Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » ИЗО и черчение

элементы пейзажа
Тема урока: Пейзаж. Элементы пейзажа.
Цели урока: Знать жанры изобразительного искусства: пейзаж- отличие его от других жанров, стаффаж.
Знать основоположников – пейзажистов и мастеров искусства нашего региона .
Уметь составлять стаффаж. Уметь делать наброски .
Развивать зрительную память , воображения.
Воспитывать эстетическое восприятие полотен, любовь к своему краю, бережное отношение к природе.
Тип урока: объяснение новой темы
Оборудование: интерактивная доска, презентация
Ход урока:
1.Организационный момент.
Добрый день! Сегодня наш урок будет необычный и поэтому я хочу, чтобы вы все мне улыбнулись, и это хорошее настроение сохранили до конца урока.
На сегодняшнем уроке вам понадобится: начатые вами работы, знания ранее изученного материала и желание узнать, что-то новое.

2.Актуализация знаний по теме «Анималистический жанр».
-Вы уже знакомы с некоторыми видами ИЗО.
Перечислите знакомые вам виды.
-ДПИ, графика, живопись, скульптура, архитектура.
-С какими жанрами вы уже знакомы?
-Анималистическим , пейзажем, натюрмортом
-Что является главным в определении жанра?
Предмет изображения
-Кого изображают художники-анималисты?
-животных, мир живой природы.
-кто из художников работал в этом жанре, назовите их произведения.
-Василий Ватагин «Рисунки животных к литературным произведениям»,
-Валентин Серов « Рисунки к басням Крылова»,

3. Изучение нового материала.
Вы уже знакомы с жанром пейзажа, сегодня мы продолжим работать над этой темой и познакомимся с его элементами, которые помогут вам в дальнейшем отличать пейзаж от других жанров ИЗО.
Что является главным. предметом изображения в пейзаже?
-изображение природы.
Как вы думаете, что толкает художников работать в жанре пейзажа?
-неповторимая красота природы

Я вам покажу репродукции картин, может быть вы уже их видели раньше.
-Как вы думаете к какому жанру их можно отнести?
-А природа какого региона здесь изображена?

Красива родная земля. И эту самую красоту в своих произведениях воспроизвели великие художники. И сейчас мы с ними познакомимся ……

Абильхан Кастеев - выдающийся казахский живописец, основоположник казахского изобразительного искусства. Родился и вырос в окрестностях Жаркента Алматинской области, похоронен в Алматы. В 1944 году А. Кастеев удостоен звания народного художника Казахстана. В 1945-1956 годах он был председателем правления Союза художников Казахстана. Абильхан - художник, который сумел изобразить прекрасную природу родной земли, изменения, внесенные человеком в ее облик. Его полотна: "Высокогорный каток" (1954), "Цветок яблони" (1958), "Моя Родина" (1959), "Автолавка на жайляу" (1963), "Капчагайская ГЭС" (1972) обращают на себя внимание правдивостью изображения.Абильхан Кастеев - самобытный художник, которого отличает собственный стиль и умение передать на полотнах свою любовь к родной земле.Большим достижением казахского изобразительного искусства является тот факт, что 100-летие художника отмечалось на уровне ЮНЕСКО. Абильхан Кастеев не признавал устоявшиеся каноны, он шел своим собственным творческим путем. Окружающих поражали выносливость и работоспособность художника. Если он начинал картину, то не вставал, пока ее не закончит.

• Шишкин (Иван Иванович) - один из великих русских пейзажистов, живописец, рисовальщик и гравер-аквафортист, сын купца, родился 13 (25 по нов. стилю) января в Елабуге (Вятской губ.) в 1832 г.,
• двенадцати лет от роду был определен в ученики 1-ой казанской гимназии, но, дойдя в ней до 5-го класса, оставил ее и поступил в московское училище живописи, ваяния и зодчества.
• Окончив курс этого заведения, он с 1857 г. продолжал свое образование в академии художеств, где числился учеником проф. С. М. Воробьева.
Шишкин был первым из русских пейзажистов второй половины XIX века, придававшим огромное значение этюду с натуры. Работа над этюдом была для него и приемом изучения природы, и непрерывной профессиональной тренировкой, и основой для формирования пейзажных композиций.
Многочисленные этюды Шишкина - то малые, то большие - изображают иногда целый пейзажный мотив, иногда только отдельную деталь.
Постоянная работа на натуре развивала в Шишкине понимание природы. Он улавливал в ней все более богатое содержание, видел новые мотивы. Уже в 1870-х годах он стал создавать первые картины, передающие меняющиеся состояния природы - вечер, сумерки, закат солнца, - сохраняя при этом четкость и предметность изображения. Но тема торжественной и ясной красоты родной земли была для него основной.

