Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » ИЗО и черчение

интегрированный урок ИЗО и музыки
Цель урока: Расширить представления об особенностях музыкально-сценического жанра «балет» и познакомить с новыми фрагментами из балета-сказки П.И. Чайковского «Щелкунчик».
Задачи урока:
• Развивать способность воспринимать искусство балета как живое и образное;
• Развивать познавательный интерес, наблюдательность, воображение, фантазию.
• Воспитывать особое чувственное понимание музыки, позволяющее воспринимать художественный образ музыкального произведения эмоционально и осмысленно.
• Воспитывать желание совершенствовать художественный, музыкальный и эстетический вкусы, нравственные качества личности, интерес к изобразительному и музыкальному искусству.

Оборудование: компьютер; проектор, портрет П.И. Чайковского, тетради по музыке, листы бумаги формата А-5, компакт диск.
План.
1.Орг. момент.
2. Беседа
3. Слушание
4. Музыкальная грамота
5. Творческое задание
6. Рефлексия. Вопросы для повторения.
7. Пение песни

Ход урока:
Учитель музыки
I. Организационный момент
Под музыку П.И.Чайковского «Танец снежных хлопьев» учащиеся входят в класс и садятся (фрагмент)
- Ребята! Вы зашли в класс под звуки музыки. Она снова приглашает нас с вами на встречу с прекрасным миром сказки, в котором оживают сказочные существа, мир становится особенным, загадочным и таинственным и дарит нам волшебство.
- Какому композитору принадлежит эта музыка? (П.И.Чайковскому) – СЛАЙД № 1
- А помните ее название? («Танец снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского)
- Какая сцена рисуется при прослушивании «Танца снежных хлопьев»? (мнение детей)

II. Беседа
- Композитор П.И. Чайковский, сочинивший для нас эту красивую музыку, выбрал для сказочной истории удивительный музыкальный жанр – балет.
- Вспомните, что такое «БАЛЕТ»? (музыкально-драматическое произведение, в котором соединены разные виды искусства: музыка, танец, драматическое действие, пантомима) –
СЛАЙД № 2

СЛАЙД № 3 - Балет «Щелкунчик» - один из самых любимых балетов и среди зрителей, и среди исполнителей. Основой для него стала детская сказка немецкого писателя Эрнста Теодора Амадея Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король» о новогодних приключениях девочки. После рождественского праздничного вечера ей приснились герои сказки.

В сюжете тесно переплелись реальные образы и фантастические:
1. Маша, ее брат, Фокусник, гости;
2. Щелкунчик, король мышей, игрушки и сладости

Балет "Щелкунчик" был написан П.И. Чайковским в 1891 году. Впервые был поставлен М.И. Петипа и Л.И. Ивановым на сцене Мариинского театра в 1892 году.

В «Щелкунчике» Чайковского особенно привлекала возможность средствами музыки воплотить идею борьбы Добра со Злом, победы Света над Тьмой. Это лирический балет. Музыка балета насыщена симфоническими и оперными приёмами развития музыкальных образов.
- Давайте вспомним сюжет балета. Действие происходит в маленьком немецком городке. Дети и взрослые веселятся вокруг рождественской елки. – СЛАЙД № 4
- Девоч¬ке Мари подарили Щелкунчика, некрасивого человечка, игрушку для раскалывания орехов. Щелкунчика тут же сломали мальчишки. Маша жалеет сломанную игрушку, укладывает Щелкунчика спать и засыпает сама. Все сказочные события происходят во сне. С наступлением ночи оживает таинственный мир чудес. Выпол¬зают из своих нор мыши во главе с Мышиным Королем. Храбрый Щелкунчик вступает в неравный бой, он смело сражается с целым полчищем мышей. Ему на помощь приходит Мари - она бросает туфельку в предводите¬ля мышей и спасает Щелкунчика. Некрасивый Щелкунчик превращается в пре¬красного принца. – СЛАЙД № 5
Вместе с Мари он отправляется в сказочную страну на праздничный бал – СЛАЙД № 6

Балет «Щелкунчик» - лучшее произведение П.И. Чайковского, написанное им для детей.

- «Вальс снежных хлопьев» провожает Мари и Принца в ска¬зочную страну сладостей и игру¬шек.
- В сказочной стране сладостей и игрушек их встречает Фея Драже - хозяйка волшебного царства сладостей. Необычна музыкальная характеристика Феи Драже. Чайковский использовал здесь новый в то время музыкальный инструмент, специально выписанный им из Франции, - челесту. – СЛАЙД № 7.
- Прозрачно-серебристый тембр челесты помогает передать в музыке переливы фонтанов сладких напитков, блеск разноцветных леденцов. Давайте послушаем.

