране сладостей и игрушек их встречает Фея Драже - хозяйка волшебного царства сладостей. Необычна музыкальная характеристика Феи Драже. Чайковский использовал здесь новый в то время музыкальный инструмент, специально выписанный им из Франции, - челесту. – СЛАЙД № 7. - Прозрачно-серебристый тембр челесты помогает передать в музыке переливы фонтанов сладких напитков, блеск разноцветных леденцов. Давайте послушаем. III. Слушание: 1. «Танец Феи Драже» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского (ВИДЕО-РОЛИК – 2.35) - Начинается праздник, на кото¬ром гости разных национально¬стей исполняют свои танцы. Это - китайский танец «Чай», восточный танец – «Кофе, испанский танец – «Шоколад». В балете часто встречаются отдельные разнообразные танцы, все они образуют красочный дивертисмент (ряд концертных номеров, составляющих увеселительную программу, даваемую в дополнение к какому-либо основному спектаклю, концерту…). Завершает балет вос¬торженно-стремительный «Вальс цветов», прославляющий весну, красоту и любовь. – СЛАЙД № 8 2. «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского (фрагмент музыки) - Какие картины рисует музыка? (ответы детей) IV. Музыкальная грамота - Какой музыкальный инструмент сейчас особенно ярко прозвучал? (АРФА – СЛАЙД № 9) - Именно арфа придает музыке легкость и волшебность V. Творческое задание ТВОРЧЕСКИЙ ПРИЕМ: мозговой штурм – учащиеся называют по очереди слова, связанные с эмоционально-образным содержанием музыки: лирическая, нежная, возвышенная, величавая, мягкая, напевная, прозрачная, пластичная, ласковая, светлая, фантастическая, таинственная, загадочная, сказочная, мечтательная, волшебная. - А какие ассоциации возникли у вас при прослушивании «Вальса цветов» из балета «Щелкунчик» Чайковского? (составление ассоциативной цепи) БАЛЕТ - ВАЛЬС - ТАНЕЦ – СКАЗКА – ВОЛШЕБСТВО Ассоциация – соединение ощущений, представлений, мыслей и чувств. И именно это мы будем сегодня выражать в рисунке – свои ассоциации и чувства -ТВОРЧЕСКИЙ ПРИЕМ: ролевая игра «Художники-декораторы» (художники-декораторы в театре выполняют функцию оформителей декораций к опере или балету) – СЛАЙД № 9 - Как вы думаете, можно ли в рисунке передать свои чувства, которые у вас возникают при прослушивании красивой музыки. Учитель рисования - Сегодня мы будем выполнять декорации к балету-сказке П.И. Чайковского «Щелкунчик». ДЕКОРАЦИЯ - в широком значении слова, всякое художественное украшение предмета или помещения. Отсюда глагол: декорировать – производить художественное украшение. Слово «декорация» всего чаще употребляется для обозначения принадлежностей театра, имеющих своим назначением производить иллюзию места, в котором происходит действие, разыгрываемое на сцене. Поэтому театральные декорации представляют по большей части либо пейзажи, либо перспективные виды улиц, площадей и внутренности зданий. Постарайтесь передать чувства, настроения музыкальных тем, которые сегодня прозвучали в технике граттаж (,танцующие снежинки, танцующие цветы, бабочки или просто зимний пейзаж). С этой техникой мы уже с вами знакомы. Кто напомнит как работать в этой технике? (Ответы детей….ГРАТТАЖ - один из способов нанесения изображения, когда рисунок создается через процарапывание пером или другие остриём по воску картона или бумаги, залитых тушью. ) В России под названием граттографии подобную технику впервые использовал М.В. Добужинский, создавая свои фантастические, повышенно экспрессивные произведения. В работе используются острые инструменты для удаления черной краски с гладкой, специально подготовленной поверхности картона, в результате чего приоткрывается нижний слой. В результате применения данной техники образуется эффектное и драматичное черно-белое изображение. - Положите перед собой подготовленные форматы и приступайте к работе. Итог урока Анализ работ: - очень приятно отметить, что все рисовавшие, попытались передать свои эмоции и чувства от прослушивания музыки П.И. Чайковского. У всех получилось свое прочтение одного и того же музыкального произведения, своя ассоциативная композиция, и вы сумели передать свое отношение к этому произведению. Учитель музыки - Итак, в балете чувства передаются с помощью: мелодии, интонации, мимики, жестов, движения артистов. Рефлексия. - Похлопайте в ладоши, кто считает, что справился с сегодняшним заданием, кто считает, что ему не хватило времени, пусть погладит себя по голове и скажет: «не унывай дружок, в следующий раз непременно успеешь». - И закончить урок я хочу песней «Зимняя сказка». Пение «Зимняя сказка» - Урок окончен. До свидания! | |
Просмотров: 1953 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|