Исаак Ильич Левитан
родился 30 августа
1860 году.
В тринадцатилетнем возрасте Левитан поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В сентябре 1876 года Левитан обучается в пейзажной мастерской А. К. Саврасова, а позже его учителем становится В. Д. Поленов.

В каждом уголке природы Левитан умел найти что-то заветное, сокровенное. Он говорил ученикам, что мало хорошо написать землю, небо, воду,- надо передать в пейзаже чувство, которое объединит, свяжет в одно целое землю, воду, небо. Поэтому пейзажи Левитана невозможно описывать словами.

Левитан любил повторять стихи русского поэта Баратынского:
С природой одною он жизнью дышал:
Ручья разумел лепетанье,
И говор древесных листов понимал,
И чувствовал трав прозябанье...
"Вот что нужно пейзажисту - понимать разговор воды и деревьев, слышать, как трава растет,- говорил Левитан.- Какое это великое счастье!"

Поленов
Василий Дмитриевич
Когда вы задумали писать, то, уже стоя перед мольбертом и глядя на чистый лист, непременно думаете, что это будет ваша лучшая работа - только тогда, крепко веруя в свое начинание, приступайте к делу.
Творчество Василия Дмитриевича Поленова - одно из самых значительных явлений в русской живописи второй половины XIX века.
Замечательный пейзажист, он развил в русском искусстве системы пленэрной живописи, создал произведения, полные поэзии и лиризма, красоты и правдивости, свежести живописного решения.
Многогранное творчество художника не исчерпывалось достижениями в области пейзажного жанра. Живописец и театральный художник, архитектор и музыкант, он раскрыл свое дарование в каждом из жанров и видов искусства, во многих отношениях выступил как новатор…

Морозов Борис Филиппович
Родился в селе Песчанка
Ново-Шульбинского района.
Окончил Всесоюзный народный университет искусств факультет рисунка и живописи. С 1969г. являлся членом творческой секции художественного фонда г.Усть –Каменогорска, с 1991г.член Союза художников СССР. Участник международных, всесоюзных, республиканских, областных выставок. Из под кисти художника вышло более 2000 картин.
Много времени посвящает художник свободному творчеству. Борис f Морозовf, который начинал как художник-график, все более влечет живопись. Жанры различны: пейзаж, портрет, картины на историческую тему, картины-размышления, картины-откровения. Пейзажи художника пленяют многообразием состояний и красочностью цветовой палитры.

Родился Анатолий Робу 2 сентября 1962 года в столице Молдовы Кишиневе.
Работал бригадиром художественно-оформительской бригады по дизайну объектов в Кызыл-Орде, Бийске, Шемонаихе. Его покорила необыкновенная красота природы Восточного Казахстана, и он остался жить в Шемонаихе. Здесь женился и вернулся к своей основной специальности – художника-живописца.
На сегодняшний день Анатолий один из наиболее перспективных художников Восточного Казахстана.
Художник много путешествовал по Алтаю и Казахстану, привозя из дальних поездок чудесные натурные этюды, на их основе в мастерской рождаются картины, обобщающие увиденное. Он чувствует и понимает природу: будь то суровая красота зимы или буйство красок жаркого лета. Любимые места пленера – Семипалатинский сосновый бор, Марьин утес, река Уба и речки, впадающие в нее, – Бобровка, Карагужиха. Одинаково сильно волнуют художника и пышная крона алтайской сосны в контражуре солнечного света и рассеянное сияние зимнего леса. Художник блестяще овладел всеми приемами пленэра, то есть живописи на открытом воздухе.
Творчество его жизнерадостно, оно пропитано теплым чувством к природе. Для него природа самоценна, поэтому в этих полотнах нет человека.

Мы просмотрели только малую часть работ художников-пейзажистов подробнее с их творчеством вы можете познакомиться посетив школьную библиотеку или сайт в Интернете.

Но вернёмся к картине Шишкина «Утро в сосновом лесу»
Это самая знаменитое его произведение……лесная чаща, утренний туман, могучие стволы и разлапистые ветви сосен, сломанное бурей дерево, медведица с медвежатами..
. Это картина?
«Утро в сосновом лесу».