III. Слушание:
1. «Танец Феи Драже» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского
(ВИДЕО-РОЛИК – 2.35)

- Начинается праздник, на кото¬ром гости разных национально¬стей исполняют свои танцы.
Это - китайский танец «Чай», восточный танец – «Кофе, испанский танец – «Шоколад». В балете часто встречаются отдельные разнообразные танцы, все они образуют красочный дивертисмент (ряд концертных номеров, составляющих увеселительную программу, даваемую в дополнение к какому-либо основному спектаклю, концерту…).

Завершает балет вос¬торженно-стремительный «Вальс цветов», прославляющий весну, красоту и любовь. – СЛАЙД № 8

2. «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского (фрагмент музыки)

- Какие картины рисует музыка? (ответы детей)
IV. Музыкальная грамота
- Какой музыкальный инструмент сейчас особенно ярко прозвучал? (АРФА – СЛАЙД № 9)
- Именно арфа придает музыке легкость и волшебность
V. Творческое задание
ТВОРЧЕСКИЙ ПРИЕМ: мозговой штурм – учащиеся называют по очереди слова, связанные с эмоционально-образным содержанием музыки: лирическая, нежная, возвышенная, величавая, мягкая, напевная, прозрачная, пластичная, ласковая, светлая, фантастическая, таинственная, загадочная, сказочная, мечтательная, волшебная.

- А какие ассоциации возникли у вас при прослушивании «Вальса цветов» из балета «Щелкунчик» Чайковского? (составление ассоциативной цепи)
БАЛЕТ - ВАЛЬС - ТАНЕЦ – СКАЗКА – ВОЛШЕБСТВО

Ассоциация – соединение ощущений, представлений, мыслей и чувств. И именно это мы будем сегодня выражать в рисунке – свои ассоциации и чувства

-ТВОРЧЕСКИЙ ПРИЕМ: ролевая игра «Художники-декораторы» (художники-декораторы в театре выполняют функцию оформителей декораций к опере или балету) – СЛАЙД № 9
- Как вы думаете, можно ли в рисунке передать свои чувства, которые у вас возникают при прослушивании красивой музыки.

Учитель рисования
- Сегодня мы будем выполнять декорации к балету-сказке П.И. Чайковского «Щелкунчик». ДЕКОРАЦИЯ - в широком значении слова, всякое художественное украшение предмета или помещения. Отсюда глагол: декорировать – производить художественное украшение. Слово «декорация» всего чаще употребляется для обозначения принадлежностей театра, имеющих своим назначением производить иллюзию места, в котором происходит действие, разыгрываемое на сцене. Поэтому театральные декорации представляют по большей части либо пейзажи, либо перспективные виды улиц, площадей и внутренности зданий.
Постарайтесь передать чувства, настроения музыкальных тем, которые сегодня прозвучали в технике граттаж (,танцующие снежинки, танцующие цветы, бабочки или просто зимний пейзаж). С этой техникой мы уже с вами знакомы. Кто напомнит как работать в этой технике? (Ответы детей….ГРАТТАЖ - один из способов нанесения изображения, когда рисунок создается через процарапывание пером или другие остриём по воску картона или бумаги, залитых тушью. )

В России под названием граттографии подобную технику впервые использовал М.В. Добужинский, создавая свои фантастические, повышенно экспрессивные произведения.
В работе используются острые инструменты для удаления черной краски с гладкой, специально подготовленной поверхности картона, в результате чего приоткрывается нижний слой. В результате применения данной техники образуется эффектное и драматичное черно-белое изображение.
- Положите перед собой подготовленные форматы и приступайте к работе.

Итог урока
Анализ работ:
- очень приятно отметить, что все рисовавшие, попытались передать свои эмоции и чувства от прослушивания музыки П.И. Чайковского. У всех получилось свое прочтение одного и того же музыкального произведения, своя ассоциативная композиция, и вы сумели передать свое отношение к этому произведению.
Учитель музыки
- Итак, в балете чувства передаются с помощью: мелодии, интонации, мимики, жестов, движения артистов.
Рефлексия.
- Похлопайте в ладоши, кто считает, что справился с сегодняшним заданием, кто считает, что ему не хватило времени, пусть погладит себя по голове и скажет: «не унывай дружок, в следующий раз непременно успеешь».
- И закончить урок я хочу песней «Зимняя сказка».
Пение «Зимняя сказка»
- Урок окончен. До свидания!
Категория: ИЗО и черчение | Добавил: kalasik (2013-10-11) E
Просмотров: 1872 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 2.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-10-18, 11:42 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru