Главная » Статьи » В помощь учителю » ИЗО и черчение |
Тема урока: Пейзаж. Элементы пейзажа. Цели урока: Знать жанры изобразительного искусства: пейзаж- отличие его от других жанров, стаффаж. Знать основоположников – пейзажистов и мастеров искусства нашего региона . Уметь составлять стаффаж. Уметь делать наброски . Развивать зрительную память , воображения. Воспитывать эстетическое восприятие полотен, любовь к своему краю, бережное отношение к природе. Тип урока: объяснение новой темы Оборудование: интерактивная доска, презентация Ход урока: 1.Организационный момент. Добрый день! Сегодня наш урок будет необычный и поэтому я хочу, чтобы вы все мне улыбнулись, и это хорошее настроение сохранили до конца урока. На сегодняшнем уроке вам понадобится: начатые вами работы, знания ранее изученного материала и желание узнать, что-то новое. 2.Актуализация знаний по теме «Анималистический жанр». -Вы уже знакомы с некоторыми видами ИЗО. Перечислите знакомые вам виды. -ДПИ, графика, живопись, скульптура, архитектура. -С какими жанрами вы уже знакомы? -Анималистическим , пейзажем, натюрмортом -Что является главным в определении жанра? Предмет изображения -Кого изображают художники-анималисты? -животных, мир живой природы. -кто из художников работал в этом жанре, назовите их произведения. -Василий Ватагин «Рисунки животных к литературным произведениям», -Валентин Серов « Рисунки к басням Крылова», 3. Изучение нового материала. Вы уже знакомы с жанром пейзажа, сегодня мы продолжим работать над этой темой и познакомимся с его элементами, которые помогут вам в дальнейшем отличать пейзаж от других жанров ИЗО. Что является главным. предметом изображения в пейзаже? -изображение природы. Как вы думаете, что толкает художников работать в жанре пейзажа? -неповторимая красота природы Я вам покажу репродукции картин, может быть вы уже их видели раньше. -Как вы думаете к какому жанру их можно отнести? -А природа какого региона здесь изображена? Красива родная земля. И эту самую красоту в своих произведениях воспроизвели великие художники. И сейчас мы с ними познакомимся …… Абильхан Кастеев - выдающийся казахский живописец, основоположник казахского изобразительного искусства. Родился и вырос в окрестностях Жаркента Алматинской области, похоронен в Алматы. В 1944 году А. Кастеев удостоен звания народного художника Казахстана. В 1945-1956 годах он был председателем правления Союза художников Казахстана. Абильхан - художник, который сумел изобразить прекрасную природу родной земли, изменения, внесенные человеком в ее облик. Его полотна: "Высокогорный каток" (1954), "Цветок яблони" (1958), "Моя Родина" (1959), "Автолавка на жайляу" (1963), "Капчагайская ГЭС" (1972) обращают на себя внимание правдивостью изображения.Абильхан Кастеев - самобытный художник, которого отличает собственный стиль и умение передать на полотнах свою любовь к родной земле.Большим достижением казахского изобразительного искусства является тот факт, что 100-летие художника отмечалось на уровне ЮНЕСКО. Абильхан Кастеев не признавал устоявшиеся каноны, он шел своим собственным творческим путем. Окружающих поражали выносливость и работоспособность художника. Если он начинал картину, то не вставал, пока ее не закончит. • Шишкин (Иван Иванович) - один из великих русских пейзажистов, живописец, рисовальщик и гравер-аквафортист, сын купца, родился 13 (25 по нов. стилю) января в Елабуге (Вятской губ.) в 1832 г., • двенадцати лет от роду был определен в ученики 1-ой казанской гимназии, но, дойдя в ней до 5-го класса, оставил ее и поступил в московское училище живописи, ваяния и зодчества. • Окончив курс этого заведения, он с 1857 г. продолжал свое образование в академии художеств, где числился учеником проф. С. М. Воробьева. Шишкин был первым из русских пейзажистов второй половины XIX века, придававшим огромное значение этюду с натуры. Работа над этюдом была для него и приемом изучения природы, и непрерывной профессиональной тренировкой, и основой для формирования пейзажных композиций. Многочисленные этюды Шишкина - то малые, то большие - изображают иногда целый пейзажный мотив, иногда только отдельную деталь. Постоянная работа на натуре развивала в Шишкине понимание природы. Он улавливал в ней все более богатое содержание, видел новые мотивы. Уже в 1870-х годах он стал создавать первые картины, передающие меняющиеся состояния природы - вечер, сумерки, закат солнца, - сохраняя при этом четкость и предметность изображения. Но тема торжественной и ясной красоты родной земли была для него основной. Исаак Ильич Левитан родился 30 августа 1860 году. В тринадцатилетнем возрасте Левитан поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В сентябре 1876 года Левитан обучается в пейзажной мастерской А. К. Саврасова, а позже его учителем становится В. Д. Поленов. В каждом уголке природы Левитан умел найти что-то заветное, сокровенное. Он говорил ученикам, что мало хорошо написать землю, небо, воду,- надо передать в пейзаже чувство, которое объединит, свяжет в одно целое землю, воду, небо. Поэтому пейзажи Левитана невозможно описывать словами. Левитан любил повторять стихи русского поэта Баратынского: С природой одною он жизнью дышал: Ручья разумел лепетанье, И говор древесных листов понимал, И чувствовал трав прозябанье... "Вот что нужно пейзажисту - понимать разговор воды и деревьев, слышать, как трава растет,- говорил Левитан.- Какое это великое счастье!" Поленов Василий Дмитриевич Когда вы задумали писать, то, уже стоя перед мольбертом и глядя на чистый лист, непременно думаете, что это будет ваша лучшая работа - только тогда, крепко веруя в свое начинание, приступайте к делу. Творчество Василия Дмитриевича Поленова - одно из самых значительных явлений в русской живописи второй половины XIX века. Замечательный пейзажист, он развил в русском искусстве системы пленэрной живописи, создал произведения, полные поэзии и лиризма, красоты и правдивости, свежести живописного решения. Многогранное творчество художника не исчерпывалось достижениями в области пейзажного жанра. Живописец и театральный художник, архитектор и музыкант, он раскрыл свое дарование в каждом из жанров и видов искусства, во многих отношениях выступил как новатор… Морозов Борис Филиппович Родился в селе Песчанка Ново-Шульбинского района. Окончил Всесоюзный народный университет искусств факультет рисунка и живописи. С 1969г. являлся членом творческой секции художественного фонда г.Усть –Каменогорска, с 1991г.член Союза художников СССР. Участник международных, всесоюзных, республиканских, областных выставок. Из под кисти художника вышло более 2000 картин. Много времени посвящает художник свободному творчеству. Борис f Морозовf, который начинал как художник-график, все более влечет живопись. Жанры различны: пейзаж, портрет, картины на историческую тему, картины-размышления, картины-откровения. Пейзажи художника пленяют многообразием состояний и красочностью цветовой палитры. Родился Анатолий Робу 2 сентября 1962 года в столице Молдовы Кишиневе. Работал бригадиром художественно-оформительской бригады по дизайну объектов в Кызыл-Орде, Бийске, Шемонаихе. Его покорила необыкновенная красота природы Восточного Казахстана, и он остался жить в Шемонаихе. Здесь женился и вернулся к своей основной специальности – художника-живописца. На сегодняшний день Анатолий один из наиболее перспективных художников Восточного Казахстана. Художник много путешествовал по Алтаю и Казахстану, привозя из дальних поездок чудесные натурные этюды, на их основе в мастерской рождаются картины, обобщающие увиденное. Он чувствует и понимает природу: будь то суровая красота зимы или буйство красок жаркого лета. Любимые места пленера – Семипалатинский сосновый бор, Марьин утес, река Уба и речки, впадающие в нее, – Бобровка, Карагужиха. Одинаково сильно волнуют художника и пышная крона алтайской сосны в контражуре солнечного света и рассеянное сияние зимнего леса. Художник блестяще овладел всеми приемами пленэра, то есть живописи на открытом воздухе. Творчество его жизнерадостно, оно пропитано теплым чувством к природе. Для него природа самоценна, поэтому в этих полотнах нет человека. Мы просмотрели только малую часть работ художников-пейзажистов подробнее с их творчеством вы можете познакомиться посетив школьную библиотеку или сайт в Интернете. Но вернёмся к картине Шишкина «Утро в сосновом лесу» Это самая знаменитое его произведение……лесная чаща, утренний туман, могучие стволы и разлапистые ветви сосен, сломанное бурей дерево, медведица с медвежатами.. . Это картина? «Утро в сосновом лесу». Кого вы видите на картине? Медведей Правильно. Но изображением животных занимаются художники- анималисты, а мы говорим о пейзаже. Как быть? К какому жанру отнесём это произведение? В данном произведении фигуры животных играют второстепенное значение, они только оживляют пейзаж. Украшать пейзажи могут не только фигуры животных, но и людей. Такое украшение картины называют «СТАФФАЖ». Стаффаж получил распространение главным образом в живописи 17 века, иногда стаффажные фигуры выполняются не автором пейзажа, а другими живописцами. Сейчас мы попытаемся оживить наш пейзаж. Каких животных можно встретить в нашей местности? -лисиц, зайцев, белок, волков, лосей, мышек. А каких птиц? - серые вороны, воробьи, синицы, дятлы, поползни А про красную книгу ВКО области, что-нибудь вы слышали? Каких охраняемых животных и птиц вы знаете? Зачем их нужно охранять? Соня из Бетпак-Далы он - не мышь,не песчанка, не хомячок и даже вовсе не соня. Имя дали ему наши казахстанские ученые, так как живет зверек только на нашей земле и больше нигде в мире. Она была найдена в пустынях Бетпак –Далы , Дарьялык, в Северном и Восточном Прибалхашье, и в Восточном Казахстане - в Алакольской и Зайсанской котловинах, где населяет пустыни с зарослями полыни, кустиками саксаула, "Мышка", впервые найденная в Бетпак-Далы, включена в Международную Красную книгу. Сальпинготус- Карликовый, трехпалый, трубкоухий, жирнохвостый - и все это он один. Все беды, уродство, которое есть на земле, будто специально свалились на него. Он действительно самый маленький из всех своих сородичей, населяющих азиатские пустыни и полупустыни, не больше грецкого ореха. Этот редчайший уродец - с тремя пальцами на задних лапках, с жирным у основания хвостом, похожим на морковку. У "монстра" песчаной пустыни уши тоже не как у всех - они имеют форму трубочек. Однако на этом "уродство" его не кончается: голова зверька составляет половину туловища, а то и больше, и впечатление такое, что шеи нет, и голова прочно приросла к задней части. Щурка золотистая- Птица, о которой пойдет речь, размером со скворца, но стройнее его и с очень яркой, контрастной окраской. Героиня наша сравнима по окраске разве что с попугаями. Окраска и форма птиц очень индивидуальны: в глаза бросаются голубой цвет нижней части туловища с ярко-желтым "подбородком", каштановым, с лоском, верхом. Острый, изогнутый клюв и стрелообразные перья, выходящие из середины зеленоватого хвоста, создают эдакий остроколючий силуэт. Стоит ей распахнуть крылья с коричневым подбоем, и она - само парящее изящество, многоцветная звездочка, совершающая умопомрачительные пируэты в погоне за насекомыми - пчелами, осами, стрекозами, бабочками. Находили эту птицу в зайсанской котловине , по Иртишу! У нас это очень редкий вид птицы. Поэтому она у нас в красной книге . Птицы, рыбы, звери Людям в душу смотрят Вы их жалейте люди, не убивайте зря. Ведь небо без птиц-не небо, И море без рыб –не море. И земля без зверей –не земля. Физминутка Практическая работа Сегодня вам предстоит закончить начатую на предыдущих уроках работу. Вы начинали работать над анималистическим жанром. Сегодня же мы превратим их в элемент пейзажа- стаффаж. Готовые работы, можете прикрепить на нашу поляну. 5.3акрепление изученного. Что нового вы взяли для себя с урока? Новый жанр-пейзаж, познакомились с творчеством вятского художника И. И. Шишкина, стаффаж. Подумайте, а может ли пейзаж, являться стаффажем для других жанров ИЗО? Д.З. закончить работы в цвете 6. Рефлексия. Как вам сегодня работалось? Какой момент урока вам больше всего понравился? На каком этапе вам было наиболее трудно? Ребята, если вам урок понравился, то улыбнитесь мне и друг другу. Если вам что то осталось непонятным- поднимите руку. 7.3аключительный этап. Урок окончен. Прибираем свои рабочие места. | |
Просмотров: 1827 | Комментарии: 2 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|