Кого вы видите на картине? Медведей

Правильно. Но изображением животных занимаются художники- анималисты, а мы говорим о пейзаже. Как быть? К какому жанру отнесём это произведение?

В данном произведении фигуры животных играют второстепенное значение, они только оживляют пейзаж. Украшать пейзажи могут не только фигуры животных, но и людей. Такое украшение картины называют «СТАФФАЖ».
Стаффаж получил распространение главным образом в живописи 17 века, иногда стаффажные фигуры выполняются не автором пейзажа, а другими живописцами.

Сейчас мы попытаемся оживить наш пейзаж.
Каких животных можно встретить в нашей местности?
-лисиц, зайцев, белок, волков, лосей, мышек.
А каких птиц?
- серые вороны, воробьи, синицы, дятлы, поползни
А про красную книгу ВКО области, что-нибудь вы слышали?
Каких охраняемых животных и птиц вы знаете?
Зачем их нужно охранять?

Соня из Бетпак-Далы
он - не мышь,не песчанка, не хомячок и даже вовсе не соня. Имя дали ему наши казахстанские ученые, так как живет зверек только на нашей земле и больше нигде в мире. Она была найдена в пустынях Бетпак –Далы , Дарьялык, в Северном и Восточном Прибалхашье, и в Восточном Казахстане - в Алакольской и Зайсанской котловинах, где населяет пустыни с зарослями полыни, кустиками саксаула, "Мышка", впервые найденная в Бет­пак-Далы, включена в Международную Красную книгу.
Сальпинготус- Карликовый, трехпалый, трубкоухий, жирнохвостый - и все это он один. Все бе­ды, уродство, которое есть на земле, буд­то специально свалились на него. Он дей­ствительно самый маленький из всех сво­их сородичей, населяющих азиатские пустыни и полупустыни, не больше грец­кого ореха. Этот редчайший уродец - с тремя пальцами на задних лапках, с жир­ным у основания хвостом, похожим на морковку. У "монстра" песчаной пусты­ни уши тоже не как у всех - они имеют форму трубочек. Однако на этом "урод­ство" его не кончается: голова зверька со­ставляет половину туловища, а то и боль­ше, и впечатление такое, что шеи нет, и голова прочно приросла к задней части.

Щурка золотистая- Птица, о которой пойдет речь, размером со скворца, но стройнее его и с очень яркой, контрастной окраской. Героиня наша сравнима по окраске разве что с попугаями. Окраска и форма птиц очень индивидуальны: в глаза бросаются голубой цвет нижней части туловища с ярко-желтым "подбородком", каштановым, с лоском, верхом. Острый, изогнутый клюв и стрелообразные перья, выходящие из середины зеленоватого хвоста, создают эдакий остроколючий силуэт. Стоит ей распахнуть крылья с коричневым подбоем, и она - само парящее изящество, многоцветная звездочка, совершающая умопомрачительные пируэты в погоне за насекомыми - пчелами, осами, стрекозами, бабочками. Находили эту птицу в зайсанской котловине , по Иртишу!
У нас это очень редкий вид птицы. Поэтому она у нас в красной книге .

Птицы, рыбы, звери
Людям в душу смотрят
Вы их жалейте люди, не убивайте зря.
Ведь небо без птиц-не небо,
И море без рыб –не море.
И земля без зверей –не земля.
Физминутка
Практическая работа
Сегодня вам предстоит закончить начатую на предыдущих уроках работу. Вы начинали работать над анималистическим жанром. Сегодня же мы превратим их в элемент пейзажа- стаффаж.
Готовые работы, можете прикрепить на нашу поляну.

5.3акрепление изученного.
Что нового вы взяли для себя с урока?
Новый жанр-пейзаж, познакомились с творчеством вятского
художника И. И. Шишкина, стаффаж.
Подумайте, а может ли пейзаж, являться стаффажем для других жанров ИЗО?

Д.З. закончить работы в цвете
6. Рефлексия.
Как вам сегодня работалось?
Какой момент урока вам больше всего понравился?
На каком этапе вам было наиболее трудно?
Ребята, если вам урок понравился, то улыбнитесь мне и друг другу. Если вам что то осталось непонятным- поднимите руку.
7.3аключительный этап.
Урок окончен. Прибираем свои рабочие места.
Категория: ИЗО и черчение | Добавил: Азамат (2013-12-04) | Автор: Сапарова Сауле Жаксыбековна E
Просмотров: 1813 | Комментарии: 2 | Теги: пожалуйста, отправьте сертификат! Спасибо больш | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 1:12 